Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

Епископ Афанасий (Сахаров)

О ПОМИНОВЕНИИ УСОПШИХ ПО УСТАВУ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ


К началу


ГЛАВА V

ЧТЕНИЕ ПОМЯННИКОВ

В заботе о том, чтобы чада церковные союзом любве связуеми, яко братолюбцы [1] и закона любве держащеся [2], молились друг за друга, Святая Церковь ввела в свое богослужение общие формулы поминовения, иногда сливая воедино свою молитву о живых и умерших [3], иногда совершая отдельно поминовение тех и других. Но Она знает, что поминовение общими формулами не может всегда удовлетворить в полной мере братскую любовь. У любящих всегда остается потребность в известных случаях помянуть и по именам любимых. Поэтому уже с самых первых времен своего существования Св. Церковь ввела в употребление так наз. диптихи или синодики, в которых вносились имена всех известных для данной церкви, для данной церковной общины лиц: прежде всего — всех усопших православных епископов этой церкви, затем живых, по преимуществу благотворителей храма [4] и усопших, особенно тех, которых своею верою и добрыми делами приобрели уважение в Церкви. По примеру общецерковных диптихов и верующие, каждый в отдельности, стали заводить такие же диптихи, наши помянники или поминания, куда заносим имена своих сродников, друзей и знаемых.

ПОМИНАНИЯ

И общецерковные диптихи и частные помянники, как в древности, так и ныне предназначаются для чтения их при богослужении. Но как известно, одним из основных положений Церковного Устава является то, чтобы во всем была определенная норма, по возможности, точная мера, чтобы не загромождать богослужения, чтобы не удлинять его больше нужды сверх сил молящихся, чтобы не переступить пределов, поставленных отцами. В отношении молитв и песнопений не трудно установить известную меру, выдержать определенную норму [5]. Иное дело с помянниками. Их может быть подано много, и каждый из них может заключать в себе немало имен. Св. Церковь поощряет чтение помянников. Кроме нарочитых поминальных исследований Она вводит его, как непременную часть, в состав важнейшей из дневных служб — литургии, назначая для него важнейшие моменты этой службы, соединяет его с принесением Святейшей Жертвы Тела и Крови Христовых, по силе Коей возносится ко Господу прошение смыть грехи поминавшихся. Чтобы не отвлекать надолго внимание богомольцев от главного предмета богослужения, чтобы не удлинять службу вставками, для которых трудно установить определенные границы, Устав предпочитает по преимуществу тайное чтение помянников. Таково двукратное поминовение живых и усопших при совершении Св. Евхаристии, таково поминовение во время литии на праздничной вечерни. Вообще Устав весьма ограничивает гласное чтение помянников на основных службах.

ГЛАСНОЕ ПОМИНОВЕНИЕ ЖИВЫХ

Гласное поминовение живых по именам назначается только на молебне, где по 3-й песни канона на сугубой ектении, после обычных прошений делается замечание: по сем о нихже поется молебен и следует прошение о милости жизни... рабов Божиих (имя рек), сопровождаемое 15-кратным Господи помилуй. Молебен по большей части совершается в качестве богослужения частного характера, по просьбе отдельных богомольцев и за определенных лиц. Поэтому на молебнах естественно возношение имен за нихже поется молебен [6]. Вечерня и утреня — службы общественные и потому на них то же самое молебное прошение уже не имеет имя рек, а вместо него определенную общую формулу: рабов Божиих братии святаго храма сего. Это показывает, что за вечерней и утреней Устав Церковный не предполагает гласного чтения заздравных помянников. Впрочем, молебное употребление этого прошения и удобство включения в него имен живых, может быть, допускает некоторую возможность при каких-либо особых обстоятельствах присоединения на нем и на вечерни и на утрени имен. На литургийной сугубой ектении этого прошения или подобного ему, в которое можно бы было включить имена живых, совсем нет. Это несомненно потому, что при мысли Св. Церкви, после поминовения на проскомидии и ввиду предстоящего поминовения по освящении Св. даров, нет необходимости в гласном поименном поминовении. Достаточно общих формул, которые на литургии несколько расширяются как о живых, поминовением главным образом непосредственно совершителей таинства, особенно нуждающихся в усиленной молитве предстоящих братии (“братиях наших священницех, священномонасех”), так и об усопших поминовением главным образом предстоятелей поместных церквей, во знак единения православных церквей и тех, кто своим покровительством церкви давал ей возможность в полном спокойствии и во внешнем мире приносить святое Возношение (“святейших патриарсех православных, благочестивых царех и благоверных царицех”).

ЗНАЧЕНИЕ ПОМИНОВЕНИЯ ПО ИМЕНАМ

Возношение на молитве имен имеет главное значение не в том, чтобы об известных лицах напомнить Господу Богу. В вечной памяти У Господа все имена, — всех бывших, сущих и будущих. Возношение имен имеет в виду, главным образом, напомнить НАМ о ком мы Должны молиться и через то подвигнуть нашу любовь к ним на молитвенный труд ради них [7], на совершение добрых дел в память их [8]. О живых, с которыми, даже и при разлучении пространственном, мы в той или иной форме поддерживаем общение, получаем от них напоминание, ощутительное для наших телесных органов, мы больше помним и легче вспоминаем. Иное дело разлука с умершим: то несомненно, что истинная любовь не умирает. Но все же для нас телесных, лучше умеющих помнить то, что мы можем осязать и видеть при посредстве наших внешних чувств, гроб, по выражению Церковных песнопений, в большинстве случаев, становится ходатаем забвения [9]. Ничтоже сице есть удобозабываемое, яко человеку от Человека разлучаемому [10]. Сначала малое время мы очень живо вспоминаем умершего, так что как бы забываем о его смерти, яко не умерша сего имуще, но постепенно даже и родителие чада всячески забывают [11]. Время ослабляет чувство скорби, остроту разлуки, напоминаний же для наших телесных чувств нет, и потому с течением времени нам все же легче бывает забыть об усопших, чем о живых, нам труднее вспомнить о первых, чем о последних. Вот почему Православная Церковь сравнительно так редко возглашает при богослужении, особенно при богослужении общественном, заздравные Помянники. Общее поминовение всей о Христе братии нашей легко может напомнить нам о всех наших близких и любимых, из которых некоторые, может быть тут же около нас находятся, и побудит к усиленной молитве о них. Об усопших нужны более частые и нарочитыя напоминания, поэтому и возглашение имен их при богослужении совершается гораздо чаще, чем возношение имен живых, но в то же время предотвращается возможность нарушения меры, Церковный Устав допускает гласное поминовение усопших на основных службах общественного богослужения лишь в редких случаях. На утрени чтение помянников может быть только в поминальные субботы.

ЧТЕНИЕ ЗАУПОКОЙНЫХ ПОМЯННИКОВ НА УТРЕНИ И НА ВЕЧЕРНИ

В других случаях на утрени никогда не может быть его, а на вечерни никогда — даже и в поминальные субботы не бывает чтения помянников, для них и на вечерних нет места [12]. Взамен этого в качестве обязательного добавления к вечерни и утрени в будние дни, следовательно, очень часто, присоединяется так называемая обычная лития и панихида в пяток вечера. Так соблюдается, с одной стороны, мера, а с другой, — предоставляется свобода усердию. Вечерня и утреня точно определены в своем составе, и потому приблизительно всегда одинаково продолжительны и рассчитаны на силы и усердие среднего богомольца. Лития, хотя и краткая сама по себе, может затянуться надолго, если будет принесено много помянников. Тем более продолжительна будет панихида. Кто слаб или имеет какие-либо другие причины, тот спокойно может уйти из храма после обязательной вечерни или утрени, а усердствующие или имеющие возможность, задержаться на литии или панихиде.

ЧТЕНИЕ ПОМЯННИКОВ НА ПРОСКОМИДИИ

Церковные синодики и частные помянники предназначаются главным образом для чтения их на проскомидии. Церковный Устав, не терпящий вообще беспорядка, бессистемности, всему назначающий определенное место и время, назначает таковое и для помянников на проскомидии. Вписанные в них имена должны быть прочитаны при изъятии частей из 4-й и 5-й просфор, а также и из других просфор, которые могут быть поданы. При этом поминовение на поданных просфорах должно следовать непосредственно за поминовением на 4-й и 5-й просфорах и быть закончено прежде полного окончания проскомидии. По прочтении всех поминаний совершающий изымает последнюю часть из 5-й просфоры, при чем КОНЕЧНЕ глаголет: и всех усопших. Выражение: “конечне глаголет” очевидно предполагает, что чтение помянников закончено совсем, что его уже больше не будет до того момента, когда оно нарочито будет указано чином литургии.

Между тем у нас нередко наблюдается, что служащий иерей почти во все время литургии оглашенных и начало литургии верных до великого входа, а иногда и до Символа веры проводит около жертвенника, читая помянники и изымая части из просфор. Это совершенно ненормально и незаконно: по Уставу, иерей, только совсем окончивши проскомидию, отходит от жертвенника ко Св. Престолу, перед которым, а не в другом месте храма он должен быть почти неотступно во все время литургии. Пред Святою Трапезою, пред Св. Жертвенником, как обычно именуется в чине литургии Св. Престол [13].

Он возносит молитвы Сподобльшему его в час сей ПРЕДСТАТИ пред славою святаго Жертвенника [14], о своих гресех и о людских неведениях [15], о неосужденном ПРЕДСТОЯНИИ Святому Жертвеннику [16]. По существу же, как все богослужение вообще, так в частности, и начало литургии, должно быть выслушано и совершено самим пресвитером, готовящимся не только к Причащению, но и совершению величайшего и страшного Таинства, к чему нужна особливая, нарочитая подготовка, усиленное молитвенное внимание, сосредоточенность. Делать два дела: совершать поминовение на просфорах и в то же время внимать совершающемуся другому богослужению — невозможно, без ущерба для настроения. Даже совершение проскомидии и поминовение на просфорах во время часов, ставшее у нас обычным и постоянным, неправильно и незаконно. Совершающий проскомидию во время часов обычно участвует в часах одними только возгласами, о времени произнесения которых ему иногда приходится напоминать. Все остальное содержание часов проходит совсем вне его внимания. А между тем и часы, с их богатым, наполовину библейским содержанием, такая же обязательная составная часть богослужения, как и все остальное, обязательная в особенности для готовящихся к причащению и для совершающих богослужение. “Известие учительное” в отделе “како подобает служителю предуготовляти себе к должному служению Божественный Литургии” наставляет: ...“третий же час в свое время БЛАГОГОВЕЙНО ВО УМИЛЕНИИ СЕРДЦА совершая, ПРИЛЕЖНО да размышляет... шестый же час совершая, БЛАГОГОВЕЙНО да размышляет...” Какие могут быть размышления при всецелой занятости просфорами и поминаниями?... Может быть именно поэтому, предполагая возможным отвлечение священнослужителей пред литургией и проскомидией и поминаниями, Правило готовящимся служить и хотящим причаститися, в конце нашего Служебника указывает священнослужителям прочитывать часы дома на келейном правиле вместе с предпричастными молитвами, а мирянам, хотящим причаститися, должно слушать часы в церкви [17]. Во всяком случае, часы непременно должны быть прочитаны или прослушаны и хотящим причаститися, и имеющим литургисать [18]. В древней Руси не считалось возможным одному лицу одновременно совершать две службы: проскомидию и часы. Поэтому в то время как литургисающий совершал проскомидию, другой, не литургисающий иерей, совершал часы [19]. А в келейном правиле для готовящихся к литургии пресвитеров, в качестве неотменной основной части, предварявшей канон и молитвы ко причащению входили “причастные часы”, состоявшие по старинному Уставу из часов 3, 6, и 9 и изобразительных. Для последних назначались даже особые “причастные Апостол и Евангелие” [20]. Если незаконно и ненормально для самих литургисающих действовать над просфорами во время часов и литургии, то также незаконно и ненормально ради совершения поминовения осложнять, удлинять богослужение, как это нередко бывает. Иногда, не управившись с проскомидией во время часов третьего и шестого, заставляют читать пред литургией и 9-й час, нашим Уставом относимый к вечерней службе. Иногда поминовение совершается во время Херувимской, ради этого поется она ненормально медленно, иногда вместо одного раза многократно, только утомляя внимание молящихся. Иерейский служебник не предполагает возможности поминовения на просфорах во время Херувимской песни. Правда, в этот момент именно совершается поминовение при Архиерейском богослужении, но это и есть исключительная особенность только архиерейского богослужения, вызываемая тем обстоятельством, что только в этот момент святитель впервые приходит в предложение. Исключительная особенность архиерейской службы не должна и не может быть обращена в постоянное правило службы иерейской.

Великое и важное дело поминовение живых и усопших на проскомидии должно совершаться благообразно и по чину. Должны быть приняты меры к устранению отмеченных ненормальностей, к тому, чтобы поминовение совершалось в положенном месте на проскомидии, а не после того, как КОНЕЧНЕ помянуты все, чтобы оно совершалось до начала литургии, а еще лучше — до начала часов. Богомольцам надо рекомендовать или приходить в храм до начала литургии и часов, или оставлять в храме свои помянники заблаговременно, напр. накануне за вечерней службой. Иереям же готовящимся литургисать, должно начинать проскомидию не одновременно с часами, а до начала их, так, чтобы на своем месте на ней можно было помянуть всех, кого должно помянуть в данный день, не отлагая поминовения до начала литургии. Об изъятии частей из просфор и о поминовении после окончания проскомидии некоторые старцы говорят, что это “прелазание инуде”.

ЧТЕНИЕ ПОМЯННИКОВ НА ЛИТУРГИЙНОЙ ЗАУПОКОЙНОЙ ЕКТЕНИИ

Служебник в чине литургии Иоанна Златоуста помещает заупокойную ектению, за которой дважды возгласно и один раз тайно усопшие поминаются поименно. В Уставе нет нарочитых, точно определенных указаний о том, когда эта ектения может быть возглашаема на литургии. Устав предполагает, что после того, как в указаниях по разным другим случаям им изложена стройная, последовательная, строго выдержанная до мелочей система поминовения, само собою понятно, что и заупокойная ектения на литургии возможна только в полном соответствии со всею этою системою. Оговорка, предшествующая в чине литургии Златоуста тексту заупокойной ектении: “аще будет о усопших приношение, глаголи ектению, [21] —предполагает уже, что не на всякой литургии может быть эта ектения, хотя приношение 5-й просфоры и соединенное с нею поминовение усопших, обязательно должно быть на каждой литургии. Очевидно, выражение: аще будет о усопших приношение нельзя понимать в том смысле, что если будет подана просфора с поминаньем и просьбой помянуть на литургийной ектении. Замечание Служебника должно понимать в том только смысле, если в данный день Церковный Устав вообще разрешает гласное поминовение усопших. В чине литургии Василия Великого, на которой приношение пятой просфоры так же обязательно, как и на литургии Златоуста, нет совсем упоминания о заупокойной ектении. Это потому, что литургия Василия Великого совершается только в воскресные дни и великие праздники, когда все заупокойное удаляется из всех служб, даже из полунощницы [22].

На утрени произнесение заупокойной ектении разрешается только тогда, когда на той же утрени полагается и заупокойный кондак со святыми упокой. В других случаях даже на будничной субботней утрени, где полагается заупокойный седален по второй кафисме, по одному заупокойному тропарю на каждой песни канона и может быть заупокойный светилен, но где нет заупокойного кондака, не может быть заупокойной ектении. Соответственно этому должно рассуждать и о литургии. Когда Уставом разрешается пение на литургии заупокойного кондака, тогда невозбранно может быть произнесена и заупокойная ектения. Когда же пение на литургии “Со святыми упокой” возбраняется, и это возбранение кроме соответствующих оговорок при изложении отдельных случаев, нарочито еще подчеркивается в 52-й главе Типикона: Точию в сии дни... [23], кондак Со святыми упокой не глаголем, тогда не может быть на литургии и заупокойной ектении. Так и поступают в уставных, строгих обителях. Устав, напр. Саровской пустыни определенно отменяет заупокойную ектению на литургии в дни воскресные, праздники Господские, Богородичные и святых со бденим и с полиелеем, или когда бывает Великое Славословие, в дни предпразднственные и попразднственные, а также от среды Страстной Седмицы до недели Всех Святых, и от Рождества Христова до отдания Богоявления [24].

Обычай произносить на литургии заупокойную ектению в воскресные и праздничные дни распространился на Руси не в давнем времени. Во времена митрополита Московского Филарета († 29 ноября 1877 г.) он, по-видимому, не имел еще распространения. Сам святитель Филарет, получив в субботу известие о смерти своей сестры, во вторник пишет родным: “Получив известие Ваше в субботу, в воскресенье совершал я литургию, молясь о ней тайно. Панихида была после вечерни, открытое поминовение на литургии вчера” [25]. Митрополит Сергий (Ляпидевский — † 17 февраля 1898 г.), ученик и почитатель митрополита Филарета, ревновавший о сохранении и восстановлении филаретовских традиций, издавал распоряжение по Московской епархии о прекращении распространившегося уже после митрополита Филарета праздничного поминовения усопших.

Говорят, что есть исключительный случай, когда даже и в праздники должно быть допущено произнесение заупокойной ектении на литургии, — это когда в храме находится гроб с телом усопшего, отпевание коего предстоит по окончании литургии.

ЕКТЕНИЯ НА ЛИТУРГИИ В ДЕНЬ ПОГРЕБЕНИЯ

Ранее было отмечено, что Устав Церковный не предполагает соединения погребения непременно с литургией. Наоборот, он вообще считает нежелательным совершение каких-либо последований непосредственно по окончании литургии. Но обычай приносить тело усопшего к литургии и после нее совершать отпевание, во многих местах установился настолько твердо, что иной практики при нормальных условиях не может и быть [26]. Самое желание, чтобы при гробе усопшего была совершена литургия, конечно, может быть только похваляемо. Литургийное моление в день последнего прощания с братиею, несомненно приносит и великую отраду усопшему и великую пользу. Но то несомненно также, что для самого усопшего не нужны уже никакие исключения и отступления от Устава Церкви.

Дух его, освободившийся от ограниченности плоти, лучше чем при жизни, лучше чем живые, окружающие гроб, понимает всю силу и значение литургийного моления, все превосходство тайного поминовения на Евхаристии пред всяким другим, всю пользу послушания Святой Церкви и точного соблюдения ее уставов. И если для исключительного случая, может быть, и возможно некоторое изменение, — то это не ради усопшего, а только ради окружающих гроб, только как некое снисхождение к их немощи, к их несовершенству, к их некоторой недисциплинированности церковной, к их некоторому непослушанию, может быть для данного случая несколько извинительному, в виду снедающей их скорби, угнетающей их печали, глубокого горя о предстоящей разлуке, когда так желательно хоть лишний раз услыхать громко произнесенное имя дорогое.

Но беда наша в том, что у нас часто не умеют [27] делать различия между правилом и исключением, и нередко то, что Церковь при известных обстоятельствах допускает как исключение, ревнующие не по разуму выводят во всеобдержное правило [28]. Поэтому, чтобы разрешение произносить на литургии в некоторые праздники заупокойную ектению исключительно при нахождении в храме гроба и в виду предстоящего отпевания, не послужило поводом к разрешению по всякому случаю и даже без всякого случая необходимо нарочитое постановление законной высшей церковной власти — Священного Собора Поместной Русской Церкви. В нем, во-первых, должны быть указаны те праздники, в которые не должно быть совершаемое погребение [29]. Во-вторых, перечислены те дни, в которые хотя и может быть совершаемо погребение, но в которые даже в присутствии гроба, на литургии и вообще на общественном богослужении, не должно быть ничего заупокойного, не исключая и ектении [30]. Затем должно быть указано, что если в некоторые меньшие праздники ради предстоящего погребения и находящегося в храме гроба имеет быть сделано некоторое отступление от строгого соблюдения Устава, то исключительно только одно — заупокойная ектения на литургии об одном только усопшем, чье тело предстоит в храме. Во всем остальном служба должна быть праздничная, без заупокойного кондака, без заупокойных апостола и Евангелия. И, наконец, должно быть подчеркнуто, что произнесение на литургии заупокойной ектении в некоторые праздники допускается как исключение, при одном лишь случае и со всею строгостью подтверждено, что никакие другие обстоятельства, никакие другие поводы не дают права нарушать церковные правила поминовения и отступать от точного Устава праздничной службы. Относительно заупокойной ектении на литургии в воскресенье и праздничные дни в Требнике Петра Могилы дается такое указание: “Аще и недельный или праздничный день кого от христиан погребение приключится, кроме светлыя недели, вся погребению прислушающая над ним да совершатся, разве обычных в простые дни в литургии совершаемых ектений [31].

Это замечание Требника означает, что самый чин погребения, хотя бы он совершался в воскресные и праздничные дни, совершается без всяких изменений, только на Светлой Седмице совсем особый чин погребения. Но на праздничной литургии не должно быть заупокойной ектении, даже и в виду предстоящего погребения [32].

ЗНАЧЕНИЕ ПОДАЧИ ПОМИНАНИЙ

Любимый православными и широко распространенный обычай подачи поминаний имеет значение, конечно, не сам по себе, и даже не потому, будет ли поминание гласное прочитанное священнослужителем или почему-либо случайно не будет прочитано совсем [33]. Значение подачи поминаний в том, что оно является выражением любви к вписанным в помянник: любви, побуждающей просить священнослужителей и собратий о молитве за них; любви, побуждающей непременно соединять с подачей поминаний милостыню в память поминаемых, приносимую в пользу Церкви [34], священнослужителей [35] и бедных людей, любви, ограничиваемой послушанием Церкви и самым этим ограничением возвышающей и усиливающей свою действенность. Но истинная любовь не может ограничиться только тем, чтобы так или иначе побудить других молиться о наших близких. Любовь не в том, чтобы только подать поминание, заказать молебен или панихиду, и самому успокоиться. Не все на священника возверзем, но сами яко же об общем теле, о Церкви всей тако да печалуем [36], говорит Типикон вообще об участии молящихся в богослужении. Также, в частности, должно рассуждать и о молитве за братии наших живых и усопших. Подавшие поминание должны и сами, по возможности одновременно со священнослужителями, молитвенно поминать своих близких и во время проскомидии, и по освящении Святых Даров и в других случаях гласного или тайного поминовения живых и умерших. При служениях, напр. общих панихид, особенно в родительские субботы, священнослужители иногда не имеют физической возможности прочитать хотя бы по разу все поминания и принуждены бывают ограничиваться прочтением лишь нескольких имен в каждом помяннике.

ЧТЕНИЕ ПОМЯННИКОВ САМИМИ БОГОМОЛЬЦАМИ

Долг самих богомольцев разделить и восполнить труд священнослужителей. Каждый богомолец может во время каждой ектении, во время каждого возгласа, значит, неоднократно во время панихиды или заупокойной утрени помянуть своих близких, прочитать свой памятник. Если бы так стали поступать, то поминовение приняло бы совсем иной характер, более соответственный его значению и цели.

Теперь у нас перечитыванием помянников заняты только священнослужители. А каждый богомолец лишь ждет, когда будет прочитано его поминание. В это время он начинает усиленно креститься и творить поклоны, иногда даже земные. После этого он считает себя вправе отдохнуть от молитвы, сесть, даже пошептаться с соседом или выйти из храма на время чтения поминаний других. И самые усердные поборники чтения поминаний не могут не признать, что продолжительное, иногда в течение более часа, перечитывание одних имен, мало назидательно. Оно больше рассеивает внимание, утомляет и даже приводит к скуке, к досаде.

Диптихи древней Церкви были, несомненно, невелики и немногочисленные уже потому, что состав отдельных общин [37] был не так велик. Тогда не только каждый пастырь мог в буквальном смысле глашать по имени всех своих овец, но и все прихожане хорошо знали друг друга. Поэтому (что особенно важно) даже и в частных диптихах были имена хорошо известные, если не каждому, то во всяком случае многим богомольцам данного храма. Таким образом, гласное чтение диптихов в древней Церкви, во-первых, не было продолжительным, и, во-вторых, не было утомительным перечитыванием неизвестных имен. Но и при всем том диптихи назначались главным образом для негласного чтения на проскомидии и литургии. У нас нет такого знания прихожанами друг друга, да и число богомольцев, часто на многих приходах стекающихся, бывает значительно. Отсюда множество поминаний с громадным количеством имен, в массе которых теряются даже известные имена. Необходимо все поданные помянники прочитать вслух, иначе владельцы их обидятся. И стараются об этом, вычитывая все их, иногда не по одному разу. А взамен этого опускают из заупокойного богослужения наиболее существенное и содержательное, оставляя один остов богослужения, самочинно искажая установленный Церковный чин, нарушая Устав Церковный. Между тем, этого великого греха можно было бы легко избежать, если бы сами богомольцы стали разделять со священнослужителями поминальные труды, — не только пассивно, как теперь, присутствуя при чтении помянников, но и активно участвуя в нем. Священнослужители прочитывали бы общецерковные синодики с именами всем известных лиц: местных и всероссийских подвижников благочестия, неканонизированных праведников, священнослужителей, ктиторов и благотворителей храмов, местных и всероссийских деятелей в духе Св. Церкви, недавно скончавшихся прихожан, и вообще всех тех, кто своею верою и добрыми делами заслужили уважение и память прихожан [38]. В заключение этого синодика — поминовение общею формулою всех преждепочивших, может быть несколько расширенною, применительно к бывшим в древнерусских синодиках. Богомольцы же каждый про себя в соответствующие моменты прочитывали бы свои помянники: тогда бы богослужение значительно сократилось по продолжительности, но еще более могло бы быть восполнено по содержанию. Тогда без опасения задержать очень долго богомольцев можно бы было избежать преступных, часто бессмысленных сокращений заупокойного богослужения и возвратить ему всю его назидательность, всю умилительность и красоту. В то же время поминовение каждого усопшего было бы совершено не один раз, а многократно, например на великой панихиде с непорочными 18 раз. И что особенно важно, сами богомольцы не оставались бы пассивными, праздными при утомительном перечитывании священнослужителями имен. Неоднократным перечитыванием своих помянников они показали бы всю полноту любви своей к усопшим, ради которых и подъемлется этот труд многократного перечитывания. А перечитывание знакомых и любимых имен не будет утомительным, ибо почти каждое имя связано с рядом воспоминаний, иногда очень дорогих. Эти молитвенные воспоминания дорогих каждому лиц, молитвенные труды в память их каждого отдельного богомольца, объединяясь с возглашаемым от священнослужителей общим поминовением всех прежде почивших, сплетаясь с умилительными песнопениями Церкви, будут не только угодны Господу и отрадны усопшим, но и для самих молящихся сделают то, что поминовение усопших по помянникам перестает быть скучным и утомительным.

Что же касается того, что в этом случае частные поминания не будут прочитаны священнослужителями, то необходимо иметь в виду следующее: поминовение при богослужении одинаково полезно и плодотворно, произносит ли имена священник, читают ли поминовения прислуживающие в алтаре [39], или сами богомольцы про себя поминают своих усопших, каждый стоя на своем месте. Все молитвовословия, даже и тайно приносимые в храме во время богослужения, возносятся к престолу Божию чрез священнодействующего предстоятеля: эта истина громогласно возвещается при архиерейском богослужении, кода протодиакон, на так называемой “выкличке” по освящении Св. Даров, во время тайного поминовения живых и усопших, возглашает: “...преосвященного... приносящего Святыя Дары сия, ...о оставлении грехов... зде предстоящих и о нихже кийждо во уме своем поминание творит”, то есть о всех тех, кого каждый из молящихся мысленно, про себя помянул в течение литургии и поминает в данный момент.

Эта формула общего поминовения всех тех, кого каждый из богомольцев мысленно про себя поминает, бывшая в наших древних последованиях литургий, — забытая в синодальный период, и восстановленная вместе с восстановлением патриаршества, — ведет свое начало от апостольских времен. В литургии апостола Иакова [40] после освящения Св. Даров сам епископ молится: Помяни Господи, приносящих днесь на Жертвеннике Твоем Жертву Сию и тех, за кого Ее приносят и кого в мыслях имеют. Так и в апостольские времена, когда и число членов каждой христианской общины было невелико и богомольцев при служении было немного, когда, следовательно, немного было имен в диптихах, в известных случаях, находили более удобным ограничиваться такой общею формулою поминовения, предоставляя подробное поминовение по именам самим богомольцам. Тем более, такой порядок следует рекомендовать в настоящее время.

Как известно, при служениях о. Иоанна Кронштадтского подавалось громадное множество записок. Если бы всех их прочитывать, особенно вслух, это заняло бы времени значительно больше, чем все остальное богослужение. Поэтому обычно о. Иоанн лишь полагал руку на всю кучу записочек, мысленно поминая всех вписанных, и все молящиеся уверены были, что поминовение совершено как должно. Так по вере молящихся бывает всегда в Церкви Божией, когда почему-либо поданные богомольцами помянники не могут быть прочитаны самими священнослужителями. Всеведущий знает все имена, Сердцеведец видит любовь живых к усопшим, знает их усердие и расположение их к молитве о почивших и приемлет общее моление Церкви о принесших и ихже ради принесоша, [41] как поминовение каждого в отдельности.

В благоустроенных обителях братия сами читают во время проскомиди свои монастырские помянники, не входя в алтарь, каждый стоя на своем месте. “Поминовение родственников, — пишет Святитель Игнатий (Брянчанинов), — одинаково слышит Бог как из алтаря, так и с того места, где ты стоишь. Богу приятнее будет молитва твоя из церкви, когда по причине благоговения к Нему ты устраняешься входа в алтарь, нежели когда ты вошел в него без должного благоговения, нарушив преподанное тебе правило” [42].

Чтение помянников самими богомольцами было бы удобно и полезно еще и в таком отношении: некоторые из богомольцев любят вносить в свои помянники очень многие имена, не только своих ближайших родственников, но и знакомых, и почитаемых подвижников благочестия. Такое стремление поминать по именам очень многих усопших само по себе весьма похвально и заслуживает всякого поощрения. Но когда в храме подается много помянников, и если все они будут иметь помногу имен, создается большое затруднение с чтением помянников, которое и времени много занимает и тем затеняет собою основное богослужение, да и для читающих физически тяжело. При этом многие имена, например почитаемых старцев, повторяются неоднократно: вот тут-то и могло бы быть полезно чтение помянников самими богомольцами. Каждый для гласного чтения священнослужителями подал бы краткий помянник самых близких усопших [43], а другой, более пространный и не ограниченный в объеме был бы прочитан, и может быть неоднократно, каждым богомольцем, а имена подвижников благочестия и чтимых всеми молящимися усопших были бы прочитаны один раз священнослужителями по церковному синодику гласно, — и каждым почитающим сих усопших богомольцев тайно.

УСТАВ ОГРАНИЧИВАЕТ ЧТЕНИЕ ПОМЯННИКОВ НА ЛИТУРГИИ

Если при совершении панихид и других поминальных служб было бы соответственнее и назидательнее сократить гласное чтение священнослужителями помянников, заменив его поминовением вслух лишь немногих имен и общими формулами с одновременным тайным чтением своих помянников самими богомольцами, — то это особенно нужно считать желательным для литургии. Иногда чтение помянников на литургии занимает чуть ли не больше времени, чем вся остальная литургия. Получается впечатление, как будто самое главное — это перечитывание имен, а все остальное последование литургии — только между прочим, как некоторое дополнение, как нечто совсем второстепенное. Какое непонимание значения Святейшей Евхаристии!... [44].

ПЕНИЕ МОЛИТВОСЛОВИЙ ВО ВРЕМЯ ЧТЕНИЯ ПОМЯННИКОВ

Не желая расстаться с практикой чтения исключительно священнослужителями всех поданных поминаний, по местам, для поддержания молитвенного настроения богомольцев вводится во время чтения поминаний пение многократного Господи помилуй и разных заупокойных песнопений. Такую практику одобрить нельзя. Устав, правда, знает случаи чтения помянников во время пения Господи помилуй. Но это чтение тайное на молитве “Боже духов” на заупокойной ектении, и такое тайное чтение во время праздничной литии на вечерни. Двоегласия же не должно быть в богослужении. Если наши богомольцы любят поминать своих усопших и не желают расстаться с тем, чтобы имена их были возглашаемы вслух всех предстоящих в церкви, конечно, для того, чтобы все помолились о них, то пусть и сами, в свою очередь, не поскучают при чтении других поминаний, и помолятся не о своих только, но о всех поминаемых, чьи имена возглашаются. Если же при всем желании трудно и невозможно почти сохранить одинаковое молитвенное настроение на все время продолжительного чтения одних имен, если продолжительное чтение многих имен утомительно и скучно, то надо сократить такое чтение, заменив его тайным чтением не одних только священнослужителей, а и богомольцев, и не вводить двоегласия и многогласия [45], осужденных еще Стоглавым собором.

Целые поколения растут в том ложном понятии, будто поминовение на ектении имеет большее значение, чем поминовение на проскомидии и на “Достойно есть”, что заупокойная литургия не будет заупокойной, если не будет поминовения усопших на ектении, тогда как по существу после двукратного тайного поминовения имен гласное возглашение их на литургии почти излишне. Поэтому, если для гласного чтения имен живых в чине литургии совсем не указывается места [46], то и для гласного чтения имен усопших, ради которого на литургии может быть в известных случаях произнесена особая ектения, должны быть известные более или менее строго определенные рамки.

Бесконечное чтение поминаний на литургийной заупокойной ектении оправдывается тем, что в Уставе будто бы нет никаких ограничений на этот предмет. Но это только так кажется. Надо иметь в виду, что Устав вообще нередко не говорит прямо о той или иной подробности, предполагая, что она сама собою вытекает из всей стройной уставной системы, что она сама собою должна быть понятна и ясна для его читателя, внимательного и вдумчивого, каким Устав всегда представляет своего читателя. Но в данном случае, не говоря уже о том, что безмерное переобременение литургии чтением помянников искажает самое значение литургии, рассеивая внимание молящихся, и отвлекает его от главного к второстепенному, в Уставе есть прямые указания на то, что чтению помянников на литургии должны быть положены очень тесные границы. Глава восьмая Типикона, говоря о том, что трапеза должна поставляться приблизительно через час после начала литургии, определяет таким образом более или менее точно нормальную продолжительность литургии, тем самым предполагая, что никаких особых дополнений, кроме точно указанных в Уставе, и длинных вставок на ней не должно быть. В частности, при часовой продолжительности литургии [47] и поминовение усопших на ней должно совершаться как-то так, чтобы вместе с ним литургия не выходила далеко за пределы назначенного для нее времени. Как это может быть достигнуто, объяснение дается замечанием Служебника о заупокойной ектении на литургии.

ПРИНОШЕНИЕ О УСОПШИХ

Было уже отмечено, что замечание Служебника “аще будет о усопших приношение” прежде всего следует понимать лишь в том смысле, что заупокойная ектения литургии может быть только тогда, когда Уставом вообще разрешается гласное поминовение. А выражение “приношение об усопших”, соответствующее подобному же выражению Типикона о скончавшемся в Великом посте [48], по сопоставлению с этим последним должно пониматься в том смысле, что оно означает поминовение лишь некоторых усопших по особому случаю: сорокоустное, о недавно скончавшемся, в годину по кончине или в день памяти, и вовсе не обозначает того, что обычно у нас разумеется — всякое поминание, поданное с известной суммой денег не ниже установленной нормы. При правильном понимании указаний Служебника, все [49] поданные поминания будут полностью прочитаны на проскомидии, а на литургийной ектении возглашены лишь немногие имена тех только усопших, о которых в данный день совершается нарочитое, особливое поминовение [50]; что на литургийной заупокойной ектении должно быть сравнительно немного имен, — это подтверждается отчасти и строем этой ектении.

ЕКТЕНИЯ СУГУБАЯ В ПОСЛЕДОВАНИИ ЛИТУРГИИ

На литургии полагается сугубая заупокойная ектения. О небольшом, но характерном отличии ее от малых заупокойных ектений — однократном Господи помилуй — во время чтения тайной молитвы — было сказано. Эта особенность показывает, что на этой ектении, по крайней мере на ее тайной молитве, не должно быть столько имен, сколько может быть на малых ектениях панихиды или заупокойной утрени: назначение для литургии именно сугубой ектении предполагает сокращение произнесения на ней имен усопших. Это будет вполне соответствовать назначению литургии, ее положению в круге суточных служб. На панихиде, после неоднократного чтения синодиков, в конце службы, когда и силы и внимание богомольцев приутомились, в качестве последней ектении назначается ектения сугубая, на которой число поминаемых и сокращается до минимума [51]. Литургия — служба завершительная, конечная в круге суточного богослужения. Предполагается, что и священнослужители, и усердные богомольцы, присутствовавшие при всех дневных службах, довольно уже утомились. Все синодики не раз прочитаны, и на литиях вечерней и утренней, и на проскомидии, может быть, и на панихиде. Вниманию богомольцев и их душевным силам вот сейчас, начиная с Херувимской песни и в особенности во время Евхаристийных молитв, и совершения превысочайшего Таинства предстоит самое большое напряжение за весь суточный круг богослужения. Поэтому-то и назначается здесь не малая заупокойная ектения, а сугубая, на которой из числа многих, помянутых ранее имен возглашаются лишь немногие [52], именно те, о которых будет нарочитое, по особливому случаю Приношение и память.

ПЛАТА ЗА ПОМИНОВЕНИЕ

Для духовенства вопрос о поминовении у нас стоит в тесной связи с вопросом о содержании. Но ведь надо же их разделить!... Надо же знать и священнослужителям и мирянам, что долг первых — молиться о вторых и что этот долг они неленостно и неустанно должны исполнять без всякой мысли о вознаграждении. Миряне же должны знать, что они должники священнослужителей и свой долг должны уплачивать в первую очередь молитвою же о пастырях духовных. А так как постоянное, почти непрерывное, каким должно быть у священнослужителей занятие молитвою, лишает их возможности заниматься другим трудом, то долг верующих заботиться о том, чтобы для священнослужителей была обеспечена возможность не отрываться от своего главнейшего дела, — молиться о всех и за вся. Делатель достоин мзды своей, а молитва дело, и дело нелегкое, требующее большого душевного и физического напряжения. Это во-первых. А во-вторых, необходимо же и священнослужителю, и мирянам проникнуться тою мыслью, что подача денег с поминаниями или при совершении треб не есть плата за прочтение поминаний, или за совершение треб. Труд молитвы — неоплаченный труд и во всяком случае не может быть оплачен каким-либо вещественным предметом. То, что приносится священнослужителям при совершении богослужений и треб, — это милостыня, подаваемая молящимся ради Христа за своих сродников и друзей, живых и усопших. Принимать милостыню во имя Христа — не должно быть стыдно или унизительно для служителя Христа. Наоборот, питаться именем Христа — это великая честь для них, а подавать обильную милостыню во имя Христа должно быть вожделеннейшим делом для всех носящих имя христиан. Если в таких мыслях утвердятся и священнослужители и миряне, тогда вопрос о содержании духовенства легко и к общей пользе будет отделен от вопросов о поминовении и о плате за требы.

 

______________________________________________

[1] Канон Великого Четвертка, песнь 5, ирмос.

[2] Канон на повечерии 22 декабря, песнь 8, тропарь 2.

[3] Напр. им и нам в молитве полунощницы, литийное прошение на праздничной вечерни, ектения в конце повечерия и полунощницы, "о нас же и о нех Христу присно молящеся" в светильные субботы Пятидесятницы. Троицкие молитвы, "испросивше тем, и сами себе" на великой ектении панихиды.

[4] Отсюда сохраняемое в богослужении частое поминовение ктиторов.

[5] Напр. Устав не разрешает более 10 стихир на Господи воззвах (есть только два исключения), более трех тропарей на вечерни (есть только одно исключение), более четырех тропарей на Бог Господь на утрени и под. При истечении памятей, во избежание утеснения в стихирах и канонах, Устав переносит лишние службы на иной день или на повечерие, разрешая каждый день на вечерни и утрени соединять не более 3-х служб, в том числе не более 2-х служб святым Минеи.

[6] Часослов. Последование общего молебна.

[7] Перечитывание имен - труд, и не малый.

[8] Молитва - одно из добрых дел.

[9] 29-го сентября преподобному Харитону Исповеднику, канон, песнь 9, Тропарь 1; 18 января святителю Афанасию Великому, песнь 9, тропарь 1; 25 января святителю Григорию Богослову на велицей вечерни на Господи воззвах стихира 1.

[10] Последование погребения священнического, икос 12.

[11] Там же.

[12] На праздничной вечерни во время литии читаются помянники, но чтение их тогда тайное.

[13] А то, что у нас обычно называется жертвенником, где совершается проскомидия, в Служебнике именуется "предложением", "Святым предложением".

[14] Молитва Трисвятаго и верных первая.

[15] Молитва верных первая.

[16] Молитва верных вторая.

[17] Во утрие же ЛИТУРГИСАЮЩИМ должно есть глаголати часы 3-й и 6-й по молитве Боже и Господи сил... ко Святому Причащению канон и молитвы. По прочтении же часов сотворити отпуст часов. Хотящий же причаститися часы слушают в ЦЕРКВИ перед литургиею.

[18] По архиерейскому Чиновнику все сослужащие иереи с начала часов должны находиться на середине храма около архиерея, внимая чтению. Также начинают часы. Тогда служащие архимандриты, игумены и протопресвитеры, облачившеся исходят из алтаря южною и северною дверьми и поклонившеся архиерею, стоят на десной и на левой стороне по чину, токмо проскомидствуяй действует в святом алтаре.

[19] Напр. Чиновник Холмогорского собора, стр. 30: "Священник не служивший во епитрахили начинает часы". А как относились еще в 18 веке благочестивые русские люди к службе часов перед литургией, показывают характерные слова одного образованного помещика, Сергея Афанасьевича Шулейникова (Отца известной игумений Петербургского Новодевичьего монастыря, +16 м. 1866 г.) который всегда старался прийти в храм до начала часов, приговаривая: "Обедня без часов, что птица без крыльев" (Жизнеописание отечественных подвижников благочестия 18 и 19 вв. май, М., 1908, стр. 100).

[20] Эти Апостол и Евангелие сохраняются у нас в последовании изобразительных в иерейском Молитвослове, хотя смысл печатания их там для большинства теперь непонятен, и в таком виде, как печатаются в иерейском Молитвослове изобразительны, теперь, по-видимому, нигде и никогда не совершаются.

[21] Иоанна 10, 1.

[22] Литургия навечерия Рождества Христова и Богоявления относится не к сочельнику, а к самому празднику. Она совершается после праздничной вечерни.

[23] На предпразднстве, попразднства и праздники, начиная от славословия.

[24] Устав Сатисо-градо-Саровской пустыни, М., 1897, стр. 105-106.

[25] Письма М. М. Ф. родным. М. 1882, стр. 254.

[26] Требник Петра Могилы. Обычай совершать при гробе усопшего литургию называет благочестивым и древним. Благочестивый древний обычай еже литургии Божественней предлежащу в Церкви телу умершего о нем совершатися прежде погребения его всяко содержати священницы епархиальнии должны суть. (Указ о чинном погребении тел правоверным христианином, лист 540, обор.).

[27] Или не хотят.

[28] Напр. чтение вслух тайной молитвы Боже духов, возглашение всякий раз на заупокойном отпусте имен и многое другое.

[29] Первый день Пасхи, двунадесятые и храмовые праздники. В прежние времена находили же возможным в царские дни не совершать ни поминовения, ни погребения; неужели нельзя этого сделать для некоторых, всего 13-14 великих праздников.

[30] Седмица Пасхи, воскресные дни и те дни, когда заупокойное моление даже на полунощнице сокращается до минимума. Перечисление этих праздников, как и указанных в предшествующем примечании, всем покажет, что если в одни дни, даже и в присутствии гроба не должно быть заупокойной ектении, а в другие не должно быть и погребения, то тем более в эти дни не должно быть вообще никаких заупокойных молений.

[31] Л. 540 обор. 5.

[32] Впочем, Требник Петра Могилы взамен всей остальной заупокойной ектении разрешает внесение в обычную сугубую ектению одного прошения и новопреставленном. Вместо си (особой заупокойной ектении) в ектениях обычных по евангелии, по внегда помянути ктиторов, да помянут будет сице: Еще молимся о оставлении грехов новопреставленному рабу Божию (имя рек) (лист 511).

[33] Что может случиться при очень большом количестве поминаний.

[34] Свечи - жертва в церковный кошелек.

[35] Дары, подаваемые с поминанием

[36] Типикон. О молитве и поклонах церковное законоположение.

[37] Соответствовавших нашим приходам.

[38] Такие общие синодики могли бы быть составляемы на приходских собраниях и по временам перечитывамы с более или менее подробными воспоминаниями о каждом из вписанных в синодик. Тогда все эти имена были бы хорошо известны каждому из прихожан.

[39] Как в большинстве случаев бывает на проскомидии.

[40] Напр. по грузинской рукописи Кекелидзе.

[41] Молитва проскомидии.

[42] Правила наружного поведения для новоначальных иноков, СПБ. 1903, стр. 13. Одного Афонского пустынножителя спросили, не испытывают ли пустынножители лишения в том, что они не имеют возможности поминать своих близких при проскомидии, как делают ежедневно живущие в монастырях. На это пустынник ответил: "Мы ведь знаем, когда в монастыре бывает Божественная литургия и вот в это время встаем на молитву и поминаем имена сродников, собратий и знаемых, и всех православных христиан, и всех поживших в вере и надежде воскресения и жизни вечныя. А разве Бог не может слышать нас из нашей пустыни? Неужели вы думаете, что когда стоите во святом алтаре близ святого престола и произносите ваши имена у самого жертвенника, то вас скорее услышит Бог? Не думаю (Душеполезный Собеседник, 1910 г., стр. 378).

[43] В некоторых обителях, напр. в пустыни Параклита близ Троице-Сергиевой лавры каждому иноку предоставлялось право внести в монастырский синодик на вечное поминовение имена своих близких,-но всего не более 12 имен.

[44] Бывает, что вслух читают поминания несколько священников и диаконов, и в то же время поют певчие.

[45] Вообще у нас нередко наблюдается совершенно ненормальное отношение к общественному богослужению, к основным службам дня. Будничное богослужение считается не только необязательным, но и почти ненужным для мирян. Даже в нарочитые дни именин или поминок считается возможным совсем не быть ни за вечерней, ни за утреней. Можно даже пропустить часть литургии, а то и всю ее, лишь бы поспеть к концу богослужения, чтобы захватить в церкви священника и отслужить молебен или панихиду. Какое непонимание значения богослужения, как молитвы прежде всего общественной!.. Какое непонимание величайшего превосходства основных, по Уставу положенных служб, пред всякими дополнительными последованиями и частными молениями. Доброе дело - отслужить молебен или панихиду, но худо, если при этом пренебрегаются основные службы дня. Гораздо важнее молебнов и панихид принять молитвенное участие в богослужении общественном, как установленном Святою Церковью в качестве некоторой нормы, прослушать по возможности все суточные службы, начиная с вечерни. Если есть время и возможность, в дополнение к основным службам общественного богослужения могут быть и молебны и панихиды, но именно в дополнение. Если даже этих дополнительных молебнов и панихид, подвиг стояния и молитвы во время всех дневных служб, как труд любви в память поминаемых дорогих людей, живых и усопших, как дело послушания Св. Церкви, как некоторое отречение от своих желаний, от своей воли, как свидетельство о желании молящихся жить общецерковной жизнью, а не быть особняком, в первую очередь молиться общецерковной молитвой, а не быть в одиночку, - будет угоднее Господу многих молебнов и панихид, и будет принято Им как ценнейшая жертва в память поминаемых. И для самих молящихся участие в вечернем, утреннем и дневном богослужении, внимательное выслушивание его неизменяемых и изменяемых чтений и песнопений, из которых некоторые употребляются всего один раз в год, а некоторые даже и не каждый год, будет назидательнее и душеспасительнее, чем многократное перечитывание имен по помянникам.

Даже при невозможности принять участие в общественном богослужении в храме, свою келейную, домашнюю молитву, если есть соответствующие книги, гораздо лучше приближать к богослужению церковному, прочитывая последование основных дневных служб, а не заполнять все свое молитвенное правило произвольно взятыми молитвами и акафистами. В древней Руси умевшие грамоте старались иметь у себя в доме богослужебные книги, особенно псалтирь со возследованием, сами трудились и не жалели средств на списывание их, но они ежедневно, когда не могли быть в храме, правили все основные службы.

Не только молитва в храме при основных церковных службах, но и вычитывание их дома превосходнее всяких других молитвословий, как соединяющееся с некоторыми отречениями от своей воли, с проявлением смирения и послушания Св. Церкви, так как приходится слушать и читать не то, что каждому нравится, не то, что хотелось бы, но то, что для данного дня, для данных часов дня назначается Св. Церковью. Особенно же превосходство совершения основных церковных служб перед всякими другими молитвословиями в том, что оно сильнее и действеннее вводит молящегося в общение со всею о Христе братиею, со все молящейся Церковью. Тогда как бы уничтожается пространственное разобщение, физическая обособленность молящегося от других братии. Возносящий те самые или почти те же самые молитвы, которые в тот день, а может быть и в тот самый час возносят и другие православные христиане, которые в тот день возносятся во всех православных храмах по вселенной, - хотя и молится быть может в полном одиночестве, затворившись в клети своей, но участвует в тех общих и согласных молитвах, которые дарованы нам, установлены Самим Господом (молитва 3-го антифона литургии) и указаны Св. Церковью в ее богослужебном Уставе. Поэтому-то в особенности следует настаивать на том, чтобы свершение всяких молебнов, панихид, акафистов, канонов и проч. в храме ли то или на домашнем келейном правиле, может быть лишь в ДОПОЛНЕНИЕ к основным церковным службам, как дело большого усердия и ревности. А в первую очередь должно быть исполнено то, что Уставом Церковным назначено на данный день.

[46] Ср. сказанное выше на стр.... (См в: "Гласное поминовение усопших" в этой же главе - прим. библиотекаря)

[47] Как бы ни понимать продолжительность уставного часа 8-й главы Типикона, важно то обстоятельство, что для литургии назначается приблизительно одинаковая продолжительность всего и в праздники и в будни и в поминальные дни (субботы).

[48] Приношения же и память его начинаются от новыя недели.

[49] Это будет вполне соответствовать тому, как Св. Церковь совершает при ежедневном богослужении поминовение своих прославленных чад - угодников Божиих. Имея облежащий Ее великий облак свидетелей (Евр. 12, 1), она часто, очень часто вспоминает их, призывает их на помощь, обращается к их молитвенному предстательству. Но соблюдая во всем меру, Она чаще всего поминает святых общей формулой: "и всех святых".

Иногда Она поминает их и по имени, но, при гласном поминовении. Она весьма ограничивает число имен. На литийном прошении: Спаси Боже люди Твоя и молитве Владыко многомилостиве, по нашему Служебнику (напр. СПБ, 1911), кроме имен Богоматери, Предтечи, Богоотцев, храмовых и дневных святых, еще только 12 имен. В чине малого водоосвящения, службы имеющей значение более требы частного характера, число имен увеличивается до 24-х. Более всего имен произносится на проскомидии, - до 62-х, но там это делается негласно, как и вся проскомидия совершается неслышно для молящихся. Кроме перечисленных случаев на ежедневном богослужении гласно произносятся имена лишь немногих святых, - только тех, кому в тот день правится служба и чья ПАМЯТЬ в тот день совершается. Поминовение усопших стоит в несомненной связи с поминовением святых при богослужении, - следовало бы не ограничивая чтения помянников на проскомидии, не стесняя возглашений их на частных последованиях, на литургии, как на службе общественной по преимуществу, допускать поминовение по именам только тех усопших, о которых творится нарочитое поминовение, ПАМЯТЬ которых совершается в тот день.

[50] Самое важное поминовение.

[51] На тайной молитве вместо всех имен общая формула.

[52] По крайней мере в 40 раз меньше, чем на каждой малой ектении панихиды или заупокойной утрени.


 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова