Ко входуБиблиотека Якова КротоваПомощь
 

Яков Кротов

К ЕВАНГЕЛИЮ

Оглавление книги

Ио, 3, 6 Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух.

№28 по согласованию. Стихи предыдущий - последующий.

Если бы это было сказано любым человеком, это было бы отрицание плоти. Но это сказано Богочеловеком, Духом во плоти - и это всё меняет. Не к воспарению, не к избавлению от плоти зовёт Спаситель, а к принятию Духа всем своим - в том числе и, что уж тут скрывать, прежде всего - телесным существом.

*

Ио. 3, 6 "Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух".

В евангелии Фомы есть изречение:

"Иисус сказал: Если плоть произошла ради духа, это - чудо. Если же дух ради тела, это - чудо из чудес. Но я, я удивляюсь тому, как такое большое богатство заключено в такой бедности" (29, у Трофимовой 34).

Сказанное во время беседы с Никодимом кажется даже более "гностическим". У Фомы подразумевается, что дух может быть в теле. В русском переводе очень рискованно вставлено слово "заключён", ассоциирующеся с несвободой и тюрьмой, а в оригинале нейтральное "жить", "обитать". Но, конечно, Иисус не имел в виду, что Никодим должен убить своё тело, чтобы стать духовным существом. Речь идёт об элементарном обличении обрядоверия, формализма в вере, но не об уничтожении обрядов. Не человек для субботы, но суббота для человека. Суббота - плоть веры, человек - дух веры.

На самом деле, совершенно не обязательно искать аналоги этого изречения у гностиков - тем более, что их нет. Эта фраза отлично выражает абсолютно ортодоксальный восторг перед милостью Божией, вдохнувшего в человека Дух. Это чудо из чудес повторяется каждый раз, когда совершается "Сие есть Тело Мое".

Фанк и Гувер куда спокойнее - они указывают, что этому стиху Фомы есть аналоги и в Гал. 5, 16-18 (плоть и дух противятся друг другу), и в Рим 8, 3-1 (жить не по плоти, а по духу). В конце концов, как сказал один гоголевский герой, тому нечего беса искать, у кого бес за плечами. Конечно, не душа ищет Бога и не тело сопротивляется поискам Бога, - Бога ищет цельный человек и сопротивляется Богу цельный человек. Но этот цельный человек сам для себя описывает свои поиски и своё сопротивление этим поискам именно как духовный порыв и телесное торможение. Точно так же с похотью - Иисус не занудствует, что, мол, сладостратие в мозгу, а призывает "вырвать глаз". В духовном смысле, конечно, а не в телесном. Но то - негатив, а тут - позитив. Не вырастить невидимый "третий глаз", а обзавестись Отцом - ведь "родиться от духа" означает, прежде всего, обзавестись Родившим. От отцов земных - к Отцу Небесному.

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова