Ко входуБиблиотека Якова КротоваПомощь
 

Дмитрий Поспеловский

ТОТАЛИТАРИЗМ И ВЕРОИСПОВЕДАНИЕ


 


ПРИМЕЧАНИЯ

1 Да и те, что были, как, впрочем, и большинство новосозданных не отвечают сегодняшнему дню, «питаются» книгами и учебниками более чем столетней давности, которые не спасли Россию от роста безбожья и тогда, а что уж говорить об их «нерелевантности» в отношении сегодняшнего дня и его запросов?

2 Один российский православный священник, имеющий свой «сайт» в Интернете, приравнивает психологию большинства его «новоиспеченных» собратий к психологии чиновников, привыкших делать то, что прикажет начальство. По его словам, самое замечательное то, что, превратившись в одночасье из коммунистических бюрократов в демократических, они сделали это вполне искренне, как и бывшие советские комсомольцы, превратившиеся в священников. Слово «комсомольцы» здесь употреблено в нарицательном, а не буквальном смысле.

3 Распад СССР напоминает распад Российской империи в 1917 году. Это судьбы сверхцентрализованных государств, которые кажутся монолитно-мощными, но рушатся, коль скоро неудачным оказывается главный администратор страны и его аппарат.

4 Соборность Римско-католической церкви весьма относительна, поскольку окончательное и абсолютное решение остается за папой Римским, официальные решения которого признаются Католической церковью непогрешимыми. Именно эти папские претензии и явились источником раскола христианства на Восточно-православную и Римско-католическую церкви. Протестанты, как известно, - это уже отколы от католичества по тому же принципу непризнания обладания папой абсолютной истины.

5 Что в корне разрушает теории Платона и Ж.-Ж. Руссо об идеальном государстве, управляемом правителем-философом.

6 Friedrich, Carl Brzezinski, Zbigniew Totalitarian Dictatorship and Autocracy. N. Y., Praeger, 1965, c. 22.

7 Милош, Чеслав Указ, соч., с. 33.

8 Djilas, Milovan The New Class. Особенно глава «The Party State» («Партийное государство»).

9 Правда, это почти ничто по сравнению с теми колоссальными потерями, которое понесли духовенство и открыто верующие миряне в Советском Союзе!

10 Западниками были и его старший брат, царь Федор Алексеевич, и его сестра Софья, и их отец, царь Алексей Михайлович - европеизация и реформы начались до него и продолжались бы без него.

11 J. L. Talmon The Origins of Totalitarian Democracy. C. 253.

12 Есть два толкования этой притчи. Согласно первому игольным ушком называлась одна очень узкая калитка в городских стенах Иерусалима; согласно второму, арамейскому толкованию, спорное слово имеет два значения в арамейском языке, отличаясь друг от друга лишь более и менее гортанной буквой «х». Одно произношение обозначает на самом деле игольное ушко, другое - петлю корабельного троса, которая может быть любого размера.

13 Сабайн, Джордж Указ, соч., с. 704-705 и слл.

14 S.G. Payne Fascism: a Comparative Approach Toward a Definition. University of Wisconsin Press, 1980.

15 А следовательно, не было и феодализма, придуманного в отношении России марксистами, чтобы подогнать русскую историю под историософскую схему Маркса, по которой капитализму должен непременно предшествовать феодализм, а если его не было, то надо придумать.

16 Сколь бы эфемерно ни было это партнерство в эпоху Московского царства, нарушение партнерства государством в допетровское время воспринималось именно как нарушение, а с ликвидацией патриаршества Петром то, что было нарушением, стало «нормальным» и законным порядком.

17 Как это бывает с большинством революций. Революция - это насилие меньшинства над большинством; по завершении революции революционеры могут сохранить власть только при помощи насилия, а то и массового террора (пример - большевики). Террор и насилие противопоказаны нормальному развитию общества, творческих его сил, культуры, политики, росту благосостояния и пр.

18 Официальный термин Православной церкви на «канцелярите» XIX века.

19 Старообрядчество сыграло роль в индустриализации России, аналогичную роли кальвинизма на Западе в развитии там промышленного капитализма с той только разницей, что кальвинизм дал капитализму религиозное оправдание, уча, что приобретение богатства и успех в земной жизни является знаком Божьего избранничества, предопределением обетования в раю. Ничему подобному православие (ни ново- ни старообрядческое) не учит, но старообрядцы были вне закона, и, чтобы выжить, должны были развить в своей среде традицию солидарности и взаимоподдержки. К тому же им были необходимы деньги для подкупа полиции, а то и местных священников, которые по долгу службы обязаны были подавать по начальству списки старообрядцев и вообще тех, кто не говеет в церкви. О роли старообрядчества в индустриализации России см.: Blackwell, William The Beginnings of Russian Industrialization, 1800- I860. Princeton, Princeton University Press, 1968.

20 Прекрасным анализом николаевского государственного национализма является монография профессора Николая Валентиновича Рязановского Nicholas I and Official Nationality in Russia, 1825-1855. Berkeley: University of California Press, 1967.

21 Правда, и Николай I был сторонником отмены крепостного права. При нем работал ряд тайных комитетов по подготовке тех самых реформ, которые осуществит Александр II, но существование которых он скрывал от общественности, которая поэтому неверно считала, что ничего не делается, что в стране застой и потеря времени. Однако Николай I не решился ни на одну из реформ, подготовленных комитетами, провести в жизнь, кроме радикальной реформы государственных крестьян, которая послужит моделью александровскому освобождению частновладельческих крепостных.

22 См. напр.: Николай Валентинович Рязановский. A History of Russia. Oxford University Press, 1993, 395. Если это так, то хорватский нацистский диктатор времен Второй мировой войны Павелич был неоригинален, когда ввел политику «окончательного решения сербского вопроса», по которой одна треть хорватских сербов должна была быть уничтожена, одна треть - переведена насильно в католичество и одна треть изгнана в Сербию.

23 Проблемы русского пореформенного крестьянства и земледелия см. в: С.Г.Пушкарев «Россия в XIX веке». Нью-Йорк, изд. им. Чехова, 1956, с. 349-379; Volin, Lazar A Century of Russian Agriculture: from Alexander II to Khrushchev.. Harvard University Press, 1970, p. 40-139; Macey, David A. Government and Peasant Russia, 1861-1906. DeKalb, Ill., Northern Illinois University Press, 1987.

24 Цит. по: В. А. Буков Указ, соч., с. 18.

25 S. G. Payne Fascism: A comparative Approach Toward a Definition. Madison, University of Wisconsin Press, 1980.

26 См., напр.: Hans Rogger Was There a Russian Fascism?, в Turner, Henry A., jr., ed. Reappraisal of Fascism. N. Y., Franklin Watts Inc., 1975.

27 Сама история, особенно XX века, их опровергает. Например, если бы Ленину не удалось в 1917 году проехать в Россию или если бы его сразу арестовало Временное правительство (для чего было достаточно причин). Уже факт беспрепятственного проезда через страну врага во время войны был для военного времени достаточной причиной для посадки Ленина за решетку как агента вражеской страны. Так, только потому, что выступал против войны, Троцкий в 1917 году был посажен в Канаде в концентрационный лагерь, и там бы он и остался, если бы не ходатайство Временного правительства о его освобождении. А Троцкий по прибытии в Россию был вначале единственным членом ЦК, поддержавшим требование Ленина захватить власть.

28 Пресловутый лозунг министра финансов Вышнеградского «Не доедим, но вывезем!» обернулся голодом 1891-1892 годов и концом его министерской карьеры.

29 См., напр.: «Август 1914» Александра Солженицына, где дан прекрасный портрет его деда - крестьянина-миллионера, начавшего свой трудовой путь простым пастухом. Другой образ у Чехова в «Вишневом саде».

30 Слова Свердлова. Цит. по: Ю. Г. Фельштинский «Большевики и левые эсеры. Октябрь 1917 - июль 1918». Париж, YMCA - Press, 1985, с. 11.

31 Формально левые эсеры образуют особую партию (ПЛСР) после захвата большевиками власти, когда основная ПСР покидает II Съезд Советов 25 октября (7 ноября), отказавшись признать законность захвата власти большевиками, а левые, раскольники признают переворот и власть Ленина.

32 Ю. Г. Фельштинский. Указ. соч., с. 12.

33 Там же, с. 13. Интересно, что в числе земель, подлежащих переделу, не были упомянуты монастырские и церковно-приходские земли. Съезд Левого союза духовенства, принявший программу, аналогичную ПСР, также оставил церковные земли в ведении Церкви.

34 См. описание этого процесса в «Канунах» В.Белова.

35 П. Н. Краснов «На внутреннем фронте», в Архив русской революции (АРР), № 1, с. 154. Берлин, 1922.

36 Там же, с. 155-190.

37 На II съезде Советов Ленин заявил, что даже если крестьяне изберут в УС эсеровское большинство, «мы подчинимся... Мы должны сохранить за народными массами полную творческую свободу». (Обратный пер. с англ.): Schapiro, Leonard The Origin of the Communist, Autocracy. Harvard University Press, 1977, p. 80.

38 «Учредительное собрание», в Советская историческая энциклопедия (1973),т. XIV, с. 918-919.

39 Его аргументы - те же, что выдвигались в 1905-1906 годах столыпинской комиссией под председательством того же Кривошеина, - были вполне рациональными, но они не могли бы привлечь на сторону белых распропагандированные революционерами массы. А ни Кривошеину, пи Деникину, людям абсолютно честным, и в голову не могла прийти мысль, что можно сегодня наобещать с три короба, а придя к власти, ничего такого не выполнить, как делал Ленин.

40 А.И.Деникин «Национальная диктатура и ее политика» (из книги «Очерки русской смуты»). С.А.Алексеев, сост. «Деникин, Юденич, Врангель». М., Отечество, 1991, с. 9-39.

41 Из воспоминаний ген. Лукомского. АРР, т. VI, 1922, с. 81-160.

42 П. Н. Краснов «Всевеликое войско донское», в АРР, т. V, 1922, с. 190-321.

43 Филимонов, генерал «Разгром Кубанской рады», с. 322-329.

44 Трагедия сибирского крестьянства, уходившего в партизанские отряды против Колчака, но не признававшего и коммунистов, пытаясь формировать какие-то свои местные республики с советами, но без коммунистов, отлично и убедительно отражена в двух романах сибирских авторов: «Соленая падь» Сергея Залыгина и «Третья правда» Леонида Бородина.

45 Темпы введения законов, защищавших права рабочих, регулирующих условия труда и вознаграждение за труд, компенсации за увечья, пенсии по инвалидности в России были одними из самых передовых среди промышленных стран того времени. Но из-за позднего начала реформ и неквалифицированности подавляющего большинства рабочих - вчерашних крестьян, а следовательно, и низкой производительности их труда, доходы их были значительно ниже западноевропейских. На этом играли агитаторы-революционеры в то время, как справедливость требовала сравнивать положение рабочих в России с положением западно-европейских рабочих на аналогичном этапе промышленного развития этих стран, скажем, положение российских рабочих в 1910 году с положением английских рабочих в 1840-х годах. Такое сравнение было бы полностью в пользу России. См.: Д. В. Поспеловский «На путях к рабочему праву: профсоюзы в России». С. 26-32.

46 Удивительно, что Штернхелль ни разу не упоминает энциклики Льва XIII, как один из источников органического синдикализма и солидаризма, использованных итальянским фашизмом. Возможно, что как еврею ему неудобно задевать Католическую церковь в таком отрицательном контексте или, что скорее, он считает, что идеи папы были настолько искажены Муссолини, что здесь можно говорить скорее об изнасиловании этих идей фашизмом.

47 Sternhell Указ, ист., с. 4-5.

48 Ослабленная голодом, красным террором и Гражданской войной Советская Россия была в те годы не в счет.

49 Rhodes, John E. The Quest for Unity. Modern Germany, 1848-1970. N. Y., Holt, Rinehart and Winston, 1971, p. 231.

50 Под этим блоком имеются ввиду все партии крайне правого крыла: монархисты, национально-народная партия и нацисты.

51 Еще до появления НСДАП существовало несколько немецких партий, аналогичных по духу и задачам, с названиями, подобными этому. Еще до войны в Австрийской империи, а именно в чешских Судетах была Германская социально-трудовая партия, переименованная позднее в Германскую национал-социалистическую рабочую партию со свастикой в качестве своего партийного символа.

52 Арийцев нацистская литература называла сверхчеловеками.

53 См.: Кассельс Указ, соч., с. 116-118.

54 Kitchen, Martin Fascism. London, Macmillan Press, 1976, p. 84-85.

55 Cassels, Alan Fascism. N. Y., 1975.

56 Fermi, Laura Mussolini. The University of Chicago Press, 1961, p. 47.

57 PSI - Партия социалистов Италии.

58 Borkenau, Franz World Communism. The University of Michigan Press, 1971, p. 169-170, 208-213, 223, 227, 271.

59 Фаши - это пучки палок, связанные лентой, - бывший дисциплинарный символ римских легионов.

60 В Италии правительство имело право создавать свою правительственную партию, которая в выборах выступала наравне с общественными политическими партиями.

61 Это атеист-то Муссолини! Не напоминает ли это читателю нынешнего главу КПРФ Зюганова с его обращением к Православной церкви накануне парламентских выборов 1999 года, в котором сей главный атеист страны изготовил некий салат из Сталина с Сергием Радонежским и Нилом Сорским! См.: Ситников, Михаил «Из истории коммунистического богословия», в Русская мысль, № 4288, с. 19.

62 Ферми, Лаура Указ, соч., с. 190.

63 См. главу 10.

64 Ферми, Лаура Указ, соч., с. 193

65 Итальянский политолог Alberto Aquarone писал по поводу этого фашистского самоопределения: «Фашистское государство постоянно провозглашало себя ... тоталитарным, но на самом деле до конца своих дней оно оставалось династическим и католическим государством, а не тоталитарным, согласно определению этого термина фашистами». См.: Cassels, Alan Fascism. N. Y., Thomas Crowell, 1975, p. 67.

66 J. Spielovogel Hitler and Nazi Germany, p. 69.

67 Он был обнаружен на месте преступления, но до сих пор неизвестно, был ли он поджигателем или его подставили, чтобы получить алиби для запрета компартии.

68 J. Spielovogel Hitler and Nazi Germany, p. 73.

69 Там же, с. 69.

70 Существует вполне правдоподобное предположение, что сталинская кировская чистка 1934 года (и дальнейшее ее развитие в 1937-1938 годах) была «вдохновлена» гитлеровской «ночью длинных ножей». На Сталина, мол, произвело колоссальное впечатление то, как быстро и решительно Гитлер расправился со своей внутрипартийной оппозицией. Это внушило ему и уважение к Гитлеру, что сказалось на будущем их союзе 1939-1941 годов и том, что нападение нацистов на СССР было названо Сталиным вероломным - значит, была вера в Гитлера! Естественно, Сталин видел в Гитлере своего двойника, с которым можно договориться и «разделить мир». Это не то, что всякие там президенты, которые должны считаться с избирателями, и поэтому сотрудничество с ними ненадежно, невозможно. Именно так скорее всего размышлял Сталин.

71 Кроме всего прочего, такое расширение армии нарушало условия Версальского мира, разрешавшие Германии армию в объеме не более 100 тысяч штыков. В 1933-1934 годах Гитлер не мог еще позволить себе так дерзко нарушить Версальское соглашение.

72 Согласно дневнику Розенберга. См.: Шпильфогель Указ, соч., с. 79.

73 Легендарного короля Артура. Тут интересна связь антихристианского мистицизма с тоталитаризмом - образ тоталитаризма как антицеркви, то есть сатанинского культа.

74 Шпильфогель Указ, соч., с. 109-110.

75 Что сравнимо со званием «Мать-героиня» в СССР, - женщина, родившая 10 детей.

76 Ироническое название в связи с количеством разбитого стекла на улицах из подвергшихся погрому еврейских домов и магазинов.

77 Spielovogel, Jackson J. Hitler and Nazi Germany. A History. P. 167- 169.

78 Это было строго научное планирование с точными расчетами и их выполнением, а не сталинские пятилетки, которые были пропагандистским трюком, а не планированием: ни одна из пятилеток не была выполнена - первоначальные произвольные показатели снижались в ходе пятилетки по несколько раз и окончательные показатели выполнения к тому же строились на дутой отчетности на всех уровнях. У Шахта при наличии частной промышленности и, следовательно, личной заинтересованности и ответственности производителей такой туфты не могло быть.

79 Свидетельство германских военачальников на Нюрнбергском процессе.

80 Можно ли такое представить себе в СССР, да еще во время войны! А тут никого из авторов послания не расстреляли, а в концлагерях все-таки большинство священников дожило до освобождения.

81 Cassels, Alan Fascism, p. 321.

82 Cassels, Alan Fascism, p. 319-322

83 Cassels, Alan Fascism, p. 318-321; Spielovogel, Jackson J. Hitler and Nazi Germany. A History, p. 256-264.

84 Так, например, разновидностью фашизма был режим Перона в Аргентине в 1940-1950-х годах, иронически величавший себя системой Justiciamento, то есть «система справедливости» (или законопорядка). Но всех фашистских и фашиствующих режимов не перечесть в одной книге.

85 Lubasz, Heinz, ed. Fascism: Three Major Regimes. Toronto, John Wiley, 1973.

86 Storry, Richard The Double Patriots: a Study of Japanese Nationalism. Westport, Con., Greenwood Press, 1973, p. 37. Достаточно вспомнить слова Энгельса 1848 года об оправдании немецкого насилия над «отсталыми» славянами в Австрийской империи и марксовы антирусские и антиславянские писания, чтобы убедиться в возможности слияния марксизма с нацизмом. См., напр.: J. A. Doerig, ed. Marx vs. Russia. N. Y., Frederik Ungar, 1962. Также менее удачную и сокращенную: Н. Н. «Карл Маркс о России». Канада, Заря, 1972.

87 Маруяма называет их фашистами по марксистской терминологии, которая всех правых радикалов считает фашистами.

88 Сторри Указ, соч., с. 99.

89 R. P. Dore Tsutomu, Ouchi Rural Origins of Japanese Fascism. Morley, James William, ed. Dilemmas of Growth in Prewar Japan. Princeton University Press, 1971, p. 181-209.

90 William, Miles Fletcher III. The Search for New Order: Intellectuals and Fascism in Prewar Japan. The University of North Carolina Press, 1982, p. 111-112, 115.

91 Цит. по: Borton, Hugh Japan Since 1931. Westport, Con., Greenwood Press, 1973, p. 54-55.

92 Некоторые японские государственные деятели открыто выступали против этих убийств и требовали более решительной государственной защиты корейского меньшинства в Японии и наказаний убийцам. В расовой политике даже были некоторые прогрессивные подвижки в отличие от нацистской Германии. Так браки с корейцами и кореянками не лишали их отпрысков полноправного японского гражданства; а в двадцатых годах были сняты и все ограничения на японо-тайваньские браки.

93 Аномалия тогдашней Венгрии - монархия без монарха, управляемая адмиралом в стране без выхода к морю.

94 Как указывалось выше, некоторые историки считают русских черносотенцев одним из ранних движений фашизма.

95 В Норвегии это был печально известный Квислинг. Во время голода в СССР 1921-1922 годов он возглавлял норвежскую миссию помощи голодающим, женился на русской. Под впечатлением большевистского террора он стал не просто антикоммунистом, но явно и антиславянином, создав и возглавив нацистскую партию Норвегии. После войны был расстрелян по приговору норвежского суда, и его имя стало нарицательным, обозначающим прислуживание врагу.

96 Brenan, Gerald The Spanish Labyrinth. Cambridge U. Press, 1964, p. 213.

97 Сравни с «атеистическим монахом», как Булгаков называет русского интеллигента-радикала.

98 Это сравнимо с писаниями, например, Иосифа Волоцкого (XVI век) о том, что если людей подвергают смертной казни за убийство тела, то тем более подлежат смерти еретики, убивающие душу.

99 После Первой мировой войны.

100 Такие, как: «Земля - крестьянам, фабрики - рабочим!», обещание конца тайной дипломатии и пр.

101 По подсчетам Волкогонова только Гражданская война и террор, связанный с ней, обошлись в 13 миллионов жизней. См.: Волкогонов, Дмитрий «Ленин», т. II. М., 1994, с. 212.

102 Николай Валентинов (Вольский), философ по образованию и друг революционной юности Ленина в Швейцарии в своей превосходной книге «Встречи с Лениным» описывает, как Ленин навсегда рассорился с ним после того, как Валентинов в частной беседе с ним с глазу на глаз посоветовал ему не делать публичных заявлений по философии, ибо при всех своих качествах вождя, публициста и организатора в философии он очень слаб, и, делая беспомощные философские выкладки, подрывает собственный авторитет. Это был конец их дружбы. Возмущенный Ленин не только выгнал Валентинова с глаз долой, но еще и занялся его моральным уничтожением, пустив ложный слух в женевской эмигрантской колонии, что Валентинов - агент царской охранки. Оружие морального террора против лиц, в чем-либо несогласных с Лениным-эмигрантом, превратится в оружие физического уничтожения у Ленина - вождя государства.

103 См.: А. Солженицын «Архипелаг Гулаг», т. III (кн. 2), с. 14-17. Париж: ИМКА-Пресс, 1974. Под превентивным террором мы имеем ввиду преследование лиц или целых категорий населения не только за то, что они совершили, но на основании того, что они могут потенциально представлять какую-то опасность государству или по своим происхождению, жизненному опыту или взглядам являются нежелательными элементами в условиях данной общественно-политической системы.

104 Владение, эксплуатацию, но не собственность. Декрет от 8 ноября 1917 года о национализации всей земли не отменялся, и его применение могло быть возобновлено в любой момент, что и произойдет с ликвидацией НЭПа в конце 1920-х годов.

105 Schapiro, Leonard The Origin of the Communist Autocracy. Cambridge, Mass., Harvard University Press, 1977, p. 328.

106 Покойный американский политолог Бертранд Вулф по этому поводу «изобрел» «Закон убывающих диктаторов»: Ленин избавился от возможных конкурентов, окружив себя людьми с более низким потенциалом. Из этой среды выделился Сталин, который просто отсек те головы, которые поднимались выше сталинского плеча, образно выражаясь. Из этой среды выделился Хрущев, повторивший сталинскую операцию, но с меньшей кровью. Следующим был уже интеллектуальный «лилипут» - Брежнев. Дальше уже спускаться было некуда, и вожди из этой среды уже не получались, ни подлинные, ни бутафорские. Система забуксовала и...развалилась.

107 До сих пор идут споры, была ли это подлинная инструкция Коминтерна или подделка британской разведки.

108 Treadgold, Donald Twentieth Century Russia. Oxford, Westview Press, 1995.

109 Nove, Alec Was Stalin Really Necessary? London, George Allen Unwin, 1964.

110 Полный текст см. в: Известия ЦК КПСС, № 4, 1990, с. 190-195.

111 См.: Н.Н.Покровский, С.Г.Петров, сост. «Политбюро и Церковь, 1922-1925». М., Росспэн, 1997, с. 78-82.

112 Обновленцы называли свой собор вторым, отсчитывая от Поместного собора 1917-1918 годов, а свой второй и последний собор в 1925 году - третьим.

113 Дело в том, что, предвидя гонения и недопущение дальнейших поместных соборов большевиками, Великий Московский собор поручил патриарху Тихону составить список трех предпочитаемых им местоблюстителей на случай своего ареста или смерти. Следуя этому примеру, Петр также составил список трех заместителей Местоблюстителя. На этом-то большевики и играли.

114 Пример того, как появление плюрализма неизбежно приводит к развалу всей тоталитарной коммунистической структуры - перестройка Горбачева. Ведь он не собирался разваливать коммунизм, он попытался лишь сделать его более толерантным к инакомыслию и ввести некоторые элементы рынка в его экономику, и ... все рухнуло. Это закономерно, если вспомнить, что тоталитаризм - карикатура на демократию, ее искажение, ее вырождение. Иными словами, если в тоталитаризм вспрыснуть долю демократии, то она действует как прививка какой-нибудь сыворотки, вызывающей исцеляющую реакцию организма на болезнь.

115 И тут Ленин на десятилетия опередил Гитлера!

116 Среди наиболее талантливых антинэповских литературных произведений тех лет можно назвать «Двенадцать стульев» и «Золотого теленка» Ильфа и Петрова, где авторы насмехаются как над дворянством и нэпманами, так и над духовенством.

117 См.: роман Василия Гроссмана «Все течет», где устами разочаровавшейся бывшей комсомолки, активистки коллективизации повествуется, как им, сельским комсомольцам, вдалбливали в голову, что «кулаки» - какие-то нелюди, паразиты наравне с вредными насекомыми или крысами, которых надо так же уничтожать, как уничтожают вредных насекомых, а их детей следует жалеть не в большей степени, чем крысят или гнид. Абсолютный аналог такой агитации - гитлеровское программирование немцев в отношении евреев. Чтобы убедить людей истреблять своих соседей, надо внушить им, что истребляемые ими не принадлежат к людской породе.

118 Советское раскулачивание лишило слово «кулак» своего первоначального содержания, обзывая этим оскорбительным термином каждого зажиточного и рачительного крестьянина. На самом деле слово «кулак» обозначало живодера-процентщика, который давал бедному крестьянину взаймы лошадь, зерно или деньги под колоссальные проценты или за «оброк».

119 Можно предположить, что это «разочарование в марксизме» сыграло роль в сталинском уничтожении старых большевиков-теоретиков. Вы, мол, своим диаматом завели меня в дебри, не дали трезво оценить значение нацизма и фашизма.

120 Все больше и больше авторов склоняется к тому, что Сталин готовил первый неожиданный удар по германским войскам. Гитлер просто опередил его. Но это Сталина не оправдывает, так как он получал достаточно агентурной информации с Запада и из Японии (от Зорге) о предстоящем немецком нападении. Со своей маниакальной подозрительностью Сталин просто никому не верил.

121 См. его книги о Сталине и Ленине.

122 Тут приводятся цитаты из моего англоязычного трехтомника A History of Soviet Atheism in Theory and Practice, and the Believer, vol. I - A History of Marxist-Leninist Atheism and Soviet Antireligious Policies. Первоначально они были взяты из русскоязычных источников, например «Вопросы научного атеизма» в курсе «Истории КПСС».

123 См. также: Padover, Saul, ed. trans. Karl Marx on Religion. N. Y., McGraw Hill, 1974. Всюду, где не обозначено, что курсив автора, таковой означает, что материал был выделен или подчеркнут в подлиннике.

124 Естественно, было немало антибольшевистских выступлений отдельных членов собора, настроенных воинственно, настаивавших на активном участии Церкви в противостоянии большевистскому режиму, но в целом собор такую стратегию не поддерживал.

125 Поскольку послание патриарха на сутки опередило ленинский декрет и на четверо суток его опубликование, у читателя может сложиться впечатление, что патриарх чуть ли не спровоцировал такую жесткую реакцию Ленина. Но это не так. В конце декабря 1917 года по старому стилю в советской печати были опубликованы тезисы будущего декрета, подписанного 20 января 1918 года. Кстати, митрополит Петроградский Вениамин по поводу этих тезисов отправил Ленину письмо 28 декабря 1917 года по старому стилю (10 января по новому стилю), протестуя и предупреждая, что декрет такого содержания приведет к пролитию невинной крови. Так что и «Указ» патриарха на самом деле был реакцией на ленинский «Декрет».

126 Некоторые западные авторы обвиняют патриарха Тихона в том, что он призвал верующих взяться за оружие и таким образом виновен в разжигании кровопролития. Но в «Послании» определенно говорится о христианском покаянии, а не насилии: «...архипастыри, пастыри, сыны мои и дщери во Христе: спешите с проповедью покаяния, с призывом к прекращению братоубийственных распрей ... устрояйте духовные союзы ... которые силе внешней противопоставят силу своего святого воодушевления...».

127 Подробности см. : Н. Н. Покровский, С. Г. Петров, ред. «Политбюро и Церковь, 1922-1925», кн. 1. Новосибирск, 1997; а также: Д. В. Поспеловский «Реформы, Обновленчество и патриарх Тихон», в Церковь и время, № 6, 1999.

128 См.: «Политбюро и Церковь», кн. 1.

129 Лишенцы и их дети не имели права служить в Красной армии, и за это же штрафовались.

130 См.: подсчеты налогов в моей книге «Русская православная церковь в XX веке». М., Республика, 1995.

131 Цифра 200 тысяч священнослужителей, расстрелянных и замученных в советских ссылках, концлагерях и застенках, официально опубликованная российским правительством, по-видимому, включает в себя монашество и церковнослужителей (дьячков, чтецов, церковных старост и т. д.), ибо даже до революции священников, диаконов и епископов в России было около 50 тысяч. Даже если допустить, что религиозное возрождение в городах, особенно среди интеллигенции, начала 1920-х годов могло привести к некоторому временному росту рукоположении, то уже к концу 1920-х начинается спад как результат отсутствия семинарий, сумятицы в Церкви из-за расколов, перспективы нищенства и гонений, а в 1930-е годы рукополагаются уже единицы. В «Русской православной церкви в XX веке» я предлагал определить число погибших священнослужителей примерно в 40 тысяч. Если к этому прибавить почти поголовное уничтожение монашества - а его до революции было почти 100 тысяч, - плюс церковнослужителей, которых даже в сельских храмах обычно приходилось не менее 2-х человек на одного священника, то и получится общая цифра около 200 тысяч.

132 Указ, ист., с. 159.

133 Естественно, все эти миллионные цифры - колоссальное преувеличение. Антирелигиозная пресса тех лет постоянно жалуется на дутые цифры, на то, что в таком-то городе числится несколько сот членов, а членские взносы вносят десятки, а на антирелигиозные акции приходят единицы...

134 Формально, особенно после полученных им секретных данных ликвидированной Сталиным переписи 1937 года, Ярославский выступал за борьбу с религией, избегая личных оскорблений верующих, и за внедрение в массы диалектического материализма вместо религии. Его московские противники настаивали на борьбе с религией как классовым врагом и упрекали Ярославского, что он превращает марксизм в религию.

135 Имеется ввиду поддержка ими участия своих стран в войне, что никак не вяжется с идеями интернационального коммунизма.

136 Ulam, Adam The Bolsheviks. London, Macmillan, 1965, p. 292-293, 494-495, etc.

137 Невольно приходит на ум параллель с таким религиозным фанатиком, как Иосиф Волоцкий, проповедовавшим в конце XV - начале XVI столетий сжигание еретиков на костре. Его аргумент был таков: если казнят смертью убийц физических, то тем более подлежат смертной казни еретики, убивающие не тело, а душу.

138 В.И.Ленин Собрание сочинений, т. 36. М., 1959, с. 338. Цит. по: Улам, Адам Указ, ст., с. 508.

139 Schapiro, Leonard The Communist Party of the Soviet Union, p. 275. London, Methuen Press, 1983.

140 Borkenau, Franz World Communism. Ann Arbor, University of Michigan Press, 1971, p. 387.

141 Подлог легко установить из следующих данных: Центральной контрольной комиссией было учтено 1059 бюллетеней, на 166 меньше, чем участников съезда. Позднее переживший концлагеря Затонский, бывший председателем счетной комиссии на съезде, указал, что против Сталина было подано около 123 или 125 бюллетеней. См.: Tucker, Robert Stalin in Power. N. Y., Norton, 1992, p. 156-161.

142 Tucker, Robert Stalin in Power. P. 264-265 и беседы Бухарина в 1936 году с Борисом Николаевским в Париже и Голландии: См.: Nicolaevsky, Boris Power and the Soviet Elite. N. Y., Praeger, 1965, p. 60-61.

143 Тут неслучайное хронологическое «совпадение»: где-то около 1928 года состоялся первый выпуск промакадемий, в том же году начинаются фиктивные процессы над старой русской технической интеллигенцией. Сталин рассчитывал, что с приходом надежных советских кадров технарей он может теперь ликвидировать упрямых буржуазных спецов.

144 А. Авторханов «Загадка смерти Сталина». Франкфурт-на-Майне, Посев, 1976.

145 Дело в том, что третьим гарантом безопасности Франции в Версальском договоре были Соединенные Штаты Америки, но поскольку Конгресс США не поддержал политику президента Вильсона и принял политику изоляционизма, Англия не считала после этого себя обязанной односторонне выступать защитником Франции и отговорила Францию противостоять германской акции.

146 Цит. по: Такер, Роберт Указ, соч., с. 503.

147 Такер, Роберт Указ, соч., с. 623.

148 Этот эпиграф, как и многие другие, взят из книги Фонтэна «История холодной войны».

149 Хотя Чехословакией они распорядились в Мюнхене без участия ее представителей в конференции, заставив президента Бенеша подчиниться кабальным условиям постфактум.

150 Григоренко, Петр, генерал «Сокрытие исторической правды - преступление перед народом!» Письмо в редакцию журнала «Вопросы истории КПСС». Самиздат (перепечатка). Лондон, Онтарио, Канада, 1971.

151 Такер, Роберт Указ, соч., с. 623. Идея предупредить Сталина исходила от заместителя Шуленбурга, Хильгера. На слова Шуленбурга, что это было бы актом государственной измены и за это полагается смертная казнь, Хильгер ответил, что это вопрос такой важности, за которую стоит заплатить жизнью. План Шуленбурга был убедить Сталина немедленно послать в Берлин большую делегацию для переговоров с Гитлером, что заставит того отложить начало войны, а там Бог знает, что может произойти в дальнейшем. Шуленбург был повешен Гитлером в 1944 году за участие в антигитлеровском заговоре.

152 Прекрасный образ этого дан в рассказе Солженицына «Правая кисть».

153 Подробно об этой встрече и вообще о советской религиозной политике последнего сталинского десятилетия см. в след, работах Дмитрия Поспеловского: «Русская православная церковь в XX веке». М., Республика, 1995, гл. 7-9; «Православная церковь в истории Руси, России и СССР». М., Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 1996, гл. 13-14; «Сталин и Церковь: "конкордат" 1943 года и жизнь Церкви», в Континент, № 103, с. 220-239. М., 2000; D. Pospielovsky The «Best Years» of Stalin's Church Policy (1942-1948) in the Light of Archival Documents. Religion, State Society, Vol. 25, no. 2, 1997.

154 Д.А.Волкогонов «Сталин. Триумф и трагедия». Кн. II, ч. 1, с. 168-169. М., Новости, 1989.

155 Д. А. Волкогонов «Сталин. Триумф и трагедия», с. 173.

А бериевский чекист Судоплатов утверждает, что встречи Сталина и Молотова с болгарским послом Стаменовым не было. Дело это было поручено ему, Судоплатову, который завербовал Стаменова несколькими годами раньше. По поручению Молотова Судоплатов предложил Стаменову распустить слух о готовности СССР капитулировать Германии. Слух этот Стаменов согласился распространить среди болгарских государственных деятелей с тем, чтобы он дошел до Берлина, чтобы вызвать там некоторое расслабление, уверенность, что так или иначе победа Германии обеспечена, мол, теперь можно позволить себе некоторую передышку. См.: Судоплатов, Павел, Судоплатов, Анатолий Special Tasks. Boston, Little Brown Co., 1994, p. 145-147. Слова Стаменова о том, что СССР победит в войне и что СССР не следует вступать в такого рода переговоры с немцами, Судоплатов тоже приводит, но как сказанные ему болгарским послом в общей беседе по этому вопросу.

156 На самом деле это были представители антигитлеровского заговора, которые хотели узнать, переменится ли политика противника, если Гитлер будет свергнут. Западные союзники их разочаровали, заявив, что в любом случае война будет вестись до полной капитуляции Германии.

157 Nadeau, Remi Stalin, Churchill, and Roosevelt Divide Europe. N. Y., Praeger, 1990, c. 139 et al.

158 Там же, с. 27.

159 Sudoplatov, Pavel, Sudoplatov, Anatoli Special Tasks. Boston, Little Brown Co., 1995, p. 233-235 et al.

160 В.И.Ленин Полное собрание сочинений (ПСС). Изд. 5-е, т. XXVII, с. 289.

161 В.И.Ленин ПСС. Изд. 5-е, т. XXIX.

162 На дегенерации коммунистической идеи мы останавливаться не будем - она ясна каждому, да и в первых главах мы достаточно подробно рассмотрели тоталитаризм, чтобы читатель мог приложить его «мерки» к тому, что произошло с Советским Союзом в последние годы его существования. Кстати, распад СССР предсказал покойный писатель Андрей Синявский (псевдоним Абрам Терц) в своем эссе «Что такое социалистический реализм?». В дореволюционной России центральная теократическая идея была скомпрометирована подчинением церкви государству, превращение ее в «Ведомство православного исповедания», управляемое генералами и бюрократами. По существу, христианская религия была подменена идеологией принудительного характера. Иными словами, как правильно пишет священник Георгий Чистяков, Российская империя была, по существу, безбожным государством с религиозной идеологией, лицемерность которой постепенно стала ясна подавляющему большинству населения. И вот от небольшой женской стачки в Петербурге империя рухнула как карточный домик.

163 Хотя обычно считается, что этот термин был произнесен Черчиллем впервые в Фултонском университете на родине президента Рузвельта в 1946 году.

164 Его, вернее, его жены, вилла в Вашингтоне является домом-музеем с уникальной коллекцией русских предметов искусства, икон, облачений, в том числе короны, в которой короновалась Екатерина Великая. Большинство предметов были личными подарками Дейвису от Сталина и Молотова, другие были куплены за бесценок.

165 Douglas, Roy From War to Cold War, 1942-1948. London, Macmillan, 1981, chapter 9.

166 Crockatt, Richard The Fifty Years War. N. Y., Routledge, 1995, p. 43 et al.

167 В этом особенно постарался настоятель Кентерберийского собора Джонсон, так называемый «Красный декан», называвший себя христианским марксистом и откровенно пропагандировавший советский коммунизм.

168 Интересно, что коммунисты Китая не были приглашены в Коминформ. Скорее всего это было связано с опасениями Сталина, что китайская компартия в силу свой многочисленности (просто потому, что китайцы - самая многочисленная нация), могут взять верх над КПСС. Правда, на Потсдамской конференции Сталин назвал китайских коммунистов фашистами. См.: Дуглас Указ, соч., с. 105.

169 «Программы и уставы КПСС». М., Политиздат, 1969. с. 99-130.

170 «Правда», 18 декабря 1962 и 10 марта 1963.

171 А. Авторханов «Сила и бессилие Брежнева». Франкфурт-на-Майне, Посев-Ферлаг, 1979, с. 127-137.

172 Можно было бы подробнее рассмотреть и коммунистические движения и режимы в бывшем Индокитае. Но, во-первых, в одной книге «нельзя объять необъятного», а во-вторых, вьетнамский вариант коммунизма очень близок к китайскому.

173 Согласно покойному Миловану Джиласу, с которым автор встречался в Белграде в 1960-е годы, это цифры ЦК КПЮ, которые в то время не подлежали огласке, чтобы не обострять межнациональную ненависть.

174 Это Сталин-то - «великий демократ»!

175 Цит. по кн.: Johnson, Ross A. The Transformation of Communist Ideology: the Yugoslav Case, 1945-1953. P. 28-29.

176 Этимологически абсурдный термин, дословно переводимый на русский язык как народное народоправие!

177 В «Разговорах со Сталиным» Джилас говорит, что пытался разъяснить Сталину «новую революционную роль крестьянства, сведя югославское восстание к узлу, связавшему крестьянское восстание с коммунистическим авангардом». Djilas, Milovan Conversations with Stalin, p. 30.

178 Сокращение частных хозяйств до 25 га в реформе 1945-1946 годов высвободило примерно 50% земельного фонда, что было поделено между беднейшими и безземельными крестьянами, что явно привлекло эту часть крестьянства на сторону КПЮ.

179 Джонсон, Росс Указ. соч. с. 65.

180 Hoffman, George Neal, Fred Warner Yugoslavia and the New Communism, p. 403-405.

181 Джилас, Милован Указ, соч., с. 181-182.

182 Очевидно, Джилас имеет ввиду движение югославских неомарксистских философов-гуманистов 1960-1980-х годов, мечтавших о какой-то марксистской демократии. Речь идет о таких югославских философах, издававших марксистско-ревизионистский журнал «Праксис», как Руди Супек, Гайо Петрович, Михаиле Маркович и др.

183 См.: Djilas, Milovan Fall of the New Class, p .277-279. Цитаты здесь перемежаются с вольным изложением автором этих строк размышлений Джиласа.

184 Джонсон, Росс Указ, соч., с. 150-151. Он указывает, что общее число коминформовцев среди коммунистов по официальным данным было 55 600, то есть почти 12% от общего числа членов партии. Из них более половины (28 600) - сербы.

185 Материалы о послевоенном югославском коммунистическом терроре взяты из документального сборника: Karapandzich, Borivoje M. The Bloodiest Yugoslav Spring - 1945 - Tlto's Katyns and Gulags.

186 Shih, Vincent The Taiping Ideology, p. 43.

187 Иными словами роман «Мы» Замятина не был только фантазией-провидением автора, а имел конкретный исторический прецедент в виде Тайпинского движения.

188 «Боксерами» их называли потому, что в программу этих заговорщицких клубов входило обучение разным способам рукопашной борьбы. Движение это было не ново. Впервые оно упоминается в 1727 году, когда императорский рескрипт обвинял их, что под видом тренировок в своей культовой борьбе, они будоражат толпы «глупого народа». Рескрипт приказывал местным властям запретить их культовую борьбу.- С тех пор «боксеры» периодически появляются в китайской истории, см.: Purcell, Victor The Boxer Uprising.

189 Purcell, Victor The Boxer Uprising. P. 271.

190 Фактически игнорируя установку VI конгресса Коминтерна за 4 года до ее отмены VII и последним конгрессом в 1935 году, принявшим снова политику народных фронтов коммунистов с «прогрессивными» партиями.

191 Kui-kwong, Shum The Chinese Communists' Road to Power, p. 3-5.

192 Цит. по: Kui-kwong, Shum The Chinese Communists' Road to Power... P. 113.

193 Hoyt, Edwin Тhe Rise of the Chinese Republic, p. 165-166.

194 Hoyt, Edwin The Rise of the Chinese Republic, p. 178.

195 Цит. по: Meisner, Maurice «Ironies of History»// Marxism. Maoism and Utopianism, c. 76.

196 Даже в России, как мы знаем, к большевикам примкнули в основном люмпены и чернорабочие, а не самые передовые и образованные рабочие, как должно было быть по Марксу.

197 Именно в связи с этим Столыпин говорил, что пока крестьянин не станет абсолютным собственником своей земли, он не будет уважать чужую собственность. По этой же причине Ленин так опасался успеха столыпинских реформ.

198 Townsend, James «Chinese Nationalism» // Chinese Nationalism. Unger, Jonathan, ed. P. 2-3.

199 Единственной альтернативой, логически вытекающей из «чистого» марксизма, была бы отставка.

200 Цитаты из работ Мао Цзэдуна 1939 года. См.: Meisner, Maurice Marxism, Maoism and Utopianism, p. 65-66.

201 Hoyt, Edwin P. Указ, ист., с. 247-249.

202 Как пишет Хойт, судьбы богатых крестьян, а в отдельных случаях, и помещиков, зависели от отношения к ним местных крестьян. Там, где пропагандистам не удавалось настроить крестьян против местных богатеев, они оставались на месте и на этом этапе даже сохраняли за собой землю, хотя не могли участвовать в сельском самоуправлении.

203 Хойт Указ, соч., с. 280.

204 Возможно, что окруженный придворными блюдолизами, которые говорили ему то, что ему хотелось слышать, Мао даже и не знал печальных результатов своего «изобретения» кустарного литья стали.

205 Об этом писали и бесчеловечный фанатик революции, один из идеологов народовольцев Ткачев (предшественник и «вдохновитель» Ленина), и известный испанский политический философ Ортега-и-Гассет в своем «Восстании масс».

206 Хойт, Эдвин Указ. соч. , с. 167.

207 Хойт, Эдвин Указ, соч., с. 168-169.

208 Minxin Pei, From Reform to Revolution, p. 172-177.

209 То есть того, что по-английски называется welfare state, а в русском, довольно корявом, переводе - «обществом всеобщего благополучия».

210 О'Коннор, Джеймс Указ, соч., с. 2-4.

211 Aguilar, Luis E., ed. Marxism in Latin America, p. 42.

212 Smith, Tony Thinking like a Communist, p. 155.

213 У него была серия реформ. По первой, проведенной в 1959-1960 годах, были определены достаточно щедрые размеры земельной собственности. Образовавшиеся излишки нарезались крестьянам, либо не имевшим собственной земли, либо имевшим менее примерно 20 га на семью и до этого предела. Позднее он загнал крестьян в колхозы и что-то подобное совхозам.

214 Суарес, Андрее Указ, соч., с. 63-64.

215 Тут напрашивается некоторая параллель между судьбами Эрнесто Че Гевары и С.М.Кирова. И тот, и другой были популярнее своих вождей. В обоих случаях вожди сыграли не последнюю роль в гибели своих излишне популярных «друзей».

216 Так, в 1969 году он наградил своих фаворитов итальянскими автомобилями-люкс фирмы «Альфа-Ромео», импортировав с этой целью 600 таких машин, как пишет Ренэ Дюмон, французский левый социалист, которого Кастро несколько раз приглашал к себе в качестве советника по хозяйственным вопросам. См.: Dumont, Rene Is Cuba Socialist? P. 126-127.

217 Все, что Китай смог предложить Кубе, это кредит в 60 миллионов долларов и закупку 1 миллиона тонн сахара.

218 Суарес, Андрее Указ, соч., с. 182.

219 Rabkin, Rhoda Cuban Politics. The Revolutionary Experiment, p. 53.

220 А Дюмон приводит примеры неэффективности использования труда как один из главных источников падения продуктивности и производительности. Так, на одной из государственных ферм он обнаружил, что 90 коров обслуживают 14 человек; 14 женщин ухаживают за 35 детьми в садике. Указ, соч., с. 85.

221 И дело не только в размере официальных зарплат, но и в том, что, в магазинах пусто (как некогда в Советском Союзе), почти все необходимое приходится «доставать» всеми правдами и неправдами, продуктовые карточки часто не отовариваются, а ресторанов, где можно поесть без карточек, недостаточно, и даже те, у кого есть на это деньги, нередко простаивают по часу и по два в очереди у ресторана, ожидая, когда освободится место.

222 Р. Рабкина Укая, соч., с. 205.

223 Из всех мусульманских течений алавиты ближе всего к христианству и относятся к нему с глубоким уважением. В отличие от ортодоксальных мусульман они пьют вино и даже есть у них некий обряд преломления хлеба с вином и водой, аналогичный христианскому причастию. У секты нет мечетей, но подробности о ней неизвестны, поскольку алавиты не допускают посторонних в свои тайны и на свои моления. Эта секта-племя весьма воинственна, но в эпоху Оттоманской империи подвергалась всяческим притеснениям, облагалась высокими налогами и повинностями.

224 Недавно скончавшийся диктатор Сирии Асад был алавитом и членом «Бааса».

225 Который сам, будучи человеком верующим, считал, что в политике нет места нравственности. Над всем превалируют в политике эгоистические национальные интересы, а нравственность - удел личной жизни и взаимоотношений между гражданами.

226 Devlin, John The Ba'th Party, p. 29.

227 Devlin, John The Ba'th Party, p. 29.

228 Hinnebush, Raymond Указ, соч., р. 125-127.

229 Devlin, John Указ, соч., р. 310-311.

230 Военная фракция «Бааса» захватила власть в Ираке в 1963 году. В 1966 году Ирак был даже убежищем для Афляка и его коллег во время антибаасиского восстания в Сирии. В 1979 году президентом Ирака становится Саддам Хусейн, а годом позже он прерывает дипломатические отношения с баасистской Сирией, см.: Роберте, Давид Указ, соч., с. 155-156.

231 Правда, можно себе представить, каков был бы нацизм сегодня в Германии, если бы Гитлер, скажем, остановился на заглатывании Чехословакии и Австрии и избежал бы мировой войны. Можно себе представить, что где-то около 1950 года он бы умер, и к власти пришел бы, например, культурный прагматик Шпеер (гениальный гитлеровский министр вооружения). Он, конечно, отменил бы Нюрнбергские расистские законы, в Германии произошла бы дегитлеризация с посмертной реабилитацией всех замученных в нацистских концлагерях, даже евреев. И вот в отношениях «великих демократий» с Германией, возглавляемой «нацизмом с человеческим лицом» была бы принята политика мирного сосуществования, улыбок «в духе Женевы» и наконец политика разрядки. Шпеер извинялся бы за досадное уничтожение нескольких миллионов евреев и славян, мировое общественное мнение забыло бы об этом так же, как оно быстренько забыло о десятках миллионов жертв Ленина и Сталина. А «прогрессивные ученые» типа принстонских Такера и Стивена Коэна, например, прославляли бы прогрессивный национал-социализм Хрущева, то бишь Шпеера, утверждая, что во всем виноват только Гитлер, а система вполне прогрессивна.

232 Христианские и иудейские меньшинства в мусульманских странах именуются «народами Книги» и защищаемым меньшинством, с которых только взымается особый подушный налог (джизья), которому «верные» не подлежат. Христиан как верующих в Бога в трех лицах, Коран также называет «многобожниками». В отношении их (то есть многобожников) 5-й стих 9-й суры говорит: «...Избивайте многобожников, ... захватывайте их, осаждайте, устраивайте засаду против них во всяком скрытом месте.

233 Chamieh, Jebran Traditionalists, Militants and Liberals in Present Islam, p. 66.

234 Chamieh, Jebran Traditionalists, Militants and Liberals..., c. 61-63.

235 После долгих размышлений я пришел к выводу, что, поскольку Коран - это прежде всего Закон, слово «законник» лучше всего подходит к мусульманским авторитетам, хотя в английских книгах по исламу употребляется термин Muslim judges, то есть исламские судьи.

236 Современному человеку может показаться странным, что мы говорим о всецерковной соборности Вселенских соборов, когда на самом деле за единичными исключениями это были соборы только епископата. Но надо иметь в виду, что, во-первых, епископы тогда были в каждом крошечном городке, то есть большинство епископов были теми, кого теперь называют благочинными. Во-вторых, епископы выбирались всем народом, так что они действительно, а не только формально (как в современной России), представляли всю полноту церковную.

237 Например, мифологизированное повествование детства Иисуса в одном из апокрифов, в котором маленький Христос лепит птичек из песка и превращает их в живых птиц.

238 Лк 1:1. Перевод еп. Кассиана (Безобразова). Лондон, Библейское общ-во, 1970. См. также: Niswonger, Richard New Testament. History, p. 99-113. Автор цитирует таких авторов начала II века, как Папиас, который свидетельствовал, что лично знакомый ему евангелист Марк говорил, что писал свое Евангелие со слов апостола Петра. Из Посланий мы узнаем, что евангелист Лука сопровождал апостола Павла в его миссионерских путешествиях. Из этих данных Нисуонгер заключает, что три синоптических Евангелия были написаны между 60-ми и 70-ми годами I века после Р. X., а Евангелие от Иоанна - где-то около 90 года (вспомним, что Иоанн был, кажется, самым молодым из учеников Иисуса, так что в 90 году ему могло быть около 75,лет).

239 Чамиех, Джебран Указ, соч., с. 22.

240 Ин 8:32 (указ, перевод и издание).

241 Е. Burman Op. cit., p. 36.

242 Имена и судьбы первых 11 имамов: 1. Али убит в 661 году. 2. Его сын аль-Гасан отравлен в 670 году Умайядским халифом Суфьяном. 3. Второй сын Али аль-Гусейн аль-Шухада убит вместе с 72 своими последователями в Иракском городе Карбала в 680 году. 4. Али ибн-Гусейн аль-Абидин отравлен в 713 году. 5. Магомет ибн-Али отравлен в 732 году племянником умайядского халифа Гишама. 6. Джафар аль-Садык, как считают, отравлен Аббасидским халифом аль-Мансуром в 765 году. 7. Муса аль-Казым, как считают, был отравлен в тюрьме Аббасидского халифа аль-Рашида. 8. Али аль-Рида отравлен в 818 году. 9. Магомет ибн-Али аль-Таки отравлен своей женой - дочерью Аббасидского халифа аль-Мамуна в 835 году. 10. Али ибн-Магомет аль-Хади отравлен в 868 году Аббасидским халифом аль-Мутазз. 11. Аль-Гасан ибн-Али аль-Аскари (по названию города в провинции Самарры в Ираке) отравлен в 873 году в возрасте 27 или 28 лет. См.: Matti, Moosa Extremist Shiites, p. 92-93.

243 Между этими двумя терминами есть разница. Так, папа Римский считается непогрешимым в принятии решений догматического характера, но в личной жизни, как всякий человек, он грешен.

244 Tibi, Bassam The Challenge of Fundamentalism..., p. 163.

245 Ahmed, Ishtiaq Указ соч., с. 49-51. В XX веке доктрину аналогии разработал кровавый прокурор сталинских чисток Андрей Вышинский, посредством которой на смерть и в концлагеря отправлялись миллионы невиновных граждан, вполне невинные деяния, слова или поведение которых приравнивались такими натяжками к той или иной статье Уголовного кодекса.

246 Ahmed, Ishtiaq Указ соч., с. 84.

247 Там же, с. 52.

248 Этот феномен можно сравнить с появлением пустынножительного монашеского движения в христианстве в IV веке, который был реакцией на огосударствление и обмирщение Церкви.

249 Choueiri, Islamic Fundamentalism, p. 36.

250 Там же, с. 37.

251 Тиби Указ, соч., с. 29-30.

252 По этому пункту, как было указано в предыдущей главе, у арабов с мусульманами расхождение: секулярно-панарабистские движения видят всех арабов, вне зависимости от религии, единой нацией; мусульманские же фундаменталисты, равно как и традиционалисты, единой «нацией» считают весь мир мусульманства, вне зависимости от племенного признака.

253 Чуэйри Указ, соч., с. 58.

254 Чуэйри «Исламский фундаментализм», с. 58-59.

255 Кстати, по исламскому учению Царство Божье начинается уже в этом мире, и такого решительного разграничения между земной и загробной жизнью, как в христианстве, мусульманство не знает, поэтому и Царство Небесное воспринимается в таком «приземленном» понимании, как получение тех радостей и удовольствий, которыми данный верный мусульманин не успел насладиться в этом мире.

256 Чуэйри «Исламский фундаментализм», с. 111-112.

257 Выдающийся православный богослов, покойный протопресвитер Александр Шмеман считал, что религия как таковая является идеологизацией веры, использованием веры в земных, государственных и политических целях.

258 Указ, соч., с. 225.

259 Отсюда Фатимидские халифы Египта с 909 по 1171 годы. Их связь с Фатимой чисто мифическая: они относили свое происхождение к Магомету ибн-Измаилу, после которого якобы было несколько сокровенных имамов, от которых якобы и произошла данная династия.

260 А у измаилитов - одной из шиитских сект - таким же образом исчезает Седьмой по их счету имам, Измаил, также превращающийся в Сокровенного имама и будущего спасителя.

261 Опять зороастровский огонь!

262 Момен Указ, соч., с. 226. А как насчет создания человека Богом «по образу и подобию Своему»?

263 Момен Указ, соч., с. 227.

264 Характерно отражает это положение шиитов следующая молитва: «Да ускорит Бог освобождение от страданий через воздвижение имама [Мехди].

265 Муса Указ, соч., с. 98.

266 Поскольку у мусульман нет таинства рукоположения духовенства, то, пожалуй, правильнее было бы проводить параллель между сельскими муллами и начетчиками старообрядцев-беспоповцев.

267 Roy, Olivier The Failure of Political Islam, p. 60-61.

268 Taheri Holy Terror. P. 113.

269 Mozaffari, Mehdi «Islamism in Algeria and Iran», in Islamic Fundamentalism. Sidahmed, Abdel Anoushiravan, Ehteshami, eds. P. 237.

270 Что переводится как «жемчуг эпохи».

271 Что значит «сын водоноса». Как указывают Ральф Магнус и Идеи Наби, под такой кличкой он упоминается в Афганистане, чтобы подчеркнуть его низкое происхождение, самозванство. См.: Magnus, Ralph H., Naby, Eden Afghanistan: Mullah, Marx, and Mujahid, p. 42-43.

272 Правда, при диктатуре Дауда (1973-1978) свобода печати и слова стала резко сокращаться.

273 Р. Магнус, И. Наби Указ, соч., с. 107-108.

274 Якобы со слов Захир-шаха, сообщившего об этом остальным членам своей делегации и своей семье после встречи с Брежневым. Там же, с. 108-109.

275 Магнус и Наби (Указ, соч., с. 122) считают, что слово «муджахед» происходит от слова «джихад» и означает «стремящиеся на пути к Богу»

276 Р. Магнус, И. Наби Указ, ст., с. 120-121.

277 Совсем по-ленински, если мы вспомним его слова о том, что для захвата власти необходимо привлечь армию на свою сторону.

278 По отцовской линии Тараки происходил из клана Гильзаи, соперника Дурранитов, что привлекало гильзаитов во фракцию «Халк»; так что даже в компартии сохранялось клановое и династическое деление.

279 Hyman, Anthony Afghanistan under Soviet Domination, p. 108-127.

280 Kakar Afghanistan. The Soviet Invasion, p. 85.

281 Сравни с учением Иосифа Волоцкого и митрополита Даниила о долге православного христианина не подчиняться указаниям монарха-еретика, царствующего неправедно.

282 Цит. по: Asta Olesen Islam and Politics in Afganistan, p. 243-244.

283 Напоминаем, что джихад - это не просто война, а, прежде всего, принесение себя в жертву во имя Аллаха. Отсюда и исламские террористы-самоубийцы в Палестине, например.

284 Какар Указ, соч., с. 260.

285 Margolis, Eric S. War at the Top, p. 48.

286 А западные ученые, в частности Л.М.Шапиро, называют ее партией-армией, из-за беспрекословного подчинения ее членов вождю и полной пирамидальности ее структуры, без обратного действия.

287 Поскольку все книги, используемые в этой главе, на английском языке, в библиографии они указаны в последовательности латинского алфавита. В случае использования книг на разных языках в библиографии автор указывал их в последовательности русского алфавита.

288 В то время, как в протестантизме и, даже в католичестве, самостоятельной религиозной и богословской мысли предоставляется широкое поле свободного творчества. Слишком широкое! Например, недавно вышла книга англиканского священника, в которой он повторяет зады иудейской легенды первых веков христианской эры о том, что Христос якобы был всего лишь внебрачным ребенком. На следующий же день после обзора этой книги в самой влиятельной газете Канады «The Globe and Mail» появилось письмо другого англиканского священника, дававшее весьма положительную оценку книге своего собрата, однако с замечанием автора письма, что он «скорее» придерживается традиционного евангельского повествования. Самое поразительное - то, что ни руководство Англиканской церкви, ни оба священника не заикнулись о том, что если священник не верит в истинность Евангелия, ему нечего делать в Христианской церкви. Объединенная церковь Канады - самая крупная протестантская церковь в стране - возглавляется модератором. Так вот один из модераторов - некий профессор богословия г-жа Вилсон - после визита своей церковной делегации к Русской православной церкви - в присутствии пишущего эти строки удивлялась, что православные все еще верят в Никейский символ веры. А ее преемник открыто заявил, что не верит в Воскресение Христово.

Естественно, с христианской точки зрения -любой разновидности христианства - отрицающим истинность Евангелия, а особенно воскресения Христова, без которого, как писал еще апостол Павел, христианство вообще бессмысленно, нет места в рядах христианских духовенства и учительства. И то, что они сохраняют свои духовные звания и служат в Церкви, в которую не верят, можно сравнить разве что с теми миллионами бывших граждан СССР, которые состояли в КПСС, не веря в коммунизм. Однако, если неверующие коммунисты руководствовались материальными или карьерными соображениями, вступая в партию, у неверующих в рядах духовенства нет и этого стимула, ибо духовенство на Западе - за исключением «электронных» проповедников в южных штатах США - принадлежит к одной из самых низкооплачиваемых категорий граждан. Следовательно, этими людьми руководит искреннее стремление служить Богу, как они это понимают. И беда их в том, что, во-первых, основные протестантские течения и их руководители настолько погрязли в рационализме и потеряли святоотеческие ориентиры, что они отказываются давать какое-либо догматическое направление, сводя все к служению какому-то неведомому Богу, возвращаясь в то состояние, в котором были афиняне до Павловой проповеди. Но между этой крайностью и религиозным тоталитаризмом, практикуемым значительной частью консервативного духовенства и особенно так называемыми «младостарцами» в современной Русской церкви есть «царский путь» золотой середины, допускающий самостоятельные духовные искания и находки, исследование и развитие святоотеческого богословия, переосмысление его в терминах, более понятных современному человеку, нахождение новых путей обращения людей к вере в Бога. Ведь фанатичная узость, не допускающая ничего нового, а тем более пути проб и ошибок в богословии, является лишь прикрытием слабости собственной веры, страхом самому уклониться и желанием прикрыться авторитетом духовника или какого-нибудь старца, боязнью ответственности.

289 Вспомним, что в свое время существовала еретическая по сути школа трехязычия, согласно которой богослужение можно совершать лишь на одном из трех «священных» языков - греческом, еврейском и латинском. На этом основании преследовались свв. Кирилл и Мефодий, за то, что они посмели совершать богослужение на «нелитургическом» славянском языке. Если тогда существовала ересь трехязычия, то в сегодняшней России этому соответствует ересь «четырехязычия». Беда в том, что эта ересь внедряется не отдельными полуобразованными батюшками, а высшим церковным руководством, полностью пренебрегающим реальными нуждами паствы, особенно паствы потенциальной. См. также мою рецензию на «Богослужебный язык Русской церкви»: Д. Поспеловский «Ересь языкопоклонства», в НГ-Религии, 26 февраля 2000.

290 Сербы и болгары перевели богослужение на свои языки и славянским пользуются только в особо торжественных случаях; украинцы преимущественно служат по-украински, белорусы начинают переходить на свой язык в богослужении. Тот же процесс идет в Польше, Чехии и Словакии.

291 Как призывал профессор-протоиерей Георгий Флоровский: «Вперед, к отцам Церкви».

292 Так он определен и в «Уставе» 1989 года, который почти нигде не применяется.

293 Кстати, такой же общинно-приходской системы придерживается и зарубежная Карловацкая церковь, которая так по сердцу авторам антикочетковской инвективы.

294 О которых митрополит Евлогий писал, что на Эдинбургской экуменической конференции 1937 года по его поручению греческие богословы, «проэкзаменовав» малабарских иерархов, пришли к заключению, что их богословие православное. См.: Евлогий, митрополит «Путь моей жизни», Париж: ИМКА- Пресс, 1947, с. 595.

295 Чтобы в этом убедиться, достаточно прочитать мемуары профессора Санкт-Петербургской духовной академии и члена Императорской Академии наук Е.Голубинского.

296 Многих поразило и даже возмутило, что, канонизируя сонмы мучеников советских гонений, а среди них и такие спорные фигуры, как последний царь или совершенно мифическая Матрена, Архиерейский собор 2000 года обошел молчанием таких подлинно христианских подвижников-мучеников, как слуги царя, в отличие от него добровольно избравшие путь мученичества, оставшись с царской семьей в Екатеринбурге, Мария (Скобцова) и отец Павел Флоренский. И тут политические расчеты возобладали над духовностью!

297 К сожалению, в этом же направлении двигается сегодня и Православная церковь в России, на что указывает ее недавно опубликованная «Социальная концепция».

298 По-видимому, м. Мария все же не совсем ясно представляла себе тотальность советской системы слежки и доносительства. Во-первых, рано или поздно почти все катакомбные группы были «вычищены» органами безопасности. Во-вторых, те немногие катакомбные группы, которые дожили до конца советской власти, оказались крайне малочисленными, и большинство из них в своей изолированности и при почти полном отсутствии образованных священников, а тем более богословов, ушли в какую-то смесь христианства с язычеством или оккультизмом. Духовному возрождению в постсоветскую эру они, во всяком случае, ничего не дали.

299 Слова Богородицы, когда к ней явился архангел Гавриил с вестью о предстоящем рождении у Нее Иисуса Христа от Духа Святого. Дева Мария могла ответить отказом - в этом вся суть той свободы, которую предоставил человеку Бог.

300 Как говорил Серафим Саровсий: «Спасись сам, и сотни вокруг тебя спасутся».

301 Это не в бровь, а в глаз современным попыткам создать новую национальную идеологию, то есть снова толкнуть страну на путь тоталитаризма.

302 См.: Вестник РХД, № 181, с. 255-261.

303 Есть несколько версий ее смерти в концлагере. Согласно одной из них немцы отделили группу евреек, направляемых, как всем было ясно, в газовую камеру. При перекличке мать Мария назвалась именем одной из евреек, особенно боявшейся смерти, и пошла вместо нее на смерть.

304 Воспоминания Сахарова - обратный перевод с английского: P. Boobbyer «Religious Experiences of the Soviet Dissidents», in Religion, State and Society, vol. 27, September 1999, p. 376.

305 Слышатся уже мне голоса осуждающие: как он смеет сомневаться в учении отцов Церкви. Но дело в том, что и они сами, будучи праведниками, ожидали праведности и в других людях. Кстати, в писаниях различных отцов Церкви немало разногласий. Они ведь тоже люди, а не боги. Это только «новые богословы» из Свято-Тихоновского института, зазубрив азы богословия, боятся любого разномыслия да и вообще «мыслия».

306 Иными словами, церковное начальство пренебрегает постановлениями своих же соборов, номинально имеющими силу закона!

307 А. Кырлежев «Церковь и мир в социальной концепции РПЦ», в Русская мысль, 21. Сентября, 2000. Иными словами, митрополиту Питириму Церковь видится в качестве тоталитарного организма, аналогичного богоборческому коммунизму, а следовательно, и системе тотального террора!

308 Не потому ли, что признание права человека на разномыслие в гражданском контексте может усилить позиции церковной интеллигенции, требующей права на разномыслие и в Церкви (См. слова апостола Павла: «Разномыслию между вами надлежит быть»).

309 См.: «Богослужебный язык Русской церкви». М.: изд-во Сретенского монастыря, с. 336-368.

310 Св. Александр (Хотовицкий) был также страстным поборником богослужения на русском языке, заявив в подотделе о богослужебном языке Поместного собора: «Перевод, безусловно, необходим. Даже мы, священники, ... часто встречаемся с такими местами славянского текста, которые нам совершенно непонятны, и вместо сознательной молитвы ударяем звуками в воздух».

311 До 1917 года в истории не было такого прецедента. Гонения в Римской империи были гонениями от имени одной религии против другой. Это совсем не то, что марксистский атеизм.

312 Например, только что - надо надеяться окончательно, - проваленный аттестационной комиссией декан Исторического факультета Санкт-Петербургского университета коммунист Фроянов, прославлявший Сталина, проповедовавший пресловутую коммунистическую доктрину враждебного окружения и преследовавший преподавателей, не соглашавшихся с ним и смевших получать гранты от зарубежных фондов. (См.: «Нераздавленная гадина», в Вести.ru, 18 мая 2001.).

313 В своем ответе на вопросник Святейшего Синода о желательности реформ в Церкви по вопросу, каков должен быть состав Поместного собора, Сергий писал, что в условиях, когда епископат в отличие от ранней Церкви не избираем церковным народом, а бюрократически назначается, только полностью представительный Собор со свободно избранными депутатами от духовенства и мирян, будет достаточно авторитетным в глазах народа, чтобы его определения были им приняты.

314 Иосиф Волоцкий был вождем с железной хваткой, так что для современного церковного руководства подлинное иосифлянство - лишь «голубая» мечта.

315 Имеется ввиду современник Иосифа, Нил Сорский, исихаст, основатель скитов Заволжских старцев, проповедовавший нищету для монахов в подражание Христу. Победило в Церкви, как известно, иосифлянство с его проповедью материального богатства Церкви и срастания Церкви с государством (теоретически симфонией равных).

316 Цитата из архивных материалов монахини Марии 1936 года. См.: М. Гаккель, протоиерей «Патриархальные порядки в Русской православной церкви», в Вестник РХД, №181, с. 242-243.

 

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова