Ко входуБиблиотека Якова КротоваПомощь
 

Яков Кротов

К ЕВАНГЕЛИЮ


Мф. 21, 18 Поутру же, возвращаясь в город, взалкал;

Мк. 11, 12 На другой день, когда они вышли из Вифании, Он взалкал;

№130 по согласованию. Стихи: предыдущий - последующий.

 

Аппетит - не грех, скорбь и радость - не грех. Грех ли проклятие? Грех ли Страшный суд? Именно то, что составляет в человеке наибольшую часть, плотскую часть, не может быть само по себе греховно. И желание есть - неважно, растительная пища или мясная - не грех. Но все-таки сердце сжимается у современного человека: жалко смоковницу, которую Иисус "проклял". Раньше на это смотрели проще: своей собственностью я сам распоряжаюсь. Собственность, по римскому праву, это возможность не только употреблять, но и разрушать. Usere et abusere (отсюда " sexual abuse" - сексуальное издевательство). И если сегодня в России "собственность" - преимущественно первое, это не слишком хорошо, потому что появляется необходимость поручить власти надзирать: а кто это у нас там смоковницы проклинает? У кого сотки лопухом заросли? Отобрать! Войны и болезни? Отобрать у Бога мир, то есть, перестать в Него верить - тогда все будет хорошо. Плоды на смоковнице бывают раньше листьев, пишут знающие люди, - раз были листья, следовало ожидать плодов, но их не оказалось. Она раньше зацвела, но оказалась пустоцветом. Важно, что рассказ обрамляет рассказ о посещении храма и - критический момент - осуждении, практически проклятии (вертеп разбойников!) священников. Что до совести перед животным миром, то важна не жалость сама по себе, а равенство. Мы любим природу как себя - и древние были согласны на проклятие смоковницы, как и на возможную собственную (или человека) гибель. Двойного стандарта, самого безнравственного - нет.

*

Последние дни Иисуса, незадолго до распятия - и Воскресения. Иисус чаще говорит о Воскресении, Воскресении как самоотдаче. Листья дерева - проявление его способности жить, но только плоды - проявление его способность давать жизнь. Плод оторвется от дерева, упадет в землю и умрет - дав жизнь другому дереву. Кто-то отдает своего осленка - Иисусу (21, 6). Кто-то, напротив, убивает Спасителя, забирая сего то, что принадлежит Богу (21, 33). Кто-то просто подменяет самоотдачу - обменом, как менялы в Храме, да и меняет не свое на чужое (22, 12). Кто-то кощунствует, пытаясь навязать Богу то, что принадлежит миру сему (22, 17). Кто-то кощунствует, превращая брак из самоотдачи любви в развратную случку ради того, что обрести бессмертие в "фамилии", в "имени". Сына превращают в инструмент бессмертия, пытаясь клонировать себя самым худшим способом - естественным (22, 24). А Воскресение - в том, чтобы отдавать себя ближнему, как Бог отдает Себя человеку (22, 39). В том, чтобы и в Сыне Человеческом увидеть Господа (22, 45). Воскресение в том, чтобы жить в мире, не ограниченном горизонтом земных забот.

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова