Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
Помощь

МИХАИЛ ЗИЧИ

У Половцева: Зичи Михаил Александрович, 1829-1906, художник. Т. 1, 170: уп. его рисунки коронационных торжеств. "Парижское пребывание сделало более серьезным его рисунок, который всегда был красив и ловок, но часто неверен". С. 199 - пишет портрет в.к. Вл.Андр. в 1884 г.

Участвовал в обеде 20.9.1890.

Изображён накрытый стол в зальном помещении Дворца в Беловеже. В торце стола спиной к зрителю сидит Александр III, по правую руку от него Мария Фёдоровна, цесаревич Николай, вокруг члены императорской фамилии и свиты, обедающие вместе с государем. По левую руку от Александра — вел.княгиня Мария Павловна-старшая (1854-1920), старшая дочь великого герцога Мекленбург-Шверинского Фридриха Франца II и Августы фон Рёйсс, супруга (28. 08. 1874) вел. кн. Владимира Александровича, вел кн. Михаил Николаевич (1832-1909), вел. кн. Георгий Александрович (1874-1899) По лестнице спускается вел. кн. Владимир Александрович (

М. А. Зичи, «Обед в Беловежском охотничьем дворце в конце августа 1894 г», Лист из серии «Придворная охота Александра III в Беловежской пуще 20 августа — 3 сентября 1894», 1895 год.

Внизу справа подпись и дата Zichy 95. Внизу слева авторская подпись: Б?лав?жъ 20 Авг — 3 Сент 94 Картон; акварель,графитный карандаш, белила; вмонтирован в паспарту. 235 Х 305 (в свету), ГЭ, Инв. № ЭРР—3972.

Михаил Александрович Зичи [Zichy Mihály]; (14 или 15. 10. 1827, Зала (Венгрия) — 28. 02. 1906, Санкт-Петербург, тело погребено в Лахте на берегу Финского залива), известный художник, венгерец по национальности, приехал в Россию уже сложившимся и известным художником в 1847 в качестве учителя рисования двоюродной племянницы Александра II, да так и остался навсегда в новом Отечестве, и с 1859 многие годы трудился в качестве рисовальщика-хроникёра церемоний, развлечений и семейных событий высочайшего двора. Прославился своими иллюстрациями к поэме Ш. Руставели "Витязь в тигровой шкуре" и лермонтовскому «Демону», служил при русском дворе, академик живописи. Он перешёл к Александру, так сказать, по наследству от отца, при котором в этом же качестве состоял лет 25. Зичи делал зарисовки и писал маслом и акварелью жанровые сценки с Царских охот и карикатуры в Спальские альбомы. Наиболее полюбившиеся его работы Александр забирал с собой в Гатчину и они украшали стены арсенального зала этого дворца.

Зичи был популярен среди современников своей несколько эротической работой «Искушение Тамары», всё по тому же «Демону» - и по сей день в букинистических лавках можно нередко встретить многочисленные гравюрные копии этой работы. Со временем этот бойкий иллюстратор в духе Густава Доре создал весьма обширную коллекцию, как определит её один из близких к Царю людей «самой необузданной эротики», ценимую в гатчинской семье.

Четыре года спустя Зичи окажется и в Беловеже и в Спале и в Ливадии, сопровождая царя в последней его поездке по стране: теряющего силы, умирающего. Михаил Александрович напишет акварели, на которых будут запечатлены для семьи минуты прощания, перевезение тела Александра из Крыма в Петербург. С 1898 Зичи был почётным членом Императорской АХ (а президентом Вл. Кн. Владимир Александрович

городе Зала в Венгрии, а скончался в Санкт-Петербурге 28 февраля 1906 года. Благородное происхождение (старшая ветвь его рода имела графское достоинство) на его биографию влияния не оказало. Зато художественное образование он получил: учился в первой в Пеште художественной школе у Джакомо Марастони, а затем стал брать уроки у знаменитого австрийца Фердинанда Георга Вальдмюллера, вскоре став его любимым учеником. Близость к учителю и привела Зичи в Россию. Сам Вальдмюллер не принял приглашения великой княгини Елены Павловны давать уроки живописи ее дочери, а ученика порекомендовал — в январе 1848 года Зичи приезжает в Петербург.
Молодой учитель бывших ему ровесницами девиц из дома Романовых — отличное начало придворной карьеры. Однако он нервничает, многочисленные заказы ему в тягость, а тут еще, как назло, венгерское восстание 1849 года: Николай I подписывает манифест в поддержку Австрии, русские входят в Венгрию, повстанцев утихомиривают, а редкий в Петербурге венгр, Зичи, оказывается не таким уже желанным гостем. Он теряет часть заказов и место при дворе, пробивается жанровыми зарисовками и службой ретушера в фотографии Венингена. Однако отлучение от двора не было долгим: уже в 1852-1853 годах он преподносит императору пару юмористических рисунков, изображающих офицеров за туалетом, — рисунки понравились, и Зичи получил заказы, сперва на хронику нескольких дней при дворе в Гатчине, а затем на два альбома офицеров лейб-гвардии конно-пионерского дивизиона и конной гвардии. Дальше — больше. Императоры будут меняться, но Зичи останется при дворе почти что неизменным. За акварельные работы художнику было присвоено звание академика Петербургской Академией художеств, и он был назначен придворным живописцем. В течении 30 лет художник был «историком придворной жизни». Он заносил на страницы своих альбомов как парадные, так и семейные события: придворные балы, театральные представления, парады, лагерную жизнь, императорскую охоту и карикатуры на придворных. Он был любимым портретистом Николая I, Александра II. Его произведения коллекционировал Александр III и украшал свои комнаты в Гатчинском дворце.

Главные придворные заказы (на коронационные альбомы), звание академика, звание придворного живописца, мастерская в Новом Эрмитаже, отличное жалованье, ордена, персональные выставки под патронажем членов императорской фамилии...

Zichy Michaly von. Liebe. 40 Heliogravüren.; Vierzig Zeichnungen. Leipzig, Privatdruck, 1911. Экземпляр в издательской папке № 200. Oblong Folio. 30 х 39,5 см. Title, 2 double-sided text leaves, and limitation leaf. 40 листов иллюстраций с эротическими сюжетами выполнены в технике гелиогравюры с затемнённой сепией. Альбом эротических картин был издан в 1911 году в Лейпциге в количестве 300 экземпляров, а затем медные плиты, с которых делалась печать, были уничтожены.

Алешина Л.С. Михай Зичи. Москва, 1975.

 

 

Ко входу в Библиотеку Якова Кротова