К оглавлению - Триодь постная.

Канон Утрени Великой Субботы

 

 

Перевод еп. Александра Милеанта

 

(Этот же канон читается перед Пасхальным крестным ходом).

Песнь 1

Ирмос: Тот, Кто некогда погреб преследующего тирана [фараона] под морскими волнами, ныне Сам погребен в земле потомками спасенных [из Египта]. Но мы, как тогда юные девы, воспоем Господа, ибо Он славно прославился (Исход 13-15 гл.).

Перед каждым тропарем говорить: Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

Все небесные и дольние существа колебались при смерти Твоей, видя Тебя, Спаситель мой, горе на престоле и долу во гробе. Ибо непостижимо оказался Ты мертвым, Начальник жизни.

Чтобы все наполнить Твоей славой, Ты сошел в преисподние места земли. Ибо не скрылось от Тебя мое существо, унаследованное от Адама. Будучи же погребенным, Ты, Человеколюбивый, обновляешь меня растленного.

Песнь 3

Ирмос: Увидев висящим на лобном месте Тебя, Который всю землю повесил без опоры в пространстве, тварь в великом ужасе затрепетала, восклицая: "Нет Святого, кроме Тебя, Господи!"

Простерев руки, Ты соединил от начала разделенное, облачившись же в плащаницу, Ты, Спаситель, освободил скованных могилой. Посему Нет святого, кроме Тебя, Господи.

Ты, невместимый, добровольно заключил Себя в запечатанном гробе. Но божественной силой Ты явил свое всемогущество тем, кто воспевает: Нет святого, кроме Тебя, Господи, Человеколюбче.

Песнь 4

Ирмос: Аввакум, предвидя Твое божественное уничижение на кресте, в изумлении восклицал: "Ты, Благий, будучи всемогущим, ниспроверг власть сильных и проповедал находящимся в аду" (Авв. 2 гл.).

Ныне Ты освящаешь седьмой день, который в начале Ты благословил Своим отдыхом от трудов. Ибо Ты, Спаситель мой, все восстанавливаешь и обновляешь и, упокоеваясь, Сам подаешь пример.

Ты победил Твоей превосходной силой: ибо хотя душа Твоя и разлучилась с телом, однако Твоим всемогуществом Ты, Бог Слово, расторг узы смерти и ада.

Песнь 5

Ирмос: Исаия, бодрствуя ночью, увидел, Христе, немеркнущий свет Твоего Божьего пришествия из сострадания к нам. И воскликнул тогда: "Воскреснут мертвые, и восстанут лежащие во гробах, и все живущие на земле возрадуются" (Ис. 26:19).

Став телесным, Ты, Создатель, обновляешь земнородных. Плащаница же и гроб указывают, Слове, на сущую в Тебе тайну. Ибо благородный советник [Иосиф Аримафейский] исполняет волю Твоего Родителя, Тобой обновляющего меня.

Смертью Ты изменяешь смертное и погребением - тленное. Божественной силой Ты обновляешь воспринятое Тобою естество, делая его бессмертным. Ибо плоть Твоя, Владыка, не увидела тления, и душа Твоя дивным образом не оставлена во аде.

Песнь 6

Ирмос: Иона был проглочен китом, но не удержан в его недрах. Ибо, будучи прообразом Тебя, пострадавшего и погребенного, он вышел из зверя, как из брачного чертога, и сказал страже Твоего гроба: "Вы, которые сторожите суетно и напрасно, забыли милость Его" (Иона, 2 гл.).

Смертельно для людей, но не для Бога, было грехопадение Адама. Ибо, хотя и пострадало Твое человеческое естество, но Божество осталось бесстрастным. Твое тленное естество Ты преобразил в нетленное и Своим воскресением Ты открыл источник нетленной жизни.

Царствует ад, но не вечно, над родом человеческим. Ибо, будучи погребенным, Ты, всемогущий Спаситель, животворной десницей разорвал оковы смерти, став первенцем из мертвых, и возвестил полное избавление находящимся там издавна.

Песнь 7

Ирмос: Неизъяснимое чудо! Спасший благочестивых юношей от пламени печи, Сам опускается в могилу мертвым и бездыханным, чтобы спасти нас, поющих: "Благословен Ты, Боже, Искупитель!" (Дан. 3 гл.).

Богат гроб, приняв Тебя как бы уснувшего Создателя. Он стал источником божественной жизни, ко спасению нас поющих: Благословен Ты Бог-Спаситель.

Жизнь всех, подчинясь закону смертных, кладется во гроб и делает его источником воскресения, ко спасению нас поющих: Благословен Ты, Бог-Искупитель.

И в аду, и во гробе, и в Эдеме Божество Христа пребывало неразлучным со Отцом и Духом, ко спасению нас поющих: Благословен Ты, Бог-Искупитель.

Песнь 8

Ирмос: Содрогнись от ужаса, небо, и да поколеблются основы земли, ибо вот причисляется к мертвым Живущий на Небесах, и кладется как странник в тесный гроб. Священники, воспевайте; люди, превозносите Его во веки!

Разрушен пречистый храм, но восстанавливает падшую скинию. Ибо второй Адам, на небесах живущий, сошел даже до глубин ада к первому [Адаму]. Отроки благословляйте Его, священники воспевайте, люди превозносите во все веки.

О необычайные чудеса! О благость! О неизреченное терпение! Живущий в вышних добровольно запечатывается под землей, и Бог подвергается клевете, как обманщик. Отроки благословляйте Его, священники воспевайте, люди превозносите во вся веки.

Песнь 9

Ирмос: Не рыдай надо Мной, Матерь, видя во гробе Сына, которого Ты зачала во чреве без семени. Ибо Я восстану и прославлю Себя как Бог, и вознесу во славе тех, которые всегда с верою и любовью величают Тебя.

О Мой безначальный Сын! Сверхъестественно избежав болезней, Я была прославляема в дивном рождестве Твоем. Ныне же, видя Тебя, Боже Мой, мертвецом бездыханным, я жестоко пронзена мечом скорби. Но воскресни, дабы и Я возвеличилась.

Да радуется тварь, да веселятся все земнородные, ибо расхищен враждебный ад. С ароматами встречайте Меня, жены. Я избавлю Адама и Еву со всем их потомством и в третий день восстану.

 

ОСВЯЩЕНИЕ ЯСТВ В ВЕЛИКУЮ СУББОТУ

Перевод еп. Александра Милеанта

Молитва 1-я

 

Призри, Господи Иисусе Христе Боже наш, на сию мясную пищу и освяти ее, как Ты освятил овна, которого верный Авраам привел Тебе; как агнца, которого Авел принес Тебе в качестве жертвы; и подобно упитанному тельцу, которого Ты повелел заколоть, когда блудный сын вернулся к Тебе. Как он сподобился Твоей благости, так и нас удостой насладиться освященных Тобой и благословенных даров. Ты бо еси истинная пища и податель благих, и Тебе славу воссылаем со безначальным Твоим Отцем, и с Пресвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков, аминь.

Молитва 2-я

Владыко Господи Боже наш, Устроитель и Творец всего существующего! Благослови куличи, огустевшее молоко, крашеные яйца и всю здесь принесенную пищу. Нас же всех сохрани во благости Твоей, чтобы вкушая их, мы насытылись Твоих обильных даров и удостоились Твоей несказанной благости. Яко Твоя держава, и Твое есть царство, и сила и слава, Отца и Сына и Святого Духа, ныне и присно, и во веки веков, аминь.