Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

ВОЗНЕСЕНИЕ

Cм. текстология Нового Завета.

ИИСУС И ЕВАНГЕЛИЯ

Нынешнее, вознесенное положение Иисуса является основополагающим аспектом апостольской веры, хорошо засвидетельствованным в НЗ. Вознесение Иисуса на небеса* обычно рассматривается в НЗ как часть Его Воскресения*. Только Лука приводит рассказ, в котором Вознесение Иисуса на небо описано как событие, происходящее в пространстве и во времени и следующее за Воскресением. Для взглядов Луки богословие Вознесения во многом является определяющим.

1.Вознесение в НЗ.

2.Дохристианские предания о вознесении.

3.Два рассказа о Вознесении у Луки.

4.Воскресение и Вознесение.

5.Редакция или композиция?

6.Богословие Вознесения у Луки.

1. Вознесение в НЗ

В НЗ о В говорится по-разному.

1.1. Вознесенное положение. В большинстве случаев просто говорится о вознесенном положении Иисуса, без упоминания о том, как Он попал на небо. В основе замечаний о том, что Иисус теперь «сидит по правую руку Бога», лежит Пс 109:1, наиболее часто цитируемый в НЗ ветхозаветный текст. Марк вкладывает такое толкование псалма в учение Иисуса (Мк 12:35-37; 14:62). В самых ранних новозаветных свидетельствах о В. Иисуса, сохранившихся в двух допавловых гимнах, Его воцарение на небесах является прямым следствием Его смерти; Воскресение при этом не упоминается (Флп 2:8-11; 1 Тим 3:16). В других текстах просто принимается, что Иисус теперь обитает на небесах. Так, в самом раннем послании Павла говорится, что фессалоникийцы ожидают с небес Сына Божьего, «которого Он воскресил из мертвых» (1 Фес 1:10; ср. 4:16). Подобным образом в Откровении нынешнее царствование Иисуса на небесах принимается как нечто само собой разумеющееся (1:12-18; 3:21; 6:1-7; 7:17).

В синоптической традиции высказывания о приходе Сына Человеческого (см. Сын Человеческий) на облаках небесных подразумевают предшествующее парусии (см. Эсхатология) небесное царствование Превознесенного, но тексты опять ничего не говорят о том, как Иисус оказался на небесах (Мф 16:27; 24:30; 26:64; Мк 8:38; 13:26; Лк 21:27; 22:69).

1.2. Перемещение на небеса. Другая группа текстов указывает на В., понимаемое как перемещение на небеса, однако не описывает, как именно это происходит. В некоторых из этих отрывков употребляется слово вознесение или его эквивалент (напр., Рим 10:6-8; Еф 4:7-11); в других специальные термины пропущены (напр., Евр 4:14; 6:19-20; 9:24; 1 Петр 3:22). Мысль Иоанна в основном следует этому образцу. Для Иоанна Иисус является тем, кто спускается с небес (3:17, 31; 6:38; 8:23; 13:3; 16:28) и впоследствии возвращается к своему Отцу, пребывающему на небесах (3:13; 13:1-3; 16:5; 16:28). В трех случаях В. Сына четко определяется как «восхождение» (anabaino: Ин 3:13; 6:62; 20:17), но обычно о нем говорится как о «путешествии» к Отцу (poreuomai: Ин 14:2, 12, 28; 16:7, 28) или «уходе» к Отцу (hypago: Ин 7:33; 8:14, 21; 13:33; 14:4; 16:5, 10, 17). В Ин 20:17, где воскресший Иисус разговаривает с Марией, подразумевается, что В. происходит спустя некоторое время после Воскресения: «Не прикасайся ко мне, ибо я еще не восшел (anabaino) к Отцу».

В одном ряду с этими местами нужно рассматривать учение Иоанна о прославлении Сына Человеческого. Трижды Иоанн говорит о том, что Сын Человеческий «возвышается» (hypsoo: Ин 3:14; 8:28; 12:32-34). В этом выражении имеется в виду крест, но лишь постольку, поскольку он является шагом на пути к прославлению (см. Слава). Для Иоанна Страсти (см. Повествование о Страстях), смерть (см. Смерть Иисуса), Воскресение и Вознесение Иисуса являются «часом» Его прославления. Когда этот «час» приближается, Иисус молит: «И теперь, прославь (doxazo) меня Ты, Отче, у Тебя Самого, славою, которую я имел у Тебя, когда мира еще не было» (Ин 17:5; ср. Ин 7:39; 12:16, 23; 13:31-32). Святой Дух (см. Святой Дух), Параклит, дается ученикам* лишь тогда, когда Сын прославлен (Ин 7:39; 16:7).

1.3. Зримое событие. Только Лука описывает В. как зримое событие, происходящее в пространстве и во времени (Лк 24:50-51; Деян 1:9-11). В Деян он относит В. к сороковому дню после Воскресения. Это привело некоторых ученых (напр., Lohfink, Franklin) к заключению, что Лука пытается дать новое понимание В. Он хочет убедить читателей, что В. произошло спустя сорок дней после Воскресения. Иисус вознесся на небеса только после завершения всех явлений, удостоверяющих Воскресение. Другие ученые (напр. Fitzmyer, Maile) отвергают эту точку зрения, доказывая, что два повествования о В. в Лк-Деян являются сценами ухода, а не интерпретациями В.

2. Дохристианские предания о вознесении

Одним из основных достоинств важного труда Лофинка, в котором исследуется В. в Лк-Деян, является полное и подробное рассмотрение сходных традиций в греко-римской и еврейской литературе. Лофинк показывает, что в античности была широко распространена вера в возможность взятия на небеса божьего человека, т.е. особого представителя Бога (или богов).

В греко-римском мире можно выделить две формы повествования о В.: 1) путешествие души на небеса; 2) перенесение живого человека («восхищение»). В иудаизме описаны различные формы В., среди которых: 1) путешествие на небеса с целью получения откровения и последующее возвращение на землю (напр., Завещание Авраама 7:19-8:3); 2) взятие души на небеса после смерти (напр., Завещание Авраама 14:6-7); 3) «восхищение» (перенесение) живого человека на небеса без последующего возвращения на землю (напр., Енох, Илия*, Ездра и Варух); 4) возвращение на небеса Бога или Божьего посланца в конце его явления на земле (напр., Быт 17:22; Юб 32:20 и особ. Тов 12:20-22; см. Апокалиптический).

Лофинк отмечает определенные параллели между греко-римскими историями о В. и повествованиями Луки, такие как упоминание горы, облака и поклонения присутствующих, однако он находит мало лингвистических связей. Гораздо ближе параллели с иудейскими историями о В. Еноха, Илии, Ездры, Варуха и Моисея*. Примечательно использование Лукой в своих повествованиях о В. многих терминов, встречающихся в описании взятия Илии на небеса в LXX (4 Цар 2:9-13).

Но найти близкие параллели с хорошо известными еврейскими историями о В., особенно о В. Илии, еще не значит сказать все возможное о предполагаемом фоне повествований Луки о В. Нужно учитывать также влияние других литературных форм. Имеются параллели с ветхозаветными и новозаветными повествованиями об отправлении посланников (особенно с Мф 28:16-20), с ветхозаветными сценами ухода, следующими за прощальной речью (см. Прощальная беседа), а в отношении Лк 24:50-51 - с Сир 50:20-22 (см. Parsons, 52-58).

3. Два свидетельства о Вознесении в текстах Луки

В Лк 24:50-51 дано краткое описание В., в котором говорится, что Иисус вывел Одиннадцать до Вифании, благословил их и затем «отделился от них и стал возноситься (anaphero) на небо». В Деян 1:9-11 содержится более длинный рассказ, в котором Лука относит В. к сороковому дню после Воскресения. Он сообщает, что, пока ученики смотрели, Иисус «был поднят, и облако скрыло Его из глаз их». Затем явились две ангельские фигуры и сказали: «Мужи Галилейские, что вы стоите, глядя на небо? Этот Иисус, вознесенный от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его отходящим на небо».

Были предложены разнообразные объяснения различий между этими двумя рассказами, а именно: 1) Деян 1:9-11 является позднейшей вставкой; 2) эти два рассказа отражают два разных предания о В., которые Лука оставил без изменения; 3) эти два рассказа относятся к двум различным событиям: первое - к В. Иисуса, последовавшему сразу же за Воскресением, а второе - к окончанию Его явлений во плоти сорока днями позже; 4) эти два рассказа представляют один из тех случаев, когда Лука дважды повествует об одном и том же событии, сообщая в каждом из рассказов различные (т.е. иные по сравнению с другим рассказом) детали, с целью подчеркнуть различные богословские аспекты события.

В настоящее время теории интерполяции или ссылки на потерянные источники почти не находят поддержки среди ученых. Таким теориям недостает конкретных доказательств, и при этом существуют лучшие объяснения указанной выше проблемы. Предположение, что Лк 24:50-51 указывает на В. Иисуса, последовавшее непосредственно за Его Воскресением, а вовсе не на Его уход через 40 дней, находит поддержку в кратком чтении Лк 24:51, в котором опущены слова «и стал возноситься на небо»; однако пространное чтение имеет более прочную текстуальную поддержку, в частности р75. В пользу же того, что Лука в 24:50-51 имеет в виду телесное В. Иисуса, произошедшее не сразу после Воскресения, а спустя какое-то время, свидетельствует Деян 1:2, где Лука говорит, что в своей первой книге Он рассказал обо всем, что делал Иисус до того, как он был вознесен (anelemphthe). Поскольку это же греческое слово Лука использует в сцене ухода в Деян 1:11, можно предположить, что имеется в виду одно и то же событие. Множество сходных деталей в двух рассказах Луки об окончательном уходе Иисуса также подтверждают точку зрения, что в обоих повествованиях описывается одно и то же событие. В обоих отрывках упоминаются Одиннадцать, проповедь всему миру, необходимость оставаться в Иерусалиме до того, как будет дан Святой Дух, роль апостолов как свидетелей В. Иисуса на небеса и возвращение Одиннадцати в Иерусалим. Многие ключевые слова также содержатся в обоих текстах.

Различия объясняются разным расположением двух повествований в тексте (одно - в конце Евангелия, другое - в начале Деяний), а также разными богословскими аспектами В., которые в каждом из двух случаев хотел подчеркнуть Лука. В Евангелии В. является для Луки подходящим завершением всей истории жизни Иисуса. Оно представляет собой цель Его земного служения (Лк 9:51). Уходя, Иисус дает прощальные благословения Одиннадцати, В Деян 1:9-11 В. готовит почву для рассказа о последующих событиях. Иисус поручает Двенадцати их миссию, обещает им Святого Духа и возносится на небеса, чтобы царствовать как живой Господь* Церкви* до своего возвращения «таким же образом».

4. Воскресение и Вознесение

Если бы Лука хотел, чтобы Церковь восприняла В. Иисуса как событие, произошедшее спустя 40 дней после Воскресения, а не непосредственно вслед за Воскресением, можно было бы ожидать, что он будет последовательно, или по крайней мере в большинстве случаев, разделять Воскресение и В. Но дело обстоит иначе. Как и другие авторы НЗ, Лука может говорить о В. как о том, что следует сразу же за крестом, не упоминая Воскресения, а может говорить о Воскресении и В. как о двух этапах единого пути.

В этом отношении важен стих Лк 22:69. В ответе Иисуса членам синедриона на суде (см. Суд над Иисусом) слова «вы увидите...» и «грядущего с облаками небесными» в версии Луки опущены (ср. Мк 14:62). Упомянуто лишь восседание Сына Человеческого на небесах, которое, как сказано, наступает «отныне». Здесь В. и восседание Иисуса на небесах должны последовать сразу за Его смертью. В Лк 24:26 воскресший Иисус вновь связывает свое страдание на кресте со своим вхождением во славу. Никакой промежуточной стадии не предполагается. В Деян 2:32-36 смерть, Воскресение, В. и восседание на небесах тесно связаны. Именно потому, что Бог воскресил и вознес Иисуса, теперь Он объявлен Господом и Христом*. В этой проповеди Лука обращается к Пс 15/16:10 (Деян 2:31), в котором усматривается намек на воскресение Мессии. Утверждается, что, поскольку Давид не восстал из гроба, слова псалма должны относиться к Иисусу. Подчеркивая, что Пс 15/16:10 указывает на Иисуса, Лука говорит, что «Давид не восшел (anebe) на небеса» (Деян 2:34) - восшел именно Иисус. Лука не сообщает, когда произошло это восхождение, однако, судя по всему, здесь не предполагается временного промежутка между Воскресением и восхождением (последнее, по-видимому, понимается в данном контексте как В.).

Другие упоминания о Воскресении, содержащиеся в приводимых в Деян речах, также не предполагают какой-либо промежуточной стадии между Воскресением и В. (ср. Деян 3:15-16; 4:10; 5:30-32; 10:40-43; 13:31-37). Поэтому наиболее правильным представляется заключение, что Лука, вместе с прочими авторами НЗ, считал, что В. последовало за Воскресением. Особым вкладом Луки было добавление сцены ухода, которую в Деян 1:3 он относит к сороковому дню после Воскресения.

5. Редакция или композиция?

Даже если принять, что Лк 24:50-51 и Деян 1:9-11 нужно понимать как сцены прощания или ухода, остается вопрос, построены ли они Лукой на основе воспринятой традиции (редакция) или созданы им самим (композиция). Этот вопрос нелегко решить, поскольку в данном материале отчетливо чувствуется рука Луки.

Лофинк приводит тщательно обоснованный довод в пользу композиции. Он утверждает, что из предания Лука взял сцену узнавания (Лк 24:3643) и сцену, содержащую поручение проповедовать (Лк 24:44-49), которые имеют параллели в других Евангелиях (напр., Мф 28:16-20; Ин 20:19-23; и т.д.), и добавил к ним сцену ухода («восхищения»), которая встречается только у него. Помимо того факта, что только Лука рассказывает об уходе Иисуса, Лофинк замечает, что и в других местах Лука добавляет сцены ухода ангелов* или иных небесных существ (Лк 1:38; 2:15; 9:33; 24:31; Деян 10:7; 12:10), а также, что лексика, стиль и богословская позиция в Лк 24:50-51 и Деян 1:9-11 характерны именно для Луки. На основании этого Лофинк заключает, что Лука сам создал повествования о В., смоделировав их по образу еврейских историй о «восхищении», особенно истории об Илии.

Если намерение Луки состояло именно в том, чтобы представить В. как событие, произошедшее через 40 дней после Воскресения, то тогда добавление им сцен ухода имеет огромное богословское значение. Это добавление свидетельствует о том, что Лука переосмыслил более раннее понимание В. Если же, как утверждают некоторые, Лука рассматривал Воскресение и В. как две стороны одного события, то тогда добавление сцен ухода менее важно. Они лишь сообщают об последнем расставании Иисуса со своими учениками. Тем не менее происхождение этих сцен остается проблемой.

Доводы, побуждающие других ученых утверждать существование традиции, предшествовавшей Луке и легшей в основу его рассказов о В., основываются на совокупности свидетельств. Пытаясь точно указать материал предания, часто отмечают упоминание вполне определенного места, Вифании (Лк 24:50). Некоторые ученые обнаруживают следы предшествовавшего Луке предания о В. в Деян 1:9 (см. Parsons 61, 140-44). Более того, в ряде неканонических текстов также описан окончательный уход Иисуса, и хотя большинство из них можно заподозрить в зависимости от Луки, Парсонс утверждает, что Мк 16:19 и Варнава 15:9 могут быть независимыми свидетельствами (Parsons, 144-48).

В Ин нет сцены ухода, однако евангелист весьма четко разделяет Воскресение и окончательный уход Иисуса к Отцу (Ин 20:17). Наконец, стоит заметить, что Павел, как и Лука, выделяет период времени, когда воскресший Иисус являлся в телесном виде (1 Кор 15:8).

Неясно, следует ли воспринимать буквально срок в сорок дней, в течение которого происходили явления Воскресшего (Деян 1:3). В других местах Лука описывает этот промежуток времени как «много дней» (Деян 13:31). Возможно, он округлил количество дней до сорока, поскольку это было известное священное, «круглое» число. Или же он мог отталкиваться от Пятидесятницы - праздника пятидесятого дня после еврейской Пасхи, обратившись затем к первому подходящему промежутку времени до этого праздника. Единственное место, где Лука также упоминает сорок дней, - это рассказ о посте и искушениях, которые Иисус выдержал перед началом своего служения (Лк 4:2). Одно из предположений состоит в том, что Лука вводит сорокадневный период явлений воскресшего Иисуса, в течение которого тот учил апостолов* о Царстве Божьем (Деян 1:3; см. Царство Божье/Царство Небесное), соотнося этот срок с теми сорока днями, которые Иисус провел в приготовлении перед началом своего служения. В последние сорок дней Иисус готовил апостолов к их служению.

6. Богословие Вознесения у Луки

Хотя мы указали на то, что Лука различает В., последовавшее за Воскресением, и уход Иисуса, последовавший за Его явлениями, всё же эти два события тесно связаны в богословии Луки. Уход Иисуса на небеса подчеркивает Его воцарение на небесах, завершает Его земное служение и, вместе с излиянием Святого Духа, знаменует наступление «последних дней». Повествование о В./уходе является в значительной мере определяющим для христологии, пневматологии, сотериологии, экклезиологии, эсхатологии и миссиологии Луки.

Именно потому, что Иисус теперь царствует на небесах, Его исповедуют как Господа и Христа (Деян 2:36). По Воскресении Он вознесен, воссев по правую руку Бога (Деян 2:33), и сцена ухода подтверждает это. Четырехкратное повторение слов «на небо» в Деян 1:10-11 и та же фраза в пространном чтении Лк 24:51 ясно показывают, к какому миру принадлежит Иисус. В. является зримым и конкретным выражением превознесенного положения Иисуса.

Святой Дух может быть дарован лишь после завершения явлений Воскресшего и ухода Иисуса для того, чтобы царствовать на небесах (Деян 2:33). Дух является не чем иным, как присутствием Иисуса (Деян 16:7), хотя и в иной форме. Некоторые говорят о времени после ухода Иисуса на небеса как о «веке Церкви», но Лука, вероятно, предпочел бы описать это время как «век Духа».

Лука не развивает представление о том, что Иисус умер на кресте ради искупления грехов, несмотря на появление этой мысли в Лк 22:19-20 и Деян 20:28. Вместо этого Лука больше размышляет об Иисусе, входящем во славу через страдания (Лк 24:26, 46; Деян 3:18; 17:3; 26:23) и дарующем со своего вышнего престола прощение* и Святого Духа (Деян 2:38) тем, кто кается (ср. Лк 13:3; 15:7; 24:7; Деян 2:38; 3:19; 5:30-31; 8:22; см. Покаяние).

Те, кто отвечает на весть об Иисусе как распятом, но ныне превознесенном Мессии, становятся членами восстановленного или истинного Израиля*, те же, кто пренебрегает этой вестью, отсечены от народа Божьего (Деян 3:23). Обычно Лука использует слово церковь просто для обозначения местной общины христиан, но в Деян 20:28 «церковью Бога» он называет восстановленный Израиль.

Между уходом Иисуса и Его возвращением должно произойти собирание истинного Израиля, включающего в себя верующих язычников*. Ангельские фигуры, появляющиеся при В. Иисуса, объявляют, что «этот Иисус, вознесенный от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его отходящим на небо» (Деян 1:11). Отметив таким образом будущее возвращение Иисуса, Лука далее очень мало говорит об этом событии. С этого момента его внимание настолько захвачено наступившей после Пятидесятницы необыкновенной эпохой, в которой Христос есть вознесенный Господь Церкви, что Лука ставит основной акцент на свершившейся эсхатологии.

Миссия возвещать Иисуса как распятого Мессию, который ныне царствует на небесах, сначала поручается апостолам (Деян 1:8), а затем продолжается всеми верующими. Эта миссия поддерживается и направляется вознесенным Господом Церкви, главным образом через действие Святого Духа (напр., Деян 4:29-31; 13:1-3; 16:6-10).

Т.о., связанная с В. терминология используется в НЗ как в связи с возвышением Иисуса после Воскресения, так и в связи с Его окончательным уходом на небеса после_завершения всех явлений Воскресшего. Однако эти два события тесно связаны, поскольку оба они свидетельствуют об одном и том же основополагающем пункте апостольской веры, а именно, трансцендентном царствовании Христа как Господа.

См. также Воскресение; Небеса и ад; Слава; Сын Божий; Сын Человеческий.

Библиография. J. G. Davies, He Ascended into Heaven: A Study in the History of a Doctrine (London: Lutterworth, 1958); J. A. Fitzmyer, «The Ascension of Christ and Pentecost», TS45 (1984) 409-40; E. Franklin, Christ the Lord (Philadelphia: Westminster, 1975); J. B. Green, «The Message of Salvation' in Luke-Acts», Ex Auditu 5 (1989) 21-23; D. M. Hay, Glory at the Right Hand: Psalm 110 in Early Christianity (Nashville: Abingdon, 1973); G. Lohfink, Die Himmel fahrt Jesu: Untersuchungen zu den Himmelfahrts - und Erhohungstexsten bei Lukas (Munich: Kosel, 1971); J. F. Maile, «The Ascension in Luke-Acts», TynB 37 (1986) 29-59; G. С Nicholson, Death As Departure: The Johannine Descent-Ascent Schema (SBLDS 63; Chico, CA: Scholars, 1983); M. С Parsons, The Departure of Jesus in Luke-Acts (JSOTSup 21; Sheffield: Academic, 1987); A. M. Ramsey, «What was the Ascension?» in History and Chronology in the New Testament (London: SPCK, 1965) 135-44; P. A. van Stempvoort, «The Interpretation of the Ascension in Luke-Acts», NTS 5 (1959) 30-42.

K. Giles

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова