Книга Якова Кротова. В моей книге несколько тысяч глав (эссе, исторические очерки, публицистика), более 4 миллионов слов. Это своего рода «якопедия», из которой можно извлечь несколько десятков «обычных» книг. Их темы: история, человек, свобода, вера.

Тексты для размышлений Великим постом 

Из моей книги «Размышления Великим постом».

Ранее

18 день. Четверг 3 недели

Из Триоди Постной:

Третию честных постов седмицу, Христе Слове, прешедших,
Древо живоноснаго креста Твоего видети сподоби нас,
И честне поклонитися, и пети по достоянию,
И славити державу Твою, воспети страсти Твоя,
Предварити славное чисте и святое воскресение,
пасху тайную, Ею же Адам паки вниде в рай.

Чтение из Пророков: Исайи, 11, 1-16 и 12, 1-2.

И произойдет отрасль от корня Иессеева,
и ветвь произрастет от корня его;

и почиет на нем Дух Господень,
дух премудрости и разума,

дух совета и крепости,
дух ведения и благочестия;

и страхом Господним исполнится,
и будет судить не по взгляду очей Своих
и не по слуху ушей Своих решать дела.

Он будет судить бедных по правде,
и дела страдальцев земли решать по истине;

и жезлом уст Своих поразит землю,
и духом уст Своих убьет нечестивого.

И будет препоясанием чресл Его правда,
и препоясанием бедр Его - истина.

Тогда волк будет жить вместе с ягненком,
и барс будет лежать вместе с козленком;

и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе,
и малое дитя будет водить их.

И корова будет пастись с медведицею,
и детеныши их будут лежать вместе,
и лев, как вол, будет есть солому.

И младенец будет играть над норою аспида,
и дитя протянет руку свою на гнездо змеи.

Не будут делать зла и вреда на всей святой горе Моей,
ибо земля будет наполнена ведением Господа,
как воды наполняют море.

И будет в тот день: к корню Иессееву, который станет, как знамя для народов, обратятся язычники, - и покой его будет слава. И будет в тот день: Господь снова прострет руку Свою, чтобы возвратить Себе остаток народа Своего, какой останется у Ассура, и в Египте, и в Патросе, и у Хуса, и у Елама, и в Сеннааре, и в Емафе, и на островах моря.

И поднимет знамя язычникам,
и соберет изгнанников Израиля,

и рассеянных Иудеев
созовет от четырех концов земли.

И прекратится зависть Ефрема,
и враждующие против Иуды будут истреблены.

Ефрем не будет завидовать Иуде,
и Иуда не будет притеснять Ефрема.

И полетят на плеча Филистимлян к западу,
ограбят всех детей Востока;

на Едома и Моава наложат руку свою,
и дети Аммона будут подданными им.

И иссушит Господь залив моря Египетского,
и прострет руку Свою на реку в сильном ветре Своем,

и разобьет ее на семь ручьев,
так что в сандалиях могут переходить ее.

Тогда для остатка народа Его, который останется у Ассура,
будет большая дорога,

как это было для Израиля,
когда он выходил из земли Египетской.

И скажешь в тот день:

Славлю Тебя, Господи; Ты гневался на меня,
но отвратил гнев Твой и утешил меня.

Вот, Бог - спасение мое:
уповаю на Него и не боюсь;

ибо Господь - сила моя, и пение мое - Господь;
и Он был мне во спасение.

 

Чтение из Закона: Бытия, 7, 11-24 и 8, 1-3.

Потоп

Чрез семь дней воды потопа пришли на землю. В шестисотый год жизни Ноевой, во второй месяц, в семнадцатый [27] день месяца, в сей день разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились; и лился на землю дождь сорок дней и сорок ночей. В сей самый день вошел в ковчег Ной, и Сим, Хам и Иафет, сыновья Ноевы, и жена Ноева, и три жены сынов его с ними. Они, и все звери [земли] по роду их, и всякий скот по роду его, и все гады, пресмыкающиеся по земле, по роду их, и все летающие по роду их, все птицы, все крылатые, и вошли к Ною в ковчег по паре [мужеского пола и женского] от всякой плоти, в которой есть дух жизни; и вошедшие [к Ною в ковчег] мужеский и женский пол всякой плоти вошли, как повелел ему [Господь] Бог. И затворил Господь [Бог] за ним [ковчег].

И продолжалось на земле наводнение сорок дней [и сорок ночей], и умножилась вода, и подняла ковчег, и он возвысился над землею; вода же усиливалась и весьма умножалась на земле, и ковчег плавал по поверхности вод. И усилилась вода на земле чрезвычайно, так что покрылись все высокие горы, какие есть под всем небом; на пятнадцать локтей поднялась над ними вода, и покрылись [все высокие] горы. И лишилась жизни всякая плоть, движущаяся по земле, и птицы, и скоты, и звери, и все гады, ползающие по земле, и все люди; все, что имело дыхание духа жизни в ноздрях своих на суше, умерло. Истребилось всякое существо, которое было на поверхности [всей] земли; от человека до скота, и гадов, и птиц небесных, -- все истребилось с земли, остался только Ной и что было с ним в ковчеге. Вода же усиливалась на земле сто пятьдесят дней.

Окончание потопа

И вспомнил Бог о Ное, и о всех зверях, и о всех скотах, (и о всех птицах, и о всех гадах пресмыкающихся,) бывших с ним в ковчеге; и навел Бог ветер на землю, и воды остановились. И закрылись источники бездны и окна небесные, и перестал дождь с неба. Вода же постепенно возвращалась с земли, и стала убывать вода по окончании ста пятидесяти дней.

Чтение из Премудрости: Притчей, 10, 1-22.

Сын мудрый радует отца,
а сын глупый - огорчение для его матери.

Не доставляют пользы сокровища неправедные,
правда же избавляет от смерти.

Не допустит Господь терпеть голод душе праведного,
стяжание же нечестивых исторгнет.

Ленивая рука делает бедным,
а рука прилежных обогащает.

Собирающий во время лета - сын разумный,
спящий же во время жатвы - сын беспутный.

Благословения - на голове праведника,
уста же беззаконных заградит насилие.

Память праведника пребудет благословенна,
а имя нечестивых омерзеет.

Мудрый сердцем принимает заповеди,
а глупый устами преткнется.

Кто ходит в непорочности, тот ходит безопасно;
а кто превращает пути свои, тот будет наказан.

Кто мигает глазами, тот причиняет досаду,
а глупый устами преткнется.

Уста праведника - источник жизни,
уста же беззаконных заградит насилие.

Ненависть возбуждает раздоры,
но любовь покрывает все грехи.

В устах разумного находится мудрость,
но на теле глупого - розга.

Мудрые сберегают знание,
но уста глупого - близкая погибель.

Имущество богатого - крепкий город его,
беда для бедных - скудость их.

Труды праведного - к жизни,
успех нечестивого - ко греху.

Кто хранит наставление, тот на пути к жизни;
а отвергающий обличение - блуждает.

Кто скрывает ненависть, у того уста лживые;
и кто разглашает клевету, тот глуп.

При многословии не миновать греха,
а сдерживающий уста свои - разумен.

Отборное серебро - язык праведного,
сердце же нечестивых - ничтожество.

Уста праведного пасут многих,
а глупые умирают от недостатка разума.

Благословение Господне - оно обогащает
и печали с собою не приносит.

Чтение из Евангелий: Марка, 15-16.

Пилат получает от Иисуса свидетельство, что Иисус Царь

Немедленно поутру первосвященники со старейшинами и книжниками и весь синедрион составили совещание и, связав Иисуса, отвели и предали Пилату.

Пилат спросил Его:

— Ты Царь Иудейский?

Он же сказал ему в ответ:

—  Ты говоришь.

Иисуса предают, не узнавая в Нём невиновного, Которого следует отпустить, и вместо Иисуса на свободу отпускают преступника

И первосвященники обвиняли Его во многом.

Пилат же опять спросил Его:

— Ты ничего не отвечаешь? Видишь, как много против Тебя обвинений.

Но Иисус и на это ничего не отвечал, так что Пилат дивился.

На всякий же праздник отпускал он им одного узника, о котором просили. Тогда был в узах некто, по имени Варавва, со своими сообщниками, которые во время мятежа сделали убийство. И народ начал кричать и просить Пилата о том, что он всегда делал для них.

Он сказал им в ответ:

—  Хотите ли, отпущу вам Царя Иудейского?

Ибо знал, что первосвященники предали Его из зависти.

Но первосвященники возбудили народ просить, чтобы отпустил им лучше Варавву.

Пилат, отвечая, опять сказал им:

— Что же хотите, чтобы я сделал с Тем, Которого вы называете Царем Иудейским?

Они опять закричали:

— Распни Его.

Пилат сказал им:

— Какое же зло сделал Он?

Но они еще сильнее закричали:

—  Распни Его.

Тогда Пилат, желая сделать угодное народу, отпустил им Варавву, а Иисуса, бив, предал на распятие.

Солдаты издевательски признают в Иисусе Царя, только чтобы поиздеваться над Ним

А воины отвели Его внутрь двора, то есть в преторию, и собрали весь полк, и одели Его в багряницу и, сплетши терновый венец, возложили на Него. И начали приветствовать Его: «Радуйся, Царь Иудейский».

И били Его по голове тростью, и плевали на Него, и, становясь на колени, кланялись Ему.

Когда же насмеялись над Ним, сняли с Него багряницу, одели Его в собственные одежды Его и повели Его, чтобы распять Его.

Иисуса распинают под издевательской написью «Царь Иудейский»

И заставили проходящего некоего Киринеянина Симона, отца Александрова и Руфова, идущего с поля, нести крест Его.

И привели Его на место Голгофу, что значит «Лобное место». И давали Ему пить вино со смирною, но Он не принял.

Распявшие Его делили одежды Его, бросая жребий, кому что взять. Был час третий, и распяли Его. И была надпись вины Его: «Царь Иудейский». С Ним распяли двух разбойников, одного по правую, а другого по левую сторону Его.

И сбылось слово Писания: «И к злодеям причтен».

Все издеваются над Иисусом как над самозванным Царём и Христом

Проходящие злословили Его, кивая головами своими и говоря:

— Э! разрушающий храм, и в три дня созидающий! спаси Себя Самого и сойди со креста.

Подобно и первосвященники с книжниками, насмехаясь, говорили друг другу:

— Других спасал, а Себя не может спасти. Христос, Царь Израилев, пусть сойдет теперь с креста, чтобы мы видели, и уверуем.

И распятые с Ним поносили Его.

Иисус умирает. Сотник внезапно узнаёт в Нём Сына Божия

В шестом же часу настала тьма по всей земле и продолжалась до часа девятого.

В девятом часу возопил Иисус громким голосом:

— Элои! Элои! ламма савахфани?

(Что значит: «Боже Мой! Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?»

Некоторые из стоявших тут, услышав, говорили:

—  Вот, Илию зовет.

А один побежал, наполнил губку уксусом и, наложив на трость, давал Ему пить, говоря:

—  Постойте, посмотрим, придет ли Илия снять Его.

Иисус же, возгласив громко, испустил дух.

И завеса в храме разодралась надвое, сверху донизу.

Сотник, стоявший напротив Его, увидев, что Он, так возгласив, испустил дух, сказал:

— Истинно Человек Сей был Сын Божий.

Переход от 8 действия к эпилогу

Тело Иисуса хоронят в гробнице

Были тут и женщины, которые смотрели издали: между ними была и Мария Магдалина, и Мария, мать Иакова меньшего и Иосии, и Саломия, которые и тогда, как Он был в Галилее, следовали за Ним и служили Ему, и другие многие, вместе с Ним пришедшие в Иерусалим.

И как уже настал вечер, — потому что была пятница, то есть день перед субботою, пришел Иосиф из Аримафеи, знаменитый член совета, который и сам ожидал Царствия Божия, осмелился войти к Пилату, и просил тела Иисусова.

Пилат удивился, что Он уже умер. И, призвав сотника, спросил его, давно ли умер. И, узнав от сотника, отдал тело Иосифу. Он, купив плащаницу и сняв Его, обвил плащаницею, и положил Его во гробе, который был высечен в скале, и привалил камень к двери гроба. Мария же Магдалина и Мария Иосиева смотрели, где Его полагали.

Эпилог

По прошествии субботы Мария Магдалина и Мария Иаковлева и Саломия купили ароматы, чтобы идти помазать Его.

И весьма рано, в первый день недели, приходят ко гробу, при восходе солнца, и говорят между собою:

— Кто отвалит нам камень от двери гроба?

И, взглянув, видят, что камень отвален; а он был весьма велик.

И, войдя во гроб, увидели юношу, сидящего а правой стороне, облеченного в белую одежду. И ужаснулись.

Он же говорит им:

— Не ужасайтесь. Иисуса ищете Назарянина, распятого? Он воскрес, Его нет здесь. Вот место, где Он был положен. Но идите, скажите ученикам Его и Петру, что Он предваряет вас в Галилее. Там Его увидите, как Он сказал вам.

И, выйдя, побежали от гроба; их объял трепет и ужас, и никому ничего не сказали, потому что боялись.

Евангелие от Марка: окончание, присоединённое позднее

Воскреснув рано в первый день недели, Иисус явился сперва Марии Магдалине, из которой изгнал семь бесов. Она пошла и возвестила бывшим с Ним, плачущим и рыдающим; но они, услышав, что Он жив и она видела Его, - не поверили. После сего явился в ином образе двум из них на дороге, когда они шли в селение. И те, возвратившись, возвестили прочим; но и им не поверили. Наконец, явился самим одиннадцати, возлежавшим на вечери, и упрекал их за неверие и жестокосердие, что видевшим Его воскресшего не поверили. И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет. Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы. И так Господь, после беседования с ними, вознесся на небо и воссел одесную Бога. А они пошли и проповедывали везде, при Господнем содействии и подкреплении слова последующими знамениями. Аминь.

 

Чтение из Деяний, Посланий или Откровения: Римлянам, 6-10. 

Диалог с мысленным оппонентом: верующий умирает для греха

— Что же в итоге? Оставаться в грехе, чтобы росла благодать?

Ни в коем случае! Мы умерли для греха: как же продолжать в нём жить? Неужели не знаете, что все мы, погрузившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его погрузились? При крещении мы были похоронены с Ним в смерть, чтобы, как славой Отца Христос был воскрешён из мёртвых, так и мы перешли в новую жизнь. Мы соединились с Ним, изобразив смерть Его - [соединены] будем и воскресением.

Какие мы были прежде, этот человек распят рядом с Ним,  чтобы уничтожено было тело греха и уже не служить нам греху, ибо мёртвый принадлежит не греху, а правде. Мы веруем, что умерли со Христом и что оживаем вместе с Ним. Мы знаем, что Христос, поднятый из мёртвых, более не умрёт, смерть уже не распоряжается Им. Смерть - один миг, прочь от греха, жизнь - это жизнь с Богом. Вы тоже считайте себя для греха мертвецами, для Бога живыми во Христе Иисусе. Грех да не будет повелителем вашего смертного тела, не повинуйтесь его желаниям. Не отдавайте греху члены своего тела, чтобы они стали оружием неправды - отдайте себя Богу словно вы умерли и ожили, и члены вашего тела сделайте оружием правды. Ваш повелитель не грех, потому что над вами не Закон, а благодать.

— Что же? если над нами не Закон, а благодать, то будем грешить?

— Ни за что! Как будто вы не знаете, что кому вы отдали себя в рабы, того и слушаете? Или слушаете грех ради смерти или слушаете [Бога] ради правды. Благодарение Богу, вы перестали быть рабами греха, всем сердцем слушаете слова учения, которому отдали себя. Вы освободились от греха, служите правде.

Смерть для греха - свобода для правды Божией

Скажу проще, чтобы поняло обессиленное тело: как вы делали члены своего тела слугами нечистоты и беззаконнейшего беззакония, так теперь сделайте члены своего тела слугами святой правды. Вы были свободны от правды, когда были рабами греха, и теперь стыдитесь плодов той жизни, потому что смыслом её была смерть. Теперь вы освобождены от греха, вы рабы Богу, а плод ваш - освящение, смысл - жизнь вечная.

Грех платит смертью, Бог одаряет жизнью вечной Христом Иисусом, Господе нашем.

Я обращаюсь к знатокам Закона - уж вы-то знаете, что Закон повелевает лишь живыми? Закон привязывает замужнюю женщину к живому мужу. Если тот умрёт, она свободна от законного мужа. Если она при живом муже уходит к другому, то она распутница, если после смерти мужа - то она свободна от Закона и не распутница. Так и вы, братья мои, став телом Христа, убитого по Закону, были убиты для Закона.

Вы стали [достоянием] Другого, Воскрешённого из мёртвых, чтобы приносить плоды Богу, а были материей Закона, через который греховные чувства, действовали в членах тела нашего и приносили плоды смерти.

Теперь мы потеряны для Закона, умерли для ограничивавшего нас, чтобы служить новому духу, а не дряхлым буквам.

Диалог с мысленным оппонентом: грех и Закон

— Как это так? Неужели Закон это грех?

— О нет! Но грех я узнал через Закон. Закон говорит "не стремись к обладанию...", а грех, отталкиваясь от этого запрета, будит во мне стремление к обладанию. Жил я когда-то без закона, а когда пришёл запрет, грех ожил, а я умер. Запрет - чтобы выжить, а получается смерть, потому что грех, отталкиваясь от запрета, обманул меня и убил им. Закон-то свят, и запрет свят, в нём правда и добро.

— Что же, добро стало мне смертью?

— О нет! Грех, чтобы воплотиться, несёт мне смерть под видом добра, запрет же показывает, что грех есть именно грех. Мы же знаем, что Закон это дух, а я это тело, проданное греху. Я не понимаю, что делаю, потому что делаю не то, что хочу, а что ненавижу - вот это делаю. Если я не хочу делать то, что делаю, то я согласен с тем, что закон есть добро, значит, не я делаю то, что делаю, а поселившийся во мне грех.

Человек - дворец добра, который комнату за комнатой завоёвывает зло

Я же знаю, что обитает во мне, в моём существе, не добро. Хотеть добра - моё желание, но добрых дел - нет. Я хочу добра и не делаю, не хочу зла, но его делаю. Если же я делаю то, чего не хочу, значит, это делаю не я, а поселившийся во мне грех.

Так что я открыл закон: когда я хочу делать добро, то выполняется желание зла.

Я счастлив, что мне, человеке, есть Закон Божий. Но я вижу в отдельных своих членах другой закон, закон греха, который расположился в членах моих и воюет с Законом сознания моего, захватывая мои члены.

Несчастный я человек! Кто избавит меня от этой опухоли смерти? Благодарю Бога, [избавившего меня] Иисусом Христом, Господом нашим. Теперь я как я, сознанием - раб Закону Божию, хотя телом - закону греха.

Живой Дух, Христов Дух, Дух Божий

Тем, кто в Христе Иисусе, более не будет обвинительного приговора. В Христе Иисусе Закон живого Духа, освободивший меня от закона греха и смерти.

Закон оказался парализован слабостью человеческого тела, поэтому [для победы] над грехом Бог послал Своего Сына в теле, неотличимом от греховного тела людей, и этим вынес обвинительный приговор греху, засевшему в теле. Благодаря этому в нас, идущих за Духом, а не куда тело ведёт, исполняется правда Закона, потому что живущие материальным телом стремятся к материальному, а живущие духом - к Духу.

Стремиться к материальному - это смерть, стремиться к Духу - жизнь и мир. Кто стремится к материальному, тот враг Богу, потому что не подчиняется Закону Божию, даже если и захотел бы этого. Поэтому погружённые в материальное не могут делать то, что нравится Богу. Вы же не в материальном теле, а в Духе, если только Дух Божий живёт в вас.

Если кто не дал в себе места Духу Христову, тот и не Его.

Если же Христос в вас, то, пускай тело убито грехом, но дух жив правдой.

Если в вас живёт Дух Того, Кто воскресил Иисуса из мёртвых, то воскресивший Христа из мёртвых и вашим, отравленным смертью телам, будет давать жизнь  живущим в вас Духом Своим.

Если вы живёте плотью, то готовитесь умирать, а если вы убьёте Духом дела плоти, то будете жить.

Страдания и слава детей Божьих

Все люди, которых ведёт за собой Дух Божий, - дети Божии. Вы приняли не дух, который делает людей своими рабами, трепещущими от страха. Вы приняли Дух, Который делает нас детьми, зовущими: "Авва! Отец!"

Этот Дух подтверждает нашему духу, что мы - дети Божии. Дети означает "наследники". Мы наследники Божии, наследники вместе с Христом, если только вместе с Ним разделяем страдания, да и славу разделим. Я уверен, что страдания в этой временной жизни не сравнятся со славой, которая готовится открыться нам.

Всё творение с надеждой ожидает того, что готовится открыться детям Божьим. Творение не по своей воле подчинено бессмысленным мучениям, а по воле Подчинившего её [Бога], творение надеется и на своё освобождение от рабства гниению, вместе со свободой и славой детей Божьих.

Мы видим, что всё творение постоянно мучается и стонет, словно рожающая женщина, и не только оно, но и мы сами, имеющие в себе зародыш Духа, мучаемся, ожидая, когда и наше тело будет Богом выкуплено и усыновлено.

Мы были спасены надеждой. Надежда не видит, иначе это уже не надежда. Зачем надеяться на то, что уже перед глазами! Мы не видим, но надеемся и поэтому стойко ждём. Мы слабы, но нашей слабости помощник Дух. Мы не знаем, о чём и как молиться, но Сам Дух вместо нас невыразимо стонет, и Знающий, что у нас на сердце, понимает, что имеет в виду Дух, потому что Бог и дал Духа для молитвы за святых.

Мы видим и то, что всё помогает добру для тех, кто любит Бога, кто был заранее призван Богом. Чтобы Сын Божий был первенцем среди многих подобных Ему братьев, Бог изначально предназначил людей быть подобием Сына. Кого он изначально предназначил, тех и позвал, кого позвал, тем даровал правду, кому подарил правду, тех и прославил. Чего же больше! Если Бог за нас, кто против нас?

Бог, Который собственного Сына не пожалел, за нас отдал Его, неужели с Сыном не подарит нам всего!

Пусть попробуют обвинять выбранных Богом - Бог оправдает!

Пусть попробуют вынести обвинительный приговор - Христос Иисус, умерший, но воскрешённый и царствующий с Богом, защищает нас!

Пусть попробуют оторвать нас от любви Божией! Страдания и притеснения, преследования и голод, нищета и угроза смертью, как написано [в псалме]: "За Тебя убивают нас каждый день, мы для них как овцы, которых нужно зарезать", - и всё это мы бесповоротно побеждаем Полюбившим нас.

Я убеждён, что смерть и жизнь, ангелы и архангелы, настоящее и будущее, самое высокое и самое низкое, - ничто во всём творении не в силах нас разлучить с любовью Божией в Христе Иисусе, Господе нашем.

Молитва об Израиле

Истину говорю во Христе, не лгу, вместе со мной свидетельствует совесть моя в Духе Святом, что великая моя печаль и непрестанная боль моего сердца, что я молился, чтобы был отлучён от Христа вместо братьев моих, родных мне по крови, за израильтян.

Бог сделал израильтян Своими детьми, даровал им Свою славу, с ними заключал заветы, даровал им законодательство, научил их поклоняться Себе, дал им разнообразные обещания. Они от праотцов, а от них по крови Христос, Бог надо всеми, да будет Он благословен во веки, аминь.

Бог свободен в том, кого избирает

Неужели слово Божие не сбылось, ведь не все, кто от Израиля - истинные израильтяне?

Потомки Авраама не все, родившиеся от Авраама, но те, о которых сказано было Богом: "Рождённые от Исаака будут именоваться твоими потомками". Не все потомки - дарованные Богом дети, а те, кого Бог называет детьми Своего обещания. Обещание же заключалось в слове: "Я снова приду в назначенное время, и у Сарры будет сын".

Более того. Ревекка зачала от нашего праотца Исаака близнецов, и они еще не родились, ничего не сделали плохого или хорошего, так что очевидно, что Бог избрал одного из них не за какие-то дела, а одной Своей волей, и Он обратился к ней, сказав: "Старшей будет слугой младшему". Написано же: "Иакова Я возлюбил, а Исава возненавидел".

Неужели из этого следует, что Бог несправедлив? Конечно, нет! А ведь Он говорит Моисею: "Кого хочу помиловать, того и помилую, кого хочу пожалеть, того и пожалею". Награду в беге получает не тот, у кого воля сильнее, не тот, кто быстрее бежит, а тот, кого пожалеет Бог.

Писание говорит, что фараону было сказано: "Я возвысил тебя, чтобы через тебя показать Мою силу, чтобы Моё имя прозвучало по всей земле". Так что Бог Своей волей выбирает, через кого показать Своё милосердие, а через кого - Свой гнев.

Мне скажут: "Но тогда Бог не может никого судить, ведь никто не может сопротивляться воле Его!"

Да кто ты такой, человек, что споришь с Богом?! Глина не спрашивает гончара, почему он так вылепил горшок, а не иначе. Гончар из одной и той же глины по своей воле делает один сосуд для торжеств, а другой для всяких отходов.

Какой Израиль неугоден Богу

Бог, чтобы люди увидели Его справедливый гнев и познали Его силу, долго терпел существование обречённых на гибель сосудов, разгневавших Его, чтобы дать людям познать величие Своей славы над теми сосудами, которые Он приготовил для славы, над сосудами милости, над нами, которых Он призвал не только из числа иудеев, но и из язычников.

Как сказал Осия: "Чужой народ назову Моим народом, нелюбимую сделаю любимой. Там, где Я назвал их чужим народом, там Я назову их детьми Бога Живого".

Исайя же прокричал об Израиле: "Да пусть израильтяне будут многочисленны как песок в море, немногие спасутся, потому что Господь на земле как слово скажет, так и отрежет". И ещё раньше сказал Исайя: "Если бы Господь Саваоф не оставил нам немногих потомков, мы бы исчезли как Содом и пропали бы как Гоморра".

Таким образом, языческие народы, не гонявшиеся за правдой, получили правду, правду от веры, а Израиль, гонявшийся за правдой Закона,  не успел. Почему? Потому что бежал не за верой, а за делами Закона. Споткнулись о "камень преткновения", как было заранее написано: "Смотрите, Я положил на горе Сион камень, о который легко споткнуться, глыбу, с которой легко упасть, но всякий верующий в Него не потерпит поражения".

Братья, я всем сердцем молюсь Богу об их спасении, и это доброе желание. Я убеждаю их, что рвение их набожно, но не разумно. Они не понимают правду Божией и пытаются поставить свою правду на место правды Божией. Они не повиновались правде Божией, которая в том, что Закон ведёт к Христу, и верующий в Него оправдан.

Закон не даёт того, что даёт Бог во Христе

Моисей пишет о правде Закона: "Человек живёт исполнением Закона". Но правда веры говорит: "Не ищи, кто подымется на небо, чтобы оттуда спустить Христа, или кто спустится в бездну, чтобы из мёртвых поднять Христа". Помни сказанное:  "Слово рядом с тобой, на устах твоих, в сердце твоём". Это о слове веры, которое мы проповедуем. Ты спасёшься, если устами своими признаешь Иисуса Господом, если сердцем своим поверишь, что Бог воскресил Его из мёртвых". Правда - из сердца, которое верует, спасение - из уст, [которые выражают эту веру].

Писание говорит: "Всякий верующий в Него не потерпит поражения". В этом одинаковы иудеи и эллины. Один Господь для всех, щедрый ко всем, кто Его призывает, ведь "всякий, кто призовёт Имя Господа,  спасётся". Как позвать Того, в Кого не веруют? Как веровать в Того, о Ком не слышали? Как слышать, если никто не проповедует? Как проповедовать, если Бог не пошлёт?

Написано: "Как хороши вестники [Божии], несущие благую весть о добре!" Но не все верят благой вести, как говорит Исайя: "Господи, никто не верит услышанному от нас!"

Таким образом, от слова Христа - слово о Христе, от этого слова - вера. Разве они не слышали? На самом деле, "по всем землям разнёсся голос их, до границ обитаемого мира дошли слова их". Но я говорю: Израиль не понял.

Бог уже через Моисея сказал: "Я заставлю вас возмущаться народом, который не заслуживает имени народа, Я заставлю вас гневаться на народ, потерявший разум". Исайя же осмеливается сказать: "Меня нашли не искавшие, Меня обнаружили не расспрашивавшие обо Мне". А об Израиле он говорит: "Дни и ночи напролёт Я открывал Свои объятия людям, которые Меня не слушали и Мне возражали".

Далее

См.: История человечества - Человек - Вера - Христос - Свобода - На первую страницу (указатели).

Внимание: если кликнуть на картинку в самом верху страницы со словами «Яков Кротов. История», то вы окажетесь в основном оглавлении, которое служит одновременно именным и хронологическим указателем