В статье «Две морали» 1946 года Бердяев не только говорит о «социальной правде коммунизма» (разумеется, под коммунизмом он нимало не имеет в виду то, что устроили в России Ульянов и его преемники). Говорит Бердяев и о том, что нацизм хуже большевизма, потому что расовая ненависть не может исчезнуть, ведь расы будут всегда, а классовая ненависть исчезнет, если исчезнут классы.
В этом рассуждении есть любопытная неточность. Расы ведь могут исчезнуть: просто смешаются, все люди будут одинакового светло-коричневого оттенка. А вот «классы» вряд ли когда-нибудь исчезнут, скорее даже, их будет становиться всё больше, и ничего плохого в этом нет.
Самое же слабое место в рассуждениях Бердяева — его критика капитализма как системы, более лживой, чем нацизм и большевизм, потому что те откровенно людоедские, а капитализм делает вид, что за свободу, но на самом деле он — за деньги, капиталисты охраняют свой классовый интерес.
Слабость этого рассуждения в том, что нацисты и большевики уничтожали тех, кого считали врагами, а вот капиталистам это не свойственно. Хотя Маркс как раз пытался доказать — или показать — что капиталисты суть могильщики пролетариата. Гнобят, морят голодом и непосильным трудом. Только это была неправда даже во времена Маркса, тем более, сейчас. Не по доброте душевной капиталист терпит людей, а по необходимости. Хотя по части душевной доброты капитализм даст сто очков вперёд не только большевизму с нацизмом, но и феодализму с рабовладением. Собственно, Маркс тому лучшее доказательство — ни в какой другой системе, кроме капиталистической, он был бы не состоялся как писатель. Так что нет «двух моралей». Есть аморальность гитлеровцев, аморальность ленинистов, а есть какая-никакая, но мораль капиталистов. Пробуксовывающая, местами ханжеская, временами лицемерная, но лучше всех прочих известных истории.
Капиталисту необходимы люди — и как потребители, и как производители. Здесь граница между капитализмом и его русской или китайской имитациями. Там, действительно, люди — расходный материал, от которого в идеале хорошо бы избавиться.
Бердяев точно отметил особую, странную роль денег при капитализме. Отметил, но не описал и, кажется, не понял, да и не он один. Деньги — это совершенно специфическая система коммуникации, очень плохо изученная, потому что изучают её экономический аспект, а это аспект не единственный.