Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

Виталий Михайлович Боровой

Ум. 7 апреля 2008, на Благовещение.

- в мемуаре Сергия Соколова; казенный экуменист; софизм о том, почему МП не вошла в ВСЦ в 1945, 1994; творит миф о сопротивлении иерархии ЧК; подлаживается под начальство 6.11.1998; его очерк об экуменизме, 1999.

Сомневался, точно ли он священник, п.ч. рукополагал его Ратмиров.

(род. 18.01.1916; с. Нестеровка Борисовского у. Минской губ., ныне Докшицкий р-н Витебской обл., Белоруссия).

Из бедной белорусской, крестьянской семьи. После окончания 7-классной народной польской школы по благословению и ходатайству местного свящ. Евстафия Недельского поступил в 4-й класс Виленской ДС (1929), с 1936 по сент. 1939г. учился на правосл. Богословском фак-те Варшавского ун-та, слушал лекции Н. С. Арсенъева, М. В. Зызыкина и др. После прекращения занятий в ун-те в связи с оккупацией Польши Германией Б. с осени 1939 г. преподавал рус. и белорус. языки и историю рус. и белорус. лит-ры в школе в родной деревне. В 1941 г. школа была закрыта, и Б. стал чтецом и псаломщиком в храме прп. Серафима Саровского в с. Ситцы Докшицкого р-на.
Переехав в Минск, с нояб. 1941 г. служил делопроизводителем Минской духовной консистории, затем секретарем Минского архиеп. (с марта 1942 митр.) Пантелеймона (Рожновского) и находившегося в Минске Могилёвского архиеп. Филофея (Нерко). За отказ провозгласить автокефалию Белорусской Церкви в июне 1942 г. нем. власти отстранили митр. Пантелеймона от управления епархией и увезли в Ляданский Благовещенский мон-рь, после чего Б. уехал в Нестеровку. Митр. Пантелеймон вернулся в Минск в апр. 1943 г., и в окт. того же года Б. возобновил свою работу в качестве секретаря Минского епархиального управления. Осенью 1944 г. ввиду наступления Красной Армии оккупационные власти намеревались депортировать Б. вместе с белорус. архиереями в Германию. Во время остановки поезда в Гродно Б. с женой тайно покинули железнодорожный вагон, укрылись в подвале одного из домов, затем добрались до Минска, где поселились у родных. Минским архиеп. Василием (Ратмировым) 29 окт. 1944 г. Б. был рукоположен во диакона, 1 нояб.— во иерея, назначен настоятелем кафедрального Петропавловского собора Гомеля, где раскрылся пастырский и проповеднический дар молодого священника. В 1945-1946 гг. по поручению архиеп. Василия Б. возглавил организацию богословских курсов в Жировицком мон-ре, впосл. преобразованных в Минскую ДС. В 1945 г. Б. был назначен инспектором и преподавателем истории Церкви в новоучрежденной семинарии, в 1947-1954 гг. являлся также секретарем ее правления. В 1953 г. возведен в сан протоиерея.

В 1953 г. Б. экстерном окончил ЛДА со степенью канд. богословия, в сент. 1954 г. был назначен старшим помощником инспектора академии и преподавателем истории древней Церкви. Защитил магист. дис. «Церковная политика Византийских императоров в связи с так называемой «Акакианской схизмой» (484-519)», за исследование «О коллекции Авеллана» в ЛДА получил степень почетного д-ра богословия. 5 окт. 1962 г. утвержден в звании проф. богословия ЛДА по кафедре зап. исповеданий. С 1972 г. проф. МДА по кафедре зап. исповеданий, с окт. 1982 г. в аспирантуре МДА читал курс «Католичество». В 1987 г. в ЛДАиС прочел цикл лекций «Современное состояние экуменического движения и участие в нем православных Церквей».

В июле 1956 г. Б. выступил с докладом «Символы веры и Соборы» на возобновившихся собеседованиях богословов и церковных историков РПЦ и Англиканской Церкви, проходивших в Москве, в ОВЦС. С 5 июня 1959 г. Б. являлся сотрудником ОВЦС (с 28 авг. 1960 по 15 февр. 1961 — зам. председателя отдела, с 22 февр. 1963 по 23 июня 1966 — 2-м зам. председателя, с 15 дек. 1972 — консультантом, с 26 дек. 1984 по 14 нояб. 1989 - зам. председателя, со 2 окт. 1997 — внештатным консультантом ОВЦС). 28 авг. 1960 г. Б. вошел в состав учрежденной Святейшим Патриархом Алексием I Комиссии по межхристианским связям РПЦ (с 17 окт. 1963 Комиссия Свящ. Синода по вопросам христ. единства, в наст, время синодальная Богословская комиссия).

Б. был активным участником под готовки вступления РПЦ во Всемирный Совет Церквей (ВСЦ), проходившей во 2-й пол. 50-х гг. По приглашению генерального секретаря ВСЦ д-ра В. А. Виссерт-Хуфта в июне—июле 1959г. Б. находился в Женеве с целью изучения деятельности и структуры Совета; в авг. того же года был наблюдателем от РПЦ на заседании ЦК ВСЦ на о-ве Родос; в дек. участвовал в приеме в Москве 1-й офиц. делегации ВСЦ, возглавляемой Виссерт-Хуфтом, с к-рым Б. плодотворно сотрудничал. По инициативе Русской Церкви на III Ассамблее ВСЦ (нояб. 1961, Нью-Дели) в офиц. документы Совета было внесено положение о том, что основой для единства различных христ. конфессий является исповедание Св. Троицы. Предложение это высказал и разработал Б. Он входил в делегацию Русской Церкви на III Ассамблее ВСЦ, был из бран в ЦК ВСЦ (переизбирался до февр. 1991), введен в комиссию «Вера и церковное устройство» и утвержден в должности члена ее рабочего комитета. С марта 1962 г. на протяжении 13 лет (с перерывами) Б. был представителем РПЦ при ВСЦ, настоятелем ц. в честь Рождества Богородицы в Женеве, участвовал в работе всех Ассамблей ВСЦ (включая 7-ю). С июня 1966 по июль 1975 г. был зам. директора комиссии «Вера и церковное устройство». В течение долгого времени трудился в Объединенной рабочей группе ВСЦ и Римско-католической Церкви; присутствовал в качестве наблюдателя от РПЦ на всех заседаниях Ватиканского II Собора (1962-1965).

В составе делегации РПЦ участвовал в 1-м Всеправославном совещании на о-ве Родос (24-30 сент. 1961) (см. Совещания глав правосл. Церквей), положившем начало подготовке Великого Собора правосл. Церкви. Участвовал в работе Родосской богословской комиссии (создана Свящ. Синодом РПЦ 10 мая 1962), во мн. всеправосл. и двусторонних форумах и диалогах с инославными Церквами. На II Всехристианском мирном конгрессе (28 июня — 5 июля 1964, Прага) выступил с докладом «Проблема сосуществования как завет жизни и мира». С 60-х гг. сотрудничал с Конференцией европейских Церквей, Национальным советом Церквей Христа в США и Экуменическим советом Церквей Канады.

В 1973-1978 гг. Б. в сане протопресвитера являлся настоятелем Богоявленского собора в Москве, с 28 дек. 1984 г.— почетным настоятелем московского храма Воскресения Словущего на ул. Неждановой (ныне Брюсов пер.). В 80-90-е гг. участвовал в богословских и церковно-исторических конференциях в т. ч. во II Международной конференции, посвященной 1000-ю Крещения Руси (1987, Москва) «Язык 'Церкви» (1997, Москва) «Предание Церкви и предание школы» (1999, Москва). В янв.— февр. 1995г. в Свято-Владимирской семинарии (Нью-Йорк) Б. прочел курс лекций, посвященных памяти протопр. Александра Шмемана. В наст. время работает над книгой по истори богословской мысли в России в ХХ в. Б. имеет степень д-ра богословия МДА, Бернского ун-та (Швейцария), Карлова ун-та (Прага), Свято-Владимирской семинарии (США). Награжден орденами РПЦ св. кн. Владимира 2-й степени (1980), прп. Сергия Радонежского 1-й степени (1986 ), св. кн. Даниила 1-й степени (1991), гос. орденом Почета (2000). В 2001 г. получил польск. премию им. св. Альберта «за труды по укреплению межцерковных связей».

Соч.: Символы веры и Соборы // ЖМП. 1956 № 9. С. 58-62; Сollectio Avellana как исторический источник: К истории взаимоотношений Востока и Запада в кон. V и нач. VI в.// БТ. 1960. Сб. 1. С. 113-139; «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человецех благоволение» // Правосл. община. 1991. № 10. с 3; Об актуальности богословского наследия о. Н. Афанасьева // Афанасьевские чтения. М, 1994. С. 10-25; Миряне в Церкви: Материалы богосл. конф. 1995 г. М., 1999. С. 62-67; Боровой В., прот., Буевский А. С. РПЦ и экуменическое движение// Православие и экуменизм: Док-ты и мат-лы, 1902-1998. М., 1999 С. 21-29.

Источник: "Православная энциклопедия"

Публикации в ЖМП: На Соборе Православной Церкви в Чехословакии // 1959. №01. 72-73.
Проблема сосуществования как завет жизни и мира (содоклад на II Всехристианском Мирном Конгрессе 1964 г.) // 1964. №08. 44-55.
Церковные торжества в Минске [наречение и хиротония архимандрита Митрофана (Гутовского) во епископа Бобруйского] // 1953. №08. 7-16.
К вопросу о базисе Всемирного Совета Церквей // 1961. №02. 69-75.
Символы веры и Соборы // 1956. №09. 58-62.
Боровой В., прот/, Алексеев В. Сессия Центрального Комитета Всемирного Совета Церквей на о. Родосе (заметки наблюдателя) // 1959. №10. 42-54.
Требования и уместность богословия по отношению к социальным революциям нашего времени [доклад на пленуме Конференции] // 1966. №09. 76-79.
Никодим, архиеп. Ярославский и Ростовский, Иоанн, архиеп. Алеутский и Североамериканский, Алексий, еп. Таллинский и Эстонский, Боровой В., прот., Шишкин А.Ф. О мерах по усилению общехристианской борьбы за всеобщее разоружение и мир (заявление членов ЦК Всемирного Совета Церквей от Русской Православной Церкви на сессии Центрального комитета Всемирного Совета Церквей, Париж 1962 год) // 1962. №09. 35-37.
Боровой В., прот., Стойков В., свящ. Пленум комиссии "Вера и устройство" в г. Сент-Эндрюсе (Шотландия) (август 1960 года) // 1960. №12. 41-52.
Боровой В., прот., Алексеев В. К сессии Центрального Комитета Всемирного Совета Церквей в Сент- Эндрюсе (Шотландия) 16-24 августа 1960 года (заметки наблюдателей) //1960. №11. 63-78.
О "безумном богаче". В Неделю 26-ю по Пятидесятнице //1987. №11. 50-53.
Россия и Богоматерь // 1988. №08. 52-54.
Святые мученицы Вера, Надежда, Любовь и мать их София //1987. №09. 44-46.
Тезисы доклада : "Оценка документов Лимы о Крещении, Евхаристии и Священстве" [десятое богословское собеседование между представителями Русской Православной Церкви и Евангелической Церкви в Германии, ФРГ, - "Арнольдсхайн-Х"] // 1985. №02. 62-63.
Церковь Христова, ее природа. Автокефальные Поместные Церкви // 1993. №10. 8-19.
Церковь Христова, ее природа. Автокефальные Поместные Церкви // 1993. №11. 25-34.
Церковь и спасение (в Неделю святых праотец) //1988. №12. 41-42.
В праздник Покрова Божией Матери // 1985. №12. 30-32.
Вопросы мира и сотрудничества с богословской точки зрения (в свете документов Всемирного Совета Церквей) // 1971. №04. 48-51.
Жизнь в единстве // 1984. №01. 73-78.
Боровой В., протопр., Сленска Р., проф. Тезисы [VIII Богословского собеседования "Арнольдсхайн-VIII" между представителями Русской Православной Церкви и Евангелической Церкви Германии (ФРГ) (10-13 октября 1979 года в Одессе)] к докладам "Согласованные заявления, выработанные Комиссией "Вера и церковное устройство" по Крещению, Евхаристии и Священству, и вопрос об их признании в Русской Православной Церкви и в Евангелической Церкви Германии" // 1980. №03. 56.
Сленска Р., проф., Боровой В., протопр. Тезисы по докладам "Учение о Евхаристии в современном экуменическом контексте" // 1974. №01. 60-61.

 

А. С. Буевский

Статья из т. VI «Православной Энциклопедии», Москва. 2003 г.

Боровой Виталий Михайлович (род. 18.01.1916; с. Нестеровка Борисовского у. Минской губ., ныне Докшицкий р-н Витебской обл., Белоруссия), протопр. Из бедной белорус. крестьянской семьи. После окончания 7-классной народной польск. школы по благословению и ходатайству местного свящ. Евстафия Недельского поступил в 4-й класс Виленской ДС (1929), с 1936 по сент. 1939 г. учился на правосл. Богословском фак-те Варшавского ун-та, слушал лекции Н. С. Арсеньева, М. В. Зызыкина и др. После прекращения занятий в ун-те в связи с оккупацией Польши Германией Б. с осени 1939 г. преподавал рус. и белорус. языки и историю рус. и белорус. лит-ры в школе в родной деревне. В 1941 г. школа была закрыта, и Б. стал чтецом и псаломщиком в храме прп. Серафима Саровского в с. Ситцы Докшицкого р-на.

Переехав в Минск, с нояб. 1941 г. служил делопроизводителем Минской духовной консистории, затем секретарем Минского архиеп. (с марта 1942 митр.) Пантелеимона (Рожновского) и находившегося в Минске Могилёвского архиеп. Филофея (Нерко). За отказ провозгласить автокефалию Белорусской Церкви в июне 1942 г. нем. власти отстранили митр. Пантелеимона от управления епархией и увезли в Ляданский Благовещенский мон-рь, после чего Б. уехал в Нестеровку. Митр. Пантелеимон вернулся в Минск в апр. 1943 г., и в окт. того же года Б. возобновил свою работу в качестве секретаря Минского епархиального управления. Осенью 1944 г. ввиду наступления Красной Армии оккупационные власти намеревались депортировать Б. вместе с белорус. архиереями в Германию. Во время остановки поезда в Гродно Б. с женой тайно покинули железнодорожный вагон, укрылись в подвале одного из домов, затем добрались до Минска, где поселились у родных. Минским архиеп. Василием (Ратмировым) 29 окт. 1944 г. Б. был рукоположен во диакона, 1 нояб.— во иерея, назначен настоятелем кафедрального Петропавловского собора Гомеля, где раскрылся пастырский и проповеднический дар молодого священника. В 1945–1946 гг. по поручению архиеп. Василия Б. возглавил организацию богословских курсов в Жировицком мон-ре, впосл. преобразованных в Минскую ДС. В 1945 г. Б. был назначен инспектором и преподавателем истории Церкви в новоучрежденной семинарии, в 1947–1954 гг. являлся также секретарем ее правления. В 1953 г. возведен в сан протоиерея.

В 1953 г. Б. экстерном окончил ЛДА со степенью канд. богословия, в сент. 1954 г. был назначен старшим помощником инспектора академии и преподавателем истории древней Церкви. Защитил магист. дис. «Церковная политика Византийских императоров в связи с так называемой «Акакианской схизмой» (484–519)», за исследование «О коллекции Авеллана» в ЛДА получил степень почетного д-ра богословия. 5 окт. 1962 г. утвержден в звании проф. богословия ЛДА по кафедре зап. исповеданий. С 1972 г. проф. МДА по кафедре зап. исповеданий, с окт. 1982 г. в аспирантуре МДА читал курс «Католичество». В 1987 г. в ЛДАиС прочел цикл лекций «Современное состояние экуменического движения и участие в нем православных Церквей».

В июле 1956 г. Б. выступил с докладом «Символы веры и Соборы» на возобновившихся собеседованиях богословов и церковных историков РПЦ и Англиканской Церкви, проходивших в Москве, в ОВЦС. С 5 июня 1959 г. Б. являлся сотрудником ОВЦС (с 28 авг. 1960 по 15 февр. 1961 г.— зам. председателя отдела, с 22 февр. 1963 по 23 июня 1966 г.— 2-м зам. председателя, с 15 дек. 1972 г.— консультантом, с 26 дек. 1984 по 14 нояб. 1989 г.— зам. председателя, с 2 окт. 1997 г.— внештатным консультантом ОВЦС). 28 авг. 1960 г. Б. вошел в состав учрежденной Святейшим Патриархом Алексием I Комиссии по межхристианским связям РПЦ (с 17 окт. 1963 г. Комиссия Свящ. Синода по вопросам христ. единства, в наст. время синодальная Богословская комиссия).

Б. был активным участником подготовки вступления РПЦ во Всемирный Совет Церквей (ВСЦ), проходившей во 2-й пол. 50-х гг. По приглашению ген. секретаря ВСЦ д-ра В. А. Виссерт-Хуфта в июне—июле 1959 г. Б. находился в Женеве с целью изучения деятельности и структуры Совета; в авг. того же года был наблюдателем от РПЦ на заседании ЦК ВСЦ на о-ве Родос; в дек. участвовал в приеме в Москве 1-й офиц. делегации ВСЦ, возглавляемой Виссерт-Хуфтом, с к-рым Б. плодотворно сотрудничал. По инициативе Русской Церкви на III Ассамблее ВСЦ (нояб. 1961, Нью-Дели) в офиц. документы Совета было внесено положение о том, что основой для единства различных христ. конфессий является исповедание Св. Троицы. Предложение это высказал и разработал Б. Он входил в делегацию Русской Церкви на III ассамблее ВСЦ, был избран в ЦК ВСЦ (переизбирался до февр. 1991), введен в комиссию «Вера и церковное устройство» и утвержден в должности члена ее рабочего комитета. С марта 1962 г. на протяжении 13 лет (с перерывами) Б. был представителем РПЦ при ВСЦ, настоятелем ц. в честь Рождества Богородицы в Женеве, участвовал в работе всех Ассамблей ВСЦ (включая 7-ю). С июня 1966 по июль 1975 г. был зам. директора комиссии «Вера и церковное устройство». В течение долгого времени трудился в Объединенной рабочей группе ВСЦ и Римско-католической Церкви; присутствовал в качестве наблюдателя от РПЦ на всех заседаниях Ватиканского II Собора (1962–1965).

В составе делегации РПЦ участвовал в 1-м Всеправославном совещании на о-ве Родос (24–30 сент. 1961) (см. Совещания глав правосл. Церквей), положившем начало подготовке Великого Собора правосл. Церкви. Участвовал в работе Родосской богословской комиссии (создана Свящ. Синодом РПЦ 10 мая 1962), во мн. всеправосл. и двусторонних форумах и диалогах с инославными Церквами. На II Всехристианском мирном конгрессе (28 июня — 5 июля 1964, Прага) выступил с докладом «Проблема сосуществования как завет жизни и мира». С 60-х гг. сотрудничал с Конференцией европейских Церквей, Национальным советом Церквей Христа в США и Экуменическим советом Церквей Канады.

В 1973–1978 гг. Б. в сане протопресвитера являлся настоятелем Богоявленского собора в Москве, с 28 дек. 1984 г.— почетным настоятелем московского храма Воскресения Словущего на ул. Неждановой. В 80–90-х гг. участвовал в богословских и церковно-исторических конференциях, в т. ч. во II Международной конференции, посвященной 1000-летию Крещения Руси (1987, Москва), «Язык Церкви» (1997, Москва), «Предание Церкви и предание школы» (1999). В янв.— февр. 1995 г. в Свято-Владимирской семинарии (Нью-Йорк) Б. прочел курс лекций, посвященных памяти протопр. Александра Шмемана. В наст. время работает над книгой по истории богословской мысли в России в XX в.

Б. имеет степень д-ра богословия, Бернского ун-та (Швейцария), Карлова ун-та (Прага), Свято-Владимирской семинарии (США). Награжден орденами РПЦ св. кн. Владимира 2-й ст. (1980), прп. Сергия Радонежского 1-й ст. (1986 ), св. кн. Даниила 1-й ст. (1991), гос. орденом Почета (2000). В 2001 г. получил польск. премию им. св. Альберта «за труды по укреплению межцерковных связей».

Арх.: Арх. ОВЦС.

Соч.: Символы веры и Соборы // ЖМП. 1956. № 9. С. 58–62; Collectio Avellana как исторический источник: К истории взаимоотношений Востока и Запада в кон. V и нач. VI вв. // БТ. 1960. Сб. 1. С. 113–139; «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человецех благоволение» // Правосл. община. 1991. № 10. С. 3; Об актуальности богословского наследия о. Н. Афанасьева // Афанасьевские чтения. М., 1994. С. 10–25; Миряне и Церковь: Мат-лы богосл. конф. 1995 г. М., 1999. С. 62–67; Боровой В., прот., Буевский А. С. РПЦ и экуменическое движение // Православие и экуменизм: Док-ты и мат-лы, 1902–1998. М., 1999. С. 21–29.

 

Из проповедей в Богоявленском Елоховском соборе в Москве. Слово за всенощной свт. Иоанну Златоусту

Дорогие братья и сестры!

Завтра мы светло празднуем память святителя Иоанна Златоустаго, а вернее, память перенесения его мощей в 438 году из г. Команы, места его захоронения, в Константинополь, где он служил на кафедре.

Каждый из нас постоянно слышит в церкви во время богослужения имя Иоанна Златоустаго, каждый из нас знает, что это знаменитый святитель, великий проповедник, молитвенник обо всех обиженных. Каждый знает, что мы сейчас служим литургию Иоанна Златоустаго. Но вместе с тем, дорогие братья и сестры, как удивительно мало мы знаем о его настоящей жизни, не той жизни, которая описывается в благочестивых житиях, а той, которая была в истории, — такой, какой она была.

Святитель Иоанн Златоуст родился в Антиохии, в нынешней Сирии. Города Антиохии сейчас нет, только развалины, руины на этом месте, но в то время это был цветущий, богатейший культурный город, один из центров тогдашнего греко-римского мира. Родился он в очень богатой и культурной, зажиточной семье, но семье христианской, и был уже с ранних дней своего детства воспитан благочестивой матерью своей Анфусой. Рано лишился отца. Он получил прекрасное по тому времени образование: учился у самого известного ученого того времени — Ливания, который был не христианином, а сознательным язычником, упорным язычником. Но это был один из самых великих ученых того времени. И христиане — и Василий Великий, и Иоанн Златоуст — ничуть не колебались быть учениками у этого язычника, потому что они у него брали его знания, его мудрость, хотя и не разделяли его убеждений. Иоанн Златоуст был одним из самых любимых учеников Ливания. Ливаний даже хотел, чтобы он был его преемником по кафедре, но Иоанн предпочел после окончания школы стать адвокатом. Это был молодой, талантливый, блестящий адвокат. Адвокат, который мог сделать, говоря современным языком, великолепную карьеру. Но Иоанн Златоуст всей душой своей жаждал служить Церкви. В то время очень многие интеллигентные, культурные, ученые люди посвящали себя служению Церкви. И начал свое служение Церкви Иоанн Златоуст в сане чтеца. В 370 г. святителем Мелетием Антиохийским он был хиротонисан в чтеца. Конечно, тогдашний чтец — это не то же, что сейчас чтец. Нынешние чтецы у нас только читают в церкви, а в то время чтецы не только читали в церкви Священное писание (да, не только богослужебные тексты, но и Священное писание), но и обязаны были толковать народу, объяснять значение того отрывка из Писания, который они читали, под руководством епископа и пресвитера. Десять лет Иоанн Златоуст был чтецом. Но душа его стремилась к подвигам монашеским. В то время монашество было в расцвете. Шесть лет подвизался Иоанн Златоуст, будучи уже чтецом, в общежительном монастыре, т.е. монастыре, который живет по общежительному уставу, где все было общее, где братия жили, как один человек, в послушании, в посте, в молитве, в труде. Два года он подвизался в одиночестве, в пустыне. И за эти два года суровыми аскетическими подвигами и лишениями страшно подорвал свое здоровье, так что потом всю жизнь болел.

Из этого уединения его вызвал святитель Мелетий и в 380 г., после его десятилетнего служения чтецом, рукоположил его в дьякона. Тогдашние дьяконы — это тоже не нынешние дьяконы. Нынешние дьяконы только участвуют особым образом в богослужении: произносят ектенью и приглашают к молитве. Тогдашние же дьяконы были еще и ближайшими помощниками епископа и пресвитеров по заведованию делами общины. В то время каждый приход был общиной. На содержании у общины были все бедные, больные, несчастные, старые, сироты — все те, кто не мог заработать себе на пропитание и содержать себя. И вот одна из обязанностей дьяконов была заведовать этим: посещать этих несчастных, помогать им, организовывать больницы, странноприимные дома, дома сирот, дома старцев, заниматься, одним словом, помощью нуждающимся. Шесть лет Иоанн Златоуст прослужил Церкви в этом дьяконском звании, неся помощь и утешение всем несчастным, после чего в 386 г. святитель Мелетий рукоположил его во священника.

Десять лет Иоанн Златоуст был священником в Антиохии и прославился там как проповедник и учитель, как великий богослов, как отец и покровитель своего народа. В это время в Антиохии произошло страшное возмущение народа, и правительство призвало в Антиохию армию — с тем, чтобы разгромить этот город. И вот тогда Иоанн Златоуст не оставил свою паству. Не только в церкви, но и на улицах, на площадях, на базарах он ходил, проповедовал, утешал, наставлял, разделял судьбу своих верующих. И в конце концов он смог своим влиянием, своей силой и успокоить народ, и отвести от него эту великую беду, это несчастье. Слава об Иоанне Златоустом (тогда его еще, правда, не называли Златоустым) распространилась по всей империи. И когда в Константинополе, в столице умер епископ Нектарий, тогда в императорском дворце у могущественного временщика правителя того времени — Евтропия, который возглавлял правительство императора Аркадия, возникла мысль призвать на эту кафедру Иоанна из Антиохии. Но все знали, что Иоанн очень скромный и не пожелает быть епископом в столице, потому что это противно его характеру. Тогда были посланы воины, которые ночью похитили, арестовали его, под конвоем привезли в столицу и там его поставили епископом, по-нынешнему — патриархом Константинопольским.

Шесть лет был епископом в столице Иоанн Златоуст. За эти шесть лет народ полюбил его самой искренней, самой сердечной любовью. Но за эти же годы возненавидели Иоанна Златоустаго все богачи, все сильные мира сего, все аристократы и всё — я должен откровенно сказать — духовенство. Ибо он обличал их распутную, развратную, роскошную, грешную жизнь.

Он был смелым обличителем. Если бы, дорогие братья и сестры, сейчас прочитать некоторые проповеди Иоанна Златоустаго, вы бы убедились, насколько смело он обличал сильных мира сего, власть имущих мира сего, особенно богатых. Он прямо в глаза им говорил, что всякий богатый — это волк, ибо Господь создал землю и все блага земли для всех народов, для каждого человека. И тот, кто первый в истории взял какую-то вещь, отгородил кусок земли и сказал, что это моя вещь, это моя земля — тот, по Иоанну Златоусту, был самый страшный преступник.

Вознелюбили Иоанна Златоустаго и епископы, архиереи из его же Константинопольского патриархата и соседних с ним — Александрийского, Антиохийского, ибо Иоанн Златоуст не давал роскошных обедов, не приглашал их на роскошные пиры, где все, конечно, постное, но все самое дорогое, как они привыкли есть и пить и при этом благочестиво рассуждать. От духовенства, т.е. от пресвитеров (священников) и от дьяконов, от чтецов, от монахов, он требовал настоящей жизни, настоящего подвига, настоящего служения Церкви. Все деньги, все имущество церкви он расходовал не на безумные украшения, не на дорогие литургические одежды, не на украшение церквей мрамором и золотом, он расходовал их на строительство больниц, странноприимных домов, домов для сирот, для старцев, для больных, для немощных, для тех, кто нуждался. И тогда, дорогие братья и сестры, ополчились против Иоанна Златоустаго вот эти две силы, большие силы тогдашнего мира, а собственно говоря, большие силы и настоящего мира: это власть имущие, богатые, знатные, и духовенство, особенно архиереи.

Конечно, в житиях вы этого не найдете. В житиях говорится, что императрица была против него. Да, императрица Евдоксия была тоже против него, но не ее гнев сыграл решающую роль, ибо Иоанна Златоустаго отправили в ссылку не по решению государственной власти, а по решению церковного суда, его собратьев — архиереев, священников, дьяконов. Они собрались, они судили его, они приписали ему всякие беззакония, какие он никогда не совершал. Они не смогли простить ему его святую жизнь и то, что он был настоящим архиереем, настоящим епископом, настоящим пастырем, и что он призывал и их быть такими. И тогда Иоанн Златоуст по церковному суду был лишен сана и кафедры, и гражданская власть, конечно, послала его в ссылку.

Но в первый раз это не удалось. Ибо случилось так, что когда Иоанна Златоустаго вывезли на другой берег от Константинополя, в самой столице произошло землетрясение. Народ, видя в этом гнев Божий, восстал, власть испугалась, все епископы, судившие его, разбежались, и Иоанн Златоуст с торжеством был возвращен на место. Когда народ его встретил, он пошел в храм Святых апостолов — тогда главный храм Константинопольский — и здесь сказал свою знаменитую проповедь, которая сохранилась до настоящего времени, которая начинается и кончается словами: “Богу нашему слава за все. За все, что было хорошего, и за все, что было плохого, Богу нашему слава!”

Но недолго Иоанн Златоуст снова был епископом, только шесть месяцев. Его враги: Александрийский епископ, по-нынешнему — патриарх, Феофил; другие митрополиты — Севириан Гавальский, Антиох Птолемаидский, его собственные митрополиты — Павел Ираклийский и другие, опять ополчились на него, опять стали его обвинять и вторично его осудили. И тогда государственная власть второй раз сослала Иоанна Златоустаго. И вот, в ссылке, в очень недолгой ссылке он умер, потому что на всех епископов тех мест, куда его ссылали, нападал такой большой страх, что они боялись его даже принимать и каждый из них старался, чтобы везли Иоанна Златоустаго подальше. И так его везли через всю Малую Азию, нынешнюю Турцию, довезли до места его ссылки Кукуз, это в нынешней Армении. Но там побоялись его держать, потому что народ константинопольский был ему верен, боготворил его, любил его. И тогда повезли его дальше, в нынешнюю Грузию, и там, не дойдя до места, которое ему было назначено для жительства, в Команах, в храме святого Василиска (это недалеко от Поти, недалеко от Пицунды, недалеко от Нового Афона) в 407 г. он умер.

Очень скоро слава Иоанна Златоустаго распространилась по всему миру. Враги его устыдились, враги, так сказать, оправдывали его сами, и тогда решено было с торжеством перевезти мощи его в Константинополь и похоронить его там, где полагается хоронить столичного епископа. И вот в 438 году, через 30 лет после его смерти, император Феодосий, сын этой Евдоксии, царь, который был и крещен Иоанном Златоустым, которого Иоанн Златоуст держал часто ребенком на своих коленях, с торжеством распорядился перевезти мощи Иоанна Златоустаго. Встретили его еще далеко от Константинополя — в Халкидоне — император, сенат, правительство, все знатные люди мира сего...

Так всегда бывает в жизни: при жизни преследуют, доводят до гибели, а после смерти прославляют и восхваляют.

Похоронили его в храме Святых апостолов с торжеством, при большом стечении народа. Вот память этого события мы и празднуем сегодня вечером и завтра.

Дорогие братья и сестры, вот, мы все время говорим об Иоанне Златоусте. Но мы должны не только говорить об Иоанне Златоусте, мы должны подражать его жизни. В первую очередь, ей должны подражать наши архиереи, наше духовенство — мы, священники, дьяконы, монашество, чтецы. Вот тот образец, который дал всем нам Иоанн Златоуст: как служить Церкви не только во время богослужения, а как служить Церкви, служа народу Божию, проповедуя слово не только во время службы, а при каждой возможности. Ибо Иоанн Златоуст был не только великий богослов и великий проповедник, но и великий миссионер. Он посылал людей, миссионеров, с проповедью слова Божия в Аравию, в далекую Сирию, в Азию, в Африку и сам проповедовал слово Божие, причем не только своей константинопольской пастве. Около Константинополя было поселение германских племен, готов, которые были ариане, еретики. И вот чтобы им проповедовать, Иоанн Златоуст изучил готский язык и приходил туда, к этому народу, и служил там, и проповедовал им на их языке.

Дорогие братья и сестры, путь к возрождению нашей церкви, путь к тому, чтобы церковь опять имела влияние в народе, опять пользовалась любовью народа, этот путь указан нам Иоанном Златоустым. Это путь молитвы, путь подвига, путь богословия, но вместе с тем, путь проповеди слова Божия, временно и безвременно, при всякой оказии, при любой возможности, и путь служения народу, путь служения ближнему своему, так чтобы это служение было настоящим служением Богу.

Помолимся же, дорогие братья и сестры, чтобы молитвами святителя Иоанна Златоустаго Бог дал нам силы быть верными Его свидетелями, как был таким верным свидетелем сам святитель Иоанн Златоуст!

Аминь.

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова