Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

Яков Кротов. Путешественник по времени. Вспомогательные материалы: XIX век.

Марианна Ковальская

ДВИЖЕНИЕ    КАРБОНАРИЕВ    В    ИТАЛИИ   1808-1821 гг.

Ковальская М. Движение карбонариев в Италии 1808-1821 гг. М.: Наука, 1971.

АКАДЕМИЯ НАУК СССР

Институт всеобщей истории

Ответственный редактор К.Ф.МИЗИАНО

Введение

Глава 1. Карбонарское движение в Южной Италии в эпоху наполеоновского господства (1808—1815 гг.)

Глава 2. Карбонарии в эпоху Реставрации (1815—1820 гг.)

Глава 3. Организационная структура и идеология карбонаризма

Глава 4. Революции 1820—1821 гг. в Италии

Глава 5. Движение  карбонариев  и  русское общество - Эпоха Реставрации Революции 1820—1821 гг. Заключение Библиография

ВВЕДЕНИЕ

Изучение глубоких и сложных процессов итальянского Рисорджименто -истории борьбы народа Италии за свою национальную независимость и объединение страны, борьбы, отражавшей вместе с тем процесс ломки феодально-абсолютистских порядков и утверждения нового, буржуазного строя, -имеет большое научное и политическое значение.

Для понимания особенностей как самого процесса воссоединения, так и

сложившегося в результате этого процесса единого государства важно изучение

не только его кульминационных моментов (революции 1848-1849 гг. и

присоединения Южной Италии в 1859-1860 гг.), но и его первого этапа (с конца

XVIII в. до 1847 г.). Ведь именно тогда создаются предпосылки и накапливаются

силы для осуществления национального объединения, зарождаются основные

течения        национально-освободительного        движения,        вырабатываются

идеологические основы этих течений.


Одной из важнейших фаз освободительного движения этого периода является движение карбонариев, которому посвящена настоящая работа. Карбонарское движение, зародившееся в эпоху наполеоновского господства в Южной Италии, распространилось затем по всему Апеннинскому полуострову. Государственная раздробленность Италии порождала в то время разобщенность освободительного движения: в различных итальянских государствах карбонарское движение имело специфические особенности. Вместе с тем близость социально-экономических условий и политического уклада итальянских государств порождала сходство важнейших целей и организационных форм этого движения по всей Италии.

В настоящей работе сделана попытка познакомить читателя с карбонарским движением по всей Италии с момента его зарождения до поражения революций 1820-1821 гг. Автор поставил перед собой задачу рассмотреть такие общие вопросы, как предпосылки карбонаризма, движущие силы и характер движения, особенности его развития на различных этапах, организационные и идеологические основы. Вместе с тем в работа показаны специфические черты, присущие карбонарскому движению крупнейших итальянских государств -Королевства Обеих Сицилии, Папского государства, Пьемонта и Ломбардо-Венецианской области. В центре работы - деятельность карбонариев в момент наивысшего подъема национально-освободительного движения той эпохи - в период буржуазных военных революций 1820-1821 гг., когда особенно ясно и рельефно проявились как сильные, так и слабые стороны этого движения.

Один из центральных разделов монографии посвящен до сих пор почти не изученной проблеме русско-итальянских общественно-революционных связей, представляющей особый интерес для советского читателя. Автор попытался выявить как сходные черты в революционном движении обеих стран, порожденные общностью ряда задач, стоявших перед ними, так и существенные различия между ними, связанные со спецификой каждой из этих стран.

Разработка такой сложной многоплановой темы, как движение карбонариев, оказалась возможной благодаря наличию у нас значительного круга источников. Среди не использованных до сих пор архивных материалов много ценных документов было обнаружено в Архиве внешней политики России. В донесениях русских дипломатов из Италии большое внимание уделялось деятельности карбонариев, в них подробно освещались события неаполитанской и пьемонтской революций 1820-1821 гг. Разумеется, на характере донесений не могли не отразиться особенности личности каждого из дипломатов, их политические симпатии. Так, в депешах реакционно настроенного посланника в Неаполе Штакельберга сквозит ненависть к карбонариям. Недаром после поражения революции король Фердинанд наградил Штакельберга орденом «Большого креста». Наиболее яркой фигурой среди русских дипломатов в Италии являлся П.Б.Козловский, находившийся до 1818 г. на посту посланника в Турине. Все его донесения отмечены сочувствием национально-освободительному движению, ненавистью к абсолютистским порядкам, царившим в Италии, и к австрийскому гнету в Ломбардо-Венецианской области.

Особый интерес представляют многочисленные обзоры и записки, посвященные самым различным вопросам политического и экономического положения Италии в целом и отдельных ее частей, деятельности тайных обществ и т.д. и т.п., которые составлялись русскими посланниками или другими сотрудниками посольств в Италии. Таковы записки А.Я.Италийского, П.Гана, Ф.Берга и др. К донесениям русские дипломаты часто прикладывали ценнейшие итальянские рукописные и печатные документы. Таким образом в нашем распоряжении оказались редкие экземпляры карбонарских катехизисов, тексты


различных прокламаций и листовок предреволюционного и революционного периодов, образцы прессы и брошюры того времени (особенно многочисленные в эпоху революций). В частности, обнаруженная в рукописном отделе Института русской литературы в Ленинграде брошюра одного из видных деятелей и мыслителей той эпохи Мелькиорре Дельфико «Соображения по поводу неаполитанской революции» (Неаполь, 1820 г.)1 чрезвычайно интересна глубиной постановки вопроса о необходимости привлечения масс к революции. Не менее интересна не изданная в Италии записка о неаполитанской революции активного деятеля революции Луиджи Бланка, впоследствии ставшего видным историком, труды которого и сегодня переиздаются и привлекают внимание итальянских исследователей.

Большую ценность представляют хранящиеся в Институте русской литературы до сих пор не опубликованные дневники младшего брата декабриста Н.И.Тургенева, Сергея Ивановича, где содержатся размышления о революциях в Италии 1820-1821 гг. Немногочисленные документы, подтверждающие существование связей между передовыми людьми России и деятелями итальянского национально-освободительного движения, найдены в Центральном государственном военно-историческом архиве. Это - письма русского дворянина Николая Палена к Федерико Конфалоньери и Лодовико ди Бреме.

Наряду с архивными материалами в настоящей работе использованы публикации документов. Ценнейшими источниками являются акты неаполитанского парламента , публикация карбонарских документов, осуществленная М.Сент-Эдмом3, трехтомное собрание документов австрийской полиции в Италии4, публикация Дж.Бандини5, собравшего значительную часть карбонарских газет, выходивших в Романье в 1819-1820 гг. Важными источниками, воссоздающими историю исследуемого периода, прежде всего революционных событий 1820-1821 гг., служат европейские и русские газеты и журналы тех лет, а также письма и воспоминания государственных и общественных деятелей, писателей и деятелей культуры, так или иначе причастных к изучаемым событиям. Среди источников такого рода - мемуары деятелей неаполитанской и пьемонтской революций. Это - сочинения генералов Г.Пепе6, М.Карраскоза7, С.Сантароза8, П.Коллетта9.

Объем литературы по эпохе Рисорджименто, появившейся за полтора столетия, очень велик. Однако эта литература далеко не исчерпывает всех аспектов этого многогранного и сложного процесса. Слабее, чем другие, изучен ранний этап Рисорджименто и, в частности, движение карбонариев,

Среди значительного количества исторических трудов по этой теме, появившихся в Италии до конца второй мировой войны, преобладают работы, где карбонарское движение изображается как цепь заговоров и выступлений, терпевших крушение лишь из-за внутренних распрей их руководителей. В них, как правило, игнорируются такие важнейшие проблемы, как участие в движении народных масс, идеологические истоки этого движения и др. Такой характер носят, например, работы Ч.Канту10, Ф.Гуальтерио11, О.Дито12, Р.Сориги13 и др. Вместе с тем большинство этих трудов содержит богатейший фактический материал.

В послевоенные годы многие итальянские исследователи по-новому подошли к изучению важнейших сторон раннего этапа эпохи Рисорджименто. Этот поворот связан с приходом в итальянскую историческую науку значительной группы ученых-марксистов и исследователей, близких им по своим взглядам. В трудах ряда виднейших историков, хотя и не посвященных специально карбонарскому движению, значительное внимание уделяется таким кардинальным проблемам, как социальная база карбонарского движения, связи карбонариев Южной Италии


с крестьянским движением, идейное происхождение и содержание карбонаризма14. Чрезвычайно важным вкладом в исследуемую тему является вышедшая недавно книга А.Лепре о неаполитанской революции 1820-1821 гг.15, где в центре внимания автора находятся ранее почти не разработанные проблемы крестьянского движения и деятельности парламента.

Итак, в трудах современных итальянских историков отдельные стороны карбонарского движения получили глубокую и оригинальную трактовку. Однако до сих пор в Италии не появилось обобщающего труда по этой теме. В русской дореволюционной и советской литературе история карбонарского движения почти не разрабатывалась. Исключение составляет работа Е.Сидоренко, но автор ограничился лишь анализом организационной структуры и символики карбонарского общества16.

  1. M.Delfico. Considerazioni sulla rivoluzione napoletana, Napoli, 1820.
  2. «Atti del Parlamento delle Due Sicilie, 1820-1821», vol.1-5. Boilogna, 1926-1931.

3  M.Saint-Ed me. Constitution et organisation des carbonari, du documents exacts sur tout ce qui concerne

I'existence I'origine et le but de cette societe. Paris, 1821.

  1. «Carte segrete e atti ufficiali della polizia austriaca in Italia dal 1814 al 1848», vol. 1-3. Capolago, 1851-1852.
  2. G.Bandini. Giornali e scritti politici ciandestini della carboneria romagnola, 1819-1821. Roma-Milano, 1908.
  3. G.Pepe. Relation des evenements politiques et militaires qui ont eu lieu a Naples en 1820 et 1821. Paris, 1822.
  4. M. Carrascoca. Memoires historiques, politiques et militaires sur la revolution du Royaume de Naples en 1820 et 1821. Londres, 1823.
  5. S. di Santarosa. Delia rivoluzione piemontese nel 1821. Genova, 1849.
  1. P.Colletta. Storia del Reame di Napoli. Introd. e note di N.Cortese, vol.1-3. Napoli, 1957. Издание, подготовленное и комменти рованное видным исследователем истории освободительного движения в Южной Италии первой четверти XIX в. Нино Кортезе, представляет большую научную ценность, поскольку в обширных и многочисленных комментариях содержится богатейший материал итальянских архивов и отражены современные представления об основных проблемах той эпохи на основе полного и всестороннего учета всех работ по данной теме.
  2. C.Canta. «II Conciliatore» е i carbonari. Milano, 1878.
  3. F.Gualterio. Gli ultimi rivolgimenti italiani. Memorie storiche, vol.1-6. Napoli, 1861-1862.
  4. O.Dito. Massoneria, carboneria e altre societa segrete del Risorgimento italiano. Torino-Roma, 1905.
  5. R.Soriga. Le societa segrete, I'emigrazione politica e i primi moti per I'indipendenza. Modena, 1942.

14     Большой исследовательский интерес представляет трактовка карбонарского движения в

фундаментальном труде Дж.Канделоро «История современной Италии», т.1-2. М., 1958-1961. См. также

работы: G.Berti. I democratici е I'iniziativa meridionale nel Risorgimento. Milano, 1962 (русский перевод: Дж.Берти.

Демократы и социалисты в период Рисорджименто. М., 1965. В нашей монографии даются ссылки как на

русский перевод, так и на первое итальянское издание книги, поскольку в русском издании отсутствует ряд

разделов, в частности раздел о демократическом движении в Сицилии и др.); C.Francovich. Gli illuminati di

Wei-shaupt e I'idea ugualitaria in alcune societa segrete del Risorgimento. - «Movimento operaio», 1952, № 4, p.553-

597.

  1. A.Lepre. La rivoluzione napoletana 1820-1821. Roma, 1967.
  2. Е.Сидоренко. Итальянские угольщики начала XIX века. СПб., 1913.

 

 

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова