Ко входуБиблиотека Якова КротоваПомощь
 

Яков Кротов. Богочеловеческая комедия. Вспомогательные материалы.

ДАР

Cм. Дар Константина.

Годелье М. Загадка дара. М.: Восточная литература, 2007. 295 с.

СЛОВАРЬ БИБЛЕЙСКОГО БОГОСЛОВИЯ

 

Библия учит, что всякий Д. происходит от Бога. «Всякое даяние ... нисходит от Отца светов» (греч Иак 1.17; ср Тов 4.19). Начало всякого творения есть Бог, всем дающий пищу и жизнь (Пс 103); Он же кладет начало спасению (Втор 9.6; 1 Ин 4.10). Поэтому заблуждается ч-к, думающий проявить щедрость раньше, чем сам получил благодать (ср Ин 13.37 сл); первая обязанность ч-ка - открыться Д. Божию (Мк 10.15 п). Принимая его, ч-к становится способным на подлинную щедрость и призванным в свою очередь к дарению (1 Ин 3.16).

ВЗ

1. Дары Божии. - ВЗ - в большей степени время обетования, чем время Д. ВЗ-ные дары лишь прообразуют и предуготовляют окончательный Дар. «Твоему потомству Я даю землю сию» - говорит Ягве Аврааму (Быт 15.18). Отзвук этих слов слышен на протяжении всего Пятикнижия. Во Второзаконии подчеркивается, как надо ценить этот Д. (Втор 8.7; 11.10), и возвещается также, что неверность может привести к потере Д. - к плену; как условие возращения в свою землю и жизни нужен другой дар: обрезание сердца (Втор 29.21-30.6).

Превосходнейший из Д. (Пс 147.8 сл), к-рый Бог дает Своему народу через Моисея - это 3акон (Втор 5.22), соучастие в Его собственной Премудрости (Сир 24.24; ср Втор 4.5-8). Но Закон бессилен, если зло сердце, его принимающее (ср Неем 9.13,26). Израилю нужно новое сердце; это и есть будущий Д., чаять к-рого призывают пророки (Иер 24.7; Иез 36.26 слл).

Таковы Д. ВЗ: некоторые из них как будто прекратились (Давидова династия, пребывание Славы в Храме), и следовавшие одно за другим разочарования заставляли переносить надежды на будущее; другие остались лишь как воспоминания, возбуждающие желание хлеба с неба (Прем 16.20 сл), воды из камня (Пс 104.41). Израиль, много получивший, ждет еще большего.

2. Дары Богу. - Израиль приносит Ягве первые плоды, десятины (Втор 26) и жертвы (Лев1...) в знак признания Его суверенной власти и Его благодеяний. Есть также Д., к-рые он приносит в возмещение за неверность Союзу-Завету (Лев 4; 5), дабы вновь снискать расположение Ягве (2 Цар 24.21-25). Так эти приношения происходят в некоей перспективе взаимности (Сир 35.9 сл).

3. Взаимные дары. - В той же перспективе обычно понимаются Д. и между отдельными лицами, семьями или народами. Давая, проявляют «хесед» - взаимные доброжелательность и благотворительность, общепринятые между союзниками и друзьями. Принимающий Д. соглашается на союз (завет), возбраняя себе всякое враждебное отношение (Быт 32.14; Ис Нов 9.12 слл; 2 Цар 17.27...; 19.32...). Д. же с целью подкупа строго возбранены (Исх 23.8; Ис 5.23). Все это показывает, что эти взгляды не лишены благородства, тем более, что взаимность в дарениях свидетельствует естественно о взаимности чувств и бескорыстии.

Подаяние бедным (милостыня) поощряется самыми проникновенными словами; это почти то же самое, что и взаимные дары: надеются, что когда-нибудь бедный сможет вернуть долг (Сир 22.26,27) или же Ягве воздаст вместо него (Притч 19.17). Дарить же что-либо злому ч-ку определенно не советуется (Тов 4.17): такой Д. напрасен (Сир 12.1-7). Одним словом в ВЗ есть тенденция сочетать настоящую щедрость с разумной осторожностью.

НЗ

«Если бы ты знала дар Божий...» (Ин 4.10). Раскрывая полностью безмерную щедрость Божию (Рим 5.7 cл), НЗ нарушает ч-ские перспективы. Время НЗ есть поистине время Д.

1. Дар Божий в Иисусе Христе. - Отец открывает нам Свою любовь, отдавая нам Своего Сына (Ин 3.16), а в Своем Сыне Отец отдает Самого Себя, т. к. Иисус весь преисполнен богатством Отца (Ин 1.14): слова и дела, власть судить и животворить, имя, слава, любовь - все, что принадлежит Отцу, дано Иисусу (Ин 17).

В Своей верности любви, соединяющей Его с Отцом (Ин 15.10), Иисус осуществляет полный Д. Самого Себя: «Он отдает Свою жизнь» (Мф 20.28 п). Он - «истинный хлеб небесный, данный Отцом», и дает «Свою плоть за жизнь мира» (Ин 6.32,51; ср Лк 22.19: «Сие есть тело Мое, которое за вас предается»); Своею жертвой Он, «приняв от Отца обетование Св. Духа, излил то, что вы ныне видите и слышите» (Деян 2.33), «дар Божий» в абсолютном смысле (8.20; 11.17). Т. обр. уже на сей земле нам дан залог нашего наследия: мы обогащены всеми духовными Д. (1 Кор 1.5 слл), различными харизмами (1 Кор 12), дарами Воскресшего Христа (Еф 4.7-12), и никогда в достаточной мере не будет прославлен преизбыток Д. благодати (ср Рим 5.15-21). Тайно, но реально (Кол 3.3 сл), мы уже живем жизнью - «даром благодати Божией» (греч Рим 6.23).

2. Дар Богу в Иисусе Христе. - Со времени жертвы Христа - Д. Божия ч-ству (Ин 3.16) и Д. ч-ства Богу (Евр 8.3; 9.14) - людям не нужно приносить других Д. Совершенной жертвы достаточно навсегда (Евр 7.27), но люди должны соединиться с этой жертвой и, представ пред Богом (Рим 12.1), предоставить себя в Его распоряжение для служения другим (Гал 5.13-16; Евр 13.16). Благодать принимается не как дар, по получении к-го можно замкнуться в самом себе, а как дар, к-рый должен приносить плод (Ин 15; ср Мф 25.15-30).

3. Дар безвозвратный. - Стремление давать другим принимает небывалые размеры и силу. Противоборствующее ему «вожделение» должно беспощадно преодолеваться. Не искать нужно с этих пор взаимности подарков, а скорее избегать ее (Лк 14.12 слл). Всякий расчет, всякая узость сердца становятся постыдными для тех, кто столько получил от Бога (Мф 18.32 сл). «Просящему у тебя дай» (Мф 5.42). «Даром получили, даром давайте» (Мф 10.8). Все блага материальные и Д. духовные хр-нин должен рассматривать как богатства, над к-рыми он поставлен управителем и к-рые даны ему для служения другим (1 Петр 4.10 сл). Желающему достичь совершенства Иисус дает совет дотоле неслыханный: раздать все свое имущество (Лк 18.22). Д. Божий во Иисусе Христе влечет нас еще дальше: Иисус «положил за нас Свою душу», Его благодать ведет нас к тому, чтобы и «мы полагали души свои за братьев» (1 Ин 3.16); «нет больше той любви...» (Ин 15.13).

Д. осуществляет единение в любви и вызывает у всех благодарение (2 Кор 9.12-15). Дарящий благодарит Бога столько же и даже больше, нежели получающий, так как он знает, что сама его щедрость - благодатный Д. (2 Кор 8.1), плод любви, исходящей от Бога (ср Ин 3.14-18). Вот почему, в конечном итоге, «блаженнее давать, чем принимать» (Деян 20.35).

AV

Ср.: благодарение - благодать - благословение - Бог НЗ V - богатство - Дух Божий ВЗ I 3, НЗ III - жертва - земля ВЗ 2 - любовь I НЗ 1, II НЗ 2 - милостыня - мудрость ВЗ III 4 - наследство - обетования - оправдание II3 - предопределять - присутствие Божие - харизмы - хлеб - царство НЗ I 3

 

 

 

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова