Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

Перевод из энциклопедии: Saxton, E. (1907). St. Giovanni Melchior Bosco. In The Catholic Encyclopedia. New York: Robert Appleton Company. (электронный вариант: http://www.newadvent.org). В текст внесены незначительные стилистические изменения, призванные облегчить его восприятие русским читателем.

Основатель Салезианского ордена. Сын бедняков из небольшого посёлка на холмистых отрогах близ Кастельнуово (Пьемонт, Италия), Боско родился в крошечной хижине в Бекки 16 августа 1815 года и умер 31 января 1888 года. 21 июля 1907 года папа Пий Х объявил его достойным почитания, папа Пий XI в 1929 году причислил его к лику блаженных, а в 1943 - к лику святых.

Отец умер, когда Джованни было чуть больше двух лет. Маргарита Боско одна растила троих сыновей. Джованни с детства трудился как пастух. Приходской священник обучал его основам веры. Мальчик отличался врождённой смекалкой, цепкой памятью, с годами он всё больше хотел учиться. Бедственное положение семьи, однако, заставляло его откладывать книги и возвращаться в поле, но он продолжал стремиться к знаниям. В 1935 году он поступил в семинарию в Кьери и через шесть лет обучения архиепископ Туринский Францони накануне Пятидесятницы рукоположил его во священники.

Покинув семинарию, дон Боско (в Италии, обращаясь к священнику, добавляют к его фамилии уважительное "дон") отправился в Турин и тут стал усердно исполнять обязанности священника. Случай показал ему, чему он должен посвятить всю свою жизнь. В числе прочего, он был обязан сопровождать дона Кафассо во время посещения городских тюрем. Отец Джованни был так поражён видом детей, которые содержались в местах заключения, подвергались разлагающему влиянию и вряд ли могли избежать в будущем каторги или галер, что решил посвятить себя этим несчастным изгоям. Восьмого декабря 1841 года дон Боско облачался, чтобы отслужить мессу в честь праздника Непорочного Зачатия. Прислужник погнал из церкви мальчишку в лохмотьях, не захотевшего молиться за мессой. Дон Боско услышал, как мальчик плачет, подозвал его, и между священником и Бартоломео Гарелли завязалась дружба. Это было семя, из которого вырос так называемый "Ораторий" ("Молельня"). Название, конечно, появилось в подражание итальянского святому XVI века Филиппу Нери, который создавал дома для молитвенных собраний. Молитва стала одним из важнейших элементов педагогики Боско. Отец Джованни с энтузиазмом стал обучать своего первого воспитанника, которого подарила ему улица. Скоро к Бартоломео присоединились его приятели, которых привлекла доброта священника - к ним ещё никто так не относился. В феврале 1842 года в Оратории было двадцать мальчиков, в марте - тридцать, а в марте 1846 года - четыре сотни.

Остро встал вопрос о месте, где было бы удобно собираться такому количеству подростков. По воскресным дням, в выходные все отправлялись за город, если погода была хорошая. Тут устраивали общую трапезу. Дон Боско понимал, что лучше всего на необузданные души его воспитанников влияет музыка, поэтому он организовал оркестр, для которого выпросил у знакомых изношенные струнные инструменты. Осенью 1844 года он был назначен вторым капелланом в "Рифуджио". Он горячо взялся за эту работу. С одобрения архиепископа Францони две комнаты, примыкавшие к Рефуджио, были переоборудованы в часовню, которую посвятили св. Франциску Сальскому. Теперь члены Оратория собирались в Рифуджио, многие ребята из окрестных кварталов просили принять и их. Примерно в это время, около 1845 года, дон Боско завел вечерние классы. Теперь подростки после закрытия фабрик собирались в комнатах, где он и дон Борель давали им основы знаний.

Ораторий добился большого успеха, но ненадолго. Отец Джованни к своему величайшему огорчению вынужден был расстаться с этими комнатами. К нему постоянно придирались из-за пустяков, ему мешали. Иногда казалось, что его затея обречена на провал. Он относился ко всем трудностям так спокойно, что многие считали его душевнобольным, и однажды его даже пытались отправить в сумасшедший дом. На него постоянно жаловались, заявляя, что он дружит с такими ребятами, от которых одни неприятности. Оратория покинул Рифуджио и переехал сперва в помещение при церкви св. Мартина, затем при церкви св. Петра, потом в три комнаты в доме на улице Коттоленго (тут возобновились занятия вечерних классов), затем вообще в открытое поле и, наконец, в неказистый сарай. Тут со временем и выросло здание Оратория, в котором размещалось семьсот воспитанников. Дон Боско снял рядом квартиру, к нему присоединилась его мать. "Мамма Маргарита", как её прозвали ученики, последние десять лет своей жизни отдала уходу за сорванцами первой Салезианской обители. Когда она впервые приехала к сыну в Ораторий, там было довольно неприглядно. Маргарита Боско пожертвовала всё, что имела, рассталась и с домом, и с мебелью, и с украшениями, зато принесла уличным мальчишкам материнскую заботу и любовь. Росло число учащихся вечерней школы, постепенно появилось общежитие, где ночевали те, кто хотел и жить в Оратории. Так появился первый Салезианский Дом, в котором сейчас около тысячи воспитанников.

К этому времени городские власти начали понимать значение работы дона Боско. Он создал фонд для организации политехникума и мастерских, и этот фонд добился больших успехов. Серьёзных препятствий на этот раз не было. В 1868 году дон Боско решил строить церковь, чтобы удовлетворить нужды Вальдокко - той части города, где располагался Ораторий. Он хотел, чтобы здание было построено в виде креста и занимало полторы тысячи квадратных метров. Собрать необходимые средства оказалось далеко не просто, но в конце концов нашлись сподвижники, благодаря которым строительство было завершено. Оно обошлось более чем в миллион франков. Храм освятили 9 июня 1868 года во имя Пресвятой Девы - Помощницы Христиан. В том же году пятьдесят священников и учителей, которые помогали отцу Джованни, образовали общество с особым уставом, который одобрил папа Пий IX - предварительно в 1869 году, окончательно - в 1874.

Значение и развитие Оратория

Любая попытка объяснить популярность Оратория среди тех, кому посвятил свою жизнь дон Боско, невозможна без понимания его духа, который составлял всю его жизнь. С первой своей встречи с нищими детьми он всегда видел под грязью, лохмотья, грубостью - искру, которую можно превратить в костёр толикой доброты и ободрения. Рассказывают, что в детстве ему было видение или сон, указывавшие направление всей его жизни, и тогда он услышал слова: "Не ударами, а добротой и лаской ты должен привлекать этих друзей своих на путь добродетели". Не так важно, был это всего лишь сон или нет, как важно, что именно таким был дух, которым дон Боско наполнял Ораторий. В самом начале, когда число воспитанников было невелико, он удерживал их маленькими подарками и развлечениями, весёлыми прогулками в облюбованные ими красивые уголки туринских окрестностей. Если эти прогулки совершались в воскресенье, дон Боско сперва служил мессу в сельской церкви, кратко объяснял Евангелие, а потом уже был завтрак, игры. Ближе к вечеру все пели вечерние молитвы, отец Джованни проводил урок катехизиса, молились по чёткам. Никто не удивлялся, видя его посреди поля в окружении ребят, стоящих на коленях и готовящихся к исповеди.

Педагогика дона Боска исключала наказание. Соблюдения правил добивались развитием искреннего чувства долга, постоянным устранением малейших поводов к непослушанию. Без похвалы не оставалось ни одно усилие, направленное к добродетели, каким бы банальным оно ни было. Отец Джованни считал, что учитель должен быть отцов, советником и другом. Он первый использовал метод профилактики. О наказании дон Боско говорил: "Сколько можете, столько старайтесь не наказывать ребят … Прежде чем внушать страх, постарайтесь вызвать любовь". В 1887 году он писал: "Я не помню, чтобы я кого-либо наказывал в точном смысле слова, но благодатью Божией я всегда добивался даже от самых безнадёжных по видимости детей не только того, что предписывал долг, но даже того, о чем я просто просил". В одной из своих книг он анализировал причины слабости характера и винил прежде всего воспитателей, которые неверно используют доброту. Родители заставляют ребёнка соревноваться со сверстниками, тот это быстро понимает и использует своё обаяние, так что все его нахваливают. На самом же деле родители всего лишь вырастили страстное, утонченное, начитанное животное. Нужно прежде всего формировать волю и воспитывать характер. Дон Боско старался воспитать во всех своих учениках вкус к музыке, полагая, что она оказывает мощное и облагораживающее влияние на личность. "Наставление, - говорил он, - это всего лишь подвеска, игра; само по себе знание никогда не делает человека человеком, потому что не затрагивает непосредственно сердца. Знание помогает служить добру или злу, но само по себе оно что дышло, которое нужно повернуть". Кроме того, он всегда изучал способности и идеалы своих учеников. Его успех во многом объясняет почти сверхъестественной быстротой и трезвостью, с которой он проникал в сердце ребёнка. В своих наставлениях отец Джованни писал: "Частая исповедь, частое причащение, ежедневная месса, - вот опоры, на которых покоится образование". Дон Боско не уставал выслушивать исповеди, целые дни проводил с ребятами. Он соглашался, что одной доброты и увещеваний недостаточно для воспитания, глубоко верил, что детский интерес растёт из игры, и даже помещал игру среди основных педагогических приёмов. В остальном он полагался на слова св. Филиппа Нери: "Я не буду тебе мешать, что бы ты ни делал, пока ты не грешишь".

Статистика

Когда дон Боско умер в 1888 году, в разных частях света насчитывалось 250 салезианских обителей, в которых находилось 130 тысяч воспитанников и которые ежегодно оканчивали 18 тысяч выпускников. В главном Доме дон Боско собрал наиболее талантливых учеников, обучил их итальянскому, латинскому, французскому языкам, математике, и из этих воспитанников формировал команды учителей, которые отправлялись в новые дома, быстро возникавшие в самых разных местах. К 1888 году Салезианский орден подготовил более шести сотен священников, 1200 из них остались в составе общества. Ребёнок начинает обучение с начальных классов и может, по желанию, завершить образование в семинарии, готовясь к священству. Орден также содержит воскресные школы, вечерные курсы для взрослых рабочих, школы для тех, кто хочет стать священником уже в зрелом возрасте, политехникумы, типографии и издательства для распространения душеполезной литературы. Члены Салезианского ордена также организуют госпитали и приюты, ухаживают за больными, несут служение в тюрьмах, особенно в сельских местностях. Филиалы общества существуют в Италии, Испании, Португалии, Франции, Англии, Бельгии, Швейцарии, Австрии, Палестине и Алжире; в Мексике, в Патагонии. Эквадоре, Бразилии, Парагвае, Аргентине, Боливии, Уругвае, Чили, Перу, Венесуале и Колумбии. В Соединенных Штатах у салезианцев четыре церкви: в Сан-Франциско во имя свв. Петра и Павла и во имя праздника Тела Господня, в Окленде (Калифорния) во имя св. Иосифа и в Нью-Йорке во имя Преображения. Провинциал для Америке, о. Мигель Боргино, живет в Сан-Франциско.

САЛЕЗИАНСКОЕ ОБЩЕСТВО

Салезианское общество, основанное святым Джованни Боско, названо в честь своего небесного покровителя, св. Франциска Сальского. Цель основания общества лучше всего, возможно, выражена в первых словах его устава: "Христианское совершенство его членов достигается духовными и телесными трудами во благо молодёжи, особенно малоимущей, а также подготовкой юношества к священству". Общество созрело, можно сказать, на полях Вальдокко под Турином (теперь это часть города). В первой половине XIX века Италия страдала от разрушительных последствий ложных и атеистических учений, занесённых в страну во время Французской революции. Из-за этого образование, нравственность и религия находились в неслыханном упадке. Салезианское общество было основано для спасения молодёжи. В 1844 году дон Боско начал собирать детей из бедных семей и беспризорников. Он находил места, где играл с ними, учил их катехизису. На свежем воздухе он исповедовал ребят, затем вёл их в одну изтуринских церквей, где служил мессу и причащал детей. Такие собрания стали называть "праздничными ораториями", именно они привлекали ребят больше всех инициатив общества, став одной из самых важных и полезных инициатив. В 1845 году в Вальдокко открылась первая вечерняя школа, которая через год получила официальный статус. Она имела такой успех, что в 1847 году была открыта вторая школа, в Порто Нуово, в 1849-м - третья, в Ванкилье. Дон Боско был выужден на первых порах из-за нехватки сотрудников поручать старшим ученикам, уже имевшим какую-то подготовку, проведение уроков и попечение о младших, но вскоре он оказался перед необходимостью создания постоянного и профессионального педагогического коллектива. К тому же многие из его воспитанников, открыв у себя призвание к священству и приняв сан, продолжали помогать ему в школьных делах. Растущая инициатива столкнулась и со значительной оппозицией, но тогдашний архиепископ Турина Францони покровительствовал дону Боско, как и король Карло-Альберто. Общество стабильно росло. Однако, часто оказывалось невозможным направить воспитанника на истинный путь за то короткое время, которое они проводили на праздничных ораториях и в вечерней школе. Очень многие подростки нуждались не только в работе, но и освоении какого-нибудь ремесла, без чего они не могли на работу устроиться. Так возникло еще одно направление в деятельности общества - профессионально-техническое обучение.

В 1852 году было закончено строительство церкви во имя св. Франциска Сальского, её освятили, и вокруг храма началось строительство просторных школ и ремесленных мастерских. В течение всего это времени педагогическая работа не прерывалась, и постепенно из хаоса эволюции образовалась команда преданных своему делу и эффективных учителей. Примерно тогда же дон Боско осознал необходимость консолидировать и укрепить свою инициативу, образовав религиозную конгрегацию, и в 1857 году он составил первый предварительный устав. На следующий год он посетил Рим, чтобы получить совет и поддержку от своего покровителя папы Пия IX, и в 1859 году он созвал первый съезд конгрегации, основавший Общество Святого Франциска Сальского. В 1863 и 1864 годах были открыты колледжи в Мирабелло, Монферрато и Ланцо. Это был новый шаг вперёд, потому что до тех пор конгрегация почти исключительно работала с бедняками. В 1874 году Пий IX одобрил окончательный вариант устава и конституции общества, после чего салезианцы заняли своё место среди прочих орденов Церкви. Развитие ордена шло быстро; в 1875 году в Ницце открылся первый салезианский дом за пределами Италии. В том же году первая группа салезианских миссионеров отправилась в Южную Америку, были созданы салезинские дома в Аргентине и Буэнос-Айресе. В 1876 г. была создана организация, объединившая людей, которые хотели помогать благотворительной деятельности ордена. Папа Пий IX даровал этим энтузиастам множество индульгенций. Было создано общество "Фильи ди Мариа Озилатрис" - "Сыновья Пресвятой Девы, Заступницы христиан", которое ставило своей целью помощь тем, кто чувствовал призвание к священству. В 1877 году вышел первый номер официального бюллетеня конгрегации "Салезианского бюллетеня"., ставивший целью информировать католический мир о благотворительности общества и обращаться за помощью в добрых начинаниях. В настоящее время этот бюллетень выходит на восьми языках.

В 1877 г. были открыты салезианские колледжи в Специи, Алмагро и Монтевидео. В 1879 г миссионеры были посланы в Патагонию, колледжи возникли в Наварре, Марселе и Сен-Кире (Франция). В 1880 г. появился первый испанский колледж (в Утере), организована миссия в Ведме, столице Рио Негро (Южная Америка). В 1883 г. был открыт первый колледж салезианцев в Нихтерой (Бразилия), появились миссии на Огненной Земле и Фолклендских островах. В 1887 г. был открыт первый колледж в Триесте (Австрия), в том же году салезианцы обосновали в лондонском районе Баттерси и большая группа миссионеров была послана в Эквадор. 31 января 1886 года в возрасте 72 лет к великой скорби салезианцев скончался дон Боско. Его преемник дон Руа продолжил и развил деятельность конгрегации: были открыты новые центры во Франции, Испании, Италии, Бельгии, Португалии и Латинской Америке. В 1889 г. появились салезианские колледжи в Святой Земле и Африке. В 1894-1911 гг. салезианцы обосновались в Мексике, Тунисе, Венесуэле, Патагонии, Лиссабоне, Боливии, Колумбии, Парагвае, Монпелье, Кейптауне, Англии, Чили, Сальвадоре, Перу, Индии и Китае. В США первая миссия была открыта в Сан-Франциско в 1898 году, в настоящее время их в этом городе две, ещё одна действует на другом берегу залива в Окленде. Две миссии в Нью-Йорке открылись соответственно в 1898 и 1902 гг. В 1903 г. открылся колледж в Трое, но в 1908 г. он был переведен в Хоторн (округУэстчестер, штат Нью-Йорк).

Хотя главной целью Салезианского Общества является христианское образование молодёжи, особенно из низших и средних слоев общества, оно не отказывается ни от какой благотворительной деятельности, для которой есть способные сотрудники. В своей главной работе общество использует не старые педагогические системы (репрессивные, основанные на наказаниях), а новую - педагогику профилактики, которая насаждает среди детей не страх и ненависть, а доверие и любовь. Успех этой педагогике очевиден из количества призваний к священству, которое обнаруживается среди воспитанников. Молодые люди одушевляются салезианским духом ещё до своего поступления в конгрегацию. Один год они проводят в новициате, затем приносят обеты на три годы, после чего допускаются к принятию сана. Рост конгрегации очевиден из того факта, что она насчитывает около 320 центров, которые разделены на 34 провинции, из которых 18 - в Европе, 16 - в Америке. Азиатские и африканские центры приписаны к европейским провинциям. Количество центров не сокращалось, за исключением Франции, где большинство колледжей были закрыты во время антирелигиозного министерства Комба. Последние изменения в португальской политике пока не отразились на судьбе конгрегации в этой стране. В 1910 году умер второй генеральный директор общества, его преемником стал дон Альбера. Институт занимается прежде всего образованием и обучением детей, разделенных на два разряда - учащихся и ремесленников. Второе направление в работе - миссионерское, оно реализуется в основном в Южной Америке и Азии. Третье направление - подготовка взрослых к священству, четвёртое - распространение доброкачественной католической литературы. Деятельность ордена финансируется благодаря щедрости салезианских "кооператоров", которые своего рода терциариями-салезианцами и которым ежемесячно рассылается "Салезианский бюллетень", чтобы информировать их об успехе деятельности в отдалённых регионах планеты и побудить их к ещё большей щедрости.

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова