Сергей Загревский
Сергей Загревский. Две брошюры: "Две дороги к храму", М., 1999, 80
с. и "Об одном великом человеке", М.: Гамма, 1999. 108 с. Автор род.
20.8.1964 (очерк в первой брошюре), фамилия по матери, отец Вольфганг Вольфгангович
Кавельмахер (известный реставратор). Дед Кавельмахер (ум. 1988) был сослан на
Воркуту в 1937 со всей семьей (женой, трехлетним сыном, бабушкой), писал о Воркуте
роман, на который ссылка есть в "Архипелаге", был с диссидентами, когда
Шаламов в "Литературке" отрекся от "Колымских рассказов",
отказал Шаламову от дома, где встречались многие бывшие зэка. Автор в 1990-е занимался
некрупным бизнесом, потом сосредоточился на живописи, примитивист (на обложках
брошюр его картинки - да, наивизм). Брошюра "Две дороги к храму" доказывает,
что наивизм есть новая иконопись, а иконопись - наивизм своего времени, подражание
детскому рисунку: "Душевно чистый человек воспринимается как большеголовый,
узкоплечий, большеногий". Думает, что в Церкви живопись была всегда.
Брошюра "Об одном известном человеке" про то, что христианство создал
ап. Павел, Иисус - не Бог, а великий страдалец, "которому страдания на кресте
дали право судить нас" (С. 105), Богочеловек, Троица - вздорные выдумки позднейших
богословов, суть учения Иисуса: все - боги. Представления об истории христианства
как у меня - об истории живописи. Даже о современной. Мень назван в одном ряду
с Флоренским и Лосским - они-де "пытались создать современные философские
системы на базе ортодоксального православия. Они оказали огромное влияние на узкий
круг специалистов, но до массового сознания дошли неполно и опосредованно - через
церковных (или даже советских!) чиновников, решавших, что можно, а что нет"
(С. 10).
"Средневековые схоластические догматы Святой Троицы и Богочеловека подрывают
у современных людей веру в Единого Бога и в миссию Иисуса Христа, несущего людям
добро и любовь" (105). С. 104: "Мы убедились в единосущности нас и Христа.
Если мы Боги, так и он Бог. Если мы люди, так и он человек". О воскресении
- ни слова. Долго пишет о том, как отличить китч от живописи, является ли живописью
"Черный квадрат" (нет), и завершает тем, что есть один критерий - личная
интуиция.
Начетничество невежд от неверия так же агрессивно и некрасиво, как начетничество
невежд от веры. Агрессивность художника-примитивиста пахнет так же убойно, как
агрессивность изысканного богослова. И в современном мире количественно фанатизма
неверия больше.
|