«И сказал ему: встань, иди; вера твоя спасла тебя» (Лк 17:19)
Во время богослужения своеобразным предисловием к этому рассказу служит отрывок из послания апостола Павла: «И не упивайтесь вином, но исполняйтесь Духом, благодаря всегда за всё Бога» (Еф 5:18,20).
Сравнение Духа с вином и у Луки в рассказе о сошествии Духа на апостолов. Там окружающие издеваются над апостолами, которые вдруг стали вдохновенно проповедовать, мол, напились креплёного вина.
Настоящий мужик не пьет! В крайнем случае, напивается в одиночку. Мужик должен быть сила, власть, а сила – это суровое молчание, морда кирпичом. А то сейчас спасибо скажу, а завтра придется бабе моей говорить «я тебя люблю», а послезавтра она мною командовать начнет…
Потому-то мужик и Бога не благодарит. Ну а чё, нормально… И людей не благодарит – хороший человек благодарности не требует, а плохого и нечего благодарить.
Почему самарянин один поблагодарил?
Да потому что самарянин. Отверженный в квадрате. В другом рассказе евангелия упоминается, что самаряне с иудеями не общались, не разговаривали. Ну, если уж беда сплотила, так стали вместе ходить, но, может, прокаженные иудеи вместе с прокаженным самарянином ходили, а всё равно с ним не разговаривали. И бывает, что у того, кого ущемляют, совесть обостряется. Не всегда, но бывает. Тем более, иудеев было девятеро, а самарянин один – в тусовке чаще забывают про совесть или хотя бы правила хорошего тона.
Иисус похвалил самарянина не за благодарность, а за веру. В чем вера? Для начала в том, что прокаженные пошли благодарить за исцеление, не дожидаясь самого исцеления. Это очень много! Нормально сперва чудо, потом благодарность за чудо. Вот мы встретили Бога. У нас же есть, о чем Его попросить? Мы же просим? Хотя самого загадочного – благорастворения воздухов. А благорастворения все нет как нет.
Мы просим любви, и опять по нулям. А Бог нам говорит идти в храм, словно мы уже. Вот где вера-то проявляется. Если бы прокаженные плюнули и пошли, куда обычно ходят прокаженные, так и не исцелились бы. И вся жизнь верующего – миг между обещанием Бога, принятием жизни такой, словно чудо уже совершилось и все стало нормально, и собственно чудом.
Миг может длиться всю жизнь – а мы идем в храм, и будем идти. Потому что вера уже чудо. Мы как Карлсон – склонны выкапывать зернышко веры и смотреть, проклюнулось чудо или нет. А что смотреть? Сперва благодарность, вечером чудо. Чудо – лишь средство, а благодарность – цель, и цель эта может быть достигнуто просто так.
Самарянин благодарил за исцеление? Может, и за веру. Ведь ни из чего не следовало, что они исцелилены Иисусом. Мало ли какие бывают совпадения! Да и исцеление – так ли уж оно заслуживает благодарности? Вот если бы вечная молодость, бессмертие, неуязвимость, новое корыто!... Нигде не сказано, что самарянин стал бессмертным, не болел, не умирал. А может он потом стал свидетелем веры, а то и мучеником? А может проказа вернулась или случилась чахотка? Он должен благодарность забрать?
Вера рождается в надежде на чудо, вера начинает говорить, когда чудо совершается, но взрослой вера становится, когда чудо не повторяется. Тогда исцелил, а почему сейчас не исцелишь? Тогда я прозрел, а теперь сетчатка отслаивается?
Наша благодарность не за то, что Бог ежесекундно нам чудеса печет, а за веру. Не вера для чуда, а чудо для веры. «Вера твоя спасла тебя», — это не о спасении от проказы, это о спасении от свинства, от неблагодарности. Это о чуде веры. Быть прокаженным кошмар, но быть неверующим кошмарнее. Неверие – проказа хуже телесной, при проказе нервы гибнут, а при неверии ничего не гибнет, но ведь жизнь-то неполная, словно под небом, которое вечно затянуто серыми облаками. Лишиться здоровья ужасно, лишиться дома, семьи, покоя, денег, ужас-ужас, но без веры это ужас самый тихий и самый ужасный именно беззвучностью. Вера спасает от неверия. Примитивно, но верно. В вере нам открылся мир, каков он есть. Без науки, без телескопов, без школы – ррраз! В вере мы обрели духовные нервы. Мы открыли, что мир создан, что мир в Боге, что мир пронизан Духом Святым – и что этот мир для нас, и мы ему нужны. Невероятно!
Одна болезнь пройдет, придет другая. Одну проблему решим, другая навалится. Одну галактику исследуем, следующая на очереди. Но вера… Вера может быть сильнее, может быть слабее, но благодарность всегда одинаковая, одинаково большая, иначе это не благодарность. И когда к вере прибавляется благодарность, начинается любовь. Как полюбить Бога? Благодарить за веру! Как любить любимого? Благодарить за любовь! Кого благодарить? Бога, душу, созвездия, дворника, собаку дворника, - всех благодарить, потому что всё чудо, когда есть любовь, и любовь есть чудо. Не верить в Бога, а благодарить Бога за веру – Он дает веру, в этом Его любовь, а проказу и что похуже мы и без Бога можем вылечить. Вот веру не изобрести, как любовь не вырезать, не склеить. Мы что хотели бы от Бога получить? Давайте составим список, посмотрим, улыбнемся – и выкинем в корзину. Благодарить и просить, говорить «Верую, Господи, и исповедую», что Ты здесь, Ты приходишь в прокаженный мир и заговариваешь с нами, и показываешь путь, и сопровождаешь на пути, и даже благодаришь нас за благодарность, потому что Ты хочешь нашего спасения даже больше, чем мы.