Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

Сергей Эйзенштейн

Сергей Михайлович Эйзенштейн - (10 (22) января 1898, Рига — 11 февраля 1948, Москва) — режиссёр, сценарист, теоретик кино и педагог.

 

Родился 10 (22) января 1898 года в семье инженера и архитектора, с 1917 года действительного статского советника, немца по происхождению, Михаила Осиповича Эйзенштейна (1867—1921) и Юлии Ивановны (урождённой Конецкой). Эйзенштейн с детства изучал три иностранных языка. В 1912 году родители разводятся, и мальчик остаётся с отцом. Окончил Рижское реальное училище, учился в Петроградском институте гражданских инженеров. Весной 1918 года Эйзенштейн вступает добровольцем в Красную армию.

В 1920 году Эйзенштейна направляют в Академию Генерального штаба, где он учится на восточном отделении (японский язык). Эйзенштейн поступает художником в Первый рабочий театр Пролеткульта. В 1921—1922 годах обучался в Государственных высших режиссёрских мастерских (ГВЫРМ) под руководством Всеволода Мейерхольда. Был режиссёром театра Пролеткульта («Мексиканец», «Слышишь, Москва», «Противогазы», «Мудрец»), преподавал различные дисциплины. Эйзенштейн тесно сотрудничает с группой Владимира Маяковского, в его журнале «ЛЕФ» в 1923 году публикует свой творческий манифест «Монтаж аттракционов».

В 1924 году Эйзенштейн снимает полнометражный фильм «Стачка», который получает в 1925 году на Международной выставке современных декоративных и промышленных искусств в Париже серебряную медаль. Марка России 2000 года. Сергей Эйзенштейн. Фильм Броненосец «Потёмкин»

Комиссия Президиума ЦИК СССР поручает Эйзенштейну постановку эпопеи «1905 год». В связи со сжатыми сроками Эйзенштейн сокращает замысел до эпизода восстания моряков на броненосце «Князь Потёмкин Таврический». Картину показали 24 декабря 1925 года в Большом театре на торжественном заседании в честь 20-летия революции 1905 года. В 1952 году в списке десяти лучших фильмов всех времён и народов, составленном 58 кинорежиссёрами Европы и Америки по предложению Бельгийской Синематеки, «Броненосец „Потёмкин“» занял первое место.

В 1927 году Эйзенштейн снял фильм «Октябрь», в котором впервые в художественном кино показан образ Ленина (в исполнении рабочего Никандрова).

В 1929 году Эйзенштейн отправляется в командировку за рубеж с целью изучения западного опыта. Эйзенштейн выступал по берлинскому радио, читал лекции в Гамбурге, Берлине, Лондоне и Кембриджском университете, Антверпене, Амстердаме, сделал доклад «Интеллектуальное кино» в Брюссельском университете.

В 1930 году он заключает контракт с кинокомпанией Paramount Pictures на экранизацию романа Теодора Драйзера «Американская трагедия». Вместе с Айвором Монтегю и Григорием Александровым при содействии Драйзера начинает работу над сценарием. Через месяц Paramaunt отказывается от его сценария.

С помощью писателя Эптона Синклера Эйзенштейн приступает к съёмкам фильма «Да здравствует Мексика!». Однако после того, как было отснято 75 тысяч метров, Сталин направил ему телеграмму с предложением вернуться в СССР.

После возвращения в 1932 году Эйзенштейн занялся научной и педагогической деятельностью, стал заведующим кафедрой режиссуры Государственного института кинематографии, в 1935 году получил звание заслуженного деятеля искусств РСФСР. Эйзенштейн пишет статьи, составляет проект программы по теории и практике режиссуры, на основе прочитанных лекций начинает собирать книгу «Режиссура».

Весной 1935 года Эйзенштейн начал работать над сценарием Александра Ржешевского «Бежин луг» о Павлике Морозове. Однако в 1937 году по идеологическим соображениям приказом по Главному управлению кинематографии работа была прекращена. В качестве репрессивной меры режиссёр был отлучён от преподавательской деятельности (восстановлен после съёмок фильма «Александр Невский»)

В 1938 году Эйзенштейн написал сценарий историко-патриотического фильма «Александр Невский». За фильм Эйзенштейн получил орден Ленина, учёную степень доктора искусствоведения (без защиты диссертации) и Сталинскую премию.

С 1941 по 1946 год режиссёр снимал фильм «Иван Грозный». Съёмки начались в Москве, затем, после эвакуации студии «Мосфильм» в 1942 году, были продолжены в Алма-Ате. Главную роль сыграл Николай Черкасов. Картина вышла на экраны в начале 1945 года. За первую серию он получил Сталинскую премию, вторая серия была запрещена и вышла в 1958 году; съемки третьей прекращены. В годы войны участвовал в деятельности Еврейского антифашистского комитета (интересно, что сам он, вопреки распространённому мнению, не был евреем), принял участие в съёмках пропагандистского короткометражного фильма на английском языке «To the Jews of the World» (К евреям мира) и в радиопрограмме «To Brother Jews of All the World» (К братьям евреям всего мира, июль 1941), в которых призывал англоязычных евреев к единству в борьбе с фашизмом.[1][2][3]

Профессор ВГИКа, автор фундаментальных работ по теории кино.

Сергей Эйзенштейн умер от сердечного приступа в ночь с 10 на 11 февраля 1948 года, когда он работал над статьей «Цветовое кино». Предпоследний инфаркт случился с ним во время танца на вечере с актрисой Верой Марецкой.

Жена С. М. Эйзенштейна — журналистка Пера Моисеевна Фогельман (литературный псевдоним Пера Аташева, 1900—1965).

 

Режиссёрские работы

1923 — Дневник Глумова

1924 — Стачка («Чертово гнездо», «История стачки»)

1925 — Броненосец «Потёмкин» («1905 год»)

1927 — Октябрь (название замысла: «Десять дней, которые потрясли мир»)

1929 — Старое и новое («Генеральная линия»)

1930 — Сентиментальный романс / Le Romance sentimentale

1931 — документальный фильм о Мексике «Землетрясение в Оахаке»

1931 — незаконченный фильм «Да здравствует Мексика!» (в 1979 году доработан Г.Александровым)

1935—37 — Бежин луг (уничтоженная картина, восстановлена в качестве фотофильма Н. И. Клейманом и С. И. Юткевичем)

1938 — Александр Невский

1944 — Иван Грозный (1-я серия)

1945 — Иван Грозный (2-я серия, сказ второй — «Боярский заговор»)

1946 — Иван Грозный (неоконченный, 3-я серия)

 

 

Сценарные работы

1924 — Стачка («Чертово гнездо», «История стачки»)

1927 — Октябрь («Десять дней, которые потрясли мир»)

1929 — Старое и новое («Генеральная линия»)

1935—1937 — Бежин луг

1938 — Александр Невский

1944 — Иван Грозный (1-я серия)

1945 — Иван Грозный (2-я серия, сказ второй — «Боярский заговор»)

1946 — Иван Грозный (неоконченный, 3-я серия)

 

 

Примечания

^ The Literary Encyclopedia «Sergei Eisenstein»

^ Ronald Bergen «Sergei Eisenstein: A Life in Conflict»

^ Текст группового обращения «Братья евреи всего мира!» в газете «Правда» от 25 августа 1941 г. за подписью С. М. Эйзенштейна

 

 

Сочинения

 

Эйзенштейн С. Монтаж аттракционов: К постановке «На всякого мудреца довольно простоты» А. Н. Островского в московском Пролеткульте // Леф. 1923. № 3. С.70 — 75.

Эйзенштейн С. Два черепа Александра Македонского // Новый зритель. 1926. № 35. С.10.

Эйзенштейн С., Пудовкин Вс., Александров Г. Будущее звукового фильма: Заявка // Жизнь искусства. 1928. № 32. То же: Советский экран. 1928.

Эйзенштейн С. Нежданный стык // Жизнь искусства. 1926. № 34.

[Эйзенштейн С. М.] Иван Грозный [: Киносценарий]. М.: Госкиноиздат, 1944. — 192 с.

[Эйзенштейн С. М.] Как я стал режиссером. Рига: Госкиноиздат, 1946. — 340 с.:фотоилл.

Эйзенштейн С. М. Избранные статьи. М.: Искусство, 1956. — 456 с.

Эйзенштейн С. М. Динамический квадрат: Предложения в пользу новых пропорций экрана, выдвинутые в связи с вопросом о практической реализации «широкого» фильма // Вопросы киноискусства. М.: АН СССР, 1960. Выпуск 4. — 424 с.

Эйзенштейн \ Eisenstein. Рисунки / Dessins / Drawings. М.: Искусство, 1961. — 226 с.

Эйзенштейн С. М. Избранные произведения. В 6-и томах. М.: Искусство, 1964—1971.

Т.1: Автобиографические записки разных лет, замыслы. Краткая летопись жизни и деятельности, фильмография, библиография. М., 1964. — 696 с.

Т.2: Работы 1923—1940 гг.: цикл работ о монтаже, программа преподавания режиссуры во Всесоюзном государственном институте кинематографии, выступление на творческом совещании 1935 года; статьи и заметки разных лет; «Заявка Эйзенштейна, Пудовкина, Александрова» (Будущее звуковой фильмы»), перевод доклада на английском языке, «Монтаж 1938» и др. исследования. М., 1964. — 566 с.

Т.3: Теоретические исследования 1945—1948 гг. М., 1964. — 672 с.

Т.4: «Искусство мизансцены». М.: 1966. — 790 с.

Т.5: История и теория кино: «Проблема советского исторического фильма», «Диккенс, Гриффит и мы»; Критика и публицистика. М., 1968. — 600 с.

Т.6: Киносценарии. М., 1971. — 560 с.

Эйзенштейн С. Немчинов пост [: воспоминания о К.Малевиче] / Публ. И.Вакар // Новые рубежи: Одинцово, Московской обл. 1988. 28 января. №№ 12-13 (11051-11052)

Эйзенштейн С. Чет — Нечет / Публ. Н.Клеймана // Восток — Запад. Исследования. Переводы. Публикации. М.: Наука, 1988. Вып.3. С.234—278.

То же в сб.: Великий и загадочный И-цзин [: антология]. Челябинск: Аркаим, 2004. С.401—412 (Серия «Антология тысячелетий») — ISBN 5-8029-0509-3

Эйзенштейн С., Александров Г. Базар похоти: Сценарий на 9 частей Тараса Немчинова [: трагикомедия о прифронтовом доме терпимости в эпоху первой мировой войны, 1925] // НЛО. 1993 № 4. C.5 — 19.

Эйзенштейн С. Монтаж: Монтаж аттракционов; За кадром; Четвёртое измерените в кино; Монтаж 1938; Вертикальный монтаж; Вкладыш [: учебное издание] / Предисловие Р.Юренева. М.: ВГИК, 1998. — 193 с. — ISBN 5-87149-038-7

Эйзенштейн С. Мемуары / Составление, предисловие, комментарии Н. И. Клеймана. М.: Труд; Музей кино, 1997. Том 1. Wie sag' ich’s meinem Kinde? — 432 с. («Живая классика») — ISBN 5-88244-009-2

Эйзенштейн С. Мемуары. М.: Труд; Музей кино, 1997. Т.2: Автобиография; Обезьянья логика; Истинные пути изобретания; Профили. — 544 с. («Живая классика») — ISBN 5-88244-010-6

Эйзенштейн С. Монтаж. М.: Эйзенштейн-центр; Музей кино, 2000. — 592 с. — ISBN 0235-8212

Эйзенштейн С. Метод. Том 1: Grundproblem. М.: Эйзенштейн-центр; Музей кино, 2002. — 495 с. — ISBN 0235-8212

Эйзенштейн С. Метод. Том 2: Тайны мастеров. М.: Эйзенштейн-центр; Музей кино, 2002. — 688 с. — ISBN 5-901631-02-1

Эйзенштейн С. Неравнодушная природа. Том 1: Чувство кино. М.: Эйзенштейн-центр, Музей кино, 2004. — 687 с — ISBN 5-901631-09-9

Эйзенштейн С. Неравнодушная природа. Том 2: О строении вещей / Сост. Н.Клеймана. М.: Эйзенштейн-центр; Музей кино, 2006. — 624 с — ISBN 5-901631-12-9

Эйзенштейн С. Психологические вопросы искусства [сб. статей] / Сост., ред., вступит. ст. Е.Басина. М.: Смысл, 2002. — 336 с — ISBN 5-89357-114-2

 

 

Литература

Аксёнов И. А. Сергей Эйзенштейн. Портрет художника / Общ. ред., послеслов. и коммент. Н. И. Клеймана. М.: Киноцентр, 1991. — 128 c. — рецензия

Барт Р. Третий смысл: Исследовательские заметки о нескольких фотограммахС. М. Эйзенштейна // Строение фильма [: сб статей] / Сост. К.Разлогова. М.: Радуга, 1984.

Барт Р. Дидро, Брехт, Эйзенштейн // Как всегда — об авангарде [: Антол. фр. театр. авангарда] / Вступ. ст., сост., пер. и коммент. С.Исаева. М.: ГИТИС, 1992. — ISBN 5-85717-009-5

Иванов Вяч. Вс. Эйзенштейн и культуры Японии и Китая // Восток — Запад. Исследования. Переводы. Публикации. М.: Наука, 1988. Вып.3. С.279-290.

Иванов Вяч. Вс. Неизвестный Эйзенштейн — художник и проблемы авангарда. Озорные рисунки Эйзенштейна и «главная проблема» его искусства // Иванов Вяч. Вс. Избранные труды по семиотике и истории культуры. М.: Языки русской культуры, 1998. Т.1. Знаковые системы. Кино. Поэтика. С. 141—378. — ISBN 5-7859-0073-4 — рецензия Е.Петровской

Забродин В. Эйзенштейн: попытка театра: Статьи и публикации. М.: Эйзенштейн-центр, 2005. — 344 с — ISBN 5-901631-15-3

Забродин В. Эйзенштейн о Мейерхольде: 1919—1948. М.: Новое издательство, 2005. — 352 с — ISBN 5-98379-022-6 — рецензия А.Гусева

Фрейлих С. И. Теория кино: От Эйзенштейна до Тарковского. М.: Академический проект; Фонд «Мир», 2008. — 512 с. («Gaudeamus») — ISBN 978-5-902358-03-9, ISBN 978-5-8291-0962-2, ISBN 5-8291-0780-5, ISBN 5-902357-58-6

 

 

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова