Яков Кротов. История. Книга о том, как общение создаёт свободу, любовь, человечность

Оглавление

Власть, искусство и вера: обманки и подлинники

Ренессанс стал возможен благодаря циничному равнодушию власти к содержанию искусства. Ботичелли с одинаковой лёгкостью изображал Матерь Божию и Венеру, причём ни малейшего отличия в изображениях не было, кроме нимбов, этих хула-хупов святости. Это было тем легче, что христианская иконография выросла из языческой, греко-римской, так что не было «вторжения» чужой эстетики, а был именно «ренессанс». Пришла Венера и забрала своё, временно заимствованное нами. Власть, долгое время делавшая ставку исключительно на христианство, решила, что это глупо и ведёт к завышенным притязаниям церковников, и стала создавать противовес, второй центр культуры в виде «античности».

Имплантация религиозной тематики — всё равно, языческой или христианской — в повседневность кремлёвской автократии не была чем-то кардинально новым. Ульянов многократно подчёркивал, что «нигилизм» вреден, что «пролетарии» должны взять «всё лучшее» от старого мира. Это означало (чего он не сознавал), что несвобода это чучело и для своего существования она нуждается в создании чучел, псевдоморфов, имитаций. Поэтому даже в самые «антирелигиозные» времена всё равно в музеях висело множество «религиозной» живописи, и ни малейшей набожности от этого не прибавлялось. Это были чучела, как были чучелами и селектированные властью «деятели науки, религии и культуры».

Поддельная свобода изготавливает поддельную культуру. Нового она создать не может в принципе, новое появляется там, где свобода, и то совершенно не обязательно.

Такие имитации создаёт и аристократия, что и происходило в Ренессанс в массовом количестве, и в XIX веке происходило, с его намерением переписать «в наилучшем виде» всю культуру человечества, «объединив» и «примирив». Это и сейчас продолжается. Как и во многом, тут деспотизм передразнивает наиболее жутковатые черты той половинчатой свободы, против которой восстает, из которой выходит. В итоге и появляется китч, гламурный и мёртвый. Настоящая проблема в другом: сам-то художник живой? И вот с Ботичелли у меня лично большие сомнения. Это не Микеланджело и не Рафаэль, это китч в угоду заказчика без чего-либо своего, это трагедия гоголевского Чарткова. Заказчик может быть православный государь, может быть атеистический пролетариат, воплощённый в очередном диктаторе, может быть православный пролетариат с примесью цинизма — Ельцин, Путин.

См.: История человечества - Человек - Вера - Христос - Свобода - На первую страницу (указатели).

Внимание: если кликнуть на картинку
в самом верху страницы со словами
«Яков Кротов. Опыты»,
то вы окажетесь в основном оглавлении,
которое одновременно является
именным и хронологическим
указателем.