Ко входуБиблиотека Якова КротоваПомощь
 

Яков Кротов

К ЕВАНГЕЛИЮ

Оглавление книги


 

Ио. 12, 1 За шесть дней до Пасхи пришел Иисус в Вифанию, где был Лазарь умерший, которого Он воскресил из мертвых.

№127 по согласованию.

Евангелие Иоанна сложный текст, но предположение, что в этой главе нарушен хронологический порядок и сперва был эпизод с греками, а потом - с Марией, кажется маловероятным. Во всяком случае, между стихами 29 и 30 вставлять рассказ о помазании маслом, не слишком логично - ведь в стихе 30-м Иисус отвечает именно на восклицание людей в стихе 29-м. Во всяком случае, потому и возможна литературная игра Иоанна, переставляющего события в последовательности не хронологической, а проповеднической, потому и возможна была самодеятельность переписчиков, не говоря уже о тех, кто составлял различные "согласования" евангелий, что от перестановки мест слагаемых сумма не меняется. Это не только к Евангелию, относится, разумеется, речь не идёт о каком-то особенном свойстве боговдохновенного текста (хотя особенные свойства у него есть). Иногда - точнее, увы, очень часто - сумма текста равняется нулю. Занудные, пустые тексты, в которых уж точно можно переставлять местами что угодно. Бывают и тексты среднего качества - их, к счастью, больше чем совсем пустых - в которых сюжет, последовательность важны крайне. Впрочем, с тех пор, как обнаружили, что сюжет не слишком и важен, появилось множество текстов, которые имитируют гениальность, напоказ выставляя хаотичность, бессюжетность. У Иоанна сюжета два - Голгофа, к которой подымается Иисус, и пропасть, в которую опускаются враги Иисуса. Приход Иисуса в Вифанию - это подъём, за которым следует подъём в Иерусалим, ведь Иерусалим ближе к Голгофе. Поэтому встреча с греками - даже если она была раньше этого эпизода - оказывается позже. Сперва Иисус наталкивается на сопротивление Иуды, потом - на сопротивление народа и фарисеев. Сперва его приветствует Мария, потом соотечественники, потом - все народы. Во всяком случае, Иисус говорит - обо всех. Впрочем, прежде всех с Ним поздоровался Лазарь - побывавший в смерти приветствовал идущего в смерть. Иисус, разумеется, ничего не спрашивал про то, что там после смерти. Уж Он-то знал самое страшное: там - ничего, и вот из этого ничто Ему предстоит ценой смерти сотворить новую жизнь.

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова