Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

К оглавлению

Житие и мученичество святого священномученика Аристакеса Аршакуни,

архиепископа Великой Армении.

 

Творец всего сущего, Господь, прежде возникновения времен, избрал из среды людей, которых Сам пожелал, тех, которые достойно и праведно служили бы Ему. В числе этих многочисленных святых избранников Божьих были славные и праведные мужи из всехвального и прославленного рода блаженного отца нашего, священномученика Григория Просветителя. Мужи, которые образом жизни своей стали достойным продолжением своего великого и прославленного предка.

Во времена, когда великий Григорий еще жил в Кесарии Каппадокийской2, у него родились два сына, старшего назвали Вртанесом, а младшего Аристакесом, о котором и предлежит речь. Когда родители Аристакеса, св. Григорий и Мария, добровольно разошлись, каждый избирая себе путь ко спасению, то мать взяла его с собой в женский монастырь еще в малолетнем возврасте, а старшего сына, Вртанеса, оставили на попечение у богобоязненных воспитаталей.

Сызмала св. Аристакес возлюбил монашество и усвоил себе смиренный образ жизни и кроткий нрав, дабы соблюдать Евангельские заповеди. По достижении совершеннолетия блаженный Аристакес пошел по стопам одного отшельника, которого звали Никомах, и который в последствии отправил его на подвижничество в пустыню. В кротости и глубоком смирении, подвизаясь в пустыне, переносил святой Аристакес голод и жажду, спал на голой земле и претерпевал всякого рода трудности и лишения. Он был затворником в одном отдаленном и уединенном месте в Каппадокии, и пищею ему служили только злаки. Не возжигая огня и в одежде нищего, проводил блаженный каждый Божий день. Так, укрепляя себя строгим подвижничеством, святой отец благодатью Божьей устроял свое спасение. Спустя некоторое время к св. Аристакесу пришли некоторые мужи, изъявившие свое желание быть его учениками, которых он и принял с великой радостью и благорасположением. С твердою верой блаженный Аристакес обучал их Священному Евангелию и борьбе с супостатом. В будущем ученики его воссияли благодатью Божьей, подобно звездам небесным, и сделались великими пред Богом мужами.

В то время отец наш Григорий временами удалялся в горы, ибо желал он блаженного и вожделенного им одиночества с Богом и кто-то должен был занять архиепископскую кафедру Великой Армении. Узнав об этом, царь армянский, св. Трдат Аршакуни3, пришел в немалое волнение, ибо тревожила его мысль о том, кто же сможет заменить великого и славного Григория. И вот, до царя дошел слух, что у св. Григория есть сын, которого зовут Аристакесом, и что он проводит жизнь смиренного отшельника в нагорьях Каппадокии. Весть об этом слухе чрезвычайно обрадовала царя, который сразу же снарядив посольство из трех гонцов, отправил его с письмом в город Кесарию, к святому архиепископу Леонтию4. Приняв царских гонцов весьма радушно и с большим почетом, и прочитав письмо, св. Леонтий отправил своих гонцов на поиски блаженного отшельника Аристакеса. В то время св. Аристакес пребывал в горах. И вот, найдя блаженного отца, гонцы долго уговаривали его пойти с ними, ибо святой возлюбив жизнь созерцательную, не хотел вдаваться в дебри многосуетливого мира. Однако, после долгих уговоров, св. Аристакес уступил им, и сойдя с горы, вдался с ними в путь. По дороге уже в Великую Армению царские посланцы нашли также брата св. Аристакеса, Вртанеса, и с великой радостью отправились к царю своему. Когда же представили обоих братьев св. Трдату, царь взяв их обоих, поднялся на гору Сепух5, к св. Григорию, который жил там отшельником, в пещерах блаженной Мании6. И просил благоверный Трдат св. Григория, и сказал ему:

-«Ты не идешь со мною поучать народ, ибо возлюбил ты жизнь созерцательную, потому возложи руки на главу Аристакеса, сына твоего, дабы был он у нас твоим заместителем!».

Весьма обрадовавшись этому, св. Григорий согласился и произнес над св. Аристакесом, сыном своим, молитву посвящения во епископа, и передал его им, вместо себя, как это написано: «Вместо отцов Твоих, будут сыновья Твои» (Пс. 44; 17). И богодухновенное учение св. Аристакеса стало таким же ревностныи и обильным подобно учению его блаженного отца. При жизни своей великий Григорий временами посещал сына своего Аристакеса, когда тот занимал его кафедру в Великой Армении7.

Спустя время, вышли письма от императора Константина8 ко всем епископам, собраться в городе Никее, что в Вифинии9. Ибо в то время явился Арий Александрийский10, который учил злейшему нечестию, что Сын Божий не рожден от Отца прежде веков и, что Он чуждый, творение, младший и получивший бытие во времени. Этот нечестивый Арий получил должное воздаяние, околел при отправлении естественных нужд11. По поводу этого нечестивого Ария самодержец Константин и повелел собраться многим епископам. И собрались Виктор и Викентий, иереи из Рима, назначенные папой Сильвестром, а также, Александр Александрийский, Евстафий Антиохийский, Макарий Иерусалимский и Александр, епископ Константинопольский и множество святых отцов. Тогда пришла грамота и к царю Трдату от самодержца Константина, дабы он, взяв с собою св. Григория отправился на Собор. Но царь Трдат не согласился, ибо прослышал о вступлении Шапуха12 в свойство с индийским царем и восточным хаканом, и о назначении полководцами Нерсеха и Ормизда13. Царь Трдат опасался, как бы Шапух по обычаю язычников не нарушил договор, заключенный между ними, поэтому и не оставил страну без своего присутствия. Да и св. Григорий видя, с каким сильным желанием и с какой великой поспешностью призывают его, не согласился идти туда, боясь получить от Собора большие почести за имя исповедника, каковым они его называли с величайшим воодушевлением. Но они отправляют вместо себя блаженного Аристакеса, снабдив его истинным исповеданием за подписью обоих.

Пустившись в дорогу, св. Аристакес прибывает к св. Леонтию Кесарийскому и застает его в тот самый час, когда он крестил Григория, отца Григория Богослова14. Надо сказать, что когда Григорий выходил из воды, вокруг него засиял свет, чего не увидел никто из толпы, но только крестивший его Леонтий, Аристакес и епископы Евфалий Эдесский, Иаков Низибийский и Иоанн из Персии, которые той же дорогой следовали на Собор. Св. Аристакес, отправившись со св. Леонтием, прибыл в Никею, где собралось триста восемьнадцать святых отцов для опровержения учения ариан, которых, предав анафеме, отвратили от общения с Церковью, а самодержец Константин сослал множество их в рудники. После чего св. Аристакес возвратился в Великую Армению с достоверным исповеданием («Символ Веры») и с каноническими главами правил, постановленных Собором. Он встретился с царем Трдатом и с отцом своим, св. Григорием, в городе Вагаршапате (Эчмиадзин). Блаженный Григорий весьма возрадовавшись тому, сам от себя добавил несколько кратких глав к правилам Собора, для большей охраны своей паствы.

Спустя время, св. Аристакеса отправляют в Кесарию Каппадокийскую к св. Леонтию для рукоположения его в архиепископа Великой Армении15. Управляя кафедрой архиепископа в течении семи лет16, блаженный отец наш Аристакес показывал себя истинным и ревностным пастырем, ибо был он воистину, как говорится, духовным мечом, и посему все неправосудные и развратные люди считали святого своим врагом. Вот почему и Архелай, правитель Четвертой Армении, порицаемый святым первосвященником армянским Аристакесом, за нечестивые дела свои, выждал удобный день и, встретив святого на дороге, убил его мучительной смертью, а сам скрылся на Тавре Киликийском17. Ученики блаженного мужа, много печалясь и плача о смерти святого отца своего, взяв его честное тело, перенесли в область Екехиац18 и положили в его селении, в Тиле, славя за все Пресвятую Троицу

Житие святого отца нашего Вртанеса Аршакуни, архиепископа Великой Армении.

На пятьдесят четвертом году царствования св. Трдата (340 г.), после мученнической кончины св. Аристакеса, на архиепископскую кафедру Великой Армении был возведен св. Вртанес, старший брат св. Аристакеса и старший сын великого Григория. В годы его правдивого архиерейства в Армении умножились мир и благодать, здравие и многолюдство, плодородие, преизбыток и благополучие в делах, великое божественное служение и богоугодный добрый нрав. Процветала в тот век правда и справедливость. Св. архиепископ Вртанес, подобно его отцу и брату, просвещал страну благоуханием проповеди Евангельской.

Блаженный отец наш Вртанес имел особую любовь к священнослужению. Он часто посещал первую армянскую соборную церковь, находившуюся в гаваре (область) Тарон, где еще ранее, во дни великого первосвященника Григория явились знамения и сокрушились алтари капищ19. Прибывая туда, он совершал, как это имели обыкновение делать всегда, благодарственное Жертвоприношение, подобно тому, как совершил Господь на Кресте для нашего спасения и в память страстей Господних, приобщался Живительного и Спасительного Тела и Крови Божьего Сына, Господа нашего Иисуса Христа. Ибо так именно было в обычае армянских первосвященников вместе с царями, вельможами, нахарарами20 и множеством народа чтить те места, где ранее были изображения идолов, и затем во имя Божие были очищены и сделались домами молитвы и местом паломничества для верующих. В особенности имели обыкновение собираться в той главной церкви и там совершать поминовение покоящихся там святых ежегодно седьмого числа месяца сахми (октябрь), более же всего в храме великого пророка Иоанна. Также ежегодно собирались в апостольских церквах во имя учеников Господних и в церквах во имя мучеников, и с великой радостью праздновали день поминовения их святых деяний и подвигов их жизни.

В 342 году был мученически убит великий и блаженный царь наш Трдат. Сие великое злодеяние было сотворенно близскими царю Трдату людьми, ввиду чего св. архиепископ Вртанес отправился в область Екехиац в селение Тил, где находилась гробница брата его, св. мученика Аристакеса. Здесь блаженный Вртанес оплакивал страну Армянскую, покинутую в безначалии, где нахараские роды, лишившись царя своего, восстав, истребляли друг друга. Множество недоброжелателей благополучия государства Армянского задумали в то время овладеть страной. Среди них был и великий князь Бакур, называемый бдешхом Ахцникским21, сам тоже замыслил: если не царить, то по крайней мере стать независимым и отделить свою область от Армении. Вследствии сего, армянские нахарары, образумившись, съехались к святому архепископу Вртанесу и отправили двух из почетных князей, Мара, князя Софенского22 и князя Гага, в первопрестольный город к императору Констанцию23, сыну святого Константина Великого, с дарами и с письмом следующего содержания:

«Глава епископов Вртанес и под его властью находящиеся епископы и все нахарары Великой Армении, господину нашему Констанцию, самодержавному императору, радости желают.

Вспомни мирный договор, заключенный отцом твоим Константином с царем нашим Трдатом, не отдавай страну нашу безбожным персам. Помоги нам войском возвести Хосрова, сына Трдата, на престол. Ибо Бог поставил вас господином не только Европы, но и всех стран Средиземных. Страх внушаемый могуществом вашим, проник до пределов земли. Просим Бога о непрерывном распространении твоего господства. Будьте здравы!».

Констанций прочитав письмо, согласился помочь армянам и отправил куропалата24 своего Антиоха, с большим войском, с порфирой и венцом, при письме такого содержания:

«Самодержец Август, император Костанций, Вртанесу Великому со всеми его соотечественниками, радости желает.

Я послал вам в помощь войско, повелел возвести Хосрова, сыны царя вашего Трдата, на престол, водворить у вас добрый порядок, дабы вы служили нам верно. Будьте здравы!».

Антиох же, прибыв в Армению, возвел на престол Хосрова25 и утвердил мир во всей земле Армянской.

Спустя время, один из главных полководцев армянского царя, именем Маначихр, во главе южной армии и с киликийскими войсками, отправившись в ассирийские страны, дал сражение бдешху Бакуру, желавшему отделиться от Армении, убил его, обратив в бегство как его армию, так и персов, пришедших ему на помощь. Сына же Бакура, Хешу, взятого в плен, отправил в железных оковах к царю Хосрову. Беспощадно придал мечу подвластные ему области, и не только воинов, но и простых жителей. Из окрестностей Низибии25 отвел в плен многих, в том числе и восьмерых диаконов великого епископа св. Иакова Низибийского26. Узнав об этом тревожном событии, св. Иаков пошел вслед за Маначихром, увещавая его освободить пленных поселян, как ни в чем неповинных, но Маначихр не согласился, ссылаясь на царя. Тогда св. Иаков отправился к царю Хосрову. Маначихр же пуще распалившись гневом и, подстрекаемый жителями той области, приказал бросить в озеро Ван, что в провинции Васпуракан, восьмерых диаконов св. Иакова, находившихся в заключении. Когда св. Иаков узнал об этом, возвратился в свое место, исполненный гнева, как Моисей из присутствия Фараона, взошел на одну гору, с которой виднелась вся родовая область Маначихра, и проклял как земли Маначихра, так и его самого. И суд Божий над ним не замедлил, он постиг его и Маначихр, подобно Ироду, околел от разных болезней. Плодоносная область же его, изобиловавшая водою, вся обратилась в солончаки и, стало над нею медное небо, и возмутившееся озеро поглотило все поле с их окресностями. Узнав об этом св. Вртанес и царь Хосров разгневанные, приказали освободить пленных, с просьбой и раскаянием обратиться к тому святому мужу, дабы отвратил гнев Божий. После того, как св. Иаков оставил мир сей, сын и наследник Маначихра, великим раскаянием, слезами, рыданием и чрез ходатайство св. Иакова, обрел исцеление и себе и своей области.

После сих событий, опять возгорелась ожесточенная война между персами и армянами, так как персы выступили с большим войском, намереваясь захватить Армянскую страну и насадить в ней свое нечестивое язычество. Тогда, благоверный спарапет27 Великой Армении, именем Ваче, из славного рода Мамиконян28, собрал множество отрядов из нахарарских войск и благословленный блаженным Вртанесом на защиту веры и отечества, отправился воевать против нечестивых персидских войск. Сойдясь друг с другом, обе стороны бились с крайним ожесточением, и много великих армянских вельмож пало, однако, победа все же осталась за православными армянами. В этой войне пал также славный Ваче, великий спарапет армянский, ввиду чего вся страна Армянская впала в глубокий траур, ибо Господь много раз чрез неустрашимого Ваче ниспосылал спасение армянам. Тогда св. архиепископ Вртанес собрал всех и утешал как самого царя Хосрова, так и все войска, которые, отдавшись жгучей боли и горючим слезам, с душевным прискорбием, громко вопя и рыдая, оплакивали его, считая скорбь об ушедших уделом оставшихся. Великий Вртанес утешал их, говоря:

-«Утешьтесь во Христе, ибо те, кои положили жизнь свою ради богоданной нашей веры, страны и церквей, умерли, дабы страна наша не была заполонена и разрушена язычниками, дабы святые церкви наши не были осквернены или святые мощи славных мучеников не были поруганы, и чтобы святая утварь не попала в руки нечестивых и неверующих людей; святая вера не была изменена, крещеный народ не пошел в плен и не подвергся всяким мерзостям культа неверных. И если б враги овладели нашей страной, то тут бы установили свои нечестивые и безбожные порядки, чего, надеемся, никогда не будет. Наши же благочестивые мученики воевали ради этого дела и, отвратив зло от нашей страны, умерли, дабы неверие не проникло в такую благочестивую и боголюбивую страну и не заставило ее служить воле злого и не разъединило, и не разложило многие души, связанные между собой ревностной любовью. И они при жизни честно поработали для этого дела и, умирая, твердо сохранили верность и принесли себя в жертву ради правды Божьей, церквей и мучеников, святой веры и обрядов веры нашей, священнической братии и бесчисленных новокрещенных во имя Христа Бога нашего, и ради государя страны нашей. И те, кто ради всего этого не пощадили своей жизни, должны почитаться нами наравне с мучениками. Следовательно, не будем оплакивать их, а достойно почтим их наравне с мучениками, и установим порядок во всей нашей стране на вечные времена, чтобы все ненарушимо поминали их за доблесть их, как христовых мучеников. А мы же устроим праздник и возрадуемся, ибо Бог ради них будет благоволить к нам и после этого дарует нам мир!».

И великий первосвященник Вртанес установил закон в стране Армянской, дабы из года в год совершалось празднование памяти их, и кто, подобно им, положит жизнь свою ради веры и государства, он установил правило поминать их перед алтарем Господним: «Ибо, -говорил св. Вртанес, -они пали в сражении на войне подобно Иуде и Мадатии Маккавеям29 и подобно их собратьям».

Случилось как-то, что великий первосвященник Вртанес с небольшим числом клириков отдельно объезжал места Таронской области, дабы служить богоспасительную Литургию в кафедральном соборе св. Иоанна Крестителя. И вот нечестивые люди, которые до того времени тайно держались старых языческих идолопоклоннических обычаев, числом около двух тысяч душ, собравшись вместе, задумали убить Божьего первосвященника Вртанеса. На это они отважились отчасти по наущению супруги царя, которую святой порицал за тайное прелюбодеяние и развратный образ жизни. Они нагрянули и окружили большие стены Аштишатской обители. В то время, как св. Вртанес внутри храма служил Литургию, многочисленная толпа с наружной стороны пыталась окружить монастырь и осадить ее стены. Однако, гнев Божий постиг их, ибо вдруг, у всех людей в толпе руки обратились назад и удивительным образом оказались связанными за спинами их, без всякого участия кого-либо. Так они все оказались обхваченными, связанными и скованными собственными руками, и в корчах попадали на землю, не имея возможности ни звука издать, ни сдвинуться с места. Это были потомки разрушителей страны, мироедов, злодеев жрецов, из рода их. И так эта скованная толпа валялась во дворе церкви до тех пор пока сам блаженный Вртанес, окончив службу, выйдя, не подошел к ним и не спросил их:

-«Кто вы, откуда и зачем пришли, и кого вы ищете?».

Они же, от великого страха, охватившего их, стали говорить правду и признались:

-«Мы пришли, дабы разрушить эти места и убить тебя, осмелившись на это по подговору царицы. Но Господь Бог проявил силу Свою и показал нам, что только Он Бог, и теперь мы познали и уверовали, что только Он есть Истинный Бог. Вот мы теперь скорчившись и лежим, так что даже с места этого сдвинуться не можем».

А блаженный Вртанес, как истинный служитель Божий, приводя слова учения, укреплял их в вере в Господа Иисуса Христа, и много беседовал с ними. Затем он помолился и просил за них Бога, исцелил и освободил их от невидимых пут и невыносимых страданий от корч. Когда же милость Божия простила их и они избавились от этой кары, то все пали ниц пред великим первосвященником Божьим и просили лекарства покаяния, он же для покаяния дал им известный срок. И когда они усвоили веру в Единую Святую Троицу, св. Вртанес окрестил их, около двух тысяч человек, не считая жен и детей их. Так он обратил столь великое множество язычников в веру христианскую и отпустил их очищенными и верующими.

По завершении многотрудного пятнадцатилетнего архиепископства своего, блаженный Вртанес уходит из мира сего в мир лучший. И вся Армянская страна съехалась, и с большой торжественностью, с пением псалмов, с лампадами, свечами, благовонным ладаном, в придворных экипажах перевезли честное тело святого Вртанеса, горько сокрушаясь о том, что остались сиротами после кончины духовного пастыря своего, и с плачем великим и скорбью, доставили в селение Тордан, в область Даранахи30. И там, по просьбе его же самого, погребли его святые останки возле великого Григория, ибо он как бы пророческим оком предвидел, что и останки отца его чрез некоторое время будут погребены в том же месте31. И, совершив поминовение по приснопамятном усопшем отце своем, вернулись они к себе, славя и восхваляя Отца и Сына и Святого Духа!

Житие и мученичество святого священномученика Григориса Отрока Аршакуни, епископа Албании Кавказской.

Блаженный царь Трдат был великим ревнителем твердой веры и доброй нравственности, в особенности тех, которые жили в отдаленных частях государства. Поэтому правители северо-восточных частей, управлявшие отдаленным городом, называемым Пайтакараном32, пришедши, сказали царю:

-«Если желаешь вести эти страны к вере, пошли туда епископа из рода св. Григория (Просветителя), ибо они сильно того желают. И мы уверены, что они убоятся прославленного имени блаженного Григория и чада его и будут выполнять все его предписания».

Блаженный Трдат, согласившись, посылает туда епископом св. отрока Григориса, старшего сына св. Вртанеса, названного по имени св. Григория33, деда своего, добродетелью равного и подобного его в жизни. Хотя, св. Трдат, видя молодость его, считал неправильным такое назначание, ибо св. Григорису было всего пятнадцать лет, но с другой стороны, видя величие души его и припоминая воцарение двенадцатилетнего Соломона над Израилем, смело отправляет его в Албанию34.

С самых детских лет своих блаженный отрок Григорис, еще в пору образования и воспитания своего при дворе св. Трдата, сильно стремясь к отеческому духовному наследию, упражнял себя чтением божественных книг, постом и молитвою укрощал чувственность тела своего, просвещал душу свою любовью ко Христу, и не женившись по обычаю мира, вскоре получил достоинство высоты деда своего, великого Григория, ибо принял престол епископа Албании35 и высокий венец мученичества. Пятнадцати лет рукоположенный в епископы, отрок Григорис просвещал страну и явил собой добрый пример, идя по следам добродетельных предков своих. Он был весьма целомудр, а в стогости жизни был равен царю Трдату, который был известен своим великим подвижническим нравом. В стране Албанской св. Григорис утверждал христианскую веру, строил и восстанавливал церкви по городам и селам, рукополагал иереев, увещевал их служить святым и чтить их память, ревностно возгарался к апостольской истине. Своим строгим, смиренным, ревностным и нестерпимо трудным аскетическим образом жизни, блаженный отрок изумлял всех. Его помнили как великого постника, проводящего все дни многотрудной жизни своей в бесконечных бдениях и горячих молитвах к Господу Богу за весь мир человеческий. Милостью Божьей он неотступно совершал евангельский подвиг и осуществлял надзор над Святою Церковью, старательно увещевал и поощрял всех творить добро; ночью и днем, постом и молитвами, усиленными молениями и совершенной верой он внушал духовное усердие ближним и дальним. Как храбрый воитель, блаженный отрок всегда упражнял себя и держал в готовности ко всяким испытаниям и горестям, дабы со всею смелостью дать отпор и вступить в борьбу за истинную веру Христову. Исполняя повеление воплощенного Сына Божьего, странствовал среди язычников, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа (ср. Мф. 28; 19). Учил их хранить все заповеди Господи и отправляя их в разные области для проповеди, учил не брать с собой ни золота, ни серебра, ни меди, ни мешка и посоха (ср. Мф. 10; 1-15). Сам избегая всего этого, блаженный Григорис взял с собой прекрасный и превосходный запас – частичку от крови великого первосвященника и мученика Захарии, отца св. Иоанна Крестителя36, и мощи св. великомученника Пантелеимона37, который мученически исповедовал истинную веру Христа. Он увез мощи святых мучеников в великий город Албанского владычества Цри, построил маленькую церковь, и положил в ней с большой осторожностью и благоговением частичку крови св. Захарии и мощи св. Пантелеимона, а также оставил там одного иерея для служения и соблюдения святых мощей мучеников Христовых.

Приведя в порядок и восстановив все церкви, находящиеся в той стране, св. Григорис прибыл в стан Аршакидского царя маскутов38, имя которого было Санесан, ибо и их цари и армянские цари были одного и того же происхождения и рода, они были Аршакуни. И пошел св. Григорис и представился маскутскому царю, повелителю многочисленных войск, встал пред ними и начал проповедовать Христово Евангелие, рассказывая им о единной творческой силе неизреченной Пресвятой Троицы и о воплощении Сына Божия, творении Им многих и разнообразных чудес на земле, о Его Распятии, смерти, Воскресении на третий день, Вознесении тем же телом на небо, и также явлении Его для Суда над мертвыми и живыми во Втором Пришествии Своем. С радостью принимали все и веровали Евангельскому слову. Однако, спустя время, когда они стали разбираться в Христовых законах и узнали от святого, что Богу ненавистны грабежи, хищничество, убийство, жадность, присвоение чужого, чужеядство, страсть к чужому имуществу, когда они сообразили это, то обозлились на его слова и сказали:

-«Если мы не будем похищать, если не будем грабить, если не будем отнимать чужого имущества, то как же можем мы прокормиться с таким множеством войска? Это лукавство армянского царя, чтобы препятствовать нам опустошать Армению. Чем же жить нам если мы не станем грабить?».

И хотя на тысячу ладов старался святой благорасположить их, они его не слушали, а говорили друг другу:

-«Он явился, дабы такими речами лишить нас мужества, запретить нам добычу, которой мы живем. Если мы послушаем его и обратимся в христианскую веру, то чем нам жить, если по исконному нашему обычаю не садиться на коней? Это делается по наущению армянского царя. Это он послал его к нам, дабы этим учением пресечь наши грабительские набеги на его страну. Давайте изымем его и совершим набег на Армению и наполним страну нашу добычей».

И царь Санесан изменил свою мысль и внял словам своего войска. Тогда они поймали дикого коня, привязали юного Григориса к хвосту его и пустили по полю вдоль берега великого северного моря, за пределами своего лагеря, по полю Ватнеан39, и таким образом они погубили добродетельного проповедника Христова, блаженного Григориса. Подняв честное тело святого мученика, диаконы его, привезли в село Амарас в области Габанда40, и там похоронили его около той церкви, которую построил дед Григориса, первый Григорий, великий первосвященник Армянской страны. Сами же диаконы бегством бросились в Армению, ибо Санесан с бесчисленным множеством войск пошел войною на Армению. Но благодеяние Божие дало силу вельможам армянским, дабы требовать мести за смерть св. Григориса. Все многочисленное войско варваров-язычников было разбито до того, что не осталось даже вестника, который бы привез весть о печальном происшествии в страну массагетов, ибо все они были умерщвленны. Впоследствии, каждый год народы Армении и Албании собирались в селе Амарас, где почивали честные мощи блаженного отрока Григориса и торжественно праздновали память его великих подвигов, подъятых им во славу Пресвятой Троицы!

Житие и мученичество святого священномученика Юсика Аршакуни,

архиепископа Великой Армении.

Как известно, блаженные Аристакес и Вртанес были сыновьями великого и славного Григория, просветителя и первого архиепископа Армянского государства. Св. Аристакес избрав путь монашеский, с самого детства своего вел отшельнический образ жизни, ввиду чего и был по справедливости удостоен престола архиепископа Великой Армении41. А вот св. Вртанес избрал путь иной, женившись по обычаю мира сего, однако, был бездетен. И много лет просил он Господа не лишать его благословения, дабы иметь ему детей, и сподобить его увидеть пред собою плод свой на службе Ему. И когда блаженный Вртанес был уже в старческом возрасте, Господь внял молитвам его, ибо жена его зачала и родила ему двух сыновей-близнецов. Старшего он назвал именем отца своего Григорисом, а второго Юсиком42. Оба мальчика воспитывались на глазах у армянского царя Трдата, и было обращено великое внимание на то, дабы обучить их Священному Писанию и духовной кротости. Затем, старший сын Григорис, избрав путь монашеский и обладавший прекрасной наружностью, исполненный духовных добродетельных достоинств и сведущий в божественном знании, как известно, получил епископство над страною Албанскою. И прибыв туда, сделался просветителем многих народов, востановив в них христианские добродетели и порядки, следуя примеру первого Григория, деда своего43. А вот блаженный Юсик, который воспитывался при дворе царя Тирана44, был обручен с дочерью последнего и будучи еще в юношеском возрасте, он один только раз, в первую же ночь, имел сношение с женой, после чего она и зачала. Однако, спустя некоторое время, св. Юсик видит сон, который оповещает его о том, что у него родятся два сына-близнеца, которые в будущем не будут достойны служения Господнего, ибо окажутся безбожниками, не имеющими страха Божьего, и беззаконными попирателями христианских достоинств. Восстав от сна, св. Юсик много плакал, ибо раскаялся блаженный в том, что женился. Он плакал, молил Бога и каялся крайне мучительно. Св. Юсика в юношеском возрасте заставил жениться царь, но и это совершалось по благоволению Бога, ибо в будущем от него должны были произойти славные и ревностные пастыри, которые должны были служить Евангельским заветам на благо страны и на пользу Церкви.

Спустя время, супруга св. Юсика родила двух мальчиков-близнецов, о чем ранее он уже был удостоверен во сне. Первого назвали Папом, второго же Атанагинесом (Афиноген). Много недоумевал святой после виденного им сна, и много думал о том, почему от него должно было родиться столь негодные дети. Ибо великое у него было желание иметь чад не земных, а таких, которые бы служили Господу Богу и посвятили бы себя служению Ему. Он, вообще, все земное считал ничтожным, а хорошим и благим считал непреходящее, вышнее, ибо всю свою жизнь блаженный проводил мыслью о небесной жизни. Св. Юсик предпочитал служить одному лишь Христу, что для себя считал великой славой. Он не обращал внимания на любовь царя, на почести, получаемые от него, на величие или на семейную связь с царским двором. Все это он отвергал, от всего этого отказывался, считая для себя чуждым, гнусным делом и обольщением. После того страшного сна св. Юсик весьма изменился, ибо приобрел отеческий разум и старческую мудрость, назидательное стремление к бессмертию и еще большее служение Христу Богу Своему. Он предпочитал поношения за Христа величию царей. Блаженный избрал для себя воздержанное поведение и с юношеского возраста вел добродетельный образ жизни. Он уподобился своим святым отцам, поставил себе в пример брата своего св. Григориса и Христово иго неукоснительно нес до конца дней своих.

Некоторое время спустя, умерла супруга блаженного Юсика. И когда он в заботах о своих осиротевших детях в удрученном состоянии молился Богу, Ангел Господень явился ему в видении и сказал:

-«Юсик, внук Григория, не бойся, ибо Господь внял мольбам твоим, и вот от этих чад твоих родятся другие чада, и будут они просветителями и источниками духовной мудрости для страны Армянской. От них изойдет благодать заповедей Божьих, полный мир и благоденствие. Они будут опорой Церкви и дана будет им крепость от Господа с великой победой и могучей силой вершить и утверждать дела Божьи. Многие заблудшие вернутся на путь истины и благодаря им славить будут Христа на многих языках. Они будут столпами Церкви, носителями Слова Жизни, основой веры, служителями Христа и слугами Святого Духа, дабы здание, как оно было основано, так и было доведено до завершения. Их заботливыми руками будет насажено много плодоносных, полезных и пригодных растений в духовном саду, которые удостоятся благословения Божия45. А те, которые не возжелают чрез них насаждать и орошаться той же духовной россой знания, они будут прокляты и отброшены прочь, и конец их будет горящий огонь. Много вражды и зависти потерпят они со стороны недостойных ради Господа Бога, но останутся тверды в вере, подобно камню, и великим терпением своим одолеют их. После них воцарится ложь благодаря необузданным, себялюбивым, сребролюбивым, обманчивым, ненадежным, негодным, лживым, злословным людям, так что очень мало останется людей, которые сумеют твердо держать завет веры46».

Блаженный юноша Юсик, услышав все это от Ангела Господня и весьма утешенный, благодарил Бога за то, что Он удостоил его ответа чрез сие откровение, и во все дни жизни своей всегда непрестанно возносил благодарение Господу Богу своему.

По прошествии некоторого времени царь Тиран, согласно обычаю, созвал к себе великих нахараров - Вагарша, великого азарапета47, который был из рода азарапетов Великой Армении и бдешхом Ахцникским48, и Зареха, князя Великой Софены49 и Вараза Шахуни, князя области Софены (смежная с первой) и Гнита, князя гавара (области) Аштеанк50, из рода Каминакан и Орота, князя Вананадского51 и князя Шахена из рода Андзеваци и Атома, князя Гохтна52 и др. Всем им царь повелел вместе с великим азарапетом Вагаршем собраться в путь, посадить блаженного Юсика в царскую колесницу, отвезти в Кесарию, столицу сопредельной Каппадокии и там, посредством Кесарийского архиепископа, посадить юного Юсика на архиепископскую кафедру Великой Армении. В тот же день они пустились в путь и приехали в город кесарийцев, где и был посвящен св. Юсик, сын св. Вртанеса, в архиепископы. И занял достойный и блаженный Юсик престол св. апостола Фаддея53 и деда своего великого Григория, и с великой радостью все они поехали обратно, и в полном здравии и благополучии приехали в страну Араратскую. И впереди себя послали благовестниками двух князей Софенских.

Услышав о прибытии их, царь лично сам и со всем множеством войска пошел навстречу св. Юсику, пройдя полем до моста Тапера по ту сторону реки. После взаимных радостных приветствий они прошли чрез Таперский мост, вошли в великий город Арташат54, направились в церковь и посадили столь желанного им юного Юсика на архиепископский престол. Имея добрый нрав, блаженный Юсик унаследовал от отца своего св. Вртанеса и апостольское поведение. Как сын был похож на отца чертами характера, так и во всех делах и поступках своих проявлял ангельский нрав, ибо на нем почила благодать, ниспосланная Богом. Он пас разумное стадо Христово, наставлял его Евангельскими заповедями. Годами был он еще юн, однако же был дюж, обладал высоким ростом и лицом дивной красоты. Душою он был чист и светел, мирскими делами совершенно не занимался, а как храбрый воин Христов, как мужественный поборник веры, с отроческих лет дерзал, грозя победой невидимому врагу. Он совершенно не умел лицеприятствовать и угождать и, слова Духа Святого носил в себе, подобно мечу за поясом. Благодатный Дух Господень наполнил его знанием, которое, как родник, орошало слух слушателей и почву их сердец. Однако, в противоположность св. Юсику, царь Тиран и другие великие нахарары и большая часть народа вовсе не вели себя так, как велел им Бог, и не желали жить разумной жизнью. В особенности же царь и князья, которые без всякой причины совершали убийства, понапрасну проливали невинную кровь и совершали много иных грехов. Они не обращали внимания на веления Бога, несмотря на то, что и блаженный Юсик непрестанно поучал их и напоминал им о заповедях Господних. Поэтому святой архиепископ Юсик постоянно выступал против них, искусным словом, и с присущей христианскому учению кротостью всегда укорял их, выговаривал, наставлял их, обличал их, напоминал им об ожидающих их вечных муках вследствие гнева Божьего, и о неугасимом огне после Страшного Суда. Хотя возрастом св. Юсик был молод, но проявлял мудрость свойственную старцам и с великим рвением продолжал наставническое дело отцов, за правду бившись до смерти. Смолоду уподобляясь отцам своим мудростью, он в почетном сане проявлял свой светлый ум. Так благоговел он пред Господом, что ни во что не ставил ни любовь царя, ни страх пред ним. В постижении Бога и в знании Священного Писания он был весьма силен, чем и пользовался, когда приходилось карать и порицать. Ввиду множества грехов царя и нахараров, святой архиепископ запрещал им и не позволял входить в святую церковь. Так, он властным словом первосвященника обуздывал их, осуждал и строго карал за их беззакония, за блуд и мужеложество, за кровопролитие, за причиняемые другим лишения, за хищения и за ненависть к бедным и за многие другие подобные грехи, и вследствие того, что св. Юсик противился им законом Господним и святым словом Божьим, он всегда считался врагом тех, кто всегда преступал закон Христов. И это порицание, эту борьбу против них он вел в продолжение всей своей жизни.

В то время, воцарился в Константинополе нечестивый Юлиан55. Этот последний отрекся от Бога Истинного, стал поклоняться языческим богам, воздвиг гонение на Церковь и наполнил ее раздором, всячески стараясь погасить веру христианскую, не силою, но всеми ухищрениями старался склонить людей на поклонение демонам. И когда правосудие Божие вооружило его против персов, от руки которых он и принял достойную его смерть, он прошед через Киликию56, явился в Месопотамии57. Персидское войско, охранявшее эту страну, отрезав канаты понтонного моста на реке Евфрате, защищало переправу. Но царь Тиран, отправившись навстречу Юлиану, напал на персидское войско и обратил его в бегство. Желая оказать услугу нечестивому Юлиану, он перевез его с многочисленной конницей, за что Юлиан осыпал его почестями. Отпуская Тирана в Армению, Юлиан отдал ему свой портрет, нарисованный на доске, где рядом с ним были изображенны демоны, и велел поставить его в церкви, с восточной стороны, говоря:

-«Все данники, находящиеся под властью римлян, обязаны делать то же».

Тиран согласился и привез его с собою, не размыслив, что он, обманутый Юлианом, поклоняться будет изображеням демонов58. Царь Тиран по прибытии в Софенскую область, пожелал поставить изображение в придворной своей церкви. Когда же блаженный архиепископ Юсик увидев это, выхватил этот портрет из рук царя и, бросив на землю, стал топтать его ногами и разбил на мелкие части, дав этим почувствовать скрытый тут обман. Но Тиран не внял его голосу, ибо опасался Юлиана. Он думал, его ожидает смерть, как попирателя императорского изображения, и поэтому воспаленный злобою, которую питал к св. Юсику за постоянные обличения в проступках, приказал бить святого кнутом прямо в храме, пока он не испустил дух под ударами59. Честное тело святого отца перенесли в деревню Тордан, где покоился его блаженный отец. Св. Юсик архиепископствовал над Церковью шесть лет после чего и воспринял мученический венец во славу Отца и Сына и Святого Духа, аминь!

Житие и мученичество святого священномученика Даниила Чудотворца, хорепископа Таронского.

Ко времени царствования царя Тирана Аршакуни, в Армении жил святой и великий старец, хорепископ60 Даниил. Он был человеком весьма удивительным. Старец Даниил был учеником великого Григория Просветителя, а также блюстителем и главой церквей Таронской области61, составлявшей собственное владение великого Григория, и верховным блюстителем правосудия в той стране. Эти должности он имел особо, вообще же он был блюстителем, начальником, надзирателем и попечителем всех церквей Великой Армении повсеместно. Св. Даниил был славным проповедником слова Божьего в пределах Великой Армении. Известно также, что блаженный Даниил проповедовал даже в Персии, где многих людей вывел из заблуждения. По происхождению св. Даниил был сирийцем, и возглавлял, как уже говорилось, кафедру великой и первой церкви в Тароне, матери всех церквей Армении, то есть кафедру главную и наиболее почитаемую, ибо там впервые была построена святая церковь и воздвигнут алтарь во имя Господа62. И вот это место, по установленному архиепископами и царями канону, почиталось как первостепенное, подобно тому, как в гаваре Даранахи почитается Торданская церковь, ибо там находятся могилы первых архиепископов армянских63, и это то место, где произошло окончательное уверование св. царя Трдата. Поэтому страна пожелала почтить те места, где были погребены первые отцы-архиепископы. Вообще, в стране Армянской весьма любили чтить своего праведного царя Трдата, первого архиепископа своего великого Григория Аршакуни, равно как и блаженных мучениц Христовых св. Гаианию, св. Рипсимию64 и многих других, просиявших верою и любовью к Создателю своему. Эти места были поручены св. Даниилу вместе с гаварами, в которых они находились, и святой старец был предан этой главной церкви, власти епископского престола и утверждению заветов Кафолической Церкви. Св. Даниил был рукоположен в сан хорепископа великим Григорием тогда, когда тот разрушил алтари капищь языческих, в местности по названию Аштишат, где и впервые положил основание святой церкви.

Св. старец Даниил был удивительный человек, творил великие знамения и чудеса именем Господа нашего Иисуса Христа. Не снимая сандалий, он ходил по поверхности речной воды, и при этом ноги его не мокли. В зимнюю стужу, когда снег на горах лежал глубокими сугробами, и ему приходилось переходить эти горы, то проходя чрез такие горные места, снег пред ним внезапно начинал таять так, что даже виднелась черная земля. И если святому необходимо было идти куда-нибудь в отдаленное место, он без труда, скользя, подобно искре, передвигался в пространстве, молниеносно появляясь там, куда намеревался идти. Старец Даниил был известен как великий целитель, ибо исцелял больных и всякого рода немощных и увечных, и более того, молитвы святого старца воскрешали даже мертвых. Много и иных чудес было сотворенно св. Даниилом, которых и пером то не возможно описать, и поэтому применительны к блаженному старцу слова Господа нашего Иисуса Христа: «Истино, истино говорю вам: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит, потому что Я к Отцу Моему иду» (Иоан. 14; 12). Жил св. Даниил в горах, в безлюдном месте, но людям всегда и во всем помогал. Носил он только одну кожанню фелонь и сандалии, питался овощами и кореньями. Несмотря на свою старость святой при ходьбе даже не употреблял посоха. Бог слушал молитву старца, и все чего ни просил старец у Бога, получал, и если о чем пророчествовал, все то исполнялось. И когда св. Даниил приходил из пустынных мест в населенные места для надзора по делам Господним, то останавливался для жительства в главных церквах. Он часто приходил к тому роднику под высоким холмом капища Геракла, который находился напротив большой горы по названию Цул, ниже места капища на расстоянии одного броска камня, в маленьком ущелье, в ясеневой рощице, называемой Хацеац-драхт («Хлебный садик»). Это тот родник, где встарину великий Григорий совершил крещение многочисленного войска армянского. Тут была келейка, вырытая в земле, в которой жил святой Даниил, отсюда он и ходил осуществлять свой надзор.

Как-то раз, великие нахарары съехавшись в одно место устроили собрание, держали совет и уговорили царя Тирана вызвать старца Даниила к себе в стан, и назначить его главою и руководителем над ними, и посадить его на архиепископский престол в то время уже пустующий. И вот, к нему послали князя Зомна из рода Сааруни, Артавана, князя Ванандского, князя Карена из рода Аматуни и князя Вараза из рода Димаксян. Эти нахарары приехали и нашли старца в гаваре Екехиац65, в церкви селения Тил, где св. Даниил служил Литургию. По окончании Литургии святого старца взяли и привезли в деревню Бараэдж, в провинции Ахцник66, к царю Тирану. И как только, великий старец, хорепископ Дании, увидел царя и нахараров его, то сразу же, не давая им сказать ни единного слова, начал укорять их и обличать в грехах. Выйдя вперед, он сказал им:

-«Почему вы забыли Бога, создавшего вас; милосердие, оказанное Им вам, знамения и чудеса, совершенные при ваших отцах и в ваши дни, и почему вы вернулись к заблуждениям идолопоклонства ваших предков: к ненависти, к жадности, к стяжательству, к немилосердию в отношении бедных, к блуду, вероломству, к взаимным притеснениям и к убийствам. Вы ниспроверглись и пали, сбились с праведного пути; вы оставили Своего милостивого Бога, Который создал вас из ничего и укрепил, и в заблуждении своем вы не стали больше Его признавать. В то время, когда вы вели себя к гибели, Он пришел, дабы спасти вас; хотя Сам Он был Единородным Сыном Бога, но пришел, дабы привести к Отцу Свому творения Его. Хотя Его не послушались и даже замучили до смерти, но Он стерпел, и могущества Своего ни от кого не скрыл, дабы стать источником Жизни для всех. Он избрал тех, кого нашел достойным и подготовленным к восприятию Его Воскресения, обучил их и послал проповедывать, дабы позвать вас к свету спасения. Но вы и тут, взамен Его благодеяний, ответили Ему неблагодарностью. Вы прежде всего убили вашего проповедника, который был послан к вам, того, который, придя к вам, звал вас в царствие Господа нашего Иисуса Христа, к благодати спасения. Вы, в своем безумии сделались соучастниками народа-богоубийцы - евреев, ибо они по своему безумию убили Господа, а ваши отцы убили Его апостолов и потом подвергли мучениям уподобившихся им за такое же дело. После этих событий пришли многие святые мученики за Бога, сподвижники тех же апостолов. Они подверглись жестоким мучениям, вплоть до смерти, лишь бы показать вам истину, дабы чрез них вы могли образумиться и познать Сына Божьего. Но вы и в отношении их полностью проявили свою злую волю, совершили привычное вам убийство. И все же чрез кровь Его, как я сказал, и чрез разные знамения Он вразумлял вас и не подверг вас смерти в Своем великом милосердии. Он приблизил вас к Себе, приобщил к числу принявших Его учение, как домочадцев Своих, и обратил в истинную веру ради возлюбленного Сына Своего.

После этого Он простил вам все ваши прегрешения и Своих возлюбленных дал вам в учителя. Но вы из всего этого ничего не вынесли, ничего не удержали в памяти своей, ничему не научились, не восприняли сердцем, а подобно еврейскому народу отступились, подобно ему стали и вы поступать. Ибо вы должны были помнить благодеяния Господа вашего Христа, Который не припомнил вам грехов ваших отцов и ваших нечестивых деяний. Вам также не следовало забывать трудов ваших святых отцов - ваших наставников и учителей, которые всегда радели о спасении ваших душ. Вы должны были сострадать тем, кто, поучая вас слову Божьему, духовно претерпел родовые муки и переродил вас, и когда вы опять вернулись к своим злым делам, они своими молениями вновь возродили вас и добились того, что запечатлели в вас Христа, дабы вы могли удостоиться войти в Царствие Небесное. Надлежало и вам пещись об их сынах и учениках, которые по божественному рождению были преемниками их в проповеди слова Божьего среди вас, были вашими руководителями и блюстителями в Господе, не говоря уже о том, что и телом они родились от них и духовными деяниями своими не уступали своим отцам67.

Но вы оставили Бога, вернулись опять к прежним вашим злодействам и переполнили меру грехов отцов ваших. Как они замучили досмерти святых отцов, не желая внимать их полезным наставлениям, так и вы убили их сыновей и преемников, их сподвижников и им подобных, за то, что они не потворствовали вашим греховным делам, как убили святого Юсика, архиепископа, преемника и местоблюстителя престола апостола Фаддея и преподобного Григория. Вы следуете нравам и примеру евреев, их склонности к убийствам и гонениям, подобно тому, как они по невежеству своему перебили своих апостолов и пророков, так точно поступили и вы. Так вот за эту вашу ложь и мерзость, Господь отнимет у вас царство, отнимет у вас и священство. Вы разбредетесь и рассеетесь, и распадется ваша страна, как у израильтян. Вы останетесь без хозяина и без призора, никто вас не будет жалеть. Вы будете как овцы, у которых нет пастыря. Подобно стаду, вы будете преданы в руки зверей, лишитесь вы вашей славы, попадете в плен, в руки иноземных врагов, попадете под иго их рабства и от этого рабского ига никогда вы не избавитесь, и всегда на вашей шее будет лежать это жестокое иго рабства, ибо зачахнете вы и истощитесь в чаяниях своих. Как Израиль был разодран на куски и больше не был объединен, так же и вы рассеетесь и погибнете, и другие будут пользоваться плодами ваших трудов, другие будут потреблять ваше добро, и не будет никого, кто бы спас вас, и не смилостивится Бог над вами, не посмотрит на вас и не спасет больше вас.

Но зачем вы позвали меня, дабы я пришел к вам, то разве для того, дабы услышать все это от меня? Если б я и не сказал вам всего этого, все равно все это должно было случиться с вами, ибо вы убили праведного и великого Юсика, добродетельного вашего руководителя, происходившего из дома и рода Григория. Да, все это с вами должно случиться, ибо Господь так мне указал. А то, что вы теперь призвали меня к себе и сказали: «иди и будь над нами главою и руководителем», так как же я могу быть руководителем тех людей, которые не следуют за Господом, или как я могу быть главой народа, от которого Господь отвернулся? Как я могу воздеть руки кверху и молиться за людей, руки которых обагрены кровью святых людей Божьих? Или как я могу возносить молитвы и мольбы за людей, которые обратились к Господу спиною, а не лицом? Или как я могу заступиться за тех, кто упорствует? Как могу я выступить пред Богом со словом примирения за тех, кто бежал от Него и не хочет возвращаться, за тех, которых сам Бог обрек на бедствия, за то, что вы сказали, что «Бог не видит»».

Все это сказал старец Даниил, хорепископ, в присутствии царя Тирана, князей, начальников и многочисленного войска. И пока он говорил все это, изумленный царь молча слушал. И когда он выслушал святого, весьма обозлился, воспылал неукротимым гневом и приказал немедленно задушить старца. Слуги, услышав это, немедленно исполнили его приказание. Великие нахарары много старались уговорить царя, дабы он не приводил в исполнение этой злодейской мысли, однако, царь так был обозлен, так был взбешен, что слушать их и не хотел. И, накинув на шею старца Даниила веревку, задушили его. Так скончался святой и великий отец наш Даниил. И многие люди, близко знавшие его, взяли честное тело его и хотели почтить их, как останки святых мучеников Христовых. Однако, сам св. Даниил явился своему любимому ученику Епифанию, мужу святому, и объявил, чтобы останкам его не оказывали почестей, как останкам мучеников, а чтобы отнесли их и погребли в земле, там, где он указал. И он сказал ему так:

-«Если тело Господа было погребено в могиле два дня, до третьего дня, когда Он и воскрес, дабы возвратиться к Отцу Своему, то не тем ли более нужно, чтобы наши земные тела были преданы земле».

После чего, святое тело блаженного отца взяли любимые и святые ученики его, из которых главный, по имени Шалита, был назначен им учителем Кордукской области68, а второй, по имени Епифаний, тоже им был назначен учителем в Ахцнике и в Великой Софене, и с ними были также священнослужители стана. Они взяли честное тело св. Даниила и отвезли в Тарон, где была расположенна матерь церквей армянских, и похоронили там, где находилась келейка, в которой он жил, возле того родника, где Григорий окрестил многочисленное войско страны, в местности, называемой Хацеац-драхт69. Тут предали земле честное тело старца Даниила, как ранее об этом он и сказал им в видении, и возвратились каждый в свою келью, славя за все Отца и Сына и Святого Духа, аминь!

2 Кесария – столица Каппадокии (область в Малой Азии). Каппадокия была прежде самомстоятельным государством. С 363 г. по 370 г. до Р/Х. сначала находилась под властью персов, а потом македонян. Потом до 16 г. по Р/Х. опять имела своих царей. В 17 г. при императоре Тиверии, соединена была с Понтом и Малой Арменией и обращена в Римскую провинцию. В конце XI в. (1074 г.) Каппадокия подпала под власть Турции и доселе принадлежит ей. Из Каппадокии произошли великие учители Церкви: св. Григорий Назианзен, св. Василий Великий, брат св. Василия св. Григорий Нисский – были родом каппадокияне.

3 Св. Трдат III Великий (286-342) – равноапостольный царь Армении Великой; при нем Христианство было принято в качестве государственной религии (в 301 г.); память ноября 29 (12). Св. царь Трдат, как известно, происходил от армянской линии парфянских Аршакидов (Аршакуни), правивших в Великой Армении с начала II века до. Р.\Х. по 428 г. по Р.\Х. Представители этого славного рода правили в Персии, Великой Армении, Мидии Атропатене, Иверии, Албании Кавказской, Месопотамии, Индии в др. мелких государствах и разумеется в самой Парфянской державе, тем самым охватив огромную территорию правления своей династии, чем кстати и подтверждается обетование Божие данное Аврааму, что: «От тебя произойдут цари народов» (Быт. 17, 6), о чем и свидетельствует в своей «Истории» св. Моисей Хоренский (кн. II, гл. 1). Представителями этого славного рода были также и первые святые архиепископы Великой Армении – св. Григорий Просветитель Аршакуни и его славные потомки, которые впоследствии занимали армянскую архиепископскую кафедру.

4 Св. Леонтий († 337), архиепископ Кесарийский (Каппадокийский), участник I Вселенского Собора в Никее в 325 г.; память января 13 (26).

5 Гора Сепух с пещерами св. Мании, находилась в области Даранахи, в провинции Высокая Армения, в Великой Армении. Именовалась также – Гоанам. Ныне – Карадах.

6 Св. Мания Армянская, прп. († ок. 320), одна из сподвижниц святых преподобномучениц Рипсимеянок, которая отделившись от них, удалилась на отшельничество на гору Сепух, в пещеры, которые впоследствии стали носить её имя; память сентября 30 (13).

7 В этом месте описывается как св. Аристакес занимает кафедру архиепископа Великой Армении, рукоположенный во епископа своим отцом, св. Григорием, однако, на самом деле, св. Аристакес в тот момент был рукоположен на заместительство своего отца на кафедре архиепископа, ибо св. Григорий, как известно, уходил по временам в горы. Официально же св. Аристакес занял кафедру архиепископа Великой Армении на сорок седьмом году царствования св. Трдата, как повествует об этом св. Моисей Хоренский в своей «Историии», т. е. в 333 г. Вышеописанный случай, т. е. рукоположение св. Аристакеса его отцом, св. Григорием, произошло до 325 г. (ок. 318\19), так как I Вселенский Собор в городе Никее был созван в 325 г., а по ходу жития св. Аристакеса мы видим, что св. Григорий рукоположил св. Аристакеса до I Вселенского Собора (до 333 г., т. е. до официального рукоположения св. Аристакеса в архиепископы Армении св. Леонтием Кесарийским, армянская архиепископская кафедра официально числилась за св. Григорием Просветителем).

8 Св. Константин I Великий (Gaius Flavius Valerius Constantinus) - римский император (306-337). Первый римский император, принявший христианство в качестве государственной религии Римской Империи в 313 г. по Миланскому эдикту.

9 Вифиния – римская область на северо-западе Малой Азии.

10 Арий Александрийский – ересиарх, утверждавший, что Сын не вечен, не существовал до рождения, не был Безначальным и т. д. Гнусное учение Ария (и он сам) было осужденно в Никее на I Вселенском Соборе в 325 г, однако, и после Собора оно ещё терзало ряды Восточной Церкви последующие 60 лет (а Западной и того больше), конец которому было положенно благоверным императором Феодосием I Великим (379-395).

11 О смерти Ария см. у Созомена кн. II, гл. 29-30.

12 Шапух II Сасанид – персидский царь (310-381); жестокий гонитель христиан.

13 Нерсех и Ормизд – полководцы персидского царя Шапуха.

14 Св. Григорий Богослов или Назианзин (ок. 330-390 гг.) - один из трех «великих каппадокийцев», крупных богословов IV в., учитель Церкви. Труды этого великого автора еще в V веке были переведены на армянский язык св. архиепископом Сааком Партевом, св. Месробом Маштоцем и их учениками; память января 30 (12) и января 25 (7).

15 Прим. автора.

16 Св. Аристакес управлял архиепископской кафедрой Армении с 333 по 340 гг. Cледует сказать, что Армянская Церковь IV века церковно-канонически зависела от Кесарие-Каппадокийской архиепископии, от коей и получала рукоположение своих архиепископов; так было, начиная с великого архиепископа Григория I Просветителя († 335) до св. Нерсеса I Великого Аршакуни († ок. 383\84). Однако, уже по смерти св. Нерсеса Великого, при царском дворе была выдвинута мысль об автокефалии. И преемника св. Нерсеса царь Пап Аршакуни (382-389) уже не посылал посвящаться в Кесарию Каппадокийскую, а провозгласил архиепископом у себя дома. Так автокефалия Армянской Церкви была установленна явочным порядком, хотя, не смортя на это, в течении долгого времени Армянская Церковь поддерживала связь с Греческой.

17 Тавр Киликийский – отрасль Таврских гор на южной границе Армении, ныне в пределах Турции.

18 Екехиац – одна из областей Высокой Армении, занимала равнину, орошаемую мелкими ручьями, текущими с горы Сипикор к Евфрату. Эта область звалась также Анахитакан по имени храма богини Анахит в Еризай, или Ерез (ныне г. Ерзинджан, Турция).

19 Имеется в виду Аштишатский монастырь во имя св. Иоанна Крестителя, который был расположен в городе Аштишат в области Тарон на южном склоне горы Карке, справа от притока Евфрата Арацани (ныне село Дерик, Турция) - крупнейший духовный центр в древней Армении; воздвигнут в начале IV века усилиями св. Григория Просветителя, первым настоятелем которого был сириец Зеноб Глак. В монастыре помимо церкви св. Иоанна Крестителя имелись и другие: к югу от нее – св. Георгия Победоносца, на востоке – св. первомученика Стефана и северу от последней – Пресвятой Богородицы. В монастыре имелась рака с мощами св. Иоанна Крестителя с возведенной над ней огромным надмогильным сооружением (10 м. в длину, 6 м. в ширину и 15 м. в высоту), а также рака с мощами священномученика Афиногена. Монастырь этот был родовитым монастырём княжеского рода Мамиконян и на протяжении многих веков принадлежал к числу наиболее почитаемых не только в пределах Тарона, но и всей Армении. В описываемое время Аштишатский монастырь вместе с частью обасти Тарон принадлежал славному роду Просветителя.

20 Нахарар - крупный земледелец, феодал, князь в древней и средневековой Армении. Нахарары занимали высшие и государственные должности, которые являлись наследственными. Они имели свои нахарарства, т. е. отведенные им владения, вотчины, где они чинили суд и расправу. Они находились в вассальных отношениях к царю и, имея свое войско, обязаны были во главе его являться по первому зову своего государя. Нахараское достоинство жаловалось за верную службу царю, который отымал ее у непокорных нахараров. Они считались заслугами, и потому разделялись на старших и младших. Этот разрядный порядок существовал долго, и только под конец Аршакидского владычества в Армении замечается в нем некоторое колебание, ибо многие из младших нахараров пересели старших. С распадом Армении при Феодосие Младшем (в 428 г.) на две половины – на персидскую и греческую, этот безпорядок усиливается еще более. Нахарары при малейшем неудовольствии на своего государя переходили из персидской Армении в греческую, и наоборот. В таком случае они исключались из разрядных книг и на места родовитых людей назначались «новые люди», худородные.

21 Правители пограничных областей. Пограничные провинции в Армении управлялись военными наместниками, известными под именем «бдешхов», -слово, значение которого до сих пор не определено, так как неизвестно его происхождение. Звание «бдешха» носили только четыре наместника четырех провинций: Ахцникской, Гугарской, Нор-Ширакской и Кордукской. Их также называли «великими повелителями». Бдешх стоял выше обычных нахараров и был, фактически, самостоятельным правителем, признававшим, правда, верховную власть царя.

22 Софена (арм. Цопк) - историческая область Армении, была расположенна между реками, западный Евфрат и западный Тигр. В III в. до Р.\Х. здесь возникло армянское царство, подчинявшееся селевкидам, а после, в 190 г. до Р.\Х. стало самостоятельным. В 94 г. до Р.\Х. была присоединена Тиграном II Великим (95-56) к Великой Армении. При Аршакидах Софена входила в царский домен.

23 Констанций (Iulius Constantius) – римский император, до 337 г. в качестве цезаря управлял восточной частью империи. После смерти своего отца, св.Константина Великого, захватил власть в Константинополе. Преследовал язычество и поддерживал арианство, выступил против Никейского «Символа Веры». После гибели Константа в 350 г., правившего западной Римской Империей, провозглашён единодержавным Императором всей Римской Империи. Умер в начале борьбы со своим двоюродным братом Юлианом, управлявшим Галлией, будущим императором (361-363).

24 Куропалат – римский (византийский) титул, соответствовал министру двора. Куропалат был одновременно начальником имперской гвардии.

25 Хосров II Котак Аршакуни – армянский царь (343-352).

25 Низибия (Nisibis) – в древности большой и многолюдный город в провинции Мигдонии, в Месопотамии; а также, один из древнейших культурных центров Востока, являлся важным христианским центром в Северной Месопотамии, а его епископ имел ранг митрополита. Низибия с прилегающими землями Северной Месопотамии (Эдессой, Адиабеной и др.) в прошлом входила в состав южных областей Великой Армении и находилась в сфере ее политического влияния. Ныне город Низибия в пределах Турции под названием – Нусайбин.

26 Св. Иаков Низибийский († 350) – деятель Сирийской и Армянской Церквей, епископ Низибии, сын одного из областных князей Армении, двоюродный брат (по матери) св. Григория Просветителя, участник I Вселенского Собора в 325 г., прославленный чудотворец и великий целитель, известен своими знаменитыми проклятиями (одно из которых и описанно в житии св. архиепископа Вртанеса). 40 лет отшельничал в южных нагорьях Армении и совершил паломничество на гору Арарат, откуда и принес частицу от Ноева ковчега; память января 13 (26).

27 Спарапет – арм. «главнокомандующий».

28 Мамиконян – древний армянский княжеский род. По преданию Мамиконяны происходят от легендарных китайских императоров династии Хань (202 г. до. Р.\Х. до 220 г. по Р.\Х.). С IV по VII века в основном именно его представители занимали должность - спарапета (главнокомандующего) армянским войском. Мамиконяны возглавляли освободительные движения V-VII вв. Многие представители рода отличились в армиях Ирана и Византии, особенно последней. Некоторые из них достигли даже императорского престола в Константинополе – св. Феодора Мамиконян, императрица Византийская (842-855), восстановительница иконопочитания (память февраля 11 (24)), императрица Феодосия Мамиконян, супруга императора Льва V Армянина (813-820), магистр Мануил и кесарь Варда Мамиконяны Византийские (IX в), полководец Петроний Мамиконян Византийский (IX в.) и др. В Армении с VII века позиции Мамиконянов резко ослабляются. Лишь некоторые боковые линии рода продолжают свое существование. Мамиконяны возглавляли ту часть армянской аристократии, которая являлась сторонницей наиболее решительных действий против иранской, а затем арабской экспансии, с опорой на армяно-византийский союз (см.: Encyclop?dia Britannica. 1911; св. Моисей Хоренский «История Армении» Ереван, 1990, кн. II, гл. 81).

29 Прозвище Маккавей (это слово, по всей вероятности, означает «сокрушающий врагов») было дано вождю иудейского восстания 166 г. до Р.\Х. Иуде и впоследствии его преемникам. Восстание было направлено против Антиоха IV Епифана, стоявшего во главе днастии Селевкидов. Маккавеи были самоотверженными борцами за отеческую веру и государственную независимость Израиля (см. Книги Маккавейские).

30 Область Даранахи была расположена в провинции Высокая Армения.

31 После блаженной кончины и погребения св. Григория Просветителя († 335), святые мощи его впоследствии были перезахороненны в деревне Тордан.

32 Пайтакаран – главный город провинции того же имени в Албании Кавказской, на то время зависящей от Великой Армении.

33 Имя Григорис тоже, что и греч. Григорий или армянский – Григор.

34 Албания Кавказская – страна, лежавшая к северо-востоку от Великой Армении, простиралась от левобережья реки Куры до Кавказского хребта и Каспийского моря (ныне территория Азербайджана). Албания была известна своим многоплеменным этническим составом.

35 В летописи Фавста Византийского говорится, что св. Григорис был рукоположен в епископы не только Албании, но и Грузии. На это можно с уверенностью сказать, что епископство над Грузией св. Григорису было приписанно уже поздним переписчиком этой летописи. Это объясняется тем, что в «Истории» летописца Фавста ни слова не говорится о проповеднической деятельности св. Григориса в Грузии, в то время, как о проповеднической деятельности его в Албании посвященна целая глава (кн. III, гл. 6). Кстати, в пользу этого свидетельствует и св. Моисей Хренский, который ни единым словом не упоминает о епископстве св. Григориса над Грузией.

36 Память св. пророка Захарии сентября 5 (18).

37 Св. великомученник и целитель Пантелеймон († 305), память июля 27 (9).

38 Маскуты или массагеты жили на берегу Каспийского моря, принадлежали к скифскому племени. По Географии VII в. Анании Ширакаци, их местопребывание значится у западных берегов Каспийского моря, до города Дербента.

39 Поле Ватнеан - находилось в долине низовьев рек Аракса и Куры, вблизи берега Каспийского моря.

40 Нынешний Нагорный Карабах.

41 Предводительство армянской церковной кафедрой было наследственной принадлежностью прославленного рода сщмч. Григория Просветителя – царского рода Аршакуни, начало которому было положенно еще самим сщмч. Григорием.

42 Юсик – ласковая форма имени Юстиниан; также, имя Юсик с армянского переводится как «надежда».

43 О жизни, деятельности и мученичестве св. Григориса Отрока см. также «История Албании» летописца Моисея Каганкатваци, часть, I, гл. 14, 19-23, часть II, гл. 5.

44 Тиран Аршакуни – армянский царь (353-364).

45 Здесь следует подразумевать свв. архиепископов армянских Нерсеса I Великого Аршакуни († ок. 383\84, память ноября 19 (2)) и его сына Саака I Партева Аршакуни († 439, память сентября 9 (22)), блестящих и славных реформаторов Армянской Церкви. Первый из них приходился внуком св. Юсику, а второй правнуком.

46 Данные слова, изреченные Ангелом Божьим, можно справедливо назвать историческими, ибо в данном видении св. Юсику Ангел делает явный намек на еретическое (сначало несторианское (хоть и в малой степени), а потом и монофизитское) будущее Армянской Церкви, что никак нельзя опровергнуть или не усмотреть в его словах. Православный христианин хотя бы мало мальски знакомый с историей Армянской Церкви, может с легкостью это подтвердить. Кстати, о том же, был извещен св. Григорий Просветитель в видении Самим Христом Господом.

47 Азарапет - хилиарх, тысяцкий - термин военный, перенесенный в гражданскую область еще при Ахеменидах. По рассказу Ксенофонта, Кир, озабоченный урегулированием финансов ввиду громадных расходов, вызываемых потребностями столь обширного государства, решил применить в этой области военную систему деления и создал декурионы, лохаги, хилиархи и милиархи пo финансовой части для облегчения управления. По этой системе азарапет должен означать высший чин по ведомству государственных доходов; тогда понятно и отношение его к податному населению, крестьянству.

48 Правители пограничных областей. Пограничные провинции в Армении управлялись военными наместниками, известными под именем «бдешхов», -слово, значение которого до сих пор не определено, так как неизвестно его происхождение. Звание «бдешха» носили только четыре наместника четырех провинций: Ахцникской, Гугарской, Нор-Ширакской и Кордукской. Их также называли «великими повелителями». Бдешх стоял выше обычных нахараров и был, фактически, самостоятельным правителем, признававшим, правда, верховную власть царя.

49 См. сноску 22.

50 Область в Южной Армении.

51 Область в Араратской провинции Великой Армении.

52 Область в армянской провинции Васпуракан.

53 Св. апостол Фаддей (из 70-ти) является основателем армянской церковной кафедры, претерпевший мученическую смерть (в 66 г. по Р.\Х.) от руки нечестивого царя армянского Санатрука Аршакуни (38-68 по Р.\Х.).

54 Арташат, город в провинции Арарат, в Великой Армении. Недалеко от Арташата, находился храм богини Анахит (Артемида).

55 Юлиан Отступник (Flavius Claudius Julianus) – император Восточно-Римской (Византийской) Империи. В 355 г. был возведён императором Констанцием в цезари и отправлен в Галлию. После Констанция стал императором в 361 г. и царствовал по 363 г. Был убежденным сторонником язычества в его греко-римском варианте и презирал христинство за проповедь смирения и покорности. Пытался возродить величие Римской Империи. Отрекся от христианства и, вновь утвердив языческую религию, начал гонения на христиан. Погиб в войне с персами. По преданию, умирая, он взгянул на небо и воскликнул: «Ты победил, Галилеянин».

56 Киликия – римская провинция в Малой Азии, находилась к югу от Малой Армении. Ныне в пределах Турции.

57 Месопотамия – каменистая и песчанная страна, находившаяся между реками Тигром и Евфратом, и простиравшаяся от Армении на севере до Персидского залива на юге.

58 Юлиан вручил Тирану свой портрет для помещения его в церкви рядом со святыми иконами, что вполне и было в духе традиций Древнего Рима с его обожествлением императоров.

59 Мученическая смерть св. Юсика в летописи Фавста описанна немного иначе (кн. III, гл. 12). Здесь же смерть святого отца описанна по летописи св. Моисея (кн. III, гл. 14), ввиду того, что она дошла до нас в более лучшем виде, в отличии от летописи Фавста.

60 Хорепископ - в восточных церквах хорепископами назывались епископы сел и гаваров. До середины IV в. хорепископов было довольно много, и они обладали полным статусом епископа. В дальнейшем их права постепенно уре­зываются и в конце концов они полностью подчиняются городским епископам. Институт хорепископов к VI в. уже был упразднен.

61 Тарон – область в провинции Туруберан, что в Великой Армении. Тарон - третий гавар Туруберана, занимал плодородную долину реки Мел (ныне Карасу, Турция). До IX в. был вотчиной дома Мамиконянов, после чего становится наследственным владением таронской ветви дома Багратуни.

62 Имеется ввиду Аштишатский монастырь (см. сноску 19).

63 См. сноски 30 и 31.

64 Свв. преподобномученицы игумения Гаияния, Рипсимия и 36 дев Армянские († 299-300), претерпели мученичество от царя, тогда еще язычника, Трдата Великого; память их сентября 30 (13).

65 См. сноску 18.

66 Провинция Ахцник – занимала юго-западную часть Великой Армении, граничила с Сирией и Месоотамией.

67 Здесь разумеются святые сыновья и внуки св. Григория Просветителя.

68 Кордук – область в провинции Корчайк, в Великой Армении.

69 Хацеац-драхт - роща, находившаяся в Таронском округе, Туруберанской провинции, не далеко от языческого храма Вахагна в Аштишате. Имя это образовалось из слов: Хаци, - «ясень» и дерахт, - «сад» (от пеpcидcкогo дерахт – «дерево»); де'рахт означает вообще «сад, насаждённый деревьями», на этом основании и Рай называется по армянски дерахт.

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова