Ко входуБиблиотека Якова КротоваПомощь
 

Яков Кротов

К ЕВАНГЕЛИЮ

Оглавление книги


Ио 10,23. И ходил Иисус в храме, в притворе Соломоновом.

№101 по согласованию. Фраза предыдущая - следующая.

Притвор (портик - то есть, галерея с колоннадой) Соломонов был единственной частью Храма, пережившей тысячу лет междоусобиц, разорений и войн. Жителю Москвы, старинная архитектура которой пережила междоусобицы, разорения, репрессии, войны, нищету, но не пережила нефтяного изобилия, удивительно другое - что колоннада пережила обновление Храма. Рассказ об искушениях в пустыне - одно из которых вовсе не в пустыне, а в Храме - имеет в виду, очевидно, именно эту колоннаду, когда говорит, что Иисусу были показаны все царства мира в их славе: ведь только эта, восточная часть смотрит на восток, где и были "великие царства". Рим, который их завоевал, евреи не считали великим. Величие, по тогдашним представлениям, понятие не столько пространственное, сколько хронологическое - ныне и присно. А Рим был молодым государством - моложе нынешней России. Подчиняться такому можно, уважать - невозможно. "Великой" оставалась Персия, колыбель культуры. Иисус и во время искушения не проявил особого почтения к этому "величию", и сейчас гуляет среди колонн прежде всего потому, что тут можно укрыться от холодного ветра - на дворе мерзкий палестинский декабрь. Сейчас с восточной части Храмовой Горы видна роскошная церковь в русском православистском стиле 19 столетия на Елеонской горе, видно кладбище. Древние люди, впрочем, не слишком увлекались пейзажами - они их видели, но не фиксировали. "Что имеем, не храним". Зато они куда больше увлекались розыском врагов. Иисус гуляет - Он-то никого не ищет. Он терпелив. Он ждёт, когда найдут его - не случайно византийские поэты сравнивали Иисуса с червяком на рыболовном крючке. Он хочет сказать нечто важное, но не хочет заговаривать первым, тем более, что уверен: Его спросят, спросят здесь и сейчас, и потом ещё много раз будут задавать этот вопрос в разных формах, сводящихся к одному: "Кто ты и что тебе от нас надо?" А Ему от нас ничего не надо, кроме нас.

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова