БЕСЕДНИКИ
Андр. Бондаренко. Как спасаются в "мире". - НГ-религии. - 14.6.2000.
С. 8. Очерк о движении беседников. Возводят себя к Серафиму Саровскому,
от ученицы которого крестьянин с. Прислонихи Симбирской губ. принял
завет проповедовать среди крестьян. В 1940-х переехал под Самару,
проповедовал на севере уезда: вел с крестьянами "домашние духовные
собрания-беседки". Проповедь трезвости, включая трезвость ума, бесстрастия.
Своего рода монашество в мире. Были в Оренбургской, Пензенской,
Симбирской губерния. В 1880-е более 100 тысяч человек. Первый исследователь
прот. Евг. Кесарев, секретарь Самарской дух. консистории, 1901.
Преемница Щеглова крестьянка Анастасия Кузьм. Керова (1805-1906)
из с. Раковки Самарского у. Обвинена в сектантстве, оправдана, пострижена
под именем Марии в Самарском Иверском мре, в 1891 насильно сослана
в Суздальский Покровский. Консистория предпсывала "производить внебогослужебные
собеседования о душевредности самовольных беседнических собраний".
Ушли в подполье. Связи с Афоном. Лидерство старцев. Совр. иссл-тель
Кирилл Серебренитский возводит к исихазму (гм). Последние 22 года
руководитель свящ. Павел Алексахин, ныне 80 лет, митрофорный протоиерей
Патриархии. Вывел из подполья, в 1997 зарегистрировал "Благотворительное
об-во православных беседников села Красные Ключи" (он в этом селе
Похвистневского р-на Самарской обл.). Активно работал в об-ве трезвости.
В конце 90-х, однако, он даже отказался от названия "беседники"
и переименовался в "Православное братство и сестричество храма Михаила
Архагела". Епископ его наградил митрой, среди духовенства у него
есть проивники. В декабре 1999 г. Патриарх одобрил решение о местной
в Самаре канонизации старосты церк. общины с. Чагры Петра Ив. Колпакова,
Чагринского (18556-1929). Мощи его недавно захоронены на территории
храма Михаила Архангела в Красных ключах. Епископ назвал беседников
вполне православными и примером для мирян. |