Перед началом вечерни священнослужители совершают на солее входные молитвы (по обычаю), а затем по входе в алтарь облачаются.
Входные молитвы священнослужители читают после великих поклонов на девятом часе и во время пения: Во Царствии Твоем... В составе их те же молитвы, что и на полной литургии, за исключением молитвы: Господи, низпосли руку Твою... в которой испрашивается у Господа помощь на совершение Бес кровной Жертвы, что бывает на полной литургии.
После входных молитв священнослужители входят в алтарь, трижды по пленяются пред престолом, целуют престол, Крест на нем и Евангелие, затем облачаются у священные одежды. Облачение совершается до отпуста изобразительных.
Священник при облачении в каждую священную одежду творит над нею крест, целует и также тихо произносит: Господу помолимся. Таким образом священнослужители при облачении не говорят молитв, положенных при этом на полной литургии.
Облачившись, священник трижды поклоняется пред престолом с словами: Боже, очисти мя, грешнаго. Священник целует Евангелие, диакон - престол и Крест на престоле.
Священник взяв Евангелие, изображает им знак креста над антиминсом, возглашая:
Благословенно Царство Отца, и Сына, и Святого Духа, и ныне и присно, и во веки веков.
По возглашении он полагает Евангелие на антиминсе.
Аминь.
Чтец: Приидите, поклонимся... (трижды)
Чтец: Благослови, душа моя, Господа! Господи, Боже мой! Ты дивно велик, Ты облечен славою и величием; Ты одеваешься светом, как ризою, простираешь небеса, как шатер; устрояешь над водами горние чертоги Твои, делаешь облака Твоею колесницею, шествуешь на крыльях ветра. Ты творишь ангелами Твоими духов, служителями Твоими - огонь пылающий. Ты поставил землю на твердых основах: не поколеблется она во веки и веки. Бездною, как одеянием, покрыл Ты ее, на горах стоят воды. От прещения Твоего бегут они, от гласа грома Твоего быстро уходят; восходят на горы, нисходят в долины, на место, которое Ты назначил для них. Ты положил предел, которого не перейдут, и не возвратятся покрыть землю. Ты послал источники в долины: между горами текут, поят всех полевых зверей; дикие ослы утоляют жажду свою. При них обитают птицы небесные, из среды ветвей издают голос. Ты напояешь горы с высот Твоих, плодами дел Твоих насыщается земля. Ты произращаешь траву для скота, и зелень на пользу человека, чтобы произвести из земли пищу, и вино, которое веселит сердце человека, и елей, от которого блистает лице его, и хлеб, который укрепляет сердце человека. Насыщаются древа Господа, кедры Ливанские, которые Он насадил; на них гнездятся птицы: ели - жилище аисту, высокие горы - сернам; каменные утесы - убежище зайцам. Он сотворил луну для [указания] времен, солнце знает свой запад. Ты простираешь тьму и бывает ночь: во время нее бродят все лесные звери; львы рыкают о добыче и просят у Бога пищу себе. Восходит солнце, [и] они собираются и ложатся в свои логовища; выходит человек на дело свое и на работу свою до вечера. Как многочисленны дела Твои, Господи! Все соделал Ты премудро; земля полна произведений Твоих. Это - море великое и пространное: там пресмыкающиеся, которым нет числа, животные малые с большими; там плавают корабли, там этот левиафан, которого Ты сотворил играть в нем. Все они от Тебя ожидают, чтобы Ты дал им пищу их в свое время. Даешь им - принимают, отверзаешь руку Твою - насыщаются благом; скроешь лице Твое - мятутся, отнимешь дух их - умирают и в персть свою возвращаются; пошлешь дух Твой - созидаются, и Ты обновляешь лице земли. Да будет Господу слава во веки; да веселится Господь о делах Своих! Призирает на землю, и она трясется; прикасается к горам, и дымятся. Буду петь Господу во [всю] жизнь мою, буду петь Богу моему, доколе есмь. Да будет благоприятна Ему песнь моя; буду веселиться о Господе. Да исчезнут грешники с земли, и беззаконных да не будет более. Благослови, душа моя, Господа! Солнце познало закат свой. / Ты простер тьму, и настала ночь. / Как величественны дела Твои, Господи, / всё премудростью Ты сотворил. Слава, и ныне: Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже. (3)
Священник исходит северными дверьми на солею и пред царскими вратами тайно читает светильничные молитвы, прося Бога, чтобы Он просветил очи сердец молящихся к познанию истин веры и облек их во оружие света. При этом первые три светильничные молитвы он читает в дальнейшем при малых ектениях по порядку и, по прочтении каждой молитвы, в заключение (после ектений) произносит возглас. Здесь же он прочитывает тайно 4-ю, 5-ю, 6-ю к 7-ю молитвы:
Молитва 4
Неумолкающими песнями и непрестанными славословиями святыми Силами Воспеваемый, наполни и наши уста хвалою Тебе, дабы возвеличить имя святое Твоё. И дай нам долю и жребий со всеми, истинно боящимися Тебя и хранящими заповеди Твои, по молитвам святой Богородицы и всех святых Твоих.
Ибо Ты - Бог наш, Бог милующий и спасающий, и Тебе славу воссылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и всегда, и во веки веков.
Народ: Аминь.
Молитва 5
Господи, Господи, в пречистой Твоей руке всё держащий, долготерпящий всех нас и сожалеющий о бедствиях наших! Вспомни щедрость Твою и милость Твою, посети нас Твоею благостью и дай нам, по милости Твоей, и в остальное время нынешнего дня избежать различных ухищрений лукавого, и жизнь нашу в безопасности от козней сохрани благодатью всесвятого Твоего Духа.
По милости и человеколюбию единородного Твоего Сына, с Которым благословен Ты, со всесвятым и благим и животворящим Твоим Духом, ныне и всегда, и во веки веков.
Народ: Аминь.
Молитва 6
Боже великий и дивный, неизъяснимой благостью и богатым промыслом устрояющий всё! И блага этого мира нам даровавший, и обручивший нас обещанному Царству уже данными нам по милости благами! Ты дал нам в прошедшую часть дня сего от всякого уклониться зла, даруй же нам и оставшуюся часть непорочно провести пред святой Славою Твоею, воспевая Тебя, одного благого и человеколюбивого Бога нашего.
Ибо Ты - Бог наш, и Тебе славу воссылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и всегда, и во веки веков.
Народ: Аминь.
Молитва 7
Боже, великий и вышний, один имеющий бессмертие, живущий во свете неприступном, всё творение создавший премудро, отделивший свет от тьмы и солнце поставивший для управления днём, луну же и звезды - для управления ночью, и удостоивший нас, грешных, в нынешний час предстать лицу Твоему с хвалою и вечернее славословие Тебе принести! Сам, человеколюбивый Господи, направь молитву нашу, как фимиам, - пред лицо Твоё, прими её как благоухание приятное; подай же нам нынешний вечер и наступающую ночь мирные, облеки нас в доспехи Света, избавь нас от страха ночного и от всякой опасности во мраке блуждающей, и сон, который Ты даровал для подкрепления немощей наших, соделай всякому наваждению диавольскому непричастным. Да, Владыка всего, благ Податель, - чтобы и на ложах наших сокрушаясь, мы вспоминали ночью имя Твоё и, размышлением о Твоих заповедях просвещаемые, встали в радости духовной славословить Твою благость, моления и молитвы Тебе, милосердному, принося о согрешениях своих и всех людей Твоих, которых Ты, по молитвам святой Богородицы, милостиво посети.
Ибо Ты - благой и человеколюбивый Бог, и Тебе славу воссылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и всегда, и во веки веков.
Народ: Аминь.
По прочтении седьмой молитвы священник входит в алтарь северными дверьми.
Миром Господу помолимся
Народ: Господи, помилуй.
О свышнем мире и спасении душ наших Господу помолимся.
Народ: Господи, помилуй.
О мире всего мира, благостоянии святых Божиих Церквей и соединении всех Господу помолимся.
Народ: Господи, помилуй.
О святем храме сем и с верою, благоговением и страхом Божиим входящих в онь Господу помолимся.
Народ: Господи, помилуй.
О Великом Господине и Отце нашем святейшем вселенском архиерее (имярек) Папе Римском, и о Господине нашем Высокопреосвященном (имярек), митрополите, честнем пресвитерстве, во Христе диаконстве, о всем причте и людех Господу помолимся.
Народ: Господи, помилуй.
О богохранимей стране нашей, властех и воинстве ея Господу помолимся.
Народ: Господи, помилуй.
О граде сем, всяком граде, стране и верою живущих в них Господу помолимся.
Народ: Господи, помилуй.
О благорастворении воздухов, о изобилии плодов земных и временех мирных Господу помолимся.
Народ: Господи, помилуй.
О плавающих, путе-шествующих, недугующих, страждущих, плененных и о спасении их Господу помолимся.
Народ: Господи, помилуй.
О избавитися нам от всякия скорби, гнева и нужды Господу помолимся.
Народ: Господи, помилуй.
Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию.
Народ: Господи, помилуй.
Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную, Славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию, со всеми святыми помянувше, сами себе и друг друга, и всю жизнь нашу Христу Богу предадим.
Народ: Тебе, Господи.
Яко подобает Тебе всякая слава, честь и поклонение. Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков.
Народ: Аминь.
Во время первого антифона (119-123 псалмы из 18 кафизмы) священник совершает положение Святого Агнца на дискос. По произнесении возгласа "Яко подобает Тебе всякая слава..." священник поклоняется пред престолом, берет Евангелие, лежащее на антиминсе, полагает его за антиминсом и, раскрыв последний, идет в предложение (жертвенник) за дискосом и, взяв его, поставляет на раскрытом антиминсе. Далее священник с благоговением многим взимает из дарохранительницы Преждеосвященный Святый Агнец, полагает его на дискос, после чего земно поклоняется пред Святыми Дарами.
Чтец: первый антифон 18-й кафизмы (Кроме пятой седмицы Великого поста (Типикон, 174-я глава)).
Псалом 119
К Господу воззвал я в скорби моей, и Он услышал меня. Господи! избавь душу мою от уст лживых, от языка лукавого. Что даст тебе и что прибавит тебе язык лукавый? Изощренные стрелы сильного, с горящими углями дроковыми. Горе мне, что я пребываю у Мосоха, живу у шатров Кидарских. Долго жила душа моя с ненавидящими мир. Я мирен: но только заговорю, они - к войне.
Псалом 120
Возвожу очи мои к горам, откуда придет помощь моя. Помощь моя от Господа, сотворившего небо и землю. Не даст Он поколебаться ноге твоей, не воздремлет хранящий тебя; не дремлет и не спит хранящий Израиля. Господь - хранитель твой; Господь - сень твоя с правой руки твоей. Днем солнце не поразит тебя, ни луна ночью. Господь сохранит тебя от всякого зла; сохранит душу твою [Господь]. Господь будет охранять выхождение твое и вхождение твое отныне и вовек.
Псалом 121
Возрадовался я, когда сказали мне: "пойдем в дом Господень". Вот, стоят ноги наши во вратах твоих, Иерусалим, - Иерусалим, устроенный как город, слитый в одно, куда восходят колена, колена Господни, по закону Израилеву, славить имя Господне. Там стоят престолы суда, престолы дома Давидова. Просите мира Иерусалиму: да благоденствуют любящие тебя! Да будет мир в стенах твоих, благоденствие - в чертогах твоих! Ради братьев моих и ближних моих говорю я: "мир тебе!" Ради дома Господа, Бога нашего, желаю блага тебе.
Псалом 122
К Тебе возвожу очи мои, Живущий на небесах! Вот, как очи рабов [обращены] на руку господ их, как очи рабы - на руку госпожи ее, так очи наши - к Господу, Богу нашему, доколе Он помилует нас. Помилуй нас, Господи, помилуй нас, ибо довольно мы насыщены презрением; довольно насыщена душа наша поношением от надменных и уничижением от гордых.
Псалом 123
Если бы не Господь был с нами, - да скажет Израиль, - если бы не Господь был с нами, когда восстали на нас люди, то живых они поглотили бы нас, когда возгорелась ярость их на нас; воды потопили бы нас, поток прошел бы над душею нашею; прошли бы над душею нашею воды бурные. Благословен Господь, Который не дал нас в добычу зубам их! Душа наша избавилась, как птица, из сети ловящих: сеть расторгнута, и мы избавились. Помощь наша - в имени Господа, сотворившего небо и землю.
При чтении кафизмы пения: И ныне... Господи, помилуй не бывает. Чтец после возгласа "Яко подобает..." и пения "Аминь" сразу же начинает чтение кафизмы и каждый антифон (их в кафизме три) заканчивает словами: "Слава, и ныне... Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа. Слава Тебе, Боже" (трижды).
Паки и паки миром Господу помолимся.
Народ: Господи, помилуй.
Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию.
Народ: Господи, помилуй.
Пресвятую, Пречистую, Пре-благословенную, Славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию, со всеми святыми помянувше, сами себе и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим.
Народ: Тебе, Господи.
Первая светильничная молитва:
Господи, щедрый и милостивый, долготерпеливый и многомилостивый! Услышь молитву нашу и внемли гласу моления нашего, сотвори на нас знамение ко благу, наставь нас на путь Твой, чтобы ходить нам во истине Твоей, возвесели сердца наши, чтобы нам благоговеть пред именем Твоим святым, ибо Ты велик и творишь чудеса, Ты, Бог Единый, и нет между богами подобного Тебе, Господи, сильный в милости и благой в силе, дабы помогать и утешать и спасать всех, надеющихся на имя святое Твоё
ибо Тебе подобает вся слава, честь и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и всегда, и во веки веков.
Народ: Аминь.
Народ: Аминь.
Чтец читает второй антифон кафизмы. Во время чтения этого антифона совершается каждение Святого Агнца, находящегося на престоле: по возгласе "Яко Твоя держава..." священник земно кланяется пред Святыми Дарами; затем приемлет кадильницу и свечу и совершает каждение, обходя трижды со всех сторон престол. По окончании каждения вновь совершает поклон пред Святыми Дарами.
Второй антифон 18 кафизмы: псалом 124
Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек. Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек. Ибо не оставит [Господь] жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простерли рук своих к беззаконию. Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих; а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Псалом 125:
Когда возвращал Господь плен Сиона, мы были как бы видящие во сне: тогда уста наши были полны веселья, и язык наш - пения; тогда между народами говорили: "великое сотворил Господь над ними!" Великое сотворил Господь над нами: мы радовались. Возврати, Господи, пленников наших, как потоки на полдень. Сеявшие со слезами будут пожинать с радостью. С плачем несущий семена возвратится с радостью, неся снопы свои.
Псалом 126:
Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его; если Господь не охранит города, напрасно бодрствует страж. Напрасно вы рано встаете, поздно просиживаете, едите хлеб печали, тогда как возлюбленному Своему Он дает сон. Вот наследие от Господа: дети; награда от Него - плод чрева. Что стрелы в руке сильного, то сыновья молодые. Блажен человек, который наполнил ими колчан свой! Не останутся они в стыде, когда будут говорить с врагами в воротах.
Псалом 127:
Блажен всякий боящийся Господа, ходящий путями Его! Ты будешь есть от трудов рук твоих: блажен ты, и благо тебе! Жена твоя, как плодовитая лоза, в доме твоем; сыновья твои, как масличные ветви, вокруг трапезы твоей: так благословится человек, боящийся Господа! Благословит тебя Господь с Сиона, и увидишь благоденствие Иерусалима во все дни жизни твоей; увидишь сыновей у сыновей твоих. Мир на Израиля!
Псалом 128:
Много теснили меня от юности моей, да скажет Израиль: много теснили меня от юности моей, но не одолели меня. На хребте моем орали оратаи, проводили длинные борозды свои. Но Господь праведен: Он рассек узы нечестивых. Да постыдятся и обратятся назад все ненавидящие Сион! Да будут, как трава на кровлях, которая прежде, нежели будет исторгнута, засыхает, которою жнец не наполнит руки своей, и вяжущий снопы - горсти своей; и проходящие мимо не скажут: "благословение Господне на вас; благословляем вас именем Господним!"
Малая ектенья:
Паки и паки миром Господу помолимся.
Народ: Господи, помилуй.
Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию.
Народ: Господи, помилуй.
Пресвятую, Пречистую, Пре-благословенную, Славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию, со всеми святыми помянувше, сами себе и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим.
Народ: Тебе, Господи.
Вторая светильничная молитва:
Господи, не обличи нас в ярости Твоей и не накажи нас гневом Твоим, но сотвори с нами по милости Твоей, Врач и Целитель душ наших. Приведи нас к желаемой Тебе пристани, просвети очи сердец наших для познания Твоей истины, и даруй нам остальное время нынешнего дня мирное и безгрешное, как и всё время жизни нашей, по молитвам святой Богородицы и всех святых
ибо Твоя власть, и Твои - Царство, и сила, и слава, Отца и Сына и Святого Духа, ныне и всегда, и во веки веков.
Народ: Аминь.
.
Чтец читает третий антифон кафизмы. Во время чтения этого антифона совершается перенесение Святого Агнца на жертвенник: совершив поклонение пред Святыми Дарами, священник, держа дискос обеими руками на уровне чела, переносит дискос на жертвенник, идя мимо горнего места. Священнику предшествует диакон (если есть), идущий со свечой и кадильницей и совершающий каждение Святых Даров. Подойдя к жертвеннику и с благоговением поставив на него дискос, священник вливает в потир виноградное вино и воду (не для освящения). Затем он берет звездицу и, окадив ее, ставит на дискос над Святым Агнцем; взяв нокровец и окадив его, покрывает им дискос; окадив другой покровец, покрывает им потир. Наконец, окадив воздух, покрывает им дискос и потир вместе. При каждом священнодействии священник молитвенно произносит (тихо): Господу помолимся, Господи, помилуй. В конце (после покрытия воздухом святых сосудов) он говорит: Молитвами святых отец наших. Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. (Других молитв, положенных на полной литургии, в это время не произносится.) Далее священник ставит пред Святыми Дарами свечу, кадит Святые Дары, после чего они оба снова поклоняются до земли. По перенесении Святых Даров священник, возвратясь к престолу, свертывает антиминс, вновь полагает на антиминс Евангелие. То, что перенесение Агнца на жертвенник разделено в соответствие с тремя частями кафизмы - обычай, укоренившийся в ХХ столетии, до этого не бывший повсеместным.
Чтец: третий антифон 18 кафизмы. Псалом 129:
Из глубины взываю к Тебе, Господи. Господи! услышь голос мой. Да будут уши Твои внимательны к голосу молений моих. Если Ты, Господи, будешь замечать беззакония, - Господи! кто устоит? Но у Тебя прощение, да благоговеют пред Тобою. Надеюсь на Господа, надеется душа моя; на слово Его уповаю. Душа моя ожидает Господа более, нежели стражи - утра, более, нежели стражи - утра. Да уповает Израиль на Господа, ибо у Господа милость и многое у Него избавление, и Он избавит Израиля от всех беззаконий его.
Псалом 130:
Господи! не надмевалось сердце мое и не возносились очи мои, и я не входил в великое и для меня недосягаемое. Не смирял ли я и не успокаивал ли души моей, как дитяти, отнятого от груди матери? душа моя была во мне, как дитя, отнятое от груди. Да уповает Израиль на Господа отныне и вовек.
Псалом 131:
Вспомни, Господи, Давида и все сокрушение его: как он клялся Господу, давал обет Сильному Иакова: "не войду в шатер дома моего, не взойду на ложе мое; не дам сна очам моим и веждам моим - дремания, доколе не найду места Господу, жилища - Сильному Иакова". Вот, мы слышали о нем в Ефрафе, нашли его на полях Иарима. Пойдем к жилищу Его, поклонимся подножию ног Его. Стань, Господи, на [место] покоя Твоего, - Ты и ковчег могущества Твоего. Священники Твои облекутся правдою, и святые Твои возрадуются. Ради Давида, раба Твоего, не отврати лица помазанника Твоего. Клялся Господь Давиду в истине, и не отречется ее: "от плода чрева твоего посажу на престоле твоем. Если сыновья твои будут сохранять завет Мой и откровения Мои, которым Я научу их, то и их сыновья во веки будут сидеть на престоле твоем". Ибо избрал Господь Сион, возжелал [его] в жилище Себе. "Это покой Мой на веки: здесь вселюсь, ибо Я возжелал его. Пищу его благословляя благословлю, нищих его насыщу хлебом; священников его облеку во спасение, и святые его радостью возрадуются. Там возращу рог Давиду, поставлю светильник помазаннику Моему. Врагов его облеку стыдом, а на нем будет сиять венец его".
Псалом 132:
Как хорошо и как приятно жить братьям вместе! [Это] - как драгоценный елей на голове, стекающий на бороду, бороду Ааронову, стекающий на края одежды его; как роса Ермонская, сходящая на горы Сионские, ибо там заповедал Господь благословение и жизнь на веки.
Псалом 133:
Благословите ныне Господа, все рабы Господни, стоящие в доме Господнем, во время ночи. Воздвигните руки ваши к святилищу, и благословите Господа. Благословит тебя Господь с Сиона, сотворивший небо и землю.
Малая ектенья:
Паки и паки миром Господу помолимся.
Народ: Господи, помилуй.
Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию.
Народ: Господи, помилуй.
Пресвятую, Пречистую, Пре-благословенную, Славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию, со всеми святыми помянувше, сами себе и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим.
Народ: Тебе, Господи.
Третья светильничная молитва:
Господи, Боже наш, вспомни нас, грешных, и непотребных рабов Твоих, когда мы призовём имя Твоё, и не постыди нас в надежде на милость Твою, но даруй нам, Господи, всё просимое для спасения, и удостой нас любить и бояться Тебя от всего сердца нашего и исполнять во всём волю Твою. Ибо Ты - милостивый и человеколюбивый Бог, и Тебе славу воссылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и всегда, и во веки веков
ио Ты - благой и человеколюбивый Бог, и Тебе славу воссылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и всегда, и во веки веков.
Народ: "Господи, воззвах" (во глас стихир на "Господи, воззвах" - по Триоди постной). Положено по Уставу петь десять стихир.
Священник в это время совершает каждение храма.
При пении последней стихиры, на "И ныне", или на "Слава, и ныне" открываются царские врата и совершается вечерний вход с кадилом или с Евангелием (если положено евангельское чтение, например 24 февраля, 9 марта, в храмовый праздник или в первые три дня Страстной седмицы).
Вечерний вход с диаконом совершается таким образом:
Перед пением стихиры на "И ныне" диакон открывает царские врата, берет кадило и испрашивает у предстоятеля благословение, говоря: Благослови, владыко, кадило. Получив благословение, диакон целует край престола и идет (перед священником) на солею через горнее место северными дверьми, предшествуемый свещеносцем. Священник, дав благословение на кадило, целует престол, исходит из алтаря вслед за диаконом и становится против царских врат. Диакон стоит справа от него и, преклонив главу, держит орарь тремя перстами правой руки (как во время произнесения ектений). Обратясь к священнику, он тихо произносит: Господу помолимся.
Молитва входа:
Вечером, и утром, и в полдень, восхваляем, благословляем, благодарим и молимся Тебе, Владыка всех, человеколюбивый Господи! Направь молитву нашу как фимиам пред лицо Твоё и не дай уклониться сердцам нашим к словам или мыслям лукавым, но избавь нас ото всех, уловляющих души наши, ибо к Тебе, Господи, Господи, очи наши, на Тебя мы возложили надежду, да не постыдишь нас, Боже наш. Ибо Тебе подобает вся слава, честь и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и всегда, и во веки веков.
Народ: Аминь.
Священник благословляет вход, говоря (тихо):
Благословен вход святых Твоих, Господи. Аминь.
Затем, начертав в воздухе кадильницей крест, возглашает: Премудрость, прости, входит царскими вратами в алтарь, кадит престол и горнее место и встает на горнем месте лицом к западу.
Народ: Свете тихий...
Вонмем.
Мир всем.
Народ: И духови твоему.
Премудрость
Чтец: Прокимен…. Бытия чтение.
Вонмем.
Чтец: паремия.
Вонмем.
Чтец: прокимен второй.
Повелите.
Священник со свечою и кадилом, поворачиваясь к востоку, знаменует крест и возглашает:
Премудрость. Прости.
Обращается к народу:
Свет Христов просвещает всех.
Чтец: Притчей чтение.
Вонмем.
Паремия.
Мир ти.
Чтец: И духови твоему.
Премудрость.
Священник (по указанию Ирмологиона, и это предпочтительнее) или чтец (по Служебнику) или певец (по Чиновнику), став пред царскими вратами за амвоном (по Уставу), поет избранные стихи 140-го псалма:
Да исправится молитва моя, яко кадило, пред Тобою: воздеяние руку моею - жертва вечерняя.
В это время все молящиеся становятся на колени и стоят так до окончания пения всех четырех стихов. Певцы хора, по окончании пения чтецом первого стиха, встают с колен и то же поют "Да исправится молитва моя..." и затем опять становятся на колени; чтец же становится на колени во время пения хора и при пении в заключение стих.1-й "Да исправится молитва моя..."
Господи, воззвах к Тебе, услыши мя: вонми гласу моления мое го, внегда воззвати ми к Тебе.
Народ: Да исправится молитва моя...
Положи, Господи, хранение устом моим и дверь ограждения о устнах моих.
Народ: Да исправится молитва моя...
Не уклони сердце мое в словесе лукавствия, непщевати вины о гресех. (Не допусти сердце мое до злого намерения придумывать извинения грехам моим.)
Народ: Да исправится молитва моя...
Да исправится молитва моя, яко кадило, пред Тобою.
Народ: Воздеяние руку моею - жертва вечерняя.
Священник (если он не поет) во время пения этих стихов, стоя перед престолом, совершает каждение, в знак возношения к Богу сердечных молений, сообразно повторяемым словам молитвы "Да исправится молитва моя, яко кадило, пред Тобою..." При заключительном пении "Да исправится молитва моя..." священник, отдав кадило диакону для каждения пред жертвенником, становится на колени у престола.
По окончании пения "Да исправится молитва моя..." священник в алтаре возглашает молитву св. Ефрема Сирина:
Господи и Владыко живота моего...
(с тремя великими поклонами).
Молитвой св. Ефрема Сирина заканчивается вечерня; далее следует сама литургия Преждеосвященных Даров.
Собственно Преждеосвященная литургия начинается (после молитвы св. Ефрема Сирина и великих поклонов) обыкновенно сугубой ектенией (пред ектеньей священник, поцеловав Евангелие, поставляет его выше антиминса).
Когда бывает чтение Апостола и Евангелия (24 февраля, 9 марта, в праздники храмовые и великих святых), после великих поклонов при открытых царских вратах произносится и поется прокимен Апостола, читается Апостол и совершается каждение. Чтение Апостола заканчивается возгласом священника: Мир ти, на что чтец отвечает: И духови твоему. Священником тайно читается молитва: Возсияй в сердцах наших... Поется "Аллилуиа" (трижды), затем читается Евангелие, с обычными возгласами, предваряющими чтение, а по окончании чтения его произносится сугубая ектения: Рцем вси...
В первые три дня Страстной седмицы, когда чтение Апостола не положено, а читается только Евангелие, диакон после великих поклонов сразу же принимает от священника Евангелие, выходит для чтения Евангелия, как всегда, на амвон царскими вратами. Священник возглашает: Премудрость, прости... Далее, после обычных возгласов, читается Евангелие, а затем произносится сугубая ектения.
Рцем вси от всея души и от всего помышления нашего рцем.
Народ: Господи, помилуй.
Господи Вседержителю, Боже отец наших, молим Ти ся, услыши и помилуй.
Народ: Господи, помилуй.
Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей, молим Ти ся, услыши и помилуй.
Народ трижды: Господи, помилуй.
Еще молимся о господине и отце нашем святейшем вселенском архиерее (имярек) Папе Римском, о господине нашем Высокопреосвященном митрополите (имярек), и всей во Христе братии нашей.
Народ трижды: Господи, помилуй.
Еще молимся о Богохранимей стране нашей, властех и воинстве ея, да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте.
Народ трижды: Господи, помилуй.
Еще молимся о братиях наших, священницех, священномонасех и всем во Христе братстве нашем.
Народ трижды: Господи, помилуй.
Еще молимся о милости, жизни, мире, здравии, спасении, посещении, прощении рабов Божиих (имя рек) и оставлении грехов их.
Народ трижды: Господи, помилуй.
Еще молимся о блаженных и приснопамятных святейших патриарсех православных и о всех прежде почивших отцех и братиях, зде лежащих и повсюду, православных.
Народ трижды: Господи, помилуй.
Еще молимся о плодоносящих и добродеющих во святем и всечестнем храме сем, труждающихся, поющих и предстоящих людех, ожидающих от Тебе великия и богатая милости.
Народ трижды: Господи, помилуй.
Раскрывая антиминс: Господи Боже наш, прилежное сие моление приими от Твоих раб, и помилуй нас по множеству миости Твоея, и щедроты Твоя низпосли на ны и на вся люди Твоя, чающыя от Тебе богатыя милости
яко милостив и Человеколюбец Бог еси, и Тебе славу возсылаем, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне, и присно, и во веки веков.
Народ: Аминь.
Помолйтеся, оглашеннии, Господеви.
Народ: Господи, помилуй.
Вернии, о оглашенных помолимся, да Господь помилует их.
Народ: Господи, помилуй.
Огласит их словом истины.
Народ: Господи, помилуй.
Открыет им Евангелие правды.
Народ: Господи, помилуй.
Соединит их Святей Своей, Соборней и Апостольстей Церкви.
Народ: Господи, помилуй.
Спаси, помилуй, заступи и сохрани их, Боже, Твоею благодатию.
Народ: Господи, помилуй.
Оглашеннии, главы ваша Гбсподевй приклоните.
Народ: Тебе, Господи.
Священник в это время читает молитву об оглашенных:
Боже, Боже наш. Создателю и Содетелю всех, Иже всем хотяй спастися и в разум истины прийти! Призри на рабы Твоя оглашенныя и избави их древния прелести и козни сопротивнаго, и призови их в жизнь вечную, просвещая их душы и телеса и сопричитая их словесному Твоему стаду, на немже Имя Твое Святое нарицается.
По окончании ектений священник возглашает:
Да и тии с нами славят пречестное и великолепое имя Твое, Отца, и Сына, и Святаго Духа ныне и присно, и во веки веков.
В начале этого возгласа он развертывает верхнюю сторону антиминса, делает на нем антиминсною губкою знак креста, целует губку и полагает ее на правой стороне антиминса. (Илитон и другие стороны антиминса развертываются ранее - после молитвы прилежного моления.)
Народ: Аминь.
Елицы оглашеннии, изыдйте; оглашеннии, изыдите, елицы оглашеннии, изыдите. Да никто от оглашенных, елйцы вернии, паки и паки миром Господу помолимся.
Народ: Господи, помилуй.
Начиная со среды Крестопоклонной (четвертой) седмицы после возгласа: Да и тии с нами славят... полагаются особая ектения и молитва о готовящихся ко святому Просвещению (Крещению).
Елицы оглашеннии, изыдите; оглашеннии, нзыдите; елицы ко Просвещению, изыдите (правильнее, с греч.: приступите); помолитеся, иже ко Просвещению.
Народ: Господи, помилуй.
Вернии, о иже ко святому Просвещению готввящихся братиях и спасении их, Господу помолимся.
Народ: Господи, помилуй.
Яко да Господь Бог наш утвердит их и укрепит.
Народ: Господи, помилуй.
Просветит их просвещением разума и благочестия.
Народ: Господи, помилуй.
Сподобит их во время благопотребно бани пакибытия, оставления грехов и одежди нетления.
Народ: Господи, помилуй.
Породит их водою и духом.
Народ: Господи, помилуй.
Дарует им совершение веры.
Народ: Господи, помилуй.
Сопричтет их святому Своему и избранному стаду.
Народ: Господи, помилуй...
Спаси, помилуй, заступи и сохрани их. Боже, Твоею благодатию.
Народ: Господи, помилуй.
Иже ко Просвещению, главы ваша.Господеви приклоните.
Народ: Тебе, Господи.
Священник тайно читает молитву о готовящихся ко святому Просвещению:
Яви, Владыко, Лице Твое на иже ко святому Просвещению готовящихся желающих греховную скверну оттрясти: озари их помышление, извести я в вере, утверди в надежди, соверши в любви, уды честны Христа Твоего покажи, давщаго Себе избавление о душах наших
яко Ты ecи Просвящение наше, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков.
Народ: Аминь.
Елицы ко Просвещению, изыдйте; иже ко Просвещению, изыдите; елицы оглашеннии, изыдйте. Да никто от оглашенных, елицы вернии, паки и паки миром Господу помолимся.
Народ: Господи, помилуй.
("Даже до зде, яже от среды средопостныя" - Служебник, то есть: "здесь заканчиваются ектенья и молитва о готовящихся ко Просвещению").
Ектении и молитвы о верных
Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию.
Народ: Господи, помилуй.
Премудрость.
После повеления оглашенным удалиться из храма начинается литургия верных. Священник тайно молится (первая молитва верных):
Боже великий и хвальный, Иже животворящею Христа Твоего смерти" н нетление нас от тления преставивый! Ты вся наша чувства страстнаго умерщвления свободй, благаго тем владыку внутренний помысл приставив: и око убо да неприобщно будет всякаго лукаваго зрения, слух же - словесем праздным невходен, язык же да очистится от глагол неподобных: очисти же наша устне, хвалящыя Тя, Господи; руки наши сотвори злых убо ошаятися деяний, действовати же точию яже Тебе благоугодная, вся наша уды и мысль Твою утверждая благодатию
яко подобает Тебе всякая слава, честь и поклонение, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков.
Народ: Аминь.
Паки и паки миром Господу помолимся.
Народ: Господи, помилуй.
О свышнем мире и спасении душ наших Господу помолимся.
Народ: Господи, помилуй.
О мире всего мира, благостоянии Святых Божиих Церквей и соединении всех Господу помолимся.
Народ: Господи, помилуй.
О святем храме сем и с верою, благоговением и страхом Божиим входящих в онь Господу помолимся.
Народ: Господи, помилуй.
О избавитися нам от всякия скорби, гнева и нужды Господу помолимся. .
Народ: Господи, помилуй.
Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию.
Народ: Господи, помилуй.
Премудрость...
Священник тайно молится (вторая молитва верных):
Владыко Святый, Преблагий! Молим Тя, в милости богатаго, милостива быти нам, грешным, и достойны нас сотворити подъятия Единороднаго Твоего Сына и Бога нашего, Царя славы. Се бо Пречистое Его тело и Животворящая Кровь, в настоящий час входящыя, на тайней сей предложйтися имут трапезе, от множества воинства небеснаго невидимо дориносймыя: ихже причастие не-осужденно нам даруй, да теми мысленное око озаряюще, сынове Света и дне будем
по дару Христа Твоего, с Нимже благословен еси, с Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков.
Народ: Аминь.
Великий вход: после возгласа священника: По дару Христа Твоего... диакон входит в алтарь северными дверьми, открывает царские врата, берет кадильницу и кадит престол, жертвенник и священника, читая при этом (тайно) 50-й псалом. (Священник при служении без диакона, совершая каждение, также читает тайно 50-й псалом.) Затем диакон становится у престола рядом с священником, и они вместе молятся, читая трижды: Ныне Силы Небесныя... (Священник при этом держит руки воздетыми горе.)
Народ: Ныне Силы Небесныя с нами невидимо служат, се бо выходит Царь Славы: се Жертва тайная совершена дориносится.
На этих словах пение песнопения прерывается и возобновляется по внесении Святых Даров в алтарь. Священнослужители, прочитав трижды: Ныне Силы Небесный... трижды поклоняются пред престолом, затем священник целует антиминс и престол, диакон - престол, и оба идут к жертвеннику. Здесь они, произнося молитву "Боже, очисти мя, грешнаго" и трижды поклонившись, совершают следующие священнодействия: священник трижды кадит пред Дарами, а затем, отдав кадильницу диакону, возлагает ему на левое плечо большой воздух (если священник служит один, то он полагает воздух себе на левое плечо). Далее, священник берет дискос правой рукой и подъемлет его на уровень своего чела, а в левую руку вземлет потир и несет его, держа при персех (при груди). Диакон с кадильницей предшествует священнику и кадит часто. Священнослужители проходят, как и на полной литургии, северными вратами на солею и чрез царские врата - в алтарь, ничего не произнося. Во время перенесения Святых Даров все находящиеся в храме преклоняются до земли, выражая этим поклонением благоговение к Преждеосвященным Святым Дарам, и встают по внесении Святых Даров в алтарь.
Народ: Верою и любовию приступим, да причастницы жизни вечныя будем. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа.
Войдя со Святыми Дарами в алтарь, священник ставит сначала на престол (на антиминс) потир, а затем обеими руками дискос, отлагает от Святых Даров покровцы, берет с плеча диакона воздух, надносит воздух над кадильницей (которую держит диакон), покрывает воздухом Святые Дары и кадит их, священнодействуя с великим благоговением, но ничего не произнося. По окончании пения "Верою и любовию..." совершаются три великих поклона с произнесением (по обычаю) священником вслух (из алтаря) молитвы св. Ефрема Сирина:
Господи и Владыко живота моего...
Далее царские врата закрываются и закрывается одна половина завесы (другая половина завесы закрывается перед причащением священнослужителей). Это полузакрытие завесы по великом входе соответствует полному закрытию ее после Херувимской песни и затем открытию пред пением Символа веры при совершении полной литургии. Полузакрытие завесы совмещает в себе значение того и другого действия и указывает на особенность Преждеосвященной литургии, как литургии неполной (то есть без евхаристического канона).
По великом входе и поста влении Святых Даров на престол верующие приготовляются к Святому Причащению. После великих поклонов диакон, "взем время" (Служебник), то есть взяв благословение у священника, исходит на амвон и произносит просительную ектению:
Исполним вечернюю молитву нашу Господеви.
Народ: Господи, помилуй.
О предложенных и Преждеосвященных Честных Дарех Господу помолимся.
Народ: Господи, помилуй.
Яко да Человеколюбец Бог наш, приемь я во святый, и пренебесный, и мысленный Свой жертвенник, в воню благоухания духовнаго, возниспослет нам Божественную благодать и дар Святаго Духа, помолимся.
Народ: Господи, помилуй.
О избавитися нам от всякий скорби, гнева и нужды Господу помолимся.
Народ: Господи, помилуй.
Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас. Боже, Твоею благодатию.
Народ: Господи, помилуй.
Вечера всего совершенна, свята, мирна и безгрешна у Господа просим.
Народ: Подай, Господи.
Ангела мирна, верна наставника, хранителя душ и телес наших у Господа просим.
Народ: Подай, Господи.
Прощения и оставления грехов я прегрешений наших у Господа просим.
Народ: Подай, Господи.
Добрых и полезных душам нашим и мира мнрови у Господа просим
Народ: Подай, Господи.
Прочее время живота нашего в мире и покаянии скоичати у Господа просим.
Народ: Подай, Господи.
Христианский кончины живота нашего, безболезненны, непостыдны мирны и добраго ответа яа Страшнем судищи Христове просим.
Народ: Подай, Господи.
Соединение веры и причастие Святаго Духа испросивше, сами себя, и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим.
Народ: Тебе, Господи.
Иже неизреченных и невидимых тайн, Боже, у Негоже суть сокрвища премудрости и разума утаена, Иже служение службы сея открывый нам и положивый нас, грешных, за многое Твое человеколюбие во еже приносити Тебе дары же и жертвы о наших гресех и о людских неведениих! Сам невидимый Царю, творяй великая и неизследованная, славная же и изрядная, имже несть числа, призри на ны, недостойная рабы Твоя, иже святому сему жертвеннику, аки херувимскому Твоему предстоящыя Престолу, на немже Единородный Твой Сын и Бог наш предлежащими Страшными почивает Таинствы, и, всякия нас и верныя люди Твоя свободив нечистоты, освяти всех нас души и телеса освящением неотъемлемым. Да чистою совестию, непосрамленным лицем, просвещенным сердцем Божественных сил причащающеся святынь и от них оживотворяеми, соединимся Самому Христу Твоему, истинному Богу нашему, рекшему: Ядый Плоть Мою и пияй Кровь Мою во Мне пребывает и Аз в нем. Яко да, всельшуся в нас и ходящу Слову Твоему, Господи, будем храм Пресвятаго и покланяемаго Твоего Духа, избавлени всякия диавольския козни, деянием, или словом, или мыслию действуемыя, и получив обетованная нам благая со всеми святыми Твоими, от века Тебе благоугодившими.
и сподоби нас, Владыко, со дерзновением, неосужденно смети призывати Тебе, Небеснаго Бога, Отца, и глаголати...
Народ: Отче наш...
Яко Твое есть Царство, и сила, и слава. Отца, и Сына, и С.нятаго Духа, ныне и присно, и во веки веков.
Народ: Аминь.
Мир всем.
Народ: И духови твоему.
Главы наша Господеви приклоним.
Народ: Тебе, Господи.
Боже, Единый Благий и Благоутробный, Иже в высоких живый и на смиренныя призираяй! Призри благоутробным оком на вся люди Твоя, и сохрани их, и сподоби вся ны неосужденно причаститися Животворящих Твоих сих Тайн, Тебе бо своя подклонихом главы, чающе от Тебе богатыя милости
благодатию, и щедротами, и человеколюбием Единороднаго Сына Твоего, с Нижме благословен еси, со Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков.
Народ: Аминь.
Вонми, Господи Иисусе Христе, Боже наш, от святаго жилища Твоего и от Престола славы Царствия Твоего, и прииди во еже освятйти нас, Иже горе со Отцем седяй и зде нам невидимо спребываяй, и сподоби державною Твоею рукою преподати нам Пречистое Тело Твое и Честную Кровь, и нами - всем людем.
После этой молитвы священник в алтаре, а диакон на амвоне поклоняются трижды, каждый глаголя тайно: Боже, очисти мя, грешнаго.
Вонмем.
Священник, прикасается к Животворящему Святому Хлебу "с благоговением и страхом многим" (Служебник), не открывая покровца, и произносит возгласно:
Преждеосвященная Святая - святым
(не вознося дискоса, ибо возношение уже совершено прежде - на полной литургии) и отлагает воздух.
Народ: Един Свят... И причастен (киноник): Вкусите и видите, яко благ Господь. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа.
Если Апостол и Евангелие читались ко дню святого или храма, то поется и другой - положенный по Уставу - причастен. После причастна на клиросе читаются молитвы перед Причащением (для причастников).
Священник раздробляет Святый Хлеб "со многим вниманием" (Служебник) на четыре части, произнося:
Раздробляется и разделяется Агнец Божий, раздробляемый и неразделяемый, всегда ядомый и никогдаже иждиваемый, ни причащающыяся освящаяй.
Часть с наименованием "Иисус" священник влагает в потир, ничего не произнося, диакон молча вливает в потир теплоту.
Священник берет частицу от части с наименованием "Христос", говоря:
Честное и Пречистое Тело и Кровь Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа преподается мне, имя рек, священнику, во оставление грехов моих и в жизнь вечную. И, преклонив главу, молится: Верую, Господи, и исповедую... Вечери Твоея тайныя... Да не в суд или во осуждение...
Затем священник берет потир с покровцем обеими руками и пиет из него, ничего не произнося, отирает покровцем уста и потир и поставляет потир на престол, принимает антйдор, умывает руки и уста и, став немного в стороне от престола, читает благодарственную молитву:
Благодарим Тя, Спаса всех Бога, о всех, ихже подал еси нам благих, и о причастии Святаго Тела и Крове Христа Твоего и молим Ти ся, Владыко Человеколюбче: сохрани нас под кровом крилу Твоею и даждь нам даже до последняго нашего издыхания достойне причащатися святынь Твоих, в просвещение души и тела, в Царства Небеснаго наследие.
Священник, раздробив частицы "НИ" и "КА", влагает их в потир, ничего нг произнося. Целует дискос и ставит его близ потира. Взяв покровец, покрывало и потир, на дискос полагает звездицу, покровцы и поклоняется трижды. Затем диакон отверзает царские врата, с благоговением и вниманием приемлет из рук священника потир и, обратись к молящимся, возглашает:
Со страхом Божиям и верою приступите.
Народ: Благословлю Господа на всякое время, хвала Его во устех моих.
Если есть причастники, священник читает молитву пред причащением и причащает мирян (На литургии Преждеосвященных Даров младенцев по обычаю не причащают).
Затем священник произносит возгласно:
Спаси, Боже, люди Твоя и благослови достояние Твое.
Народ: Хлеб Небесный и Чашу жизни вкусите и видите, яко благ Господь. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа.
Священник, поклонившись и взяв дискос и потир, идет к царским вратам, произнося тайно:
Благословен Бог наш,
и затем вслух к молящимся возглашает в царских вратах:
Всегда, ныне и присно, и во веки веков.
И относит священник Святые Дары к жертвеннику.
Народ: Аминь. Да исполнятся уста наша хваления Твоего, Господи, яко да поем славу Твою, яко сподобил еси нас причаститися Святым Твоим, Божественным, Безсмертным и Животворящым Тайнам. Соблюди нас во Твоей святыни, весьдень поучатися правде Твоей. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа.
Прости, приимше Божественных, Святых, Пречистых, Безсмертных, Небесных и Животворящих Страшных Христовых Тайн, достойно благодарим Господа.
Народ: Господи, помилуй.
Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас. Боже, Твоею благодатию.
Народ: Господи, помилуй.
Вечера всего совершенная, свята, мирна и безгрешна испросивше, ими себе, и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим.
Народ: Тебе, Господи.
Яко Ты еси Освящение наше, и Тебе славу возсылаем, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков.
Народ: Аминь.
С миром изыдем.
Народ: О Имени Господни.
Господу помолимся.
Народ: Господи, помилуй.
Владыко Вседержителю, Иже всю тварь премудростию соделавый и неизреченным Твоим Промыслом и многою благостию введый нас в пречестныя дни сия, ко очищению душам и телом, к воздержанию страстей, к надежди воскресения, Иже четыредесятьми деньми скрижали вручив, Богоначертанная письмена, угоднику Твоему Моисеови! Подаждь и нам, Блаже, подвигом добрым подвизатися, течение поста совершити, веру нераздельну соблюсти, главы невидимых змиев сокрушити, победителем же греха явитися и неосужденно достигнути поклонитися и Святому Воскресению. Яко благословися и прославися пречестное и великолепое Имя твое. Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков.
Народ: Аминь. Буди имя Господне благословенно... (трижды).
Чтец: Слава, и ныне... Благословлю Господа... (псалом 33-й полностью)
Далее священник читает молитву перед потреблением Святых Даров:
Господи Боже наш, введый нас во всечестныя дни сия и общники нас сотворни Страшных Твоих Тайн! Совокупи нас словесному Твоему стаду и наследники покажи Царствия Твоего, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Священник исходит из алтаря и раздает молящимся антидор. По окончании чтения псалма и раздачи антидора священник возглашает:
Благословение Господне на вас. Того благодатию и человеколюбием всегда, ныне и присно, и во веки веков.
Народ: Аминь.
Священник: Слава Тебе, Христе Боже, Упование наше, слава Тебе.
Народ: Слава, и ныне... Господи, помилуй (трижды). Благослови.
Христос, истинный Бог наш, молитвами Пречистая Своея Матере, и святаго (имя рек, егоже есть храм, и егоже есть день, затем святого следующего дня), и иже во святых отца нашего Григория Двоеслова, папы Римскаго, и всех святых, помилует и спасет нас, яко благ и Человеколюбец.
Такой отпуст произносится до Страстной седмицы; на Страстной седмице глаголется свой отпуст, по дню.
По отпусте читаются благодарственные молитвы. Затем "Ныне отпущаеши", Трисвятое по "Отче наш" и по возгласе священника "Яко Твое есть Царство" - тропарь, глас 5-й:
Иже от Бога свыше Божественную благодать восприем, славне Григорий и Того силою укрепляемь, евангельски шествовати изволил еси, отонудуже Христа возмездие трудов приял еси, всеблаженне, Его же моли, да спасет души наша.
"Слава", кондак, глас 3-й:
Подобоначальник показался еси Начальника пастырем Христа, иноков чреды, отче Григорие, ко ограде небесней наставляя, и оттуду научил еси стадо Христово заповедем Его: ныне же с ними радуешися и ликуеши в небесных кровех.
"И ныне", Богородичен:
Предстательство христиан непостыдное, Ходатайство ко Творцу непреложное! Не презри грешных молений гласы, но предвари, яко Благая, на помощь нас, верно зовущих Ти: ускори на молитву и потщися на умоление, предстательствующи присно, Богородице, чтущих Тя.
После благодарственных молитв дается для целования Святой Крест, затем закрываются царские врата, священнослужители изодеяются от священных одежд, благодаря Бога за совершение Божественной литургии, и исходят из храма или совершают, если есть, требы.