«Яков

Оглавление

Расизм.

1965 год: расистские стереотипы в фильме Гайдая «Операция Ы»

Гайдай великий мастер, и велик он, в том числе, поскольку выражал глубоко запрятанные стереотипы. В «Операции Ы» — точнее, в сюжете о стройке — среди алкоголиков кто? Украинец, украинец в национальном наряде, в каком в 1965 году никто никогда не ходил. А кто ещё? А ещё интеллигент в шляпе! И, наконец, простите, но апофеоз погони это что? Это чернокожий с копьём и в бусах! Ну, дикари же они все, чернокожие, понятно! Вот что было под фонтаном «Дружба народов»...

Ленинский тоталитаризм законсервировал всё, включая расистские стереотипы XIX столетия. Образы «чёрных», «жёлтых» и т.п. в мультфильмах и кинофильмах 1960-1980-х годов отражат именно расизм, высокомерный, слепой, неотрефлектированный расизм. По «Мимино» вполне можно было предсказать вторжение в Грузию в 2008 году. Вторжение «наивное» — ну как же, мы с ними столько виноградных косточек в землю закопали...

Разделял ли сам Гайдай стереотипы? Надеюсь, нет. Кстати, важно, что он всегда чётко табуировал (самоцензура плюс цензура) многие темы. У него никогда не найти насмешки над военными и гебешниками, «силовиками», не говоря уже об аппаратчиках и номенклатуре. Выше уровня заврайона — товарища Саахова — ни слова.

Но можно привезти другой пример. Дилогия Ильфа и Петрова — довольно ведь подлое произведение. Дело даже не в том, что они пропагандируют кремлёвское враньё про индустриализацию и дружбу народов. Пропаганда эта у них очень вялая, «для отмазки». Дело в том, что они — в отличие, к примеру, от Булгакова — издеваются над «бывшими» — дворянами, духовенством, интеллигенцией — в годы, когда «бывших» травили, ссылали и пусть не так активно, как с 1932 года, расстреливали. И у Ильфа и Петрова не просто табу на критику правящего сословия, у них периодическое, пусть и не яркое, восхваление этого сословия.

Все алкоголики Гайдая это лишь стереотипы из «Крокодила»: пижон с двумя цепочками, тунеядец в костюмчике с галстуком, но костюмчик не как у бюрократа, а стиляжный, нерадивые рабочие. Интеллигентов даже двое, один обозначен очками (его играет сам Гайдай), второй профессорской бородой. Но интеллигент и украинец из этого ряда выбиваются, это не вполне традиционные мишени. 

Интеллигент — Лоханкин — самый ненавистный, ведь именно интеллигенты, а не буржуа Ленин, получили большинство на выборах в Учредительное собрание. Эсеры и кадеты — именно интеллигенты. 

Украинец в вышиванке в 1965 году напоминал прежде всего о недавно свергнутом Хрущёве, который периодически щеголял в вышиванке. Привет поверженному диктатору.

Украинец и интеллигент идут парой, держась за руки. В 1965 году это было абсолютно немыслимо для взрослых мужчин. Все остальные идут нормально, проявляя маскулинность — курят. Кажется, Гайдай добавил от себя намёк на то, что эти двое — «п...ры». Взяв пародийного Хрущёва за руку — пусть на секунду — Гайдай умудрился на всю страну обозвать его п...ром. Хотя вообще-то Хрущёв, как и все правители России, был просто кровавый деспот.

См.: Кино - История человечества - Человек - Вера - Христос - Свобода - На первую страницу (указатели).

Внимание: если кликнуть на картинку в самом верху страницы со словами «Яков Кротов. Опыты», то вы окажетесь в основном оглавлении, которое служит одновременно именным и хронологическим указателем