«Яков

Оглавление

Религия и экономика: в чём ошибся Вебер

Гипотеза Вебера и Трельча о решающем влиянии религии на экономику многократно не подтвердилась.

Есть какой-то весёлый парадокс в том, что эта гипотеза была сформулирована в начале ХХ века, веке секуляризации, когда роль религии резко ослабела во всём мире. США заняли лидирующее положение в мире только после Первой Мировой войны, и это было отнюдь не результатом возросшего влияния кальвинизма в Америке. Напротив, США тем активнее пробивались в лидеры экономики, чем более утрачивала свои позиции традиционная американская религиозность. Что уж говорить о Китае, где конфуцианство пало жертвой тоталитаризма, или об Израиле, экономические успехи которого меньше всего были обязаны религиозности израильтян.

Есть и невесёлый парадокс: о решающей роли религии спустя сто лет особенно активно говорят вполне неверующие субъекты. Символом этого может быть фотосессия Трампа с Библией в руке на фоне храма. В сам храм он не пошёл, духовенство заявило протест против такой манипуляции. Но кому интересно мнение нищих церковных крыс!

Вебер и Трельч основывались на некоторых аксиомах, которые по сей день не вполне прояснены.

Первая аксиома: экономическое поведение человека определяется его религиозностью. Если человеку сказали в церкви, что надо стремиться к богатству, то человек будет стремиться к богатству.

Эта аксиома базируется на плохом знании психологии в целом и религиозной психологии в частности. Аксиома характерна для механического представления о человеке как автоматоне, поведение которого определяется дырочками на ленте.

Вторая аксиома: человек от природы ленив. Только религия вдохновляет его делать что-то избыточное, не нужное для выживания. Тут «религия» выступает псевдонимом «цивилизации». От природы человек, если ему платить больше, будет работать меньше.

В какой-то мере это проекция личных представлений буржуа о мире. Надо зарабатывать, чтобы перестать работать. Тут буржуа воспроизводят психологию феодала. Надо завоёвывать новые земли с их населением, чтобы пировать. Идеальный завоеватель — Александр Македонский. Буржуа свалили феодалов, чтобы занять их место во дворце, на курорте, на приёме. Где тут место религии? Ну как же, богачи служат человечеству уже тем, что они богачи. Они сосредоточили деньги в своих руках, а если бы деньги были распылены. Они экономят на себе и на других, давятся шампанским и красной икрой, несут крест ответственности, чтобы безответственные лодыри не вернули человечество в пещеры.

Психология не подтверждает и этой аксиомы. То, что богачи называют «ленью», обычно тихое умирание от истощения. Не требуется никакой религии, чтобы побудить человека работать в поте лица. Достаточно нужды. Билл Джобс намного меньше проливал пота лица своего, чем его отец, который бежал из Сирии в США. Неверующими, впрочем, были оба. Безо всякого кальвинизма полинезийцы заселили самые скудные клочки земли посреди океана. Европейским морякам из жизнь казалась раем, как нынче израильский профессор Ювал Харари мечтает вести жизнь индейца Амазонии (однако почему-то всё-таки не переезжает). Что побуждает человека к движению вперёд, к творчеству, часто с риском для жизни? Нужда или нечто позитивное? Скорее всего, ответа быть не может — ответить означало бы дать определение «человеку», а это так же немыслимо, как доказать бытие Божие. Но уж точно не религия.

Есть и третья аксима у Вебера и Трельча. Эта аксиома прощупывается менее других, но она есть. Аксиома расизма, типичного еврорасизма того времени. Расизм утончённый, но по сути являющийся лишь развитием ксенофобных представлений крестьянина одной деревни о крестьянах соседней деревни. Аксиома подразумевает, что переходы из одной религии в другую невозможны. Все процессы происходит внутри намертво изолированных друг от друга кластеров. Каждому этносу своя религия. Первичен именно этнос, а не личность, коллектив, «цивилизация», «страна», но не человек. Эта аксиома самая опасная, но и самая трагикомическая, потому что о «духе капитализма» рассуждают в наши дни именно люди-одиночки, выскочившие из коллектива и абсолютно не желающие в него возвращаться, что вполне разумно, только вот ещё бы они были последовательны и не прикрывали своего яркого индивидуализма демагогией о «закономерностях истории».

См.: История человечества - Человек - Вера - Христос - Свобода - На первую страницу (указатели).

Внимание: если кликнуть на картинку в самом верху страницы со словами «Яков Кротов. Опыты», то вы окажетесь в основном оглавлении, которое служит одновременно именным и хронологическим указателем

1542 год, Брюгге