Ко входуБиблиотека Якова КротоваПомощь
Помощь

АПОЛЛИНАРИЙ ДУБИНИН


В Курске очередной суд судил еп. Аполлинария Дубинина, которого 19 апреля 2000 года таможенники обвинили в контрабанде - он ехал на Украину со старообрядческим требником. Живет Дубинин в Щелкове. Дали полгода условно - только, чтобы не оправдывать. Дубинин подал на апелляцию. Любопытно, но в данном случае силовики выполняли заказ старообрядцев, от которых Дубинин ушел, создав собственный толк. Дубинин: "Самый первый документ содержит среди прочего такие слова, что "представитель ФСБ встречался в Злынке с епископом Александром Новозыбковским", теперешним предстоятелем Церкви, который сказал про меня: "Да, я знаю такого-то, он вскрыл сейф, обворовал епископа". И смысл такой, что, естественно, эти книги везлись на продажу. Потом допрашивают того епископа, на которого он ссылается, – это у нас Курский был епископ. Сначала было такое положительное решение, что он, епископ Лев, подтверждает слова Александра" (http://portal-credo.ru/site/?act=news&id=12405).

О своем толке: "Сейчас к Курской епископии Древлеправославной Церкви формально относятся восемь приходов по России и по Украине. Три прихода в Курской области, два прихода на Кубани, два – в Дагестане, один на Украине. Приходы небольшие, все зависит от праздника, - на Пасху бывает 600 человек, а в обычное воскресенье человек 80. Активных человек 50, которые постоянно ходят. ... Я ездил несколько раз на Украину, в Румынию ездил, в Чехию, на конференцию. Ездил трижды в Париж. ... За 12 лет моей службы в Курске – я, когда пришел, просто для себя, мне было интересно, завел такую книжечку амбарную и туда записывал всех крещаемых: имя, родителей, день рождения, где они живут, кто восприемник, - в общем, где-то около 400 людей я покрестил. И также я записывал погребения - где-то триста с лишним погребений".

О приходящих из Патриархии: "Никто им не запрещает приходить в церковь, только молиться нельзя, вот они смотрят, как и что". Интересно, а как определяют - молится человек или нет?

"Я еще занимаюсь наукой, преподаю в Менделеевском университете, поэтому у меня большая часть поездок научные, а меньшая часть – это различные богословские конференции и так далее. ... В этом году я также был на двух конференциях: сначала была по моей специальности "биоэлектрохимия" во Флоренции, а потом, в день окончания конференции научной, началась конференция богословская в Париже, так что я опоздал на один день. Меня уже лет восемь приглашают, там есть такое Сергиевское подворье, они проводят литургические конференции уже в течение пятидесяти лет. Там представлены все христианские направления: и православные новообрядцы, и католики, и протестанты, но старообрядцев там никогда не было. Каким-то образом я восемь лет назад к ним попал. Это центр экуменизма, конечно. И все прекрасно знают, я это не скрываю, что я являюсь противником экуменизма, не приемлю экуменизм как таковой. Но тем не менее меня терпят и приглашают каждый год".

И небось считают, что Дубинин (дай Бог ему победы над советским правосудием!) - "каноническое православие", даже более каноническое, чем Патриархия - как же, старообрядец... экуменистов не приемлет... А ведь он по сути - чистый протестант, абсолютное новое религиозное движение. Но реакционность кажется "облагораживающей", "оканоничивающей". Чем злее - тем каноничнее. Креационист-протестант - ортодоксальнее и любезнее православному фундаменталисту, чем православный эволюционист...


Владыка Аполлинарий (в миру Александр Григорьевич Дубинин), доцент Московского химико-технологического института имени Д.И. Менделеева и специалист по биоэлектрохимии, десять лет был иеромонахом Новозыбковской Древлеправославной Архиепископии (центр Архиепископии располагался в то время в городе Новозыбкове Брянской области).

Преподает в Московском институте тонкой химической технологии. Священноинок Аполлинарий был единственным доцентом советского вуза, приходившим на лекции и семинары в рясе и мантии. Естественно, еще более яркой фигурой он стал в собственной старообрядческой среде, весьма оскудевшей интеллектуалами на исходе советской эпохи.

В 1999 г. в Курске возникли разногласия между настоятелем одного из самых многочисленных приходов в России - иеромонахом Аполлинарием и вновь назначенным епископом Курским Львом, который начал упрекать Аполлинария в отсутствии должного участия в приходской жизни, а также выражал неудовольствие частыми поездками настоятеля в Европу и Америку на научные конференции по биоэлектрохимии и богословию без его разрешения.

Власть не должна вмешиваться в жизнь Церкви, считает владыка Аполлинарий. Оставшееся от советских времен преклонение перед властью вызывает у него стойкое неприятие. Еще когда он служил в Курске, епископ Лев в проповедях говорил: "Нет власти не от Бога, и вы должны подчиняться каждой власти". Аполлинарий возражал: "Нет власти, если она не от Бога. Если власть отворачивается от Бога, то и Он отворачивается от власти". Спорили священнослужители и о том, у кого власть в Церкви. Аполлинарий считал, что власть у народа, а Лев, что у епископа.

Идеологические причины раскола Патриарх Александр сразу отметает: "Аполлинария давно надо было лишить сана за неповиновение церковному начальству, которому он семь лет обещал бросить свою светскую работу в институте, но так и не бросил ее, оставшись светским человеком, интеллигентом, который не может поступиться своей гордыней. Все выдвигаемые Аполлинарием причины ухода - это только предлог для того, чтобы создать свою Церковь".


Одна из основных претензий к новозыбковской иерархии заключалась в том, что она подражает Московской Патриархии. В течение десяти лет после падения Советского Союза происходила, как отмечал Аполлинарий, "никонианизация" Новозыбковской Архиепископии. Устав принимался по образцу устава Московской Патриархии, согласно которому все имущество приходов принадлежит Архиепископии, а не прихожанам. Эта норма нарушает принцип автономности прихода и лишает верующих их традиционной роли в управлении приходом и свободного выбора себе священника. Один из Новозыбковских церковных Соборов разрешил священнослужителям обращаться в светский суд, прокуратуру и милицию для разрешения церковных вопросов. Такая практика принята и в Московской Патриархии, где отсутствует, как и у новозыбковцев, церковный суд.

23 декабря 1999 г. иеромонах Аполлинарий объявил об отделении курского прихода от Новозыбкова. Главной причиной стало то, что руководство Архиепископии негласно вводит различного рода новшества, не свойственные старообрядцам ранее. В начале 2000 г. отец Аполлинарий стал епископом Курским. Рукоположил его епископ Тульчинский Евмений, управляющий древлеправославными общинами в Румынии, который поддержал Аполлинария в его претензиях к руководству Архиепископии. В процессе развития раскола, когда Архиепископа Аристарха (Калинина) в 2000 г. сменил его племянник Александр (Калинин), из Курска прозвучало прямое обвинение в обновленчестве. В частности, в справке для органов юстиции говорится о том, что белокриницкое согласие и Новозыбковская Архиепископия "идентичны", хотя у них есть канонические различия: в лампадах иногда употребляется масло не растительного происхождения, а свечи не восковые, что также является нарушением. По словам Аполлинария, однажды в Румынии, где проживает новозыбковская диаспора, Архиепископ Александр повенчал пару, в которой муж не был старообрядцем. Согласно канонам, нужно было совершить чин приема одного из супругов в старообрядчество, только потом их можно было венчать.

Все имущество курской общины принадлежит ее членам, которых насчитывается около 400 человек. В 2000 году иеромонах Аполлинарий стал епископом Курским. В сан его рукоположил епископ Тульчинский Евмений, управляющий старообрядческими общинами в Румынии. В свою очередь, новозыбковская архиепископия отлучила Аполлинария от церкви. В настоящее время епископу Аполлинарию подчиняются четыре общины -- одна в Курской области, две на Кубани и одна на Украине.
Идейную позицию курского прихода поддержали несколько общин под управлением епископа Тульчинского Евмения в Румынии, два прихода в Краснодарском крае, два в Дагестане, один на Украине. В конце 2001 г. рукоположен еще один, третий по счету архиерей - епископ Богородский и Суздальский Антоний (Баскаков), который в настоящее время создает приход в Москве. Ведутся переговоры о присоединении одного не старообрядческого прихода в Петербурге.

Два священника Древлеправославной Патриархии - Андрей Марчин и Александр Чукаленко - отметили, что Аполлинарий нарушил церковные каноны, то есть игнорировал неоднократные предупреждения руководства о недопустимости совмещения иноческого, священнического и гражданского служений. По их словам, после смерти Архиепископа Аристарха новый глава Церкви потребовал от Аполлинария в более категоричной форме, чем ранее, отказаться от своей светской работы, что и привело к расколу.

2000 г. - смерть старшего Калинина, Новозыбковскую архиепископию возглавляет младший. Он возводится в патриархи (МП по-прежнему адресуется к нему как к архиепископу).

Новый глава новозыбковцев Архиепископ Александр, ставший ныне Патриархом, по мнению Аполлинария, просто старается укрепить свою власть и статус Церкви. Стремление к большим почестям, к власти, склонность к авторитарным методам - это также причина отделения "курян".

Другая история связана с задержанием Аполлинария в апреле 2000 г. в Брянской области на границе с Белоруссией со старообрядческими книгами, которые посчитали контрабандой. Незадекларированные старинные книги владыка Аполлинарий вез, чтобы, как обычно, служить по ним вместе со своими прихожанами в Кременчуге на Украине. Вначале ему грозил только штраф, однако через месяц возникло дело о контрабанде. Тогда дело было передано в Брянское отделение ФСБ. По словам владыки Аполлинария, один из сотрудников ФСБ обосновал это тем, что представители спецслужб встречались с Архиепископом Александром, который заявил о краже книг и обвинил в этом Аполлинария. В итоге Брянский суд приговорил владыку Аполлинария к трем годам лишения свободы, однако его сразу амнистировали по случаю 55-летия окончания Второй мировой войны. Епископ Аполлинарий не признал себя виновным и до сих пор борется за отмену решения суда.

30 июня 2001 года восемь священников, официально направленных в Курск архиепископией, захватили храм, выставив за его пределы настоятеля и прихожан. 9 июля 2001 года, в праздник Тихвинской иконы Богоматери, курские прихожане, пользуясь численным преимуществом, вынесли их из храма на руках.

"Аполлинарий отлучен от церкви,-- сообщил патриарх Александр.-- Он не имеет отношения к древреправославию, и его прихожане не имеют права находиться в храме".

Прихожане-старообрядцы направили письмо президенту Путину с просьбой взять под контроль сложившуюся ситуацию. А одновременно известили мэрию о намерении провести пикет на Красной площади Курска, но получили отказ. "Демонстрации и пикеты на Красной площади запрещены,-- заявила специалист департамента организационной работы администрации Курска Елена Солодухина.-- Мы предложили провести акцию в другом месте, но верующие отказались. Что же касается имущественных споров, то в них мы вообще не имеем права вмешиваться. Это -- дело суда".

Белокриницкая иерархия - иерархия Древлеправославной Церкви, восстановленная в 1846 г. в с. Белая Криница на Буковине (ныне Черновицкая область Украины, тогда Австро-Венгерская империя) путем присоединения к старообрядчеству митрополита Босносараевского Амвросия. Название "Белокриницкое согласие" постепенно выходит из употребления после принятия на Освященном Соборе 1988 г. официального наименования Русская Православная Старообрядческая Церковь.


 

Новые Известия 7 февраля 2002 г.

Евгения Рубцова. Статья. Назначен контрабандистом. Стр. 2 *

Вчера в Брянске завершился судебный процесс над старообрядческим священником, епископом Курским Аполлинарием. Его обвиняли в контрабанде церковных книг. Позиция обвинения, скажем прямо, была малоубедительной. Но поскольку делом святого отца изначально заинтересовалось УФСБ по Брянской области, финал этой истории, правда в менее утрированной форме, стал копией приговоров по "шпионским делам".

В апреле 2000 года, в канун Пасхи, епископ Аполлинарий, в миру доцент Российского химико-технологического университета (РХТУ) имени Менделеева Александр Григорьевич Дубинин, ехал из Москвы на Украину. Единоверцы из Кременчуга пригласили его совершить крестины и причащения в канун светлого Христова Воскресения.

При прохождении границы брянские таможенники заинтересовались незадекларированными книгами, которые вез с собой епископ. Работа у таможенников такая, тем паче что через брянские посты регулярно проходят тонны предметов культа. Эксперты по поездам осматривать багаж пассажиров, естественно, не ходят, поэтому таможенники просто изымают все спорные предметы. Таким же образом поступили и с епископом Аполлинарием -книги в количестве трех штук, серебряную ложечку для причастия и маленький крестик оставили на таможне, а Дубинин, так никого и не причастив, вернулся домой.

Месяцем позже священник пытался выяснить судьбу своих книг. Позвонил на Брянскую таможню, но так ничего и не узнал. А в июне 2000 года в подмосковное Щелково, где живет Дубинин, пожаловали чекисты и вручили повестку для явки на беседу в Брянск. Съездил туда святой отец, встретился со следователем местной ФСБ Игнатовым. Поговорили они и разошлись. По словам епископа, ему показалось несколько странным, что беседа менее всего касалась конфискованных в апреле книг.

Хотя, чему удивляться. Известно, что спецслужбы еще со сталинских времен контролируют Церковь. А епископ Курский - человек особый. Курский приход, в котором отец Аполлинарий пользуется большим уважением среди прихожан, в числе других семи старообрядческих приходов вышел в 1999 году из юрисдикции Новозыбковской архиепископии, что не могло не вызвать недовольства у руководства Древнеправославной архиепископии. Но вернемся, как говорится, к нашим баранам.

Только 6 сентября 2000 года отец Аполлинарий узнал, что еще в мае в отношении него в Брянске было возбуждено уголовное дело по статье 188 часть 2 УК РФ (контрабанда культурных ценностей). Следователь Игнатов лично приехал на работу к Дубинину в РХТУ, чтобы взять со священника подписку о невыезде. А 24 сентября (мы специально делаем акцент на хронологии событий, поскольку это многое объясняет) епископ получил по почте постановление о прекращении уголовного дела за отсутствием состава преступления. Следователь Игнатов подписал это постановление 8 сентября, а отослал судя по штемпелю 14-го числа.

Священник уже было засобирался в Брянск, чтобы забрать свои книги на таможне, как обнаружил в почтовом ящике новую весточку из приграничного города. На сей раз это была повестка о вызове в Володарский суд Брянска и обвинительное заключение по уголовному делу, подписанное все тем же следователем Игнатовым. Как выяснилось позже, прокурор Брянской области господин Корниенко с умозаключениями Игнатова не согласился и вернул дело Дубинина в ФСБ. Получается, что буквально несколько часов спустя после вынесения постановления о прекращении уголовного дела Игнатов подписал обвинительное заключение. А в тот день, когда первое письмо отправилось в Москву, то есть 14 сентября, прокурор это обвинительное заключение утвердил.

Все обвинение строилось на экспертном заключении Брянского краеведческого музея, который признал книги епископа исключительно ценными, оценив их в 580 рублей. А из Новозыбковской архиепископии пришло письмо о том, что отец Аполлинарий вообще у них священником не числится. И это неудивительно. Ведь Курский древнеправославный приход больше архиепископии не подчиняется.

В октябре 2000 года священник сам попросил экспертов Российской государственной библиотеки установить ценность изъятых книг. Там их оценили лишь в

пятьсот рублей, отметив, что исследованные требники 1909-го и 1912 годов выпуска неоднократно переиздавались, поэтому и не имеют особой культурной ценности.

Суд в свою очередь направил вешдоки на другую, независимую, экспертизу. Северозападный региональный центр судебной экспертизы также не дал за книги епископа больше четырехсот рублей. Почти год спустя, осенью прошлого года, по настоянию прокурора Корниенко, пресловутые книги опять подверглись тщательному изучению специалистов по древностям. Теперь уже в Министерстве культуры. Любопытно, что экспертиза была проведена в отсутствие начальника отдела лицензирования Минкульта Погодина, и результаты полностью соответствовали запросам брянской прокуратуры.

Позже, правда, начальник департамента по сохранению культурных ценностей Минкульта отозвал ранее выданное экспертное заключение, но суд, по словам отца Аполлинария, то и дело норовит засунуть подальше эту бумажку. Кстати, постановление о прекращении уголовного дела бесследно исчезло, а заверенную копию священника суд игнорирует.

Во всех этих экспертных заключениях суд и разбирался полтора года. За это время сменились три судьи. Как рассказал "Новым Известиям" епископ Аполлинарий, один из судей предлагал ему сделку - два года условно и амнистия: "И нам хорошо, и вам неплохо". Но Дубинин настаивал на своей невиновности. Во-первых, прокуратура так и не смогла доказать наличие у священника умысла на незаконный вывоз книг, которые ко всему прочему не являются раритетами. А во-вторых, епископ и границы-то не успел пересечь. Термина же "покушение на контрабанду" наше законодательство не предусматривает.

Полтора часа судили в минувший вторник отца Аполлинария. Прокуратура запросила четыре года условно, из которых три года отводилось на испытательный срок. Суд глубоко задумался и удалился на совещание аж на целые сутки. Оглашенный вчера утром приговор ошеломил и подсудимого, и его защитников. Вопреки пожеланиям прокурора, суд приговорил отца Аполлинария к трем годам тюрьмы без конфискации имущества, то есть низший предел наказания, которое предусматривает Уголовный кодекс. Осужденного не заковали в кандалы прямо в зале суда только потому, что он подпал под амнистию - уголовное дело было возбуждено как раз во время проведения массовой амнистии, приуроченной к 50-летию Победы.

Адвокаты, естественно, собираются обжаловать данный приговор в кассационном порядке и даже подать встречный иск в отношении брянской прокуратуры за незаконное преследование. Не исключено, как утверждает отец Аполлинарий, что его дело было "раскручено" с подачи Новозыбковской архиепископии. Хотя, с другой стороны, номинальное наказание с применением амнистии слишком уж подходит под попытку "залубянить" неподконтрольных доселе духовных отцов.

 


з досье "НГР" Белокриницкая иерархия - иерархия Древлеправославной Церкви, восстановленная в 1846 г. в с. Белая Криница на Буковине (ныне Черновицкая область Украины, тогда Австро-Венгерская империя) путем присоединения к старообрядчеству митрополита Босносараевского Амвросия. Название "Белокриницкое согласие" постепенно выходит из употребления после принятия на Освященном Соборе 1988 г. официального наименования Русская Православная Старообрядческая Церковь.

Об авторе: Роман Николаевич Лункин - аспирант Института философии РАН. Материал подготовлен в рамках проекта Кестонского института (Оксфорд, Англия) "Энциклопедия современной религиозной жизни России". Руководители проекта - священник Майкл Бурдо и Сергей Филатов.

На уровне общин старообрядчество разделяется на множество оттенков, различных согласий и толков, сложившихся в течение более чем трех веков российской истории. Каждый старообрядческий лидер, если употреблять терминологию философа Николая Лосского, являлся "субстанциональным деятелем", который создавал свой образ старой веры.

Так, выработанная веками защитная реакция на новшества привела к появлению в 1999 г. еще одного старообрядческого согласия, отделившегося от новозыбковцев, - Древлеправославной Церкви с центром в Курске, которую возглавляет епископ Аполлинарий (Дубинин). Владыка Аполлинарий (в миру Александр Григорьевич Дубинин), доцент Московского химико-технологического института имени Д.И. Менделеева и специалист по биоэлектрохимии, десять лет был иеромонахом Новозыбковской Древлеправославной Архиепископии (центр Архиепископии располагался в то время в городе Новозыбкове Брянской области).

Конфликт созревал медленно, но верно. В 1999 г. в Курске возникли разногласия между настоятелем одного из самых многочисленных приходов в России - иеромонахом Аполлинарием и вновь назначенным епископом Курским Львом, который начал упрекать Аполлинария в отсутствии должного участия в приходской жизни, а также выражал неудовольствие частыми поездками настоятеля в Европу и Америку на научные конференции по биоэлектрохимии и богословию без его разрешения. Духовные чада не стали терпеть обвинений, которые высказывал в проповедях епископ Лев в отношении отца Аполлинария. В декабре 1999 г. они выразили недоверие епископу, который пользовался поддержкой руководства Новозыбковской Архиепископии. Это поставило приход в оппозицию к священноначалию своей Церкви. В этой ситуации и проявилось недовольство идеологией новозыбковского епископата. Аполлинарий определил "генетические" грехи новозыбковцев, проявившиеся особенно остро в то время, когда рамки советской эпохи перестали быть структурирующим началом для мировоззрения этой Церкви.

23 декабря 1999 г. иеромонах Аполлинарий объявил об отделении курского прихода от Новозыбкова. Главной причиной стало то, что руководство Архиепископии негласно вводит различного рода новшества, не свойственные старообрядцам ранее. В начале 2000 г. отец Аполлинарий стал епископом Курским. Рукоположил его епископ Тульчинский Евмений, управляющий древлеправославными общинами в Румынии, который поддержал Аполлинария в его претензиях к руководству Архиепископии. В процессе развития раскола, когда Архиепископа Аристарха (Калинина) в 2000 г. сменил его племянник Александр (Калинин), из Курска прозвучало прямое обвинение в обновленчестве. В частности, в справке для органов юстиции говорится о том, что белокриницкое согласие и Новозыбковская Архиепископия "идентичны", хотя у них есть канонические различия: в лампадах иногда употребляется масло не растительного происхождения, а свечи не восковые, что также является нарушением. По словам Аполлинария, однажды в Румынии, где проживает новозыбковская диаспора, Архиепископ Александр повенчал пару, в которой муж не был старообрядцем. Согласно канонам, нужно было совершить чин приема одного из супругов в старообрядчество, только потом их можно было венчать.

Одна из основных претензий к новозыбковской иерархии заключалась в том, что она подражает Московской Патриархии. В течение десяти лет после падения Советского Союза происходила, как отмечал Аполлинарий, "никонианизация" Новозыбковской Архиепископии. Устав принимался по образцу устава Московской Патриархии, согласно которому все имущество приходов принадлежит Архиепископии, а не прихожанам. Эта норма нарушает принцип автономности прихода и лишает верующих их традиционной роли в управлении приходом и свободного выбора себе священника. Один из Новозыбковских церковных Соборов разрешил священнослужителям обращаться в светский суд, прокуратуру и милицию для разрешения церковных вопросов. Такая практика принята и в Московской Патриархии, где отсутствует, как и у новозыбковцев, церковный суд.

Власть не должна вмешиваться в жизнь Церкви, считает владыка Аполлинарий. Оставшееся от советских времен преклонение перед властью вызывает у него стойкое неприятие. Еще когда он служил в Курске, епископ Лев в проповедях говорил: "Нет власти не от Бога, и вы должны подчиняться каждой власти". Аполлинарий возражал: "Нет власти, если она не от Бога. Если власть отворачивается от Бога, то и Он отворачивается от власти". Спорили священнослужители и о том, у кого власть в Церкви. Аполлинарий считал, что власть у народа, а Лев, что у епископа.

Новый глава новозыбковцев Архиепископ Александр, ставший ныне Патриархом, по мнению Аполлинария, просто старается укрепить свою власть и статус Церкви. Стремление к большим почестям, к власти, склонность к авторитарным методам - это также причина отделения "курян". Епископ Аполлинарий приводит в пример силовые методы, которые применялись к его приходу. В 2001 г. новозыбковские священники предприняли четыре попытки силой отнять курский храм у его сторонников, но им не удалось преодолеть сопротивление прихода.

Другая история связана с задержанием Аполлинария в апреле 2000 г. в Брянской области на границе с Белоруссией со старообрядческими книгами, которые посчитали контрабандой. Незадекларированные старинные книги владыка Аполлинарий вез, чтобы, как обычно, служить по ним вместе со своими прихожанами в Кременчуге на Украине. Вначале ему грозил только штраф, однако через месяц возникло дело о контрабанде. Тогда дело было передано в Брянское отделение ФСБ. По словам владыки Аполлинария, один из сотрудников ФСБ обосновал это тем, что представители спецслужб встречались с Архиепископом Александром, который заявил о краже книг и обвинил в этом Аполлинария. В итоге Брянский суд приговорил владыку Аполлинария к трем годам лишения свободы, однако его сразу амнистировали по случаю 55-летия окончания Второй мировой войны. Епископ Аполлинарий не признал себя виновным и до сих пор борется за отмену решения суда.

С первого взгляда может показаться, что опять староверы поссорились из-за личных обид и обрядовых мелочей, однако, как и в XVII веке, за этими спорами стоит жесткая идейная позиция. Она основывается на тезисе о том, что окружающий мир размывает старообрядчество. Отказ от консервативного начала, от "мелочей" приводит к изменению лица Церкви. В беседе с автором этой статьи владыка Аполлинарий подчеркнул: "Если раньше эти процессы проходили веками, то теперь они идут уже годами".

Идейную позицию курского прихода поддержали несколько общин под управлением епископа Тульчинского Евмения в Румынии, два прихода в Краснодарском крае, два в Дагестане, один на Украине. В конце 2001 г. рукоположен еще один, третий по счету архиерей - епископ Богородский и Суздальский Антоний (Баскаков), который в настоящее время создает приход в Москве. Ведутся переговоры о присоединении одного не старообрядческого прихода в Петербурге.

Точка зрения Патриарха Александра на произошедшие события заключается в том, что обвинения Аполлинария в адрес Новозыбковской иерархии ложны. По его словам, он не нарушал церковных канонов и не собирался идти на сближение с белокриницким согласием. Наоборот, на последнем Соборе принято постановление, подтверждающее канонические различия между этими двумя старообрядческими согласиями.

Идеологические причины раскола Патриарх Александр сразу отметает: "Аполлинария давно надо было лишить сана за неповиновение церковному начальству, которому он семь лет обещал бросить свою светскую работу в институте, но так и не бросил ее, оставшись светским человеком, интеллигентом, который не может поступиться своей гордыней. Все выдвигаемые Аполлинарием причины ухода - это только предлог для того, чтобы создать свою Церковь".

Два священника Древлеправославной Патриархии - Андрей Марчин и Александр Чукаленко - отметили, что Аполлинарий нарушил церковные каноны, то есть игнорировал неоднократные предупреждения руководства о недопустимости совмещения иноческого, священнического и гражданского служений. По их словам, после смерти Архиепископа Аристарха новый глава Церкви потребовал от Аполлинария в более категоричной форме, чем ранее, отказаться от своей светской работы, что и привело к расколу.

Вопрос о том, канонична ли, хороша или плоха Церковь, созданная русским интеллигентом Аполлинарием (Дубининым), относится скорее к сфере церковно-исторических проблем. Для светского же исследователя возникновение среди старообрядцев-поповцев еще одного толка - это религиозный феномен, который достоин внимания ученых и журналистов.

материалы: Независимая Газета © 1999-2000
разработка: НЕГА-Сеть - ФЭП © 2000 Опубликовано в Независимой газете от 21.08.2002

Курская община старообрядцев направила коллективное письмо президенту РФ Владимиру Путину с просьбой взять под личный контроль ситуацию, сложившуюся вокруг храма Успения Пресвятой Богородицы. Этот храм накануне захватила конкурирующая конфессия из Новозыбкова (Брянская область) при силовой поддержке охранного агентства "Медведь плюс". По словам настоятеля прихода епископа Аполлинария, среди курских старообрядцев уже звучат призывы штурмовать здание храма, чтобы вернуть его. По его словам, пока народ удается сдерживать, но при штурме кровопролития избежать не удастся.

Старообрядческое движение возникло в России в середине XVII века в результате реформы патриарха Никона. Обрядовые нововведения внесли раскол в ряды верующих, что привело к появлению официальной (РПЦ) и старообрядческой (РПСЦ) церквей.

Храм Успения Пресвятой Богородицы -- единственный в Черноземье, принадлежащий старообрядческой церкви. С декабря 1999 года за контроль над ним борются две части расколовшейся архиепископии, расположенной в Новозыбкове (райцентр Брянской области). Раскол произошел в 1999 году по инициативе настоятеля курского прихода иеромонаха Аполлинария (бывшего доцента Московского химико-технологического института имени Менделеева Александра Дубинина). Иеромонах Аполлинарий в декабре 1999 года объявил об отделении курского прихода от Новозыбкова. Все имущество курской общины принадлежит ее членам, которых насчитывается около 400 человек. В 2000 году иеромонах Аполлинарий стал епископом Курским. В сан его рукоположил епископ Тульчинский Евмений, управляющий старообрядческими общинами в Румынии. В свою очередь, новозыбковская архиепископия отлучила Аполлинария от церкви. В настоящее время епископу Аполлинарию подчиняются четыре общины -- одна в Курской области, две на Кубани и одна на Украине.

Практически сразу после раскола противоборствующие стороны начали борьбу за право владения Успенским храмом. В общей сложности прошло уже около десятка тяжб -- в Ленинском районном суде Курска и Новозыбковском райсуде Брянской области, но де-факто его контролируют сторонники Аполлинария. Наиболее скандальная попытка поменять владельца храма состоялась 30 июня 2001 года. В тот день восемь священников, официально направленных в Курск архиепископией, захватили храм, выставив за его пределы настоятеля и прихожан. Захватчики продержались десять дней. 9 июля 2001 года, в праздник Тихвинской иконы Богоматери, курские прихожане, пользуясь численным преимуществом, вынесли их из храма на руках.

В конце прошлой недели попытка захвата храма повторилась. Группу из десяти священников лично возглавил новозыбковский патриарх Александр (Калинин). "Силовую поддержку" акции осуществляли сотрудники охранного агентства "Медведь плюс". В 17.00 группа священников вошла в храм, где в тот момент вел службу отец Андрей (Шамов), и попросила всех присутствующих удалиться за пределы церковной ограды, а потом выставила патруль у ворот храма. К месту происшествия выехала милиция и помощник губернатора Александр Шаповалов, которых вызвал отец Андрей. Теперь попасть на территорию храма можно только с разрешения новозыбковских священников.

"У нас уже звучали призывы пойти на штурм храма,-- заявил в беседе с корреспондентом Ъ епископ Аполлинарий.-- Пока народ удается сдерживать. Но при штурме кровопролития избежать никак не удастся. В переговоры с захватчиками мы вступать не собираемся, надеемся на закон и волю Божью". В настоящее время в Успенском храме, где расположились представители архиепископии, и в полуразрушенном домике сторожа, который стал пристанищем для изгнанных прихожан, идут непрерывные молитвы. Сторонники новозыбковского патриарха Александра заявляют, что никаких законов не нарушали. "Аполлинарий отлучен от церкви,-- сообщил Ъ патриарх Александр.-- Он не имеет отношения к древреправославию, и его прихожане не имеют права находиться в храме".

Прихожане-старообрядцы направили письмо президенту Путину с просьбой взять под контроль сложившуюся ситуацию. А одновременно известили мэрию о намерении провести пикет на Красной площади Курска, но получили отказ. "Демонстрации и пикеты на Красной площади запрещены,-- заявила специалист департамента организационной работы администрации Курска Елена Солодухина.-- Мы предложили провести акцию в другом месте, но верующие отказались. Что же касается имущественных споров, то в них мы вообще не имеем права вмешиваться. Это -- дело суда".


А поскольку будущий епископ был неженат, ему пришлось принять иноческий постриг. При этом он продолжал заниматься наукой и преподавать в Московском институте тонкой химической технологии. Священноинок Аполлинарий был единственным доцентом советского вуза, приходившим на лекции и семинары в рясе и мантии. Естественно, еще более яркой фигурой он стал в собственной старообрядческой среде, весьма оскудевшей интеллектуалами на исходе советской эпохи.

Конфликт о. Аполлинария с Новозыбковым, приведший к образованию новой старообрядческой Церкви – кстати, официальной зарегистрированной и формально обладающей тем же статусом, что и Новобыков, – сделал его еще более заметной фигурой. "Курская иерархия" стала выглядеть в глазах интересующейся старообрядчеством интеллигенции и прессы куда более привлекательно, чем новозыбковская.

Поводом для конфликта стали многочисленные канонические и нравственные нарушения "молодого Калинина", возглавившего Новозыбковскую архиепископию после смерти отца в 2000 году. Эти нарушения стали особенно рельефны на фоне фарса с возведением Александра (Калинина) в "Патриархи" (что, кстати, демонстративно не признано РПЦ МП, предстоятель которой, поздравляя главу "новозыбковцев" с Рождеством и Пасхой, по-прежнему именует его архиепископом). Вместе с тем, глава новой Московско-Новозыбковской патриархии начал небезуспешно "перенимать опыт" старой Московской патриархии по выстраиванию отношений с властью и по их дальнейшему использованию "в интересах Церкви". В этом факте и коренится ответ на вопрос о происхождении и целях абсурдного уголовного дела против епископа Аполлинария.

 

Ко входу в Библиотеку Якова Кротова