Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

Ольга Ноженко

См. Евангелие в искусстве.

Чему учат в Небесной Академии Искусств?

Божий дар – понятие загадочное и необъяснимое, иногда поражает наше воображение. Трогательная история о больной девочке, которую мы получили от наших друзей из г. Львова, является лишним тому подтверждением.

http://www.word4you.ru/news/12872/

В КРУГУ МОИХ ДРУЗЕЙ

Посещая детские тюрьмы, интернаты, детские дома, приюты - в глуши Карпат, в интернате для детей инвалидов, мы встретили феноменальную девочку, это что-то необъяснимое.

Оля Ноженко - больная, полуслепая девочка, инвалид 2-й группы с детства, ежедневно рисует удивительные картины. Диагноз - олигофрения в стадии дебильности. Но это не мешает ей каждый день рисовать. Рисует ручкой, карандашом, фломастерами, акварелью, рисует на листах, на лоскутках газет, кусочках старых тряпок. У Оли не хватает красок, полотна и кистей.

Ольга Ноженко. Иисус и богатый юноша.

Она сирота. Родилась в Киеве в роддоме. Мать-одиночка отказалась от ребенка. Первые 5 лет своей жизни Оля провела в детском доме "Берёзка" г. Киева, позже - в детском доме №1 г. Львова, потом в Добромыльський специальной школе интернате и Буковском доме-интернате, где она проживает до сих пор. Это ее четвертый " дом", и он, по всей видимости, - на всю жизнь. Дорога из него одна - на кладбище. Родственников у Оли нет в доме-интернате ее никто не посещает. С семи лет Оля рисует, хотя рисовать ее никто никогда не учил. Картины ее, как открытая душа, как разорванная рана. В рисунках мы видим отражение глубоких переживаний. Персонажи на картинах имеют выстраданные лица и никогда не повторяются. А художники, всматриваясь, замирают от удивления. Основная тематика ее произведений - сакральная. Олигофрения - приговор, таких "списывают" и показывают вслед пальцами: дебил.

Рассматривая удивительные работы этой хрупкой девушки, слушая ее рассказы, думаешь над теми, кто вот так, одним росчерком, бросил ее еще ребенком?

Тонкие черты и доброта в глазах, которые почти не видят. Оля четко, свободно разговаривает и часто задумывается над смыслом жизни. Она такая, как все мы. И другая. Потому что разговаривает с Богом без фарисейства, разговаривает через рисунок. Другая, потому что никто не знает: откуда в ее сознании возникают те Библейские сюжеты, которые она рисует.

Известные искусствоведы Львова Л. Волошина и Н Космолинская, замечают о творчестве Оли Ноженко : «Мы имеем огромный пласт украинского наивного занятия живописью, наивного сакрального искусства. Художники наивного искусства, которые не учились профессионально рисовать, рисовали не по канонам, а по собственным представлениям, вплетая в сакральную тему много своего личного. Так же автор не просто имитирует те события, которые были 2 тысячи лет назад, а переживает все лично». Искусствоведы отмечают, что в этих работах их поражает большая профессиональность. «В композициях, в выставлении фигур, в смелой колористике есть напоминание о классическом сакральном искусстве» В этих работах находим гармонию красоты с отголоском любви, а в настоящем дополнении как раз есть вершина того, чего человек хочет в своей жизни - познать истину, и именно Оля открыла ее в своем сердце. Она получила «полноту ласки и талант от первого Профессора - От Бога». Она тщательным образом фиксирует детали одежды, головные уборы, прически, обувь. Создается впечатление, что иногда Оля находится очень близко к самому событию и изображает его почти впритык, иногда ей придется стать на цыпочки, чтобы за головами что-то увидеть, порою она стоит... за спиной Христа - и тогда ей придется рисовать лицо тех, к кому обращено Иисусово слово. Оле очень хорошо удается передать разговоры второго и третьего плана, когда Слово передается как будто отголосок из уст в уста. Девушка очень неожиданно « кадрирует» событие. Оля компонует на скорую руку, работает тоже молниеносно, почти не вытирая изображения и не отрывая руку от бумаги. Начинает рисунок в одном углу и заканчивает во втором. Если композиция не устраивает - переворачивает бумагу на вторую сторону и начинает сначала. Она - будто репортер Иисуса, который прибыл на место события и работает в режиме он-лайн с очень ограниченным временем. Другая удивлению достойная вещь: мимика персонажей. Художница мастерски передает растерянность апостолов и их непутевые вопросы, удивление и увлечение исцеленных, лукавство фарисеев, какая-то щемящая грусть во взгляде Христа и будто бы упрек: «Вы опять не поняли меня».

Темы, которые поднимает Оля Ноженко: «"Благодарность», «Десять прокаженных», «Исцеление сухорукого», «Исцеление слепого», «Исцеление кровоточивой», «Измена» «Ночь в Гефсиманском саду», «Христос извещает учеников о своей смерти», «Поцелуй Иуды». Отдельными темами можно выделить диалог Христа с Сатаной, где последний держит в руках камень, и разговор с богатым юношей об материальном искушении. Всегда диалоги, диалоги, диалоги… Иногда мы видим разговор взглядами, жестами. Без сомнения, творчество Оли Ноженко - это явление. И здесь всегда появляется опасность толкования феномена. Нельзя дать готовых ответов, потому что их нет. Удивляет: как девушка, которая от силы может прочитать одну страницу текста, так точно воссоздает события времен Христа? Возможно, благодаря своей неиспорченности, чистоте. Оля на удивление точно передает порученную ей информацию, которую она услышала или увидела в « кругу»? Не переиначивает, не интерпретирует, не добавляет ничего от себя. Как настоящий евангелист. Где Учитель этого ребенка?

Несколько слов относительно колорита. В наработке Оли есть гризайль (черно-белые, коричнево-белые эффекту сепии работы) : «Иисус и девушка», «Исцеление слепого» «Иисус перед Пилатом». Есть будто задание на ограниченную палитру (работы в два цвета: желтый - зеленый, голубой - коричневый, оранжевый - черный) и есть многоцветные очень яркие композиции,. Создается впечатление, что Оля работает по какой-то специальной программе Небесной Академии искусств, где учат и анатомии, и перспективе, и рисунку, и символике цвета, очень чувствует пропорции рук. Складывается впечатление, будто то она прошла курс истории искусства и богословия.

Как объяснить смелый голубой цвет в светлых партиях лица апостола Иоанна и умбру в тенях? Такое мог позволить себе ранний Пикассо. Или полыхание оранжевого цвета под густым синим в композиции «Гефсиманский сад»? Откуда такая острота мировосприятия в композиции «Исцеление слепого», где на переднем плане видна рука, которая тянется ко Христу? Для последних работ Оли характерны яркие локальные цвета (проф. Р. Василик видит в этом влияния Средневековых витражей, или Раннего Возрождения).

Творчество Оли пронизано красотой нерукотворности. Она бережно, даже сакрально, относится к материалу. Есть что-то такое в ее работах (присутствие света?), что хочется присматриваться к ним, смаковать. Сначала поражает общая композиция, колорит, детали. Потом начинаешь присматриваться: а как это сделано? Исчезает ощущение бумаги, краски, карандаша. Остается: выражение глаз, шелковые кудри Христа, тяжелые складки одежды, морщинистые как яблоки лица старцев.

Для скептиков скажу одно: если вы хоть немного рисуете, попробуйте взять белило, коричневую акварель и нарисовать складки шелковой ткани так, как это сделала Оля Ноженко в композиции «Христос и богатый юноша» и вы, после некоторого времени, поймете всю драму собственной несостоятельности Для полноты впечатления еще надо, чтобы вас кто-то постоянно дергал, толкал под локоть и тряс столом - в комнате, потому что вместе с Олей проживает из десяток достаточно активных девочек инвалидов.

Своим творчеством Оля приглашает нас войти в круг ее друзей. Очень скромная, она боится славы, и хочет единственного - воспевать Бога. Оля трудно идет на контакт, ее удивляет, когда мы приезжаем, наша суматоха, шум, громкие разговоры, и хаос, потому что она очень любит тишину и спокойствие. Огромное количество ее картин, сделанных гуашью, тушью, акварелями, маркерами, гелевыми ручками и обычным карандашом на кусках бумаги упаковок, картоне, оберточной бумаге. Ее рисунки - это многократное сознательное или несознательное приглашение к диалогу с Христом. Услышим ли мы его?

– У тебя много картин, где Иисус разговаривает. О чем Он рассказывает?

О том, что его распнут. О птичках, деревьях. Говорит, что люди должны быть добрыми, любить друг друга. Не воровать, не убивать. Блудный сын просит отпустить его в мир, а Он ему отвечает, что не держит, только что б уважал всех. Иисус не таков, как люди, он всех слышит, слушает, а люди - они не слышат никого.

- Когда ты рисуешь свои картины: днем, ночью, утром?

- Чаще всего после обеда, когда все спят. Рисую на подоконнике в коридоре, потому что там совсем тихо. На столе, как никто не мешает, потому что нас много в комнате. В уголке на коленях рисую. Должна быстро рисовать, чтоб краски не засыхали, потому что их мало.

- Олю, ты почти не видишь, как же ты рисуешь? Глаза болят?

- Я близко, близко наклоняюсь к бумаге - и так вижу. Глаза никогда не болят, а руки болят. Очень болят, трясутся от напряжения.

- Какие из своих картин ты не любишь?

- Где Иисус с богатым разговаривает. Он спрашивает Бога, как ему на небо попасть, а Бог ему говорит: брось все и следуй за мной. А богатому жаль своего богатства, он не хочет его потерять и... забирает у Иисуса время. А Иисус столько больных мог бы исцелить. От таких картин у меня руки не болят.

- А деньги имеют ценность в твоей жизни?

- Я не знаю, что главное. Не знаю, что такое ценность денег. Наших детей столько умерло бедных, столько земли над ними насыпали. И над богатыми землю насыпают так же. Деньги - это пустое. Если бы человеку на еду хватало, на одежду, укрыться чем было. Чтобы на краски было или, бумагу, подружкам моим цветные нитки для вышивки. Чтобы у детей ноги не мерзли, чтобы имели что есть.

- Ты боишься смерти?

- Я хочу жить. Мне еще не время умирать. Для Бога я - малый ребенок. Я люблю жить. Люблю слышать пенье птичек на деревьях, запах цветов. Небо люблю, солнце. Все удивляюсь, вокруг такая краса и это Бог создал людям?

 

Выражаем благодарность Михаилу Кеньо за предоставленный материал

Андрей Рябенко, специально для портала словодлятебя.рф

 
 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова