Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

Альберт Эдельфельт

См. Евангелие в искусстве.

Эдельфельт, Альберт Густав Аристид (Edelfelt, Albert Gustav Aristid)

Альберт Эдельфельт. Христос и Магдалина.1854, близ Порвоо — 1905, близ Порвоо. Финский живописец, график. В 1869—1871 занимался в Школе рисунка Союза финских художников в Гельсингфорсе у Б. Линдхолма и Б. Рейнхолда. В 1871—1873 учился в Университете в Хельсинки, с 1872 по 1874 — в Академии художеств Антверпена. В 1874 брал уроки у Ж. Л. Жерома в Париже. Неоднократно путешествовал в Италию и Францию, был в Англии (1878), Испании (1881), Швеции, Дании, России. Выставлялся с 1872. Писал картины на исторические и бытовые сюжеты, портреты, пейзажи. Работал в монументальной живописи (панно Торжественное открытие Университета в Турку, 1904, Хельсинки, Университет). Использовал технику пастели и акварели. В Порвоо находится музей художника.

Ранние произведения на исторические сюжеты — Королева Бланка, играющая с маленьким сыном, (1877), Шведский король Карл оскорбляет труп своего врага штаттгальтера Фландрии Флеминга (1878, оба — Хельсинки, Атенеум) — написаны в манере академической живописи, сближенной с бытовым жанром. Сцены из истории Швеции XVI в. и итальянского Ренессанса трактованы с сентиментальностью и пафосом в духе костюмированной картины 2-й пол. XIX в. Близки по манере исполнения к салонной живописи бытовые сцены Добрые друзья (1881) и В детской (1885, обе — Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж). Живописным мастерством отмечены портреты художника 1870—1880-х — Автопортрет (1874), А. Эдельфельт (1883, оба — Хельсинки, Атенеум), В. И. Мятлева (1882, Москва, Гос. музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина), София Манзе (1880, Хельсинки, фонд С. и А. Юлленбергов). Образы полны лиризма и лишены идеализации, присутствующей в более поздних работах.

В кон. 1880-х Эдельфельт обращается к новой теме, изображая быт крестьян и рыбаков Финляндии. Картины Похороны ребенка (1879, Хельсинки, Атенеум), В море (1883, Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж), Бабы из Руоколахти (1887, Хельсинки, Атенеум) передают сцены народной жизни, колорит природы, образы сильных и мужественных обитателей северного побережья. В поздних портретах художника проявляются черты салонности, их красочная гамма и композиционное построение тяготеют к панно (Певица А. Акте, 1901, Хельсинки, Атенеум). В духе салонной натуралистической живописи на популярный в кон. XIX в. библейский сюжет исполнено полотно Христос и Магдалина (1890, Хельсинки, Атенеум).

На протяжении всего творческого пути Эдельфельт работал в пейзаже. Полотна, созданные в Париже (Парижский пейзаж, Париж. В Люксембургском саду, оба — 1887, Хельсинки, Атенеум), проникнуты ощущением красочной и яркой, полной динамики жизни города. Они написаны в светлой колористической гамме, легкими экспрессивными мазками. Влияние пленэрной живописи французских импрессионистов проявилось и в пейзажах более позднего времени (Вид Порвоо, 1902, Хельсинки, Атенеум). С тонким настроением показаны в них поросшие ветвистыми соснами склоны горы Няминмяги в минуты предзакатного освещения, тихие, убегающие вверх улочки Порвоо. Значительной работой в графике явились иллюстрации к произведениям Й. Л. Рунеберга Король Фьялар и Сказания прапорщика Столя. Мастер разнообразного и глубокого дарования, Эдельфельт явился одним из первых финских мастеров, получивших европейскую известность.

Лит.: Березина В. Н. Альберт Эдельфельт и его произведения в Эрмитаже и других музеях СССР. Л., 1963; Безрукова М. И. Искусство Финляндии. Основные этапы становления национальной художественной школы. М., 1986; Hinztze B. Albert Edelfelt. Helsinki; Provoo, 1953; Kaipainen M. Albert Edelfelt: Kuihtumaton ruusutarha. Helsinki, 1983.

Е. Федотова

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова