ПОСЛАНИЕ К НАЧАЛУ РОЖДЕСТВЕНСКОГО ПОСТА 2004 ГОДА
от их недостойнейших священнослужителей
Дорогие наши сёстры и братья,
просим Ваших святых молитв о нас, недостойных Ваших служителях, и поздравляем
с началом 28 ноября Рождественского поста. Напоминаем, что главное в посте, особенно
строгом, каким является и Рождественский пост, не особая еда, а усиленная молитва,
старание чаще обращаться к чтению Писания, помогать нуждающимся. Предписания монастырского
устава относительно еды, которые во многих книгах выдаются за обязательные и для
мирян, следует исполнять посильно, учитывая свои болезни, а в случае сомнений
спросите мнения любого из нас.
Помните, что праздник Рождества Господа Иисуса Христа Церковь специально приурочила
к древнему языческому празднику, чтобы христиане, разделяя с неверующими радость
земную, делились радостью веры. В наши дни в России ради единодушия с православными
других общин мы отмечаем Рождество 7 января. Но ради сохранения первоначального
установления Церкви благословляем тех, кто пожелает, во время новогоднего праздника
ослабить или даже вовсе отменить пост, не ради чревоугодия и пьянства, но для
того, чтобы показать неверующим, что радостна жить в мире Бога Живого.
Тех же из вас, кто пожелает, благословляем и 25 декабря присоединиться к молитвам
тех наших собратьев, которые в России и за её пределами празднуют Рождество по
григорианскому календарному стилю, во свидетельство единства всех верующих в Боговоплощение
Господа.
Просим вас этим Рождественским постом посвятить посильное время и силы размышлениям
о том, почему Господь пришёл в мир не как человек без роду и племени, а позаботился
создать целый народ для принятия и хранения Своего Откровения, и родился от Пресвятой
Богородицы и Приснодевы Марии, иудейки и еврейки.
В наши дни, как и в дни древние, многие христиане примешивают к своей вере
неприязнь, а иногда и ненависть к еврейскому народу. Эта малая примесь делает
и самую искреннюю веру тщетной и обращает её на погибель человеконенавистникам.
Христианин, который возлагает на евреев вину за распятие Спасителя, не только
не понимает евангельской истории, но обнаруживает невидение и непонимание общечеловеческой
греховности и гордыни, своего собственного соучастия в страданиях Спасителя. Грешат
расизмом и ложью все те, кто полагает евреев особенно виноватыми в каких-либо
страданиях русского народа и других народов, кто поддерживает измышления о еврейском
заговоре.
Призываем всех вас найти Рождественским постом время, чтобы вместе с покаянием
в своих личных грехах попросить Духа Божия научить покаянию в тех многочисленных
преступлениях против евреев, которые совершили как наши предки и соотечественники,
так и люди других народов. Особенно же нужно каяться, что христианство было использовано
для ненависти и лжи, и отсюда восходить к покаянию за себя, ибо и мы иногда поступаем
так же по отношению к другим людям.
Обратим к себе сказанное апостолом Павлом о тех евреях, которые не уверовали:
«Они отломились неверием, а ты держишься верою: не гордись, но бойся. … И те,
если не пребудут в неверии, привьются, потому что Бог силен опять привить их»
(Рим. 11, 20, 23). Прославим Бога, ибо Промысел Его не был посрамлён, и евреи
приняли Спасителя первыми. Поблагодарим Бога, что и нас через принятие веры Христовой
поставил наравне с евреями. Попросим у Бога святости, чтобы быть верными, а не
неверными.
Найдем этим Рождественским постом время для того, чтобы обратиться к Откровению
Божию, явленному через евреев и запечатлённому на еврейском языке, чтобы перечитать
особенно повествования о творении мира, о праотцах и об Исходе. Попросим у Бога,
чтобы наше отношение к Библии не было идолопоклонническим. Не будем ставить превыше
всего своё мнение, буквалистские или законнические извращения Священного Писания.
Да позаботится Давший Откровение в Библии, чтобы мы не использовали Слово Божие
для неразумных и агрессивных нападок на то, что Бог дал человеческому разуму открыть
через научные исследования. Пусть чтение Библии поможет нам лучше понять мир,
нас окружающий, а любовь к людям, живущим в этом мире, пусть поможет нам лучше
понять Писание. Будем знакомиться с многовековым опытом понимания Библии, запечатлённым
в писаниях Святых Отцов. Особенно советуем вам найти этим постом возможность прочесть
какую-либо из посвящённых Ветхому Завету книг прославленного нашего святого, отца
Александра Меня, а Завет Новый, надеемся и знаем, вы и сами будете читать и слушать
часто.
Да благословит всех нас Господь и расширит сердца наши для любви ко всем и
ко всему, ибо всё из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь.
Виталий, митрополит Коломенский и Русский
Сергий, епископ Царскосельский
Протоиерей Глеб Якунин, секретарь Синода
Иерей Сергий Савиных, управляющий Западно-Европейской епархией
Иерей Яков Кротов, заведующий
отделом межцерковных отношений
Москва, 26 ноября 2004 года
|