Книга Якова Кротова

История кощунств

XXI век

Февраль 2021 года: от чего на самом деле умер Иисус.

Что кощунственнее: смертная казнь или издевательство над изображением смертной казни?

Истоки кощунствофобии: защитить защитников.

Что такое «позорность» смерти: история учителя Самуэля Пати, октябрь 2020 года.

2019 год. Вам Христос нужен или символ Христа? История с распятием в мэрии Монреаля.

2018 год: насмешка над Крестом или над крестоносцами?

2018 год. Безопасновладение: Европа делает шаг назад, Пакистан шаг вперёд.

2018 год. Крест и палач, художник Терньеро и надгробие Франко.

Современные определения кощунства.

2017 год. Мусульмане защищают крест от кощунства: грустная история карикатуриста Имада Хаджада.

2016 год, 15 августа. Иск Московской Патриархии на Р.Соколовского с требованием возбудить уголовное преследование.

2015 год. Самоубийственность «кощунств»: Сатановский и Батарчук защищают убийц "Шарли Эбдо".

2014 год. Смертоносный крест: как погиб Марко Гусмини.

Кощунство: право, долг, орудие творчества. 

21 февраля 2012 года: как храм Христа Спасителя стал храмом Пусси Райот.

2011 год: не мешайте детям жить без креста. История распятия в итальянских школах.

«Сами мы неуместные»: храм Пуссирайот как критерий свободолюбия.

2003 год. Свящ. Вл.Переслегин оправдывает погром выставки борьбой с К.

ХХ век

1966 год. С чего начиналась сегодняшняя реакция. Горящий крест Джона Леннона.

1988 год. Скандал с распятым Санта-Клаусом.

1936 год. Борьба Гитлера с распятиями.

1910-1933. Распятия от Шагала до Бэкона.

1906 год: Черчилль и Вильгельм у подножия Креста. - Падающего под крестом толкни: французский карикатурист Жюль Гранжан.

XIX век

1874 год: распятие с папироской.

1830 год. Пушкин как крест, Библия как вольная.

1825 год: борьба с кощунствами от воровства до египтологии.

XVIII век

1796 год: Карикатурист Джеймс Гилрой отправляеся в тюрьму: голый король прикрывается религией.

XVII век

1694 год: распятие Элиаса Бакофена.

Настоящие кощунства или Почему Христос не Дон-Жуан.

1634 год: проклятье красного креста.

1619 год: казнь либертена Ванини или Смерть как доказательство.

XVI век

1533 год: живопись между Эразмом и Лютером. Безмолвная поэзия и болтливое богословие.

25 декабря 1530 года. Распятие — враг воскресения? История копенгагенского собора от 1530 года до 2019.

23 октября 1530 года. Погром в Невшателе или Первый подвиг Гийома Фареля.

Закон — помёт власти. Чем иконоборцы-реформаты отличались от талибов?

1529 год: погром в Базеле или Бесправие как кощунство.

Крест и свобода: что объединяло реформатов-иконоборцев и католиков-иконопочитателей?

1527 год: крест против меча или За что сожгли Микаэля Саттлера. - 1527 год, Цюрих: утопление как антикрещение: история гибели пацифиста Феликса Манца.

Сострадание как предлог для вандализма: иконоборцы о филантропии.

1350 год: кого убивает антисемит, если нет евреев? История сожжения «еврейских наймитов», священников в шведском Висбю.

1520 год, Цюрих: крест как дубинка или История гибели Ули Андерса.

 

Иконы это нож или молоко? Хейт-спич и как Иисус с ней боролся.

Кто многое создал, тому ещё больше требуется: что общего у Реформации с Французской революцией.

I век

Подвешенные философы: почему Филон Александрийский и Сенеки презирали распятие?

Кощунство как оскорбление Кощеева царства.

 

Разнести

Кощунство как чихание на Бога: книга пророка Малахии.

См. о возмущении поведением Иисуса в Храме.

Октябрь 2014 года: дело Виктора Краснова.

2020 год: крест из кольтов.

 

Распространяется ли на Бога презумпция невиновности? («Истинно говорю вам: будут прощены сынам человеческим все грехи и хуления, какими бы ни хулили;» (Мк 3,28)

Кощунство — монополия верующих.

Законы пишутся в реальности, а исполняются в зазеркальи власти. Почему нужно терпеть то, что нас оскорбляет.

 

См. Мф. 26, 66 (Христа осуждают за кощунство)

 

 

Ср. осквернение.

Eire, Carlos. War against the Idols. The Reformation of Worship from Erasmus to Calvin. Cambridge University Press, 1986. 335 pp.

Heath J. M. F. Paul's Visual Piety: The Metamorphosis of the Beholder. Oxford University Press, 2013.

Много лет я защищал право на кощунство. Делал это в одиночку, к сожалению. Много было людей, которые "призывали милосердие к павшим" - мол, ну, совершили кощунство, но достойны снисхождения - а я доказывал и доказываю, что, во-первых, никакого кощунства не совершали, во-вторых, если бы и совершили - хотя не совершали - то наказывать за кощунство нельзя, в-третьих - что те, кто кричит, что оскорблен, вовсе и не оскорблен, а просто придуривается-прикидывается.
Часто задаваемый вопрос: что ж, я против антисемитизма и расизма, но за свободу слова для исламофобов?
Я - против антисемитизма, расизма и исламофобии. Но еще более я против законодательного запрета антисемитизма, расизма и исламофобии, и тем более - против убийств и мести тем, кто виновен в антисемитизме, расизме и исламофобии.

 

Вспомогательные материалы

Hultin, Jeremy F. The ethics of obscene speech in early Christianity and its environment. Leiden: Bryll, 2008. 302 pp.

Nash, David. Blasphemy In The Christian World. A History. Oxford University Press, 2007. 286 p.

Schildgen, Deen, Brenda. Heritage or Heresy. Preservation and Destruction of Religious Art and Architecture in Europe. New York: Palgrave Macmillan, 2008. Pp. 283.

Powell, Julie M. Pastoral Song and the Marian Body: Duscursive Iconoclasm in Sixteenth-Century Paris // Past Tense:Graduete Review of Hisory 2, 1: 65-87.

http://www.cearta.ie/2010/11/blasphemy-from-ancient-greece-to-modern-ireland/

Professor David Nash, Department of History, Oxford Brookes University, UK Blasphemy from ancient Greece to modern Ireland He is the author of Blasphemy in Modern Britain 1789-present (Ashgate Publishing, 1999 | Amazon) and Blasphemy in the Christian World (Oxford University Press, 2007 hbk; 2010

- приписывавшееся Златоусту слово - Монтень, 1580; в Словаре библ. богословия, 1970; Леонтьев о добродушном кощунстве, 1890; в нем обвиняют И.Бродского, 1985;

В 17 в. катол. епископ называет К. отрицание божественности королей, Блок.

Michalski S. The Reformation and the visual arts: the Protestant image question in Western and Eastern Europe. Taylor & Francis e-Library, 2003. 255 pp.

Spraggon, Julie. Puritan Iconoclasm during the English Civil War. Boydell Press, 2003.

Милль об осуждении Христа за К., 1859;

Тер-Оганьяна и связь с антисемитизмом - 12.2.1999;  Мавроматти 14.4.2000; обвинения в нем как часть культа личности 7.1.2000; словарь Даля.

2010. Заявление С.Ряховского против К. "Артхроники".

Смилянская Е. О еврее Гирше Нотовиче, хулившем Христа. Судебный казус екатерининского времени, 2003.

 

Малевич об обвинениях его в К., 1918.

Юрков об антиповедении, 2003.

Рекомендации ПАСЕ об отношении к К., 2007.

Cм. в катехизисе о заповеди "Не сотвори себе кумира".

http://forums.about.com/n/pfx/forum.aspx?nav=printDiscussion&webtag=ab-crime&tid=1557

Insurgent. Журнал, посвящённый кощунствам в карикатуре. 2006 г.

Рущик И. Софт-религия. 2008. О столкновениях искусства с польским костёлом.

Рыклин о погроме в центре Сахарова, 2003.

S. Brent Plate, Blasphemy: Art that Offends

artcrimes.net

Lawton D. Blasphemy. London: Harvester, 1993.

БОГОХУЛЬНИЧАТЬ, богохульствовать, словом или делом оскорблять святыню, ругаться над тем, что свято, отрекаться Бога, Господа. Богохуление, богохульство, богохульначество ср. хула на Господа. Богохульный, содержащий хулу на Бога; к ней относящ. Богохульник м. -ница ж. произносящий хулу на Бога.

КОЩУНИТЬ или кощунствовать, насмехаться над священными предметами, отзываться об них с презреньем, бранно, пошло; поругать, сквернить, осквернять, суесловить, буесловить. Кощунство ср. действ. это. Кощунство противоположно изуверству. но еще хуже его; осквернение или поруганье. Кощунный, к сему относящ. Кощун, кощунник м. кощунья, кощунница ж. кто кощунит; кощунский, - ничий, им свойственый. Кощун, у Рейфа, с персидского; у Шимкевич. его нет; думаю, что слово это в связи с кость, касть, костить, кащей, пакость, пакощи, осквернение, скверна.

КОЩЕЙ, кащей.

Ист.: Даль, 1880.

Фасмер: кощей

род. п. -ея 1. "худой, тощий человек, ходячий скелет"; 2. "скряга". Вероятно, от кость; см. Mi. EW 133 и сл.; Бернекер 1, 583. Напротив, др.-русск. кощеи, кощии "отрок, мальчик, пленник, раб" (СПИ) — из тюрк. kosci "невольник" от kos "лагерь, стоянка" (см. кош I); ср. Мелиоранский, ИОРЯС 7, 2, 290 и сл.; Бернекер 1, 585 и сл. Менее вероятно сближение Соболевского (ЖМНП, 1886, сент., стр. 152) с костить "бранить".

Фасмер: кощун

"насмешник, богохульник", укр. кощун, болг. кощун— то же, кощуня "хитрю, интригую, насмехаюсь". Вероятно, от костить; см. Бернекер 1, 583; Агрель, Zwei Beitr. 12; Соболевский, ЖМНП, 1886, сент., стр. 152. В отличие от них Младенов (254) толкует кощун как заимств. из тюрк.-булг.; ср. соответствующее ему тат. kostan "корыстный человек" (см. выше коштан).

К. изображения распятия из американского студенческого журнала, 2007 (часть на сайте в открытом доступе).

 

См.: Вера - Библия: Смертная казнь за кощунство. - Книга Притч: суд кощунникам - о пользе наказания кощуннику. Человечество - Человек - Вера - Христос - Свобода - На главную (указатели).