Ко входуБиблиотека Якова КротоваПомощь
Помощь

ИНКВИЗИЦИЯ

Феномен церковной истории, преимущественно у католиков 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 веков.

Ср.: 540-е гг., Иоанн Эфесский. - 639 год: православная инквизиция против православного священника.

2014 год: Кураев защищает инквизицию.

ОБЩИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Achilli, Giacinto. Dealings with the Inquisition: or, Papal Rome, her priests and her jesuits. London: Arthur Hall, Virtue and Co., 1851. 453 pp.

Wright F.B. A History of Religious Persecutions, from the Apostolic Age to the present Time; and the Inquisition of Spain, Portugal, and Goa. Liverpool: Robinson and Sons, 1816. 430 pp.

монография Льоренте, 1817;

Bethencourt, Francisco. The Inquisition: A Global History 1478–1834. Cambridge, Cambridge University Press, 2009, 504 pp.

Smith, Damian J. Crusade, heresy, and inquisition in the lands of the Crown of Aragon (c. 1167-1276). Leiden: Brill, 2010. 262 pgs.

Антиклерикальный очерк (не научный) Ли и Бейджента. Григулевич.

Maycock A.L. The Inquisition from its Establishment to the Great Schism. New Your: Harper & Brothers, 1927. 324 pp.

Turberville A.S. Mediaeval Heresy and the Inquisition. London: Crosby Lockwood and Son, 1920. 280 pp.

ПО ВЕКАМ

 

13 век

Pegg M. The Corruption of Angels: the Great Inquisition of 1245-1246. Princeton: Princeton University Press, 2001. 249 pp.

Vose, Robin. Dominicans, Muslims and Jews in the medieval crown of Aragon. Cambridge: Cambridge University Press, 2009. 312 pp. 13 век.

Wakefield, Walter L. Heresy, Crusade and Inquisition in Southern France. 1100-1250. Berkeley: University of California Press, 1974. 285 pp.

Петр Кастельнаусский (1208)

Гибель инквизитора Пьетро Веронца, 1252; очерк истории в связи с альбигойцами, Осокин, 1872.

14 век

Ги, Бернард. Наставление инквизиторам. 1322.

Ле Руа Ладюри Э. Монтаию, окситанская деревня (1294-1324). Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 2001.

16 век

Григулевич об И. в Америке.

Alpert, Michael. Cryptojudaism and the Spanish inquisition. Palgrave, 2001. 262 pp.

Fontes, Manuel da Costa. The art of subversion in inquisitorial Spain: Rojas and Delicado. West Lafayette: Purdue University Press, 2005. 362 pp.

Saraiva, Antonio Jose. The Marrano Factory. The Portuguese Inquisition and Its New Christians 1536 – 1765. Leiden; Boston; Koln: Brill, 2001. 461 pp.

18 век

Walker, Timothy Dale. Doctors, folk medicine and the Inquisition: the repression of magical healing in Portugal during the Enlightenment. Leiden: Brill, 2005. 463 pp.

19 век

Coustos, John.The mysteries of popery unveiled in the unparalleled sufferings of John Coustos at the Inquisition of Lisbon: to which is added the origin of the Inquisition, and its establishment in various countries, and The master key to popery. Hartford: Enfield, [Conn.] : R. Reynolds & H. Thompson, 1820. 296 pp.

Dellon M. An Account in the Inquisition at Goa in India. Pittsburgh: Buller and Lambdin, 1819. 208 pp.

* * *

 

осуждение ее напрасно связывают с осуждением Церкви 11.9.1998; необходимость покаяния за ее дела 26.2.1999; ее оправдывает Антонини 31.12.1999; подробно пытается оправдать И. Мессори;

мученик св. Варфоломей Керверский (1466)

 

 

 

 

 

 

*

Слово "инквизиция" - неофициальное название, как у тайной политической полиции большевиков одно неофициальное название - "Чека" (реже - "Лубянка"). Здание, в котором находится инквизиция, одно и то же. Основана в 1542 г. под названием "Священная Конгрегация всеобщей инквизиции" (что отнюдь не то же, заметим для непонятливых, что "инквизиция", как и "чека" - не вполне то же, что "Чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией и саботажем".

В 1835 г. Папа закрыл все местные трибуналы, но сохранил инквизицию под названием главного, уцелевшего при реформе отдела - "Священная канцелярия". Последний человек был сожжен по приговору инквизиции в 1826 году. Все "реформы" инквизиции шли вдогонку - сперва светская власть лишала это заведение каких-то прав, потом Папа вынужден был оформлять это как волю Церкви.

В 1908 г. названа "Святая конгрегация святой канцелярии".

С 1965 г." Святая конгрегация доктрины веры". С 1983 г. "Конгрегация доктрины веры". Её адрес: cdf@cfaith.va

Инквизиция осудила сочинения Вассулы Райден как содержащие ошибки и потому не сверхъестественного происхождения.

В ноябре 1996 г. Ратцингер издал документ, "толкующий" отмену Индекса Павлом VI 14 октября 1966 год: мол, эта отмена не означает, что эти книги можно свободно читать - моральный долг избегать их остаётся. Просто цензором теперь является каждый епископ.

Войтыла и Ратцингер дружно проводили реабилитацию инквизиции по принципу, хорошо известному в России (тут он использовался для реабилитации чеки): жестокости были, но они обуславливались обстоятельствами времени, и их было не так много, как уверяют враги, да и некоторые погибшие действительно были преступниками.

Вот из сообщений прессы:

"В 2002 году Папа Иоанн Павел II извинился за казни, осуществленные Святой Инквизицией и объявил, что Церковь раскаивается за "действия, продиктованные нетерпимостью и жестокость в служении вере". Его приемник, бывший глава Конгрегации вероучения, Папа Римский Бенедикт XVI с момента вступления на высокий пост не высказывался о деятельности инквизиции. Йозеф ди Нойя, второй секретарь ватиканской Конгрегации вероучения, известной ранее под названием Святая инквизиция, заявил, что средневековые пытки еретиков можно понять, пишет газета Telegraph. Это первое толерантное высказывание в отношении инквизиции со стороны Ватикана, с того момента как Иоанн Павел II принес за нее извинения.

Высказывание Йозефа ди Нойя прозвучало в британском документальном фильме, темой которого являются действия Святой Инквизиции с 13 по 19 век. Фильм снят с использованием ранее засекреченных ватиканских документов, доступ к которым был открыт только в 1998 году.

Йозеф ди Нойя в фильме объясняет позицию Церкви. Он признает, что пытки и публичное аутодафе были "ошибками" Инквизиции. Однако утверждает, что такие методы подавления ереси оправданы во времена, когда люди истово верят в существование рая и ада".

Примечательная синхронность: в России глава тайной полиции стал главой государства, шесть лет спустя в Ватикана глава тайной полиции тоже стал главой государства.

Ратцингер отказался возглавить конгрегацию католического образования (хороша верность папское воле!), и через год - в 1981 - получил несравненно более важный пост префекта инквизиции. С 2005 г. префект инквизии - Уильям Левада, американец.

Адрес: Piazza del S. Uffizio 11, 00193 Rome, Italy

ИНКВИЗИЦИЯ ж. с лат. уголовный суд, некогда установленный папами, для розыску и кары еретиков и преступлений против веры; суд на разномыслящих. Инквизационный, к сему суду или розыску относящ. Инквизитор м. член или судья инквизиции. | В России инквизиторы были учреждены при Петре, 1711 г. в одно время с фискалами, и с тою же обязанностью по духовному управлению; были тогда и протоинквизиторы. Инквизиторский, к инквизитору относящ.

Ист.: Даль, 1880.

Bethencourt, Francisco. The Inquisition: A Global History 1478–1834 Cambridge, Cambridge University Press, 2009, 504 pp. Франческо Бетанкур из Кембриджа впервые сопоставляет инквизиции Испании, Португалии и Рима. Из источников широко привлекает мемуары жертв, отчеты об ауто-да-фе.

Knutsen, G. W. Servants of Satan and Masters of Demons: The Spanish Inquisition’s Trials for Superstition, Valencia and Barcelona, 1478-1700. Turnhout, Brepols, 2010, XVIII+228 pp. Late Medieval and Early Modern Studies, LMEMS, 17.

Ко входу в Библиотеку Якова Кротова