774 год: паршивые лангобарды и их удивительные церкви

В кембриджской истории христианства 2008 года не нашлось места для рассказа о «даре Пипина» 754 года. Вот как меняются взгляды на историю: сто лет назад именно этот «подарочек», как сказал бы один герой Толкина, был главным событием церковной истории VIII века (для католиков, для православных — победа над иконоборцами, собор 787 года).

Текста «дара» не сохранилось, с тем большей уверенностью историки заявляли, что Пипин обещал Папе земли, которые он отберёт у лангобардов, в обмен на признание Римом законности новой династии. Династию позднее назвали Каролингами, то в 754 года Карлу было всего одиннадцать лет, и династии не было, а были государственные изменники, бывшие управителя законной династии, захватившие трон.

Папа благословил (миропомазал Пипина 24 июля 754 года в Сен-Дени), король отдарил. Казалось бы, классическая коррупция — это, если мягко выражаться. На деле, видимо, всё было сложнее. Судя по тому, что папа поехал к Пипину, не наоборот (впервые папа покидал Италию!), сделка была нужна именно папе. Через полвека папа короновал Карла в Риме, но, опять же — Карл не слишком был этим доволен, его это так же унижало, как польский магнатов унижало пребывание под властью выскочек (в сравнении с ними) Романовых.

Кстати, и земли, якобы обещанные Папе, на момент сделки Пипину не принадлежали — они были у лангобардов.

Спорные земли, с которых в итоге началось «папское государство», — это отлично знакомые многим нынешним руссотуристам Сан-Марино и Римини («Римини», напомню, «маленький Рим», «Римчик»). Это на востоке Италии, от Равенны вниз к каблуку.

Когда непредубеждённый человек узнаёт, как папа Стефан героически покинул Рим, проехал через королевство лангобардов, убедив короля, что едет просто так, Эйфелеву башню и Мулен-Руж посмотреть, непредубеждённый человек впадает в ступор. Коли лангобарды были так страшны, что терпеть их было невозможно, то почему они не съели папу, а пропустили в Париж? А если были не так уж страшны, и даже взяв при случае Рим (в 755 году), исправно отдавали его назад папе (впрочем, город представлял из себя исключительную обозу и никакого дохода не приносил, так что взять его можно было исключительно с голодухи или от рассеянности), то зачем было подрывать папский авторитет, освящая государственный переворот во Франции? Конечно, Вторая Монархия это не Пятая Республика, но всё равно непорядок.

Когда в 756 году умер лангобардский король Айстульф, Папа откликнулся сочным некрологом:

«Божественным ударом поражён и низвержен в глубину ада этот тиран, последователь дьявола, пожиравший христианскую кровь и истреблявший христианские церкви».

Через год и сам Папа скончался. Расплата за некролог? Или апостол Пётр захотел лично увидеться со Стефаном, который отправил Пипину послание от имени его, Петра:

«Я, апостол Божий Пётр, взываю к вам, как к моим сыновьям, защитите от руки врагов Рим и народ ... Защитите и освободите со всею поспешностью св. Церковь от руки лангобардов... не дозволяйте лангобардам терзать мой Рим и обитающий в нем народ, иначе ваши души и тела будут мучиться и терзаться в вечном тартаре».

Русский византолог Фёдор Успенский, комментируя деяния Стефана, назвал Стефана и Пипина «гениальными заговорщиками», поставив их выше византийских политиков:

«Греко-византийский мир стоял лицом к лицу с совершенно чуждым ему латино-германским миром, который заключал в себе более живучести, гибкости и приспособляемости к настоятельным жизненным запросам и успел воспользоваться прямолинейностью восточных императоров».

Пожалуй, Успенский всё же погорячился, и традиционное русское восхищение «лукавством» греков вполне оправданно, а «прямолинейность» так же не несвойственна была басилевсам, как и любым другим политикам любой эпохи и любой страны. Скорее уж, прямолинейным следует признать папу, который пугал Пипина словно мать — ребёнка:

«Известно уже, что изо всех народов под небом франки по преимуществу любезны мне, апостолу Божию Петру. И потому я руками наместника моего поручил вам освободить из рук неверных Церковь Божию. ... Если же вы умедлите и не так скоро соберётесь исполнить мою волю, то да будет вам известно: властию святой и нераздельной Троицы по благодати апостольства, данной мне Христом, я отчуждаю вас от царства Божия и вечной жизни».

«Неверные», «дьяволы»... Язычники, очевидно, или хотя бы ариане? Когда в 770-м году Карл чуть не женился на лангобардской принцессе, папа (следующий Стефан) писал ему:

«Как знаменитый народ франков, превосходящий славою все другие, блестящий и знаменитейший род вашего величества... смешивается с вероломным и паршивым племенем лангобардов! Да лангобардов никогда и не считали народом, от них происходит какое-то прокажённое отродье!»

«Паршивые» лангобарды, однако, были вполне христианами. В 2008 году ЮНЕСКО включила в список важнейших памятников истории человечества несколько лангобардских церквей VIII cтолетия. Одна из них даже посвящена Святой Софии, в подражание константинопольскому собору — это храм в Беневенто, который ещё южнее Римини. В 774 году, когда строительство храма было закончено, франки всё-таки разгромили лангобардское королевство, но Беневенто уцелело — горы помогли. Впрочем, с королём лангобардов лангобардский же герцог Беневенто враждовал.

«Герцог» — это по-русски, но полезно помнить, что дукат, дюшес и дачесс однокоренные слова, от латинского названия герцогов и герцогинь (ducere — «вести», дукс — «вождь»). Рим был «дукатом», и много было всяких дуков в Средние века, да и сейчас в той же Англии — что ни принц, то дьюк. Русское «дача», однако, никак с этим не связано.

Собор Святой Софии в Беневенто символизирует различие Запада и Востока в VIII веке. Конечно, и Византия была в упадке, и больше Святых Софий не строили, но в Беневенто площадь храма — как у московской трёшки — 80 квадратных метра.

Собор святой Софии в Стамбуле

Интерьер собора святой Софии в Беневенто

Снаружи храм вообще не опознать как древний, он замаскирован барочным фасадом, но внутри красота. Неизвестный мастер, во-первых, создал уникальный план — круг с тремя полукругами (апсидами) по краям. Страшный сон тополога! Словно модель какой-то сложной молекулы. Во-вторых, в храме поставили шестнадцать дивных колонн, взятых из языческого храма Исиды. Десять стоят большим кругом, шесть колонн внутри, и арки сплетаются в кружево.

Вот с фресками беда, почти все уничтожены. Впрочем, чудо, что хоть какие-то сохранились.

Язвительные кембриджские историки не только не стали упоминать Дар Пипина, они ещё и соответствующий том назвали, как это теперь модно: «Христианства раннего Средневековья». Идея понятна: как можно считать, что одно христианство у лангобардов и у Папы, у короля и крепостного, у византийца и европейца? Очень плодотворная модель — нет единого «христианства», есть много «христианств».

Главное, не заиграться этой моделью, а то как бы не впасть в своеобразный расизм: мол, нет «людей», есть разные «расы». Где остановимся, где проведём черту? А то не только у каждого человека окажется своё уникальное христианство или своё уникальное понимание демократии, но утром у меня будет одно христианства, после сытного обеда — другое, а после худого ужина — третье...