Ко входуБиблиотека Якова КротоваПомощь
Помощь

CМЕРТЬ

См.: завещание; загробная жизнь. Надгробие. Поминовение усопших. Кладбище. Пляски смерти. Смертная казнь.

Биологический аспект и религия: Муравник, 2002.

Шахнович М. М. Эпикурейское отношение к смерти и античное прикладное искусство // Сакральное в истории культуры. СПб., ГМИР. 1997.

С. и первородный грех - Влахос, 1999.

Катехизис: Кротов.

О приготовлении к С. - Кидонис; Эразм. Спор жизни со смертью

Толстой Л. Смерть Ивана Ильича. 1886.

Чехов А. Скучная история. 1888. Архиерей. 1902.

Ялом о С. с т.зр. экзистенциальной психотерапии, 1969.

С. и больные - Харди.

Erasmo, Mario. Death: Antiquity and Its Legacy. Oxford, Oxford University Press, 2012, 192 pp.

Gress, David. Living on Death. Washigton: University of Washington,  2014. 11 pp.  Смерть на бойне в живописи Рембрандта, Ван Гога, Суэтина; католичество и смерть.

Bradley, Jill. "You Shall surely not Die": The Concepts of Sin and Death as Expressed in the Manuscript Art of Northwestern Europe, c. 800–1200. Leiden: Brill, 2008. 747 pp.

Бессмертный Ю.Л. Жизнь и смерть в Средние века. М.: Наука, 1991. 280 с.

Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. М.: «Прогресс» — «Прогресс-Академия», 1992.

Vovel Michel. La mort et l'Occident de 1300 a nos jours. < Paris >, Gallimard, 1983.

Гуревич о средневековом отношении к С. (критика Ариеса), 1989;

 

Словарь библейского богословия, 1970.

"я постараюсь, чтобы смерть моя не сказала ничего такого, чего ранее не сказала моя жизнь". Монтень, 1580; не следует бояться смерти, - Монтень; смысл С., Франкл. с. и психология (танатология) - Юрьева, 1999; католик Вальверде; и медицина, Блум, 1994. он же, 1974; отношение к своей смерти как аскетический принцип, Блум;

- Христа; о смертности Киприан Карфагенский; смерть как обретение Рая, Исаак Сирин; как возможна смерть для христианина (как залог свободы), Макарий Великий; при кончине у одра стоят бесы либо ангелы, Макарий Великий;  

неважны материальные обстоятельства С., Студит, с. 457;

восприятие в 16 в., икона Василия III; эссе об отношении к ней и о ней как итоге жизни Монтеня; еп. Илия Минятий, 1714; Антоний Блум о с.; Шмеман;

описание кончины архиеп. Феодосия (1563); патр. Иоакима, 1690; Севастиана Фомина, 1966;

как этическая проблема, Бердяев, 1931;  Бердяев, 1944; как уравнитель, Кедрин, 1928;

Медицинский аспект подготовки к С. - Кублер-Росс.

С. как тема в поэзии Айзенштадта;

- множественность смертей в жизни, Василий Великий; Савонарола об искусстве умирать, 15 в.; о том же Донн, 1630;

Кротов, "Смысл смерти" (погребальные традиции).

память о смерти, Лествичник; "Прение живота со смертью", 16 в.; приготовление к смерти, Никодим Святогорец; ошибочна зацикленность на ней, Бердяев, 1947; в творчестве Бланшо; Блум; Кротов.

Общество не должно табуировать С., Фрейд; Гроллман, 1971 (автор - психотерапевт-танатолог). Смерть и псих. кризисы - Юрьева;

Ср. Агрессивность. Смертная казнь.

Ср. бессмертие, болезнь, похороны.

Кротов: С. и грехопадение.

Помощь детям, у которых умер близкий человек, Барнс и Рикардс, 2004.

Kyle, Donald. Spectacles of Death in Ancient Rome. London: Routledge, 1998. 301 pp.


Примо Леви. Человек ли это? – М.: Текст, 2001. С.176. Под Рождество 1944 года в Освенциме публично казнили «последнего» - так крикнул сам «преступник»: один из членов зондеркомманды – зэки, который обслуживали газовые камеры. Несколько сот зэков из этой зондеркомманды восстали в Биркенау и взорвали крематорий. «Сегодня он умрет здесь, на площади, и до немцев никогда не дойдет, что для него эта смерть, к которой они его приговорили, смерть в одиночку, смерть по-человечески – не позор, а высокая честь».

*

Смерть и жизнь после смерти в мировых религиях / Под ред Дж. Ньюзнера; Пер. с англ. – М.: ББИ, 2007. - 123 с.

Фасмер:

Ближайшая этимология: ж., род. п. -и, укр. смерть, блр. смерць, др.-русск. съмьрть, ст.-слав. съмрьть qЈnatoj (Остром., Клоц., Супр.), болг. смърт, сербохорв. смр?т, род. п. смр?ти, словен. smr°t, род. п. smr?ti, чеш. smrt, слвц. smrt', польск. sґmiercґ, в.-луж. smjercґ, н.-луж. smґersґ.

Дальнейшая этимология: Праслав. *sъmьrtь наряду с *mьrtь (в чеш. mrt, род. п. mrti ж. "отмершая часть чего-либо, мертвая ткань на ране, бесплодная земля") родственно лит. mirtis, род. п. miriо м., лит. mirtis, род. п. mirtie~s ж. "смерть" (Даукша), лтш. mir~tе "смерть", др.-инд. mrtis· ж. "смерть", лат. mors, род. п. mortis -- то же, гот. mauґr?r "убийство"; слав. *sъ-mьrtь следует связывать с др.-инд. su- "хороший, благой", первонач. "благая смерть", т. е. "своя, естественная", далее связано со *svo- (см. свой). Ср. русск.: умереґть своеґй смеґртью; лит. savо smerсiu° mir~ti; см. В. Шульце, Kl. Schr. 135; Sitzber. Preuss. Аkаd., 1912, стр. 685 и сл.; 1918, 331 и сл.; Махек, ZfslPh 7, 377 и сл.; Хаверс 183; Траутман, ВSW 187; М.--Э. 2, 634; Уленбек, Aind. Wb. 230; Вальде--Гофм. 2, 112. См. мереґть, меЁртвый, мор.

Комментарии Трубачева: [См. еще Эндзелин, LР, 3, 1951, стр. 112; Дикенман, RS, 21, 1960, стр. 138. -- Т.]

Страницы: 3,685-686


Ко входу в Библиотеку Якова Кротова