Книга Якова Кротова. В моей книге несколько тысяч глав (эссе, исторические очерки, публицистика), более 4 миллионов слов. Это своего рода «якопедия», из которой можно извлечь несколько десятков «обычных» книг. Их темы: история, человек, свобода, вера.

Тексты для размышлений Великим постом 

Из моей книги «Размышления Великим постом».

Ранее

12 день. Пятница 2 недели

Из Триоди Постной:

Постную пучину преплыти
тихо сподоби мя, Христе,
Утишая волны мысли моея,
и в пристанища воскресения окорми.

Чтение из Пророков: Исайи, 7, 1-14.

Книга Еммануила

И было во дни Ахаза, сына Иоафамова, сына Озии, царя Иудейского, Рецин, царь Сирийский, и Факей, сын Ремалиин, царь Израильский, пошли против Иерусалима, чтобы завоевать его, но не могли завоевать. И было возвещено дому Давидову и сказано: "Сирияне расположились в земле Ефремовой".

И всколебалось сердце его и сердце народа его,
как колеблются от ветра дерева в лесу.

И сказал Господь Исаии:

— выйди ты и сын твой Шеар-ясув навстречу Ахазу, к концу водопровода верхнего пруда, на дорогу к полю белильничьему, и скажи ему:

наблюдай и будь спокоен;
не страшись и да не унывает сердце твое

от двух концов этих дымящихся головней,
от разгоревшегося гнева Рецина и Сириян и сына Ремалиина.

Сирия, Ефрем и сын Ремалиин умышляют против тебя зло, говоря:

пойдем на Иудею
и возмутим ее,

и овладеем ею
и поставим в ней царем сына Тавеилова.

Но Господь Бог так говорит:

это не состоится
и не сбудется;

ибо глава Сирии - Дамаск,
и глава Дамаска - Рецин;

а чрез шестьдесят пять лет Ефрем перестанет быть народом;
и глава Ефрема - Самария,
и глава Самарии - сын Ремалиин.

Если вы не верите,
то потому, что вы не удостоверены.

И продолжал Господь говорить к Ахазу, и сказал:

проси себе знамения у Господа Бога твоего:
проси или в глубине, или на высоте.

И сказал Ахаз:

не буду просить
и не буду искушать Господа.

Тогда сказал Исаия:

слушайте же, дом Давидов!

разве мало для вас затруднять людей,
что вы хотите затруднять и Бога моего?

Итак Сам Господь даст вам знамение:

се, Дева во чреве приимет и родит Сына,
и нарекут имя Ему: Еммануил.

 

Чтение из Закона: Бытия, 5, 32 и 6, 1-8.

Грехи людей и гнев Божий

Ною было пятьсот лет и родил Ной [трех сынов]: Сима, Хама и Иафета.

Когда люди начали умножаться на земле и родились у них дочери, тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал. И сказал Господь [Бог]: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками [сими], потому что они плоть; пусть будут дни их сто двадцать лет.

В то время были на земле исполины, особенно же с того времени, как сыны Божии стали входить к дочерям человеческим, и они стали рождать им: это сильные, издревле славные люди. И увидел Господь [Бог], что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время; и раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем.

И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил, от человека до скотов, и гадов и птиц небесных истреблю, ибо Я раскаялся, что создал их. Ной же обрел благодать пред очами Господа [Бога].

 

Чтение из Премудрости: Притчей, 6, 20-35 и 7, 1.

Речь отца к сыну: не спи с чужой женой

Сын мой! храни заповедь отца твоего
и не отвергай наставления матери твоей;

навяжи их навсегда на сердце твое,
обвяжи ими шею твою.

Когда ты пойдешь, они будут руководить тебя;
когда ляжешь спать, будут охранять тебя;
когда пробудишься, будут беседовать с тобою:

ибо заповедь есть светильник,
и наставление - свет,
и назидательные поучения - путь к жизни,

чтобы остерегать тебя от негодной женщины,
от льстивого языка чужой.

Не пожелай красоты ее в сердце твоем,
[да не уловлен будешь очами твоими,]
и да не увлечет она тебя ресницами своими;

потому что из-за жены блудной обнищевают до куска хлеба,
а замужняя жена уловляет дорогую душу.

Может ли кто взять себе огонь в пазуху,
чтобы не прогорело платье его?

Может ли кто ходить по горящим угольям,
чтобы не обжечь ног своих?

То же бывает и с тем, кто входит к жене ближнего своего:
кто прикоснется к ней, не останется без вины.

Не спускают вору, если он крадет,
чтобы насытить душу свою, когда он голоден;

но, будучи пойман, он заплатит всемеро,
отдаст все имущество дома своего.

Кто же прелюбодействует с женщиною, у того нет ума;
тот губит душу свою, кто делает это:

побои и позор найдет он,
и бесчестие его не изгладится,

потому что ревность - ярость мужа,
и не пощадит он в день мщения,

не примет никакого выкупа
и не удовольствуется, сколько бы ты ни умножал даров.

Сын мой! храни слова мои
и заповеди мои сокрой у себя.

Чтение из Евангелий: Марка, 1-3.

Содержание всей книги кратко излагается от лица Иоанна Предтечи

Начало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия, как написано у пророков: «Вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою. Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему».

Явился Иоанн, крестя в пустыне и проповедуя крещение покаяния для прощения грехов. И выходили к нему вся страна Иудейская и Иерусалимляне, и крестились от него все в реке Иордане, исповедуя грехи свои. Иоанн же носил одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, и ел акриды и дикий мёд.

Спасителя ожидают, но имя Его пока неизвестно

И проповедывал, говоря:

— Идет за мною Сильнейший меня, у Которого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его; я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым.

Иисус приходит, но никто не знает, что именно Он — Спаситель, и неузнавание продлится до самого Преображения

И было в те дни, пришел Иисус из Назарета Галилейского и крестился от Иоанна в Иордане. И когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него.

Бог откроет, Кто такой Иисус, во время Преображения

И глас был с небес:

— Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение.

Иисус в пустыне как Моисей. Сатана искушает Иисуса, как будет искушать Его и перед Голгофой. Ангелы служат Иисусу, как послужит Ему ангел, возвещая мироносицам воскресение

Немедленно после того Дух ведет Его в пустыню. И был Он там в пустыне сорок дней, искушаемый сатаною, и был со зверями; и Ангелы служили Ему.

Переход от пролога к первому действию

Иоанн уходит, вместо него выходит с проповедью Иисус

После же того, как предан был Иоанн, пришел Иисус в Галилею, проповедуя Евангелие Царствия Божия и говоря, что исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: «Покайтесь и веруйте в Евангелие».

Действие 1. Люди пытаются понять и не понимают, кто такой Иисус

Иисус избирает Себе учеников, не объясняя им, кто Он и в чём цель избрания

Проходя же близ моря Галилейского, увидел Симона и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы.

И сказал им Иисус:

— Идите за Мною, и Я сделаю, что вы будете ловцами человеков.

И они тотчас, оставив свои сети, последовали за Ним. И, пройдя оттуда немного, Он увидел Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, также в лодке починивающих сети; и тотчас призвал их.

И они, оставив отца своего Зеведея в лодке с работниками, последовали за Ним.

Люди поражены тем, что Иисус не похож на обычных проповедников, но не могут понять, кто Он

И приходят в Капернаум; и вскоре в субботу вошел Он в синагогу и учил. И дивились Его учению, ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники.

В синагоге их был человек, одержимый духом нечистым, и вскричал:

— Оставь! что Тебе до нас, Иисус Назарянин? Ты пришел погубить нас! знаю Тебя, кто Ты, Святый Божий.

Но Иисус запретил ему, говоря:

— Замолчи и выйди из него.

Тогда дух нечистый, сотрясши его и вскричав громким голосом, вышел из него.

И все ужаснулись, так что друг друга спрашивали:

— Что это? что это за новое учение, что Он и духам нечистым повелевает со властью, и они повинуются Ему?

И скоро разошлась о Нем молва по всей окрестности в Галилее.

Иисус требует от демонов скрывать, Кто Он

Выйдя вскоре из синагоги, пришли в дом Симона и Андрея, с Иаковом и Иоанном. Теща же Симонова лежала в горячке; и тотчас говорят Ему о ней. Подойдя, Он поднял ее, взяв ее за руку; и горячка тотчас оставила ее, и она стала служить им. При наступлении же вечера, когда заходило солнце, приносили к Нему всех больных и бесноватых. И весь город собрался к дверям. И Он исцелил многих, страдавших различными болезнями; изгнал многих бесов, и не позволял бесам говорить, что они знают, что Он Христос.

Переход от 1 к 2 действию. Иисус в пустыне как Моисей

А утром, встав весьма рано, вышел и удалился в пустынное место, и там молился.

Симон и бывшие с ним пошли за Ним и, найдя Его, говорят Ему:

— Все ищут Тебя.

Он говорит им:

— Пойдем в ближние селения и города, чтобы Мне и там проповедывать, ибо Я для того пришел.

И Он проповедывал в синагогах их по всей Галилее и изгонял бесов.

Действие 2. Не сумевшие узнать тайны Иисус решают убить Его

Иисус требует от исцелённого не рассказывать о чуде, чтобы люди не узнали, Кто Он

Приходит к Нему прокаженный и, умоляя Его и падая пред Ним на колени, говорит Ему:

— Если хочешь, можешь меня очистить.

Иисус, умилосердившись над ним, простер руку, коснулся его и сказал ему:

— Хочу, очистись.

После сего слова проказа тотчас сошла с него, и он стал чист.

И, посмотрев на него строго, тотчас отослал его и сказал ему:

— Смотри, никому ничего не говори, но пойди, покажись священнику и принеси за очищение твое, что повелел Моисей, во свидетельство им.

А он, выйдя, начал провозглашать и рассказывать о происшедшем, так что Иисус не мог уже явно войти в город, но находился вне, в местах пустынных. И приходили к Нему отовсюду.

Люди не могут понять, кто такой Иисус, Который делает то, что может сделать лишь Бог

Через несколько дней опять пришел Он в Капернаум; и слышно стало, что Он в доме. Тотчас собрались многие, так что уже и у дверей не было места; и Он говорил им слово. И пришли к Нему с расслабленным, которого несли четверо; И, не имея возможности приблизиться к Нему за многолюдством, раскрыли кровлю дома, где Он находился, и, прокопав ее, спустили постель, на которой лежал расслабленный.

Иисус, видя веру их, говорит расслабленному:

— Чадо! прощаются тебе грехи твои.

Тут сидели некоторые из книжников и помышляли в сердцах своих:

— Что Он так богохульствует? Кто может прощать грехи, кроме одного Бога?

Иисус, тотчас узнав духом Своим, что они так помышляют в себе, сказал им:

— Для чего так помышляете в сердцах ваших? Что легче: сказать ли расслабленному: прощаются тебе грехи или сказать: встань, возьми свою постель и ходи? Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, — говорит расслабленному: — тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой.

Он тотчас встал и, взяв постель, вышел перед всеми, так что все изумлялись и прославляли Бога, говоря: «Никогда ничего такого мы не видали».

Фарисеи не понимают, кто такой Иисус

И вышел Иисус опять к морю; и весь народ пошел к Нему, и Он учил их.

Проходя, увидел Он Левия Алфеева, сидящего у сбора пошлин, и говорит ему:

— Следуй за Мною.

И он, встав, последовал за Ним.

И когда Иисус возлежал в доме его, возлежали с Ним и ученики Его и многие мытари и грешники: ибо много их было, и они следовали за Ним.

Книжники и фарисеи, увидев, что Он ест с мытарями и грешниками, говорили ученикам Его:

— Как это Он ест и пьет с мытарями и грешниками?

Услышав сие, Иисус говорит им:

— Не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию.

Иисус намекает на то, Кто Он, загадками о старом и новом

Ученики Иоанновы и фарисейские постились.

Приходят к Нему и говорят:

— Почему ученики Иоанновы и фарисейские постятся, а Твои ученики не постятся?

И сказал им Иисус:

— Могут ли поститься сыны чертога брачного, когда с ними жених? Доколе с ними жених, не могут поститься, но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни. Никто к ветхой одежде не приставляет заплаты из небеленой ткани: иначе вновь пришитое отдерет от старого, и дыра будет еще хуже. Никто не вливает вина молодого в мехи ветхие: иначе молодое вино прорвет мехи, и вино вытечет, и мехи пропадут; но вино молодое надобно вливать в мехи новые.

Иисус намекает на то, Кто Он, называя Себя повелителем субботы. В ответ Его враги решают убить Его

И случилось Ему в субботу проходить засеянными полями, и ученики Его дорогою начали срывать колосья.

И фарисеи сказали Ему:

— Смотри, что они делают в субботу, чего не должно делать?

Он сказал им:

— Неужели вы не читали никогда, что сделал Давид, когда имел нужду и взалкал сам и бывшие с ним? Как вошел он в дом Божий при первосвященнике Авиафаре и ел хлебы предложения, которых не должно было есть никому, кроме священников, и дал и бывшим с ним?

И сказал им:

— Суббота для человека, а не человек для субботы; посему Сын Человеческий есть господин и субботы.

И пришел опять в синагогу; там был человек, имевший иссохшую руку. И наблюдали за Ним, не исцелит ли его в субботу, чтобы обвинить Его.

Он же говорит человеку, имевшему иссохшую руку: стань на средину. А им говорит:

— Должно ли в субботу добро делать, или зло делать? душу спасти, или погубить?

Но они молчали. И, воззрев на них с гневом, скорбя об ожесточении сердец их, говорит тому человеку:

— Протяни руку твою.

Он протянул, и стала рука его здорова, как другая.

Фарисеи, выйдя, немедленно составили с иродианами совещание против Него, как бы погубить Его.

Переход от 2 к 3 действию

Иисус как Моисей идёт к морю

Но Иисус с учениками Своими удалился к морю; и за Ним последовало множество народа из Галилеи, Иудеи, Иерусалима, Идумеи и из-за Иордана. И живущие в окрестностях Тира и Сидона, услышав, что Он делал, шли к Нему в великом множестве.

Иисуса узнают бесы, но Он повелевает им скрывать это от людей

И сказал ученикам Своим, чтобы готова была для Него лодка по причине многолюдства, дабы не теснили Его. Ибо многих Он исцелил, так что имевшие язвы бросались к Нему, чтобы коснуться Его.

И духи нечистые, когда видели Его, падали пред Ним и кричали:

— Ты Сын Божий.

Но Он строго запрещал им, чтобы не делали Его известным.

Иисус как Моисей подымается на гору и как Моисей избирает себе помощников по числу племён Израилевых

Потом взошел на гору и позвал к Себе, кого Сам хотел; и пришли к Нему.

И поставил из них двенадцать, чтобы с Ним были, и чтобы посылать их на проповедь, и чтобы они имели власть исцелять от болезней и изгонять бесов. Поставил Симона, нарекши ему имя Петр, Иакова Зеведеева и Иоанна, брата Иакова, нарекши им имена Воанергес, то есть «сыны громовы», Андрея, Филиппа, Варфоломея, Матфея, Фому, Иакова Алфеева, Фаддея, Симона Кананита и Иуду Искариотского, который и предал Его.

Действие 3. Кто настоящие родные Иисуса

Иисус опровергает тех, кто считает Его сыном сатаны, не говоря, Кто же Он на самом деле

Приходят в дом; и опять сходится народ, так что им невозможно было и хлеба есть. И, услышав, ближние Его пошли взять Его, ибо говорили, что Он вышел из себя. А книжники, пришедшие из Иерусалима, говорили, что Он имеет в Себе веельзевула и что изгоняет бесов силою бесовского князя.

И, призвав их, говорил им притчами:

— Как может сатана изгонять сатану? Если царство разделится само в себе, не может устоять царство то; и если дом разделится сам в себе, не может устоять дом тот; и если сатана восстал на самого себя и разделился, не может устоять, но пришел конец его. Никто, войдя в дом сильного, не может расхитить вещей его, если прежде не свяжет сильного, и тогда расхитит дом его. Истинно говорю вам: будут прощены сынам человеческим все грехи и хуления, какими бы ни хулили; но кто будет хулить Духа Святого, тому не будет прощения вовек, но подлежит он вечному осуждению.

Сие сказал Он, потому что говорили: «В Нём нечистый дух».

Иисус говорит о том, кто Ему родной по воле Божией, не говоря, Кто же Он на самом деле

И пришли Матерь и братья Его и, стоя вне дома, послали к Нему звать Его. Около Него сидел народ.

И сказали Ему:

— Вот, Матерь Твоя и братья Твои и сестры Твои, вне дома, спрашивают тебя.

И отвечал им:

— Кто матерь Моя и братья Мои?

И обозрев сидящих вокруг Себя, говорит:

— Вот матерь Моя и братья Мои; ибо кто будет исполнять волю Божию, тот Мне брат, и сестра, и матерь.

Чтение из Деяний, Посланий или Откровения: 2 Петра.

Второе послание Петра

 Симон Петр, раб и Апостол Иисуса Христа, принявшим с нами равно драгоценную веру по правде Бога нашего и Спасителя Иисуса Христа: благодать и мир вам да умножится в познании Бога и Христа Иисуса, Господа нашего.

Познание

Как от Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия, через познание Призвавшего нас славою и благостию, которыми дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества, удалившись от господствующего в мире растления похотью: то вы, прилагая к сему все старание, покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь.

Если это в вас есть и умножается, то вы не останетесь без успеха и плода в познании Господа нашего Иисуса Христа. А в ком нет сего, тот слеп, закрыл глаза, забыл об очищении прежних грехов своих.

Посему, братия, более и более старайтесь делать твердым ваше звание и избрание; так поступая, никогда не преткнетесь, ибо так откроется вам свободный вход в вечное Царство Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа.

Скорая смерть апостола

Для того я никогда не перестану напоминать вам о сем, хотя вы то и знаете, и утверждены в настоящей истине. Справедливым же почитаю, доколе нахожусь в этой телесной храмине, возбуждать вас напоминанием, зная, что скоро должен оставить храмину мою, как и Господь наш Иисус Христос открыл мне. Буду же стараться, чтобы вы и после моего отшествия всегда приводили это на память.

Преображение

Ибо мы возвестили вам силу и пришествие Господа нашего Иисуса Христа, не хитросплетенным басням последуя, но быв очевидцами Его величия. Ибо Он принял от Бога Отца честь и славу, когда от велелепной славы принесся к Нему такой глас: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение. И этот глас, принесшийся с небес, мы слышали, будучи с Ним на святой горе.

Пророки и лжепророки

И притом мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в темном месте, доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших, зная прежде всего то, что никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою.

Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым. Были и лжепророки в народе, как и у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси и, отвергаясь искупившего их Господа , навлекут сами на себя скорую погибель.

И многие последуют их разврату, и через них путь истины будет в поношении. И из любостяжания будут уловлять вас льстивыми словами; суд им давно готов, и погибель их не дремлет.

Наказание от Бога

Ибо, если Бог ангелов согрешивших не пощадил, но, связав узами адского мрака, предал блюсти на суд для наказания; и если не пощадил первого мира, но в восьми душах сохранил семейство Ноя, проповедника правды, когда навел потоп на мир нечестивых; и если города Содомские и Гоморрские, осудив на истребление, превратил в пепел, показав пример будущим нечестивцам, а праведного Лота, утомленного обращением между людьми неистово развратными, избавил (ибо сей праведник, живя между ними, ежедневно мучился в праведной душе, видя и слыша дела беззаконные) -- то, конечно, знает Господь, как избавлять благочестивых от искушения, а беззаконников соблюдать ко дню суда, для наказания, а наипаче тех, которые идут вслед скверных похотей плоти, презирают начальства, дерзки, своевольны и не страшатся злословить высших, тогда как и Ангелы, превосходя их крепостью и силою, не произносят на них пред Господом укоризненного суда.

Они, как бессловесные животные, водимые природою, рожденные на уловление и истребление, злословя то, чего не понимают, в растлении своем истребятся.

Они получат возмездие за беззаконие, ибо они полагают удовольствие во вседневной роскоши; срамники и осквернители, они наслаждаются обманами своими, пиршествуя с вами. Глаза у них исполнены любострастия и непрестанного греха; они прельщают неутвержденные души; сердце их приучено к любостяжанию: это сыны проклятия. Оставив прямой путь, они заблудились, идя по следам Валаама, сына Восорова, который возлюбил мзду неправедную, но был обличен в своем беззаконии: бессловесная ослица, проговорив человеческим голосом, остановила безумие пророка. Это безводные источники, облака и мглы, гонимые бурею: им приготовлен мрак вечной тьмы. Ибо, произнося надутое пустословие, они уловляют в плотские похоти и разврат тех, которые едва отстали от находящихся в заблуждении.

Обещают им свободу, будучи сами рабы тления; ибо, кто кем побежден, тот тому и раб. Ибо если, избегнув скверн мира чрез познание Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, опять запутываются в них и побеждаются ими, то последнее бывает для таковых хуже первого. Лучше бы им не познать пути правды, нежели, познав, возвратиться назад от преданной им святой заповеди. Но с ними случается по верной пословице: пес возвращается на свою блевотину, и: вымытая свинья идет валяться в грязи.

Второе пришествие

Это уже второе послание пишу к вам, возлюбленные; в них напоминанием возбуждаю ваш чистый смысл, чтобы вы помнили слова, прежде реченные святыми пророками, и заповедь Господа и Спасителя, преданную Апостолами вашими.

Прежде всего знайте, что в последние дни явятся наглые ругатели, поступающие по собственным своим похотям и говорящие:

 — Где обетование пришествия Его? Ибо с тех пор, как стали умирать отцы, от начала творения, всё остается так же.

Думающие так не знают, что вначале словом Божиим небеса и земля составлены из воды и водою: потому тогдашний мир погиб, быв потоплен водою.

А нынешние небеса и земля, содержимые тем же Словом, сберегаются огню на день суда и погибели нечестивых человеков.

Одно то не должно быть сокрыто от вас, возлюбленные, что у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день. Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию. Придет же день Господень , как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят.

Если так всё это разрушится, то какими должно быть в святой жизни и благочестии вам, ожидающим и желающим пришествия дня Божия, в который воспламененные небеса разрушатся и разгоревшиеся стихии растают?

Впрочем мы, по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда. Итак, возлюбленные, ожидая сего, потщитесь явиться пред Ним неоскверненными и непорочными в мире; и долготерпение Господа нашего почитайте спасением, как и возлюбленный брат наш Павел, по данной ему премудрости, написал вам, как он говорит об этом и во всех посланиях, в которых есть нечто неудобовразумительное, что невежды и неутвержденные, к собственной своей погибели, превращают, как и прочие Писания.

Итак вы, возлюбленные, будучи предварены о сем, берегитесь, чтобы вам не увлечься заблуждением беззаконников и не отпасть от своего утверждения, но возрастайте в благодати и познании Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа. Ему слава и ныне и в день вечный. Аминь.

Далее

См.: История человечества - Человек - Вера - Христос - Свобода - На первую страницу (указатели).

Внимание: если кликнуть на картинку в самом верху страницы со словами «Книга Якова Кротова», то вы окажетесь в основном оглавлении, которое служит одновременно именным и хронологическим указателем