ИНДУЛЬГЕНЦИИ В ИСТОРИИ ГРЕЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ
Говорун С. "ИНДУЛЬГЕНЦИИ В ИСТОРИИ ГРЕЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ"//Сретенский
альманах: История и культура. -
М.: Изд-во Сретенского м-ря, 2001. - С. 45-48.
В XVI-XVIII веках Греческая Церковь, хотя и огражденная от контактов с внешним
миром границами Османской империи, подвергалась большему влиянию западного христианства,
чем Церковь Русская. Здесь значительно активнее действовала католическая пропаганда,
особенно с учреждением в 1622-м году Sacra Congregatio de Propaganda Fidei, да
и греческие ученые и богословы чаще имели контакты с Западом, а большинство из
них здесь училось. Эти и другие факторы привели к тому, что Греческая Церковь
в большей степени, чем Русская, подверглась западной "метаморфозе", по выражению
о. Георгия Флоровского.
Одним из проявлений такой "метаморфозы" стало введение в практику
Греческой Церкви… выдачи христианам индульгенций.[1]
Это были настоящие индульгенции - грамоты, разрешавшие от грехов,
который мог получить всякий, часто за определенную сумму денег.
Разрешение, подававшееся этими грамотами, согласно Хр. Яннарасу,
не было связано с участием верного ни в таинстве покаяния, ни в
таинстве Евхаристии.[2]
Трудно определить, когда индульгенции, среди греков известные как
"apheseis" и "sygchorochartia", вошли в обиход православных, живших
под турецким игом. Они были достаточно распространены уже в шестнадцатом
веке. В начале восемнадцатого века Иерусалимский патриарх Досифей
Нотарас (1641-1707) пишет об индульгенциях как о всем известной
и древней традиции: "Возобладал обычай и древняя традиция, которая
известна всем, чтобы святейшие патриархи давали церковному народу
грамоту об отпущении грехов (sygchorochartion)"[3].
Практика выдачи индульгенций, существовавшая вначале неофициально,
получила официальное подтверждение на Константинопольском соборе
1727-го года. Этот собор был созван в ответ на усилившуюся латинскую
пропаганду, развернувшуюся главным образом в Сирии, Месопотамии,
Палестине и Египте, и стал продолжением Константинопольского собора
1722-го года[4].
Собор издал "Исповедание веры"[5],
текст которого был составлен Иерусалимским патриархом Хрисанфом
(†1731), подписанное патриархами: Константинопольским Паисием II,
Антиохийским Сильвестром и Иерусалимским Хрисанфом, а также архиереями,
находившимися в то время в Константинополе и принимавшими участие
в соборе.
Итак, в 13-м пункте документа говорится: "Власть оставления грехов,
которое, если подается письменно, Восточная Христова Церковь именует
"разрешительными грамотами" (sygchorochartia), а латиняне - "индульгенциями"
(intulgentzas),.. дается Христом в святой Церкви. Эти разрешительные
грамоты выдаются во всей Соборной Церкви четырьмя святейшими патриархами:
Константинопольским, Александрийским, Антиохийским и Иерусалимским."[6]
Как видно из обоих приведенных отрывков, патриарха Досифея и Константинопольского
собора, выдача индульгенций связывалась с властью православных патриархов.
Приписывание патриархам (и только им, как видно из текста "Исповедания")
власти отпускать грехи и выдавать специальные грамоты было искаженным
рудиментом древнего института "Пентархии", который сформировался
после IV Вселенского собора и, безусловно, претерпел кризис в эпоху
турецкого господства и распространения латинских влияний. В сознании
греков той эпохи, которые к тому времени во многом привыкли мыслить
западными стереотипами, власть православных патриархов во многом
была ассоциирована с властью римского папы.
В своей полемике с латинством греки подвергали сомнению не само
по себе явление индульгенции, но то, что Римские папы приписывали
право раздавать отпущение грехов исключительно себе. Так, в том
же 13-м пункте соборного исповедания сказано: "Говорить же, что
власть давать (индульгенции) имеет только Римский папа, есть явная
ложь"[7].
Примечательно, что даже такой богослов и знаток канонического предания
Церкви как преп. Никодим Святогорец не только не отвергал, но и
следовал практике индульгенций. Так, в своем письме епископу Стагонскому
Паисию, который в то время находился в Константинополе, датированном
апрелем 1806-го года, он просит его взять в патриархии "разрешительную
грамоту" для одного "живого монаха", тоже по имени Никодим, и прислать
ему. Он обещает ему, что вышлет деньги, необходимые для покупки
грамоты, как только узнает, сколько она будет стоить.[8]
Индульгенции как средство обогащения были осуждены на Константинопольском
соборе 1838-го года. Этот собор, как и собор 1727-го года, был посвящен
опровержению латинских догматов и обычаев. Его главной темой была
"уния". Окружное послание, изданное собором, подписали Константинопольский
патриарх Григорий VI и Иерусалимский патриарх Афанасий, а также
одиннадцать архиереев Константинопольского синода. Его текст был
послан также отсутствовавшим патриархам Александрийскому Иерофею
и Антиохийскому Мефодию.[9]
В 9-м пункте Окружного послания осуждается "ужасное и неслыханное
злоупотребление, происходящее от дерзости, по которой епископы Рима
святейшие, священнейшие и страшные предметы веры священной Христовой
веры используют как средство добывания денег"[10].
Здесь осуждается только взимание денег за отпущение грехов, да и
то только в юбилейные годы. Само по себе явление индульгенции опять
не находит должной богословской оценки собора. В послании также
нигде не упоминается и не осуждается практика Греческой Церкви,
аналогичная осуждаемой собором.
Впрочем, даже соборными решениями было сложно искоренить практику,
укоренившуюся в народе. Насколько укорененной была эта практика,
говорит тот факт, что "разрешительные грамоты" дожили в Греции до
середины двадцатого века.[11]
Сергей Говорун
[1]По этому поводу существует специальное
исследование Филиппа Илиоса: Sygchorochartia // Ta Istorika, Афины,
т. 1 (1983), 35-84, т. 3 (1985), 3-44. См. также: Х. Яннарас, Orthodoxia
kai Dysi sti Neoteri Ellada (Православие и Запад в новейшей Греции),
Афины, 31996, 149-153.
[2]Х. Яннарас, Orthodoxia kai Dysi sti
Neoteri Ellada (Православие и Запад в новейшей Греции), Афины, 31996,
150.
[3]Пападопулос-Керамевс, А., Symbolai
eis tin istorian tis archiepiskopis tou orous Sina (К истории Синайской
архиепископии), Санкт-Петербург, 1908, 133.
[4]Текст Окружного послания, изданного
собором 1722 года, см. в: Кармирис, И., Ta Dogmatika kai Symbolika
mnimeia tis Orthodoxou Katholikis Ekklisias (Догматические и символические
памятники Православной Кафолической Церкви), t. 2, Graz-Austria, 21968,
822-859.
[5]Издано в: Кармирис, И., Ta Dogmatika
kai Symbolika mnimeia tis Orthodoxou Katholikis Ekklisias (Догматические
и символические памятники Православной Кафолической Церкви), t. 2,
Graz-Austria, 21968, 861-870.
[6]Кармирис, И., Ta Dogmatika kai Symbolika
mnimeia tis Orthodoxou Katholikis Ekklisias (Догматические и символические
памятники Православной Кафолической Церкви), t. 2, Graz-Austria, 21968,
867-868.
[7]Кармирис, И., Ta Dogmatika kai Symbolika
mnimeia tis Orthodoxou Katholikis Ekklisias (Догматические и символические
памятники Православной Кафолической Церкви), t. 2, Graz-Austria, 21968,
868.
[8]Филиппа Илиоса: Sygchorochartia //
Ta istorika, Афины, t. 3 (1985), 22-23.
[9]Его текст опубликован в: Кармирис,
И., Ta Dogmatika kai Symbolika mnimeia tis Orthodoxou Katholikis Ekklisias
(Догматические и символические памятники Православной Кафолической
Церкви), t. 2, Graz-Austria, 21968, 894-902.
[10]Кармирис, И., Ta Dogmatika kai Symbolika
mnimeia tis Orthodoxou Katholikis Ekklisias (Догматические и символические
памятники Православной Кафолической Церкви), t. 2, Graz-Austria, 21968,
898.
[11]Так, например, Филипп Илиос обнаружил
индульгенцию, датированную 1955-м годом.
|