БИБЛИОТЕКА СВЯЩЕННИКА ЯКОВА КРОТОВА

 

 

 
   
Генеральный каталог
 
Указатели    
Именной  
Предметный Хронологический  

 

Систематический Географический  
  Вспомогательные материалы к текстам и фотографиям Якова Кротова - http://yakov.works.  

почта

 

9 января 2017 г. 6 часов 30 мин. UTC

За 8 * 6 - 5  января

Михаил Алдашин (Mikhail Aldashin) и Игорь Князев о государственности Рождества http://www.svoboda.org/a/28216821.html.

 

 

ПОЧЕМУ ВЫМЕРЛИ ДИНОЗАВРЫ

«Иисус сказал: Я — свет, который на всех. Я — всё: всё вышло из меня и всё вернулось ко мне. Разруби дерево, я — там; подними камень, и ты найдешь меня там» (Евангелие Фомы 81/77).

Фраза кажется более гностической, чем христианской. Первая половина — очевидно «наша», ведь есть «Я свет миру».Так что заявление Джека Финегана, что «первая фраза это изречения без сомнения должна быть признана по своему смыслу гностической», — на совести Финагана. Но вот с Богом в полене и в орудии пролетариата — непривычно.

Неудивительно, что Жан Доресс предлагает параллель с гностическим евангелием правды: «Всё искало его, из которого он вышел, и всё было в нём, неосязаемое, непознаваемое». В Деяниях Петра, 39: «Ты есть всё, всё есть ты, ты есть, и ничто, что существует, не существует, но только ты».

Цитаты симпатичны тем, что сразу видно и различие. В этой фразе не говорится, что ничего не существует. Есть и булыжник, и полено, просто свет и в них. Ничего не говорится про непознаваемость. Свет виден, следовательно, свет познаваем. Слепота — грех или результат греха, может быть, просто болезнь духа, так или иначе — слепота лечится, веки подымаются, человек может видеть и познавать. Конечно, не Бога (Бог невидим), но творение — вполне познаваемо. Другой вопрос, что полезно знать, что, собственно, ты хочешь узнать. Свет в булыжнике увидит тот, кто предупреждён, что там есть свет. Свет из полена просто так в глаза не брызнет.

Комбинация камня и дерева может иметь символический смысл, но может и не иметь. Пророки довольно часто обличают идолов, подчёркивая, что они из мёртвой материи, но тут как раз материя получается не совсем мёртвая. Скорее уж, Екклесиаст 2, 10 к месту:

«Кто передвигает камни, тот может надсадить себя, и кто колет дрова, тот может подвергнуться опасности от них».

Тут о том, что человеческий труд несёт в самом себе такую опасность, что, может, лучше и не начинать трудиться. Саданёшь топором по ноге… Тем не менее, аллюзия напоминает, что Иисус — плотник. Иногда даже хочется сказать «просто плотник». Не Гарун ар-Рашид, переодевшийся плотником, а натуральный строитель, который работал как с деревом, так и с камнем, ведь это же Палестина, а не Кижи. Так что тут как раз нотка может быть очень приземлённой.

Конечно, есть соблазн увидеть тут самовосхваления: мол, всё начало быть через меня, без ничто не начало быть, что начало быть… В общем, пролог Иоанна. Только когда это говорят о другом — это теология, а когда о себе самом — это сатанизм.

¥ Кстати, тот же Финеган вторую часть считает как раз более ортодоксальной: мол, это обещание быть рядом с верующими. Вроде такого глобального причащения. Бог в хлебе, и в вине, и в асфальте, и в бревне. Но в чём, собственно, утешение? Ну, есть свет в бревне — и что? Вот радость-то…

Ф. Брюс полагает, что фраза безусловно неортодоксальная, потому что идея, что всё в Боге и что Иисус воплощает полноту Божеста (Колосс. 1, 17 и 2,9) — это одно, это почти Мф. 18, 20, но тут — «пантеистические термины». Джозеф Фицмайер чуть поправляет: не пантеизм, а «панхристизм».

Есть и более «спокойная» интерпретация — у Иеремиаса, Гарнака и т.п.: что тут Иисус показывает, как Он присутствует в любой личности, даже если она занимается тяжёлой и опасной (тут опять к месту Екклесиаст!) работой. В общем, не бойтесь, Я рядом, чем бы вы ни занимались, как приятный бонус.

У такой спокойной интерпретации тот плюс, что не надо притягивать за уши гностицизм. Но всё-таки кажется, что это не верно, потому что первая часть изречения оказывается избыточной. Ну да, всё творение от Бога, всё вернётся к Богу из этой юдоли печали, но что же тут утешительного здесь и сейчас? Если меня лев съест, я, конечно, как и лев, когда-нибудь воскресну, но всё же процесс растерзания львом от этого не становится менее мучительным…

Заметим, кстати, что Иисус не говорит «разруби зайца, и Я там, разрежь орла, и Я там». Иисус берёт пример из царства неодушевлённого. Пантеист, между прочим, обычно поступает наоборот.

В конце концов, тут важны два принципа истолкования: текст желательно не препарировать (а то были комментаторы — неудачники — которые предлагали рассматривать две половины порознь) и желательно без нужды не прибегать к экзотике. Может быть, именно контраст, который смущает комментаторов, и есть смысл фразы? С одной стороны, с другой стороны. С одной стороны, Бог — свет, Бог не сотворил зла, с другой стороны — даже там, где света заведомо нет, Бог тоже есть. Сердцевина дерева и внутренность камня — символ тьмы. Даже в пещере могут быть отблески света, но в камне и в дереве — нет. Это не о равновесности добра зла, не про инь и янь, которые якобы составляют пару. Это традиционнейший, древнейший библейский мотив: всё творение — Божие. Тут даже «христианского» ничего нет, если не считать того, что сказано не в третьем лице, а в первом. Почему не вошло в Евангелие? А почему черновики к «Войне и мире» в десять раз больше «Войны и мира»? К тому же что значит «не вошло в Евангелие». Не вошло в четыре авторских евангелия, но в устной традиции было, в евангелие Фомы вошло — вполне достаточно. И когда глаза ослепнут, когда тело одеревенеет, а мозги станут инертными, словно гранит, вот пусть вспомнятся эти слова — Всё может померкнуть, и всё померкнет, но Бог — не иллюзия, которая исчезает с нами, Он та среда, в которой только и возможны все остальные среды. Божественная среда, говоря словами отца Пьера. Совершенно не гностика и не агностика, а просто римо-палеонтолога, который только и делал, что раскапывал камни, бывшие одновременно яйцами динозавров. Может, динозавры потому и вымерли, что сердца их окаменели, и яйца стали выходить каменные. А каменное сердце то, которое не видит даже в самом мрачном человеке — света.
.

Возможно и ещё одно объяснения. Тут сказано не "расколоть камень", а "поднять". Возможно, тут противопоставление не тьмы свету, а гниения жизни. Под камнем сыро, там мокрицы и жучки противные. Если ткнуть трухлявую еревяшку ногой, и там всяческая гадость копошится. Но и там Спаситель! Тогда эта мысль о том же, о чём "что смотреть ходили вы". Когда зло имитирует жизнь... Когда ад ярко освещён, вымощен дорогой плиткой... Когда здоровая кожа и ясные глаза верное свидетельство подлости и коррупции... Тогда Спаситель даже не на кресте, а с мокрицами...

 

СОВОК КАК РЕЛИГИОЗНЫЙ ТИП

Наткнулся на неизвестные мне мемуары актёра Сергея Юрского об отце Александре Мене. Год примерно 1965, обоим по 30, Юрский ничего не знает о религии, тема была табуирована. Но одно он всё-таки знает твёрдо: православные не должны дружить с протестантами. Мень идёт на Вузовский к баптистам, поскольку 25 декабря, а Юрский в ужасе: это же не православное рождество! Откуда, какими каналами в голове у нормального человека эта дичь? Не от атеистов, атеистическая пропаганда эту тему не подымала, да и не знал Юрский ничего из этой пропаганды. А вот сидело ж!

БОЙТЕСЬ РОССИЙСКИХ ЧЕЛОВЕКОЛЮБЦЕВ, БИНТЫ ПРИНОСЯЩИХ

Пушкин ржал над оборотом "императорское человеколюбивое общество". Но императорское человеколюбие всё-таки стократ нормальнее совковой филантропии, которая так спасает людей, что никого в живых не остаётся. Когда человек заявляет, что он, ежели увидит потенциального самоубийцу, то скрутит его, свяжет, и будет выхаживать... Когда реальный Ройзман в Екатеринбурге приковывал наркоманов, за что его выбрали мэром наши садомазохисты... Когда Путин всю страну сковал, привязал и выхаживает... Это ведь какая-то дикая иррациональная агрессия. Откуда она? Как и всякая агрессия, эта - результат страха. С Путиным проще всего - он боится потерять власть. А вот агрессия человеколюбия - от страха перед начальством.

Люди, которые боятся потребовать от начальства открытия ночлежек, подсознательно понимают, что они - трусы, что они ведут себя не по-людски. Им стыдно. Их агрессия против слабых есть попытка компенсировать их трусость перед сильными.

Случай с бомжами хорош в силу наглядности. Тут ведь нужна простая и ничуть не опасная - на первый взгляд - вещь: потребовать от начальства разрешить ночлежки. Как на диком Западе требуют - и добиваются - разрешения, чтобы бомжи отогревались в вестибюлях метро. Как на диком Западе римо-католики добиваются, часто в противостоянии с полицией, права греть бездомных в своих храмах. Но это уже экстремизм - храмы, метро. Давайте начнём с ночлежек.

Но - нет. Даже в лихие 90-е на такие требование мало кто решался, а уж с путинизмом про это забыто напрочь. Есть квази-тюрьмы для бомжей, куда их депортируют из городов.

"Даешь ночлежки!" - в этом ведь нет ничего экстремистского. Это не затрагивает даже интересы Эмпе, не то, что борьбы с храмоздательством. В чём же проблема?

В слове "требовать". Потому что главный контрреволюционный поступок, главный экстремизм-терроризм, главная антисоветчина в пост-1917 России (а другой нет) - это чего-то требовать от наследников Ленина. Они многое могут дать, если их унизительно просить, виляя хвостиком, исполняя танец живота, пусть даже при этом в глазах танцующих будет ненависть. Главное - не требовать.

Результат налицо - Россия это страна бомжей духовных, людей, лишённых дома в самом важном смысле. Дом человека - не только бревна, но и достоинство человека, то есть, готовность человека требовать то, что нужно и можно требовать. А если этой готовности нет, то нет и человечности, а есть слизняки, иногда ядовитые, иногда нет, но в любом случае соприкасаться с ними - опасно для духовного здоровья. Эти слизняки любят друг друга, копошатся вместе, заполняют этим копошением - своим совковым человеколюбием, агрессивным и тоталитарным - пустоту в собственных душах. Ну как же, мы же кормим голодных! греем замерзающих!

Да пошли вы с этим своим человеколюбием! Каждый нормальный, свободный человек в этой ситуации должен как на картине Репина - отказаться от помощи. У меня отобрали деньги, у меня украли то, что я заплатил на лечение своё и многих других от рака, а теперь у меня рак, и мне предлагают искать благотворителей, бегать по фондам, куда правительство отдавать соизволяет через подставных жертвователей-капиталистов (которых правительство и содержит) часть украденного у меня... Ну уж нет! Лучше смерть!

Есть в России и нормальное человеколюбие - без правительства и помимо правительства, просто шапка по кругу. Но всё, что зарегистрировано, всё, что дозволено и контролируется - нет, это антихристово добро и держаться от него лучше подальше. Что уж говорить о человеколюбии под сенью военного ведомства...

А почему нельзя ночлежки, мы прекрасно знаем. Потому что нельзя в несвободной стране организовать что-то свободное - а ночлежка это место свободы и для организаторов, и для ночующих. Если разрешить ночлежки, то надо разрешать и свободную торговлю с рук на улице, и свободу пикетов и собраний, и свободу слова, и свободу торговли... Так это ж самоубийство для преемников Ленина-Дзержинского!

 

Аудио проповеди 7 января - https://youtu.be/xl7WXDSHi04.
Вообще проповеди http://www.youtube.com/c/+iakovkrotov. Там можно просто подписаться.
*  *  *

Я буду очень благодарен и за молитвенную, и за материальную поддержку: можно перевести деньги на счёт в Paypal - на номер сотового телефона.

Постоянный адрес сайта, где материалы упорядочены и отредактированы – krotov.info.

Самые пополняемые разделы: История. - Психология. - Логика. - Антропология. - Философия. - Богословие (теология). - Библия. - Евангелие, иллюстрации к нему и мои комментарии.   - Катехизис.
 
Расписание богослужений

Почти ежедневно
с 1997 года

форум
(блог, ФБ)

 

 

Яндекс.Метрика
 
 
 
 

Поиск по сайту через Яндекс:

    

 

Чтобы ежедневно получать обновления этой страницы

введите свой эл. адрес и нажмите кнопку с надписью "Подписка":

Материалы рассылки не подлежат тиражированию, цитированию и использованию без разрешения автора.

Просмотр архивов на groups.google.ru

RSS: http://krotov.info/rss.php

http://twitter.com/#!/Krotobot или по-твиттерному @Krotobot

Мобильная версия

Место библиотеке любезно предоставлено JesusChrist.ru