Книга Якова Кротова.

История Жана Ванье (1928-2015): суждение без осуждение

Жан Ванье, основатель «Ковчега» — организации, помогавшей детям-инвалидам, умер в 2015 году в возрасте 90 лет — виновен в «манипулятивных сексуальных отношениях» по крайней мере с 6 женщинами в период 1970-2005 гг. Ванье был римо-католик, много написал книг о христианстве и милосердии.

Обвинения подтверждённые, на Западе такое не опубликуют без тщательной проверки. Ватикан, во всяком случае, уже выпустил заявление. Судя по скорости, Ватикан знал и до этого, в чём дело.

Сложность в чём? На Западе в честь Ванье названо несколько школ, теперь решают, не убрать ли его имя.

А в России возмущаются: ой, ну в чём проблема? Человека оклеветали! Иисуса тоже в наши дни обвинили бы в том, что Он «срывается на учениках», сказал Магдалине «Не прикасайся ко мне» — значит, в другие разы она к Нему прикасалась, да?

Это пишет женщина, не мужчина.

Встаёт вопрос: а что, святой человек не может быть грешным? Да только грешник может быть святым! Поступайте по их словам, а не по их делам. Я тоже живу не по собственным проповедям, и что? Чудная русская загадка: «В церковь зовёт, а сам не заходит». Отгадка внизу.

Что в честь Ванье школы называли — это не религиозная проблема.

У нас в России в начале 90-х Ванье приезжал, вроде бы создавали свои «ковчеги», но не знаю, во что это вылилось. Сайт какой-то пыльный (https://www.vera-i-svet.ru/). Проблема с  российской благотворительностью та же, что с российской армией или с российской оппозицией — полная непрозрачность. Мрак. Это принципиальная установка. И это ведёт ко греху очень быстро. Прозрачность не прихоть гнусных либералов, а норма человечности и церковности.

Сексуальные грехи Ванье обесценивают созданную им сеть общин по помощи аутистам и прочим? Нимало! Как священники-педофилы не обесценивают Церковь, а только разоряют её. Да и то — не священники-педофилы виноваты, а епископы, которые им потакали, исходя из того, что лишь бы реакционер, а мальчиков пускай насилует. Лучше п...дор, чем либерал.

Другое дело, что общины Ванье подвергались критике со стороны психотерапевтов, которые считали, что это неправильно — создавать общины, где сосредоточены дети-инвалиды, а их «любят», а правильно — инклюзивная помощь, дети-инвалиды в среде обычных людей. Но и это к его интимной жизни отношения не имеет.

Делать из Ванье культ не надо, но, кажется, никто особо и не делал. Проблема в русском языке: тут слово «осудить» означает одновременно «назвать преступление» и «назвать наказание». Заповедь «не суди» не означает «всем молчать», «делай вид, что ничего не видел». Она означает «не называй наказания». А преступление надо называть преступлением, это часть сопротивления злу ненасилием, сопротивления злу добром, словом.

Именно по такому принципе в ЮАР в 1990-е работали комиссии по примирению — никого не сажали, а просто устраивали диалоги буров и африканцев. Характерно, что я не встречал в России текстов, которые бы это одобряли, зато видел массу текстов, где поносили африканцев и защищали буров — мол, они хорошие, цивилизаторы, дикари сейчас их прогонят и страна погибнет. Интеллектуалы-расисты — в России преобладают. Да и не интеллектуалы.

Прощение не в том, чтобы корчить из себя ничего не понимающего и не видящего идиота, а в том, чтобы не наказывать. Поэтому и правило — умершего не судить, потому что — ну что, выкапывать? В Средние века так делали. То есть, я бы Вайнштейна не сажал, а просто огласить, что виновен, и отпустить.  Ну, если бы он меня изнасиловал. Но он застрял на старлетках, слава Богу.

Скандал с Ванье лишь отчасти его, на 3/4 это скандал с его духовником. Распущенность оказывается серийной, и вся восходит к 1940-1950-м годам. К эпоху самой густопсовой черносотенной религиозности, замешанной на ответственности и страдании. Морда кирпичом, пенис петушком.

Проблема в том, что Ванье — римо-католик, и ответственный римо-католик. Всё описано Боккаччо в «Декамероне»: монах убеждает девственницу, что это такой экзорцизм — вот сатана восстал, а вот поник. Ванье и его учитель убеждали женщин, что это такое духовное мероприятие. Это самое мерзкое.

Таково следствие из милитаризации Церкви — точнее, из казармизации. Мы противостоит нацизму, коммунизму, капитализму, ответственно и дисциплинировано, мусора из избы не выносим, послушание юбер аллес. Лучше быть идиотом, умные опасны. Всем молчать и хлестать себя плетьми. И помогать больным, параличным, инвалидам, а от здоровых держаться подальше, они все цивилизация смерти, искушение, потребители. В такой атмосфере и минет причастием покажется.

В России на разоблачение Ванье отреагировали уникальным образом: создали в фейсбуке группу его памяти. Вот уж что называется «быть святее Папы Римского». Ватикан, французские и канадские католики сгорают от стыда и соображают, как бы стереть имя Ванье из своих летописей и с вывесок, но у русских особая стать — а мы будем верны распутнику своему, иначе мы ж неблагодарные твари... И в голову не приходит, что тем самым демонстриется одно: равнодушие ко греху. Вседозволенность под маской набожности.

 

 

Что ж, аннулировать Церковь? А может, аннулировать казармизацию — где бы она ни была налицо? Церковь отнюдь не её эпицентр и средоточие, а где — не будем показывать пальцем.

(Отгадка: колокол)

См.: История человечества - Человек - Вера - Христос - Свобода - На первую страницу (указатели).

Внимание: если кликнуть на картинку в самом верху страницы со словами «Яков Кротов. Опыты», то вы окажетесь в основном оглавлении, которое служит одновременно именным и хронологическим указателем