Ко входуБиблиотека Якова КротоваПомощь
Помощь

ЗАПАД

Ср. Антизападничество. Западничество. См. ориентация. З. как цивилизационный феномен.

сравнение с Востоком научное, И.Андреев, 1999; "шелковый путь" и его значение, Пигулевская;

Подосинов А.В. Ex oriente lux! Ориентация по странам света в архаических культурах Евразии. М., 1999.

 

Экман П., Далай-лама. Мудрость Востока и Запада. Психология равновесия. СПб.: Юпитер, 2011. 301 с.

построен на идее жертвы Христа и самопожертвования, взгляд Бродского, 1986; средний класс как основа Запада 7.9.1998; тоталитаризм в нем 1.8.1998; западные разведки помогали совкам готовить бойню в Чечне 21.4.2000; нетоталатирарно борется с тоталитаризмом 29.10.1999; у него берут худшее 14.1.1999; симбиоз с Востоком 20.11.1998;

- о его сути Чаадаев 1830; о значении деления мира на Запад и Восток, Бердяев, 1947; Бердяев, 1911 о Востоке и З. у Соловьева; Флоровский против западных влияний на русское богословие; и Восток как труд против разговора, Мацейна, 1946;

Сопоставление поведения бельгийцев и русских, Ронин, 1996.

Запад и Россия в 1990-е гг.

Сын одного эмигранта в США дома говорит по-русски всегда, но когда ему нужно сказать однозначное и твердое нет, переходит на английской: "No". Дикий Запад - ему все непонятно, почему восточное "нет" так неопределенно (как, впрочем, и восточное "да").

отделен от Востока тем новым, что изобрел 21.1.2000; разное понимание дружбы (веры и дел) 25.2.2000; разные с Востоком пороки 26.5.2000; определение Рота о соотношении дел и смысла, ок. 1946; ср. Антизападничество .

 

политики Запада не защищают слабых, боясь конфликтов с сильным (Китаем) 26.3.1999;

активность: в разном проявлении зависти 17.3.2000;

индивидуализм отражается в поведении покупателя 22.1.1999; противопоставление рационализма невнятности чувств, его условность - позиция Бродского, 1986;
молчание - знак вежливого несогласия 25.6.1999; Запад более молчалив, чем Восток, в повседневной жизни 8.10.1999;

открытость-таинственность закрытость на Западе меньше ценится и даже вызывает опасения 14.4.2000;

отношение к мертвой природе - на Западе такое же, как к живой, на Востоке более пренебрежительное 5.2.1999;

отношение к живой природе - Запад "цензурирует" ее 5.2.1999;

пространство-время - на Западе доминирует акцент на времени 9.4.1999; неторопливость В. - Бродский-Вайль, 2000;
гомогенность восприятия пространства на Востоке 9.4.1999;

рациональность как аналитичность в ущерб нюансировке (интерес к деталям вреден для нюансировки?) и целостности, в противоположность восточному синтетизму - взгляд Бродского;

cвобода - и несвобода Востока как опыт битости, Аверинцев-Вайль, 2000;

скотоводческая культура - а Восток земледельческая, концепция Зомбарта - индоевропейцы скотоводы, авантюризм, скот - "самовозрастающая стоимость", прообраз капитала, ростовщичество. А то славяне - не индоевропейцы! Скотоводы стремятся к эксплуатации, за счет чужого труда (Вл. Власов, ЛГ, , Чем помочь президенту? 18.6.3). "Неудивительно, что с приходом капитализма в Россию тысячи молодых людей были призваны в ряды охранников. ... долг надо возвращать с проценами. Нам не понять, что для капитализма это естественно: если вам дали взаймы корову на год, то к концу "аренды" появится теленок - прирост на капитал" (будто у крестьянина не прироста! и будто скотоводы в натуральном хозяйстве имеют прибавку!). Власов приписывает Востоку: коллективизм (соборность, с большой свободой индивида "для осуществления жизни"), "высокое положение женщины, высокое значение этничности, жертвенность. Неагрессивность экономики - западная "система эксплуатации постоянно требует новой, дешевой рабсилы".

смех - различие в зависимости от вектора рационализма, Вайль, 2000;

фанатизм/фатализм Франкл, 1957: фанатизм - Восток, фатализм, конформизм - Запад (Восток отрицает чужую личность, Запад свою - в неврозах).

формализм - Востока в отношении к безопасности ребенка 5.2.1999;

четкость: Запад как культура недоговоренности (Англия), но не расплывчатости; Ср. Восток.

как рождественская цивилизация в противоположность пасхальной России (т.зр. Непомнящего), - и приземленная против горнего, эгоистическая против сострадания и страдания.
 

Ко входу в Библиотеку Якова Кротова