Ко входуБиблиотека Якова КротоваПомощь
 

Яков Кротов

К ЕВАНГЕЛИЮ

Оглавление книги

Ио 6, 23. Между тем пришли из Тивериады другие лодки близко к тому месту, где ели хлеб по благословении Господнем.

№77 по согласованию. Фразы предыдущая - следующая.

Конечно, всё происходит на очень маленьком пространстве. Налицо явная паника. Сытая толпа пытается найти Иисуса, чтобы отблагодарить на свой манер. Стать царём - недурно для любого, кроме того, кто и так - Царь. Иисус скрывается, причём, видимо, не только от толпы, но и от учеников, которые машут рукой и гребут куда подальше. Кто-то очень умный из толпы, видимо, сбегал в соседнюю деревню, оттуда - в следующую бежит бежит гонец, и вот уже целая регата жаждущих халявы устремляется к Иисусу. Видимо, пресыщенные почитатели следили и видели, что ученики отплыли без Учителя. Ну, и отпустили. Кому нужны ученики без Учителя? Точнее, кому нужен Учитель с учениками? Хороший Учитель - с определённой точки зрения - тот, у кого я единственный ученик, кого не надо ни с кем делить. Так что гребите, голуби, вы нам на якорь не нужны! Ну да, вам - не нужны. Ученики нужны только Учителю - во всяком случае, этому Учителю. И в этом неправда всякого эгоизма, в том числе, облечённого в трогательную заботу о Боге, чтобы Его не заслоняли "посредники". Главное чудо не в том, что Иисус идёт по воде, а в том, что Иисус идёт по воде к таким обормотам, к таким обормотам... А всё же идёт и другим велит.

*

Слово «Господь», вообще оборот «где ели хлеб по благословении Господнем», отсутствуют во многих древних рукописях. Поскольку евангелист обычно называет Иисуса «равви», то легко предположить, что это – вставка, сделанная одним из переписчиков и прижившаяся, потому что она возвращает внимание читателя к эпизоду с умножением хлебов (Хххождение по водам впечатляет, можно забыть, с чего начиналось). Историки это и предполагают, равно как и то, что «Господь», «благословение» - слова из позднейшего церковного словаря. Однако, полезно помнить, что это лишь гипотеза, вообще же не такие уж это новаторские выражение. Зачем приплыли лодки из Тибериады, совершенно непонятно, но ловить-то рыбу, видимо, не прекращали? А с берега докричаться можно? А может, заранее кто-то договорился, чтобы приплыли и забрали. Не очень понятно, но ничего невероятного нет. Этим повседневный быт отличается от чудес, когда через невероятное жизнь становится понятной.

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова