Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
Помощь

Габриэль Корнелиус Макс

См. Евангелие в живописи.

23 августа 1840, Прага — 24 ноября 1915, Мюнхен. Член Теософского общества. Один из создателей стиля сецессиона. Получил дворянство, стал писаться "фон Макс".

Из Брокгауза:

Gabriel Cornelius Ritter von Max — один из значительнейших нем. живописцев настоящего времени, сын пражского скульптора Иозефа М. (1804-55); род. в 1840 г., работал при своем отце до самой его смерти и посещал классы академии своего родного города до 1858 г., а затем в течение 3-х лет учился в Венской академии. Страсть к музыке внушила ему около этого времени мысль выразить средствами образного искусства главные идеи музыкальных произведений Бетховена, Мендельсона и др.; плодом этого предприятия был ряд рисунков М., исполненных тушью, сочиненных с большим умом и потому встреченных одобрением публики. В 1863 г. он отправился в Мюнхен и поступил в ученики к Пилоти, но не усвоил себе его колористической виртуозности, а стал писать в туманных, сероватых, но чрезвычайно гармоничных тонах картины сантиментального, меланхолического, трагического, иногда очень неясного содержания. Первой его работой в этом роде была "Мученица, распятая на кресте", к подножию которого юноша-римлянин, возвращающийся с пира, кладет розовый венок, украшавший его голову (1865). Совершенно в таком же духе исполнена им позже (1874) другая картина, "Последний привет" (христианская мученица на арене, среди двух львов и тигров, к ногам которой падает роза, брошенная одним из посетителей амфитеатра). Оставив мастерскую Пилоти в 1869 г., М. поселился в Мюнхене, где впоследствии сделался профессором академии. Из его картин, сверх упомянутых двух, особенно способствовали его популярности еще "Удавленная св. Людмила", "Монахиня в саду", "Вдова", "Сестры милосердия", "Каждая ночь в слезах", "Весеннее адажио", "Осенний дождь", "Мнимоумершая Юлия" (по Шекспиру), "Слепая продавщица светильников при входе в катакомбы", "Львиная невеста" (по Шамиссо), "Агасфер пред трупом дитяти", "Обезглавленная Гретхен", "Вивисектор", "Воскрешение дочери Иаира" (одно из превосходнейших произведений художника), "Нерукотворенный образ Спасителя", "Детоубийца" (из баллады Бюргера), "Поцелуй духа" и "Сулейка". Во всех этих произведениях, заключающих в себе редко более двух фигур, М. является не столько творческим гением, легко справляющимся со сложными композициями, сколько вдумчивым, чувствительным, иногда болезненно-нервным художником, стремящимся воплотить в живописи и, так сказать, подчеркнуть идеи, составляющие прямое достояние поэзии. А. С-в.

Agathon Klemt: Gabriel Max und seine Werke, Gesellschaft fur moderne Kunst, Wien 1886

Nicolaus Mann: Gabriel Max, eine kulturhistorische Skizze, Weber, Leipzig 1890

Franz H. Mei?ner: Gabriel von Max, Hanfstaengl, Munchen 1899

Johannes Muggenthaler (Hrsg.): Der Geister Bahnen. Eine Ausstellung zu Ehren von Gabriel von Max, 1849—1915, Mosel & Tschechow, Munchen 1988, ISBN 3-925987-03-7

Harald Siebenmorgen: Gabriel von Max und die Moderne, in: Klaus G. Beuckers (Hrsg.): Festschrift fur Johannes Langner, LIT, Munster 1997, ISBN 3-8258-3209-0

Ко входу в Библиотеку Якова Кротова