Книга Якова Кротова. В моей книге несколько тысяч глав (эссе, исторические очерки, публицистика), более 2 миллионов слов, можно сказать "якопедия", из которой можно извлечь несколько десятков "обычных" книг. Их темы: история, человек, свобода, вера.

Количество и качество у о.Александра Меня

В своих воспоминаниях 1979 года о.Александр Мень заметил, что Регельсона изначально не было смысла принимать в приход. В воспоминаниях о Мене часто его засахаривают, превращают в такого Платона Каратаева, добренького, мухи не обидит, «приходящего ко Мне не отгоню». А он — отгонял! Прямым текстом просил удалиться, либо холодно говорил «дом Божий открыт для всех» — в том смысле, что молиться не запретишь, а разговора не будет. И это нормально, человек должен уметь говорить «нет», фильтровать круг общения и т.п. Тем более, если человек строит какой-то социальный феномен. Иначе демоны Максвелла победят — один психопат может разогнать тысячу нормальных людей.

Конечно, есть крайность — «фанатизм», «сектантство», «закрытое общество», когда отбирают по критериям слишком жёстким и, главное, не соответствующим заявленным целям. Так надо бороться с крайностями за средний, царский путь, а не ударяться в крайность слащавости и балагана. Особенно, когда речь идёт о религии. В условиях России, тут слишком часто Церковь играет роль дешёвой психотерапии, религиозного жэка, куда идут безо всякой веры, не к Богу, а просто утешиться, успокоиться. Как к Господу Иисусу шли за здоровьем, за материальным, а не за духовным. Это нормально — Хлеб Неба растёт из Зерна Земли. Если растёт. А если человек годами ходит и только растаскивает небесный хлеб на сухари...

Очень точно выразился о.Михаил Меерсон: Мень был очень позитивен благодаря своей целеустремлённости, и эта позитивность многими ложно понималась как одобрение всякой блажи, любой идеи, даже как готовность бросить собственное дело и заняться чужим. Я бы даже сказал резче: процент уходивших у Меня был, возможно, выше, чем у других священников, потому что паразитировать на нём было сложнее. Хотя не невозможно. На Боге паразитируют, куда уж! На Духе Святом винд-серфингом занимаются!!

Отдельная, связанная с этим тема — результативность. Если бы Мень уехал, добился бы он большого успеха, большего, чем в России? Вряд ли. Ведь не добился же большого успеха вл. Антоний Блюм. Восторги перед его «свершениями» — напрасные восторги. Касаткин в синтоистской Японии добился большего, чем Блюм в секулярной и псевдо-религиозной Британии, чем британец Редсток в православной России. Отец Илья Шмаин жаловался, что в Париже причастников не было, вышел с Чашей и ушёл. Приход Меерсона в Нью-Йорке — всего лишь полста человек (судя по статье Краснова-Левитина 70-х годов). Где-то в дебрях Франции влачит существования свящ. Борис Развеев. Да много их, влачащих! Есть, конечно, «позитивные» примеры. Русская эмиграция ельцинско-путинской эпохи охотнее идёт в храмы, в том числе, и богачи. Но это мыльный пузырь, в точности воспроизводящий сценарий русской эмиграции 1920-1930-х годов. Убрать национальное — и останется веры с гулькин нос.

Добился ли Мень больших успехов в России? Нет. Как писатель — да, но он же не об этом мечтал. Его книги читают те, кто не ходит в церковь, как книги Хокинга читают те, кто не занимается физикой. То ли дело конгрегация, созданная о.Георгием Кочетковым — многотысячная сплочённая фаланга абсолютно большевистского типа. Но к такому ли успеху стремился Мень? Понятно, что нет.

Самыми быстро развивающимися христианскими движениями сегодня являются харизматы. Завидовать им? Подражать им? Мечтать о таком успехе? Смешно. А ведь и подражают, и заимствуют их методы (что само по себе неплохо, тот же о.Александр заимствовал домашние группы). Надо просто сознавать, что сам критерий «успешности» не применим там, где речь идёт о духе, о человечности как таковой. Это обезьяний критерий. Эразм Роттердамский успешен? Рассел, сэр? Ганди? Мартин Лютер — да не тот, а Кинг? Создатель мира, в конце концов — успешен? Что, собственно, мы хотим «успеть»? Есть какая-то финишная ленточка? В бесконечном Духе — ленточка? То-то! Так, соль земли. Ну, кое-кто — хрен земли, от них же первый есмь аз...

Отец Александр Мень хотел создать открытую, самовоспроизводящуюся, устойчивую к репрессиям и дефицитарности, способную к проповеди структуру. Но с одним важным ограничением: способную не за счёт фанатичности и не за счёт государственной поддержки, да и не за счёт любой внешней поддержки. Удалось ли ему это? Ну так, крокодилы летают...

 

 

См.: История человечества - Человек - Вера - Христос - Свобода - На первую страницу (указатели).

Внимание: если кликнуть на картинку в самом верху страницы со словами «Книга Якова Кротова», то вы окажетесь в основном оглавлении, которое служит одновременно именным и хронологическим указателем