Книга Якова Кротова. В моей книге несколько тысяч глав (эссе, исторические очерки, публицистика), более 2 миллионов слов, можно сказать "якопедия", из которой можно извлечь несколько десятков "обычных" книг. Их темы: история, человек, свобода, вера.

Богослужение. Дарохранительница

Чин благословения и освящения дарохранительницы. PDF, церковнославянский, по изданию: Освящение храма. М.: Издательский совет Русской Православной Церкви, 2006.

См.: Сосуды богослужебные. - Евхаристия. - Богослужение. - Требник. - История человечества - Вера - Христос - Свобода - На первую страницу (указатели).

Внимание: если кликнуть на картинку в самом верху страницы со словами «Книга Якова Кротова», то вы окажетесь в основном оглавлении, которое служит одновременно именным и хронологическим указателем

1685 год. Архангельский краеведческий музей.

Дароносица — священный сосуд для хранения и перенесения Святых Даров, используемых для причащения верующих вне храма.

Памятник является вкладом архимандрита Никодима в Троицкий собор Антониево–Сийского монастыря в 1692 году. Дароносица, «построенная» на личные средства Никодима, вероятно, была изготовлена местными мастерами. В конце XVII века в Сийском монастыре велась большая работа по украшению храмов, в которой принимал участие и сам Никодим. Дароносица поступила в музей в 1920 году из разоренного Антониево-Сийского монастыря. 

Серебряная дароносица выполнена в виде храма. Основание ковчега повторяет форму куба. Четырехгранный шатер навершия венчается главкой с четырехконечным крестом в сиянии из четырех лучей. Поверхность дарохранительницы вызолочена и украшена резными изображениями. На боковых гранях выгравированы сцены Тайной вечери, Распятия, Вознесения, Воскресения, на гранях шатра — фигуры Святителей Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста, Григория Великого (Двоеслова, папы Римского) в рост. Характер композиционного построения отдельных сцен и некоторых приемов гравировки свидетельствует о северном происхождении этого памятника.

На поддоне по краю имеется резная вкладная запись вязью: «ЛЕТА ЗРЧГ (7193–1684/85) ГОДУ ПОСТРОЕН СИЙ С (ВЯ)ТЫЙ КОВЬЧЕГ В Ц (Е)РКОВЬ ЖИВОНАЧАЛЬНЫЯ ТРОИЦЫ В СИ (Й)СКОЙ М (О)Н (А)СТ (Ы)РЬ СВОИМЪ КЕЛЕЙНЫМИ ДЕНГАМИ ИЕРОМОНАХОМЪ НИКОДИМОМ ПО РОДИТЕЛЯХ СВОИХ И ПО СЕБЕ».

Запись на дне: 

«А ВЕСУ В СЕЙ ДАРОНОСИЦЫ Д [4] ФУНТА НВ [52] ЗОЛОТНИКА КРОМЕ УГАРУ». 

На одной из сторон дарохранительницы, под изображением Распятия — углубления с двумя ковчежцами, покрытыми гравированными изображениями и надписями. На лицевой стороне правого ковчега имеются резные изображения креста, потира, лжицы и надпись: «СВ (Я)ТАЯ ЧАША ЛЖИЦ (А)».

Левый ковчежец предназначался для хранения оставшихся после Литургии Святых Даров — освященных хлеба и вина, символизирующих Тело и Кровь Христовы. Об этом свидетельствует надпись на ковчежце: 

«ПРЕЧИС (Т)ОЕ ТЕЛО И КРОВ (Ь) Г (ОСПО)ДА НАШЕГО И (ИСУ)СА ХРИСТА».