Ко входуБиблиотека Якова КротоваПомощь
 

Яков Кротов

К ЕВАНГЕЛИЮ


Лк. 18, 10 два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь.

№115 по согласованию. Стихи: предыдущий - последующий

Комм. Шмемана; Иллюстрации к притче.

"Библия для переводчиков" интереснее Библии переводчиков. Ни в одном из переводов я не обнаружил даже попыток передать ту яркую, образную силу, которая делает притчу о мытаре и фарисее подобной американским горкам. Притча о таком, казалось бы, неосязаемом свойстве как гордыня, о таком неуклюжем и невыговариваемом пороке как самопревозношение, на самом деле проста и элегантна. Слушателя швыряло то вверх, то вниз. И фарисей, и мытарь подымаются - в стихе 10 не сказано "вошли в храм", а сказано "поднялись в Храм". Они подымались - подымались на Храмовую гору. Они одинаково поднялись помолиться - но молились оба, глядя вниз, спускаясь глазами к полу: о мытаре так прямо и сказано, что он не смел поднять глаза от стыда, а фарисей "молился в себе", что, как хорошо известно любому молившемуся когда-либо, означает именно взгляд опущенный, глаза прикрыты. Это обеспечивает сосредоточенность. Сосредоточенность одна, глаза опущены одинаково, а смысл разный: один считает слишком чистым Обитающего на Небесах, другой считает слишком нечистыми обитающих на земле. Более того: и фарисей встает, подымаясь со скамьи (ст. 11 - "став"), как подымались те, кто хотел сделать торжественное заявление - так встает Закхей в 19,8. И мытарь молится не сидя, а стоя. Только один стоит, потому что поднялся, а другой стоит, потому что не опустился. Поза одна, а смысл противоположный. Святость от ханжества внешне неразличимы. Оба молятся, потупив глаза. Только один смотрит вниз, чтобы смотреть сверху на окружающих - "презирает", "надменно смотрит", использует эту удивительную (и греховную) нашу способность смотреть на ближнего сверху вниз даже, если ближний выше нас на голову. А другой смотрит вниз, чтобы увидеть Высшего. Один смотрит вниз, чтобы оттолкнуться от греховного мира своей ненавистью, своим чистоплюйством и взмыть к небу - и вот этот, отталкивающийся, будет "унижен", сбит на землю щелчком Божьего мизинца. А подымется к небу тот, кто смотрил вниз, потому что не мог вынести своей подлости.

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова