Ко входуБиблиотека Якова КротоваПомощь
 

Виктор Канке

ОСНОВНЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ И КОНЦЕПЦИИ НАУКИ. ИТОГИ ХХ СТОЛЕТИЯ

Канке В.А. Основные философские направления и концепции науки. Итоги XX столетия. М.: Логос, 2000. 320 с.

1. Очерк истории школ и мыслителей. - 2. Очерк методологий .

ОГЛАВЛЕНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ...... 4

ЧАСТЬ 1.................................. 5

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФИЛОСОФИИ XX ВЕКА................................ 5

1.1 ФЕНОМЕНОЛОГИЯ............................................................ 6

Эдмунд Гуссерль – основатель феноменологии............... 6

Коперникианский поворот Гуссерля.................................... 6

Феноменологический метод Гуссерля................................. 8

Гуссерль о кризисе европейских наук............................... 13

Литература........... 14

1.2. ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ ОНТОЛОГИЯ...................... 14

Мартин Хайдеггер: величие и превратности судьбы...... 14

Содержание философствования по Хайдеггеру.............. 15

Метод Хайдеггера................................................................... 24

Литература........... 25

1.3 ГЕРМЕНЕВТИКА................................................................ 25

К истории вопроса.................................................................. 25

Философский проект Гадамера........................................... 27

Основные черты герменевтики Гадамера.......................... 28

Гадамеровская критика и критика Гадамера.................... 32

Литература........... 34

1.4 ФРАНКФУРТСКАЯ ШКОЛА:........................................ 34

ОТ КРИТИКИ РАЗУМА К ЯЗЫКОВОЙ КОММУНИКАЦИИ......................................................... 34

От критической к эстетической теории.............................. 34

Юрген Хабермас: философия коммуникативного дискурса............................................................. 36

Ю. Хабермас: практика дискурса........................................ 39

К.-О.Апель: трансцендентальная прагматика................... 40

Литература........... 43

1.5 ПОСТСТРУКТУРАЛИЗМ И ПОСТМОДЕРНИЗМ... 44

Структурализм: основные идеи........................................... 44

Мишель Фуко: философия дискурсивных практик......... 46

Жак Деррида: деконструкция и не-определенность....... 49

Жан Лиотар: конституирование постмодернизма........... 53

Что такое философский постмодернизм?.......................... 56

Литература........... 57

1.6 АНАЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ............................. 58

Г. Фреге и Б. Рассел: основатели движения...................... 58

Людвиг Витгенштейн: от языка как логики к практике как языку..................................................... 61

Джон Остин и Джон Сёрл: теория речевых актов........... 65

Ричард Хэар: универсальный прескриптивизм................ 66

О соотносительности языков................................................ 67

Логико-лингвистический метод........................................... 69

Литература........... 70

ЗАКЛЮЧЕНИЕ... 71

Что делать с парадигмами философии?............................. 71

ЧАСТЬ 2................................ 72

ФИЛОСОФИЯ НАУКИ............ 72

2.1 МНОГООБРАЗИЕ ФИЛОСОФСКИХ КОНЦЕПЦИЙ НАУКИ................................................. 73

Наука и не-наука. Критерии научности............................. 73

Аналитическая философия науки........................................ 76

Феноменологическая философия науки............................ 79

Философия науки М. Хайдеггера........................................ 82

Герменевтическая философия науки.................................. 84

Критическая философия науки франкфуртцев................. 85

Постмодернистская философия науки............................... 87

Философия науки как коммуникация моделей и интерпретаций...................................................... 89

Литература........... 91

2.2 МЕТОДЫ НАУКИ............................................................... 91

К вопросу о специфике науки.............................................. 91

Индуктивный метод, контекст научных открытий........... 97

Гипотетико-дедуктивный метод в естествознании........ 103

Аксиоматический и конструктивистский методы в логике и математике..................................... 107

Прагматический метод в технических и гуманитарных науках...................................................... 111

Литература........ 117

2.3 ЭКСПЕРИМЕНТ И ДИНАМИКА НАУЧНОГО ЗНАНИЯ......................................................... 118

Экспериментальное знание: качественные и количественные понятия........................................ 118

Связь эксперимента с теорией: конвенционализм, тезис Дюгема-Куайна................................... 121

Принципы наблюдаемости, относительности к средствам наблюдения, дополнительности. Операционализм Бриджмена................................................... 122

Измерение в гипотетико-дедуктивных и прагматических науках.................................................. 125

Концепция сменяемости теорий К. Поппера.................. 128

Методология научно-исследовательских программ И. Лакатоса.................................................. 130

Концепция научных парадигм и революций Т. Куна... 131

Принцип соответствия теорий и их несоизмеримость. 132

Литература........ 134

2.4 НАУКА И ЭТИКА.............................................................. 134

Этика как прагматическая наука....................................... 134

Ученые об этике (анализ воззрений А. Пуанкаре и А. Эйнштейна)............................................... 137

Этика ответственности......................................................... 139

Этическое измерение науки............................................... 142

Литература........ 145

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 146

Философия и наука в зеркале друг друга........................ 146

 

Посвящаю моей жене Людмиле

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

 

Уходит в прошлое XX век. И по мере увеличения исторической дистанции, отделяющей нас от событий этого бурного столетия, становится все более зримой его величественная духовная панорама. Появляется возможность и, как считает автор этой книги, возникает потребность подвести философские итоги уходящего века, запечатлеть и, главное, осмыслить образ, суть и параметры характерных для него типов философствования.

В XX веке произошли кардинальные изменения в самих основаниях философской мысли. Под воздействием духовных коллизий эпохи новейшая философия сумела преодолеть унаследованные ею натуралистические, метафизические и субъективистские предпосылки и установки. Это раскрепостило философскую мысль и дало творческий импульс развитию ее новых, вышедших за пределы классической философии направлений: феноменологии, герменевтики, экзистенциализма, аналитической философии, постструктурализма и других.

Столь разительное многообразие философских течений и идей, их взаимодополняющее сосуществование – это, безусловно, новое явление, характерное именно для культуры XX века. Столь же примечательно, что как раз в уходящем веке философия в лице представителей ее новейших направлений недвусмысленно отказалась от претензий на роль универсального учения и, следовательно, теперь уже вполне определенно размежевалась с религией и идеологией как догматическими и не терпящими критики формами духовной жизни.

Еще одна отличительная черта философского развития в XX веке – дальнейшая специализация философской мысли. Именно в этом столетии окончательно завершилось становление профессиональной философии как относительно замкнутого социокультурного института – сообщества мыслителей со своими специфическими отношениями с другими интеллектуальными и иными общественными кругами, своим особым языком, проблематикой и способами общения.

Не замедлила обнаружиться и оборотная сторона относительной самоизоляции представителей философской мысли. Мало того что философские труды, дискуссии и исследования стали непонятны для непосвященных – появилась тенденция к фрагментации философии и философствования. Поэтому и освоение философского наследия уходящего столетия требует дополнительных усилий по его расшифровке и реинтерпретации – если угодно, оно предполагает использование метафилософской рефлексии, способной охватить все проблемное поле новейшей философии и создать предпосылки для продуктивной коммуникации ее различных течений.

На интеллектуальную жизнь в XX веке совершенно исключительное воздействие (не имеющее, пожалуй, прецедентов в духовной истории человечества) оказало осознание углубляющегося кризиса цивилизации. Наряду с умонастроениями, проникнутыми стремлением к пониманию причин и преодолению последствий этого действительно грозного и трагического кризиса, в интеллектуальной среде укоренились декадентско-нигилистические идеи и взгляды, черпающие вдохновение из нисходящих, разрушительных процессов социокультурной жизни и даже возвышающие и смакующие их. В своих крайних, предельных формах, демонстрируемых отдельными представителями постмодернизма, нигилистическая критика высших ценностей цивилизации и культуры оказалась возведена в ранг своего рода "философии антифилософии".

Разумеется, здесь опасна не критика философии, а сам изощренный нигилизм как таковой. Ведь его суть, если использовать скорее компьютерные, чем биологические термины, состоит в производстве контркультурных вирусов, взламывающих защитные замки оберегающих культуру ценностей и норм.

Как раз поэтому одной из первейших задач подведения философских итогов XX века является преодоление постмодернистского безвременья, выработка своего рода духовных антител, способных справиться с вирусами нигилизма. Думается, что эта задача может быть разрешена на основе наращивания смыслообразующих аспектов философии и, если угодно, обмирщения философствования, его возвращения в практический пласт индивидуального и общественного сознания.

Сказанное в какой-то мере объясняет замысел настоящей книги. В ней предпринята попытка осветить важнейшее содержание ведущих направлений развития философии в XX веке. В ходе изложения автор стремился сохранять объективную позицию и не столько комментировать чьи-либо идеи, сколько освещать их максимально простым и доступным образом. Что же касается собственных обобщений автора, то они носят преимущественно компаративный характер.

Обозрение ключевых направлений развития философской мысли естественным образом подводит к проблематике философии науки. Здесь следует иметь в виду, что стремительное развитие научного знания – это главное и наименее замутненное достижение XX столетия. К тому же наука уходящего столетия является одним из проявлений творческого начала цивилизации Запада, с которым неразрывно связаны и рассматриваемые в книге направления развития философской мысли. Можно сказать поэтому, что как философия – это "свое иное" науки, так и наука – это выдающийся результат, своего рода откровение и в то же время до конца неразгаданная тайна западной философской традиции.

Книга адресована двум категориям читателей. Первая – интеллектуальные круги от самих профессиональных философов, преподавателей гуманитарных дисциплин до ученых и специалистов, в той или иной мере интересующихся философской тематикой, а также методологией науки. Другой читательский адрес (впрочем, очень близкий к первому) – это студенты философских и социально-гуманитарных специальностей, а также аспиранты и магистранты. В расчете на них книга написана не столько как монография, сколько как учебное пособие, хотя грань между этими жанрами и весьма условна.

Заключая предисловие, автор считает возможным акцентировать внимание на растущей обеспокоенности интеллектуальных кругов России и, разумеется, других культурных регионов мира философской состоятельностью человечества на пороге XXI века и преемственностью развития философии в наступающую эпоху. Можно, видимо, согласиться с мнением ряда видных мыслителей, что сегодня наша цивилизация находится на перепутье, в зоне исторических бифуркаций. Речь идет, в частности, о том, что на базе достижений информационного общества оказались возможными как возврат к примитивным дорефлексивным механизмам развития культуры, опирающимся на новейшие технологии манипулирования мышлением и поведением людей, так и настоящий прорыв в расширении сознания личности и становлении ноосферы, имеющий в числе своих необходимых оснований усиление продуктивной роли философии. Автор надеется, что публикация этой книги хотя бы в какой-то мере будет способствовать восходящему и преемственному развитию философской культуры в будущем и, разумеется, более разностороннему и глубокому освоению мирового опыта философствования отечественной аудиторией.

Автор будет благодарен за замечания и предложения по содержанию и оформлению книги, которые просит направлять в издательство.

Обнинск – Москва

20 января 2000 года

 
 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова



Hyundai ульяновск

Дайджест СМИ. Модельный ряд, фотографии автомобилей мира.

hyundai-alfa-mobil.ru

Шторы в воронеже

Современные, модные, стильные шторы на любой вкус и цвет

шторы-фото.рф

Купить дом Лиски

Продажа домов возле реки от застройщика. Остался всего один дом! Звоните

liski-grad.ru