Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

 

 

ПОКЛОНЕНИЕ

В Англии 14 в.: при поклонении Кресту живот обязательно должен касаться земли, Блок, 1924.

Поклонение волхвов.

СЛОВАРЬ БИБЛЕЙСКОГО БОГОСЛОВИЯ

.

К оглавлению

Иезекииль при виде славы Ягве (Иез 2.1), Савл при явлении воскресшего Христа (Деян 9.4) были повержены на землю и как бы уничтожены. В святости и величии Бога есть что-то подавляющее для твари: она как бы возвращается в свое небытие.

Встретить Бога т. обр. в непосредственном опыте - явление для человека исключительное. Но открывать Присутствие и действие Бога, Его славы и святости во всей вселенной и на протяжении всей своей жизни для него вполне естественно. П. есть непосредственное и вместе с тем сознательное, обязательное и добровольное выражение сложной реакции ч-ка, ощущающего близость Бога: ясное сознание своего ничтожества и греховности, душевное замешательство (Иов 42.1-6), благоговение трепетное (Пс 5.8) и вместе с тем благодарное (Быт 24.48), ликующая хвала (Пс 94.1-6) всем своим существом.

Эта реакция веры захватывает, действительно, все существо, а, следовательно, высказывается также внешними действиями и нет истинного П. без того, чтобы тело в той или иной мере не выражало признания владычества Господа над Его творением и почитания Его тварью, охваченной присутствием Бога и свободно Его принимающей. Однако греховная тварь всегда имеет склонность избегать этой охваченности близостью Бога и ограничить свое присоединение внешними формами, тогда как единственное П. угодное Богу есть исходящее от сердца.

I. ТЕЛЕСНЫЕ ДЕЙСТВИЯ, ВЫРАЖАЮЩИЕ ПОКЛОНЕНИЕ

Эти действия сводятся к двум: к падению ниц и к целованию. То и другое имеют в культе особую свящ. форму, но они всегда связаны с непосредственным движением перед лицом Божиим твари, испытывающей либо панический страх, либо благоговейный восторг.

1. Падение ниц, прежде чем быть непосредственным жестом, представляло особое положение, насильно навязанное более мощным противником, напр., когда Сисара пал, сраженный насмерть Иаилью (Суд 5.27), или когда пленные Израильтяне должны были падать ниц перед Вавилонянами (Ис 51.23). Чтобы не быть принужденным к этому силой, слабый нередко предпочитает сам пойти преклониться перед более сильным и молить его о милости (4 Цар 1.13). На ассирийских барельефах царские вассалы часто изображались коленопреклоненными, с опущенной до земли головой. 'Господу Ягве, К-рый «превыше всего» (1 Пар 29.11), подобает П. всех народов (Пс 98.1-5) и всей земли (95.9).

2. Целованием выражается не только почитание, но и потребность в непосредственном контакте и сближении, свойственном любви (Исх 18.7; 1 Цар 10.1...). Целование идолов (3 Цар 19.18) заключалось у язычников в поднесении руки ко рту (лат. ad os (oris) = к устам; отсюда: adorate; cp Иов 31.26 слл); это знаменовало одновременно и желание прикоснуться к Богу и расстояние, отделяющее от Него. Традиционный жест катакомбной «оранты», сохранившийся в богослужении - простертые руки, кисти к-рых, смотря по своему положению, выражают приношение, мольбу или хваление, уже не заключает в себе целования, но связан с его внутренним смыслом.

3. Все культовые действия, не только обрядовое падение ниц перед Ягве (Втор 26.10; Пс 21.28 слл) и перед ковчегом Завета (Пс 98.5), но и все, что совершается перед жертвенником (4 Цар 18.22) или в « доме Ягве» (2 Цар 12.20), в том числе и жертвоприношения (Быт 22.5; 4 Цар 17.36), иными словами, все действия, выражающие служение Богу, могут быть охвачены одной общей формулой: «поклоняться Ягве» (1 Цар 1.3; 2 Цар 15.32). «Поклонение» стало наиболее адекватным, но также и наиболее разнообразным по содержанию, выражением почитания Бога, перед К-рым ангелы падают ниц (Неем 9.6) и ложные боги обращаются в ничто (Соф 2.11).

II. ГОСПОДУ БОГУ ТВОЕМУ ПОКЛОНЯЙСЯ

1. Один Ягве имеет право на поклонение. - В ВЗ встречаются случаи падения ниц перед людьми, не имеющие никакого предосудительного смысла (Быт 23.7,12; 2 Цар 24.20; 4 Цар 2.15; 4.37) и часто вызванные более или менее ясным ощущением величия Божия (1 Цар 28.14,20; Быт 18.2; 19.1; Числ 22.31; Ис Нов 5.14), но в нем строжайше запрещается всякое проявление П., могущее приписать какое-либо достоинство какому-нибудь из возможных соперников Ягве: идолам, светилам небесным (Втор 4.19), чужим богам (Исх 34.14; Числ 25.2). Нет никакого сомнения в том, что систематический запрет каких-либо следов идолопоклонства укоренил в Израиле глубокое осознание подлинного П. и вложил чисто религиозный смысл в гордый отказ Мардохея (Есф 3.2,5) и трех иудейских отроков перед истуканом Навуходоносора (Дан 3.18). Все это содержится в ответе Иисуса Искусителю: «Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи» (Мф4.10 п).

2. Иисус Христос - Господь. - П., подобающее только единому Богу, объявляется - и какой это «для Иудеев соблазн» (1 Кор 1.23) - подобающим Иисусу распятому, исповедуемому Христом Господом (Деян 2.36). «Бог превознес Его и дал Ему имя, выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних» (Флп 2.9 слл; Откр 15.4). Это П. ( культ) обращено ко Христу, воскресшему и превознесенному (Мф 28.9,17; Лк 24.52), но уже и в обреченном на смерть ч-ке (Мф 14.33; Ин 9.38) и даже в новорожденном Младенце (Мф 2.2,11; ср Ис 49.7) вера узнает Сына Божия и поклоняется Ему.

П. Господу Иисусу ни в какой степени не умаляет непреклонного монотеизма христиан, строго воздерживающихся даже и от внешних проявлений П. ангелам (Откр 19.10; 22.9) и Апостолам (Деян 10. 25 сл; 14.11-18). Но, исповедуя П. Мессии, вочеловечившемуся Богу и Спасителю, они тем самым приходят к открытому отвержению культа Кесарей, представленных в Откр. Ин. в образе зверя (13.4-15; 14.9 слл), и к противостоянию императорской власти.

3. Поклоняться в духе и истине. - Новизна хр-ского П. заключается не только в новизне созерцаемого образа - Бога в трех Лицах; Бог, К-рый «есть Дух», преображает П. и доводит его до совершенства: отныне рожденным от Духа (Ин 3.8) доступно П. «в духе и истине» (4.24). Это П. совершается не только внутренним движением без внешних действий и форм, но через освящение всего существа: духа, души и тела (1 Фес 5.23). Будучи всецело освященными, истинные поклонники уже не нуждаются в Иерусалиме или Гаризиме (Ин 4.20-23), т.е. в национальной религии. Им принадлежит все, ибо они - Христовы, а Христос - Божий (1 Кор 3.22 сл).

П. в духе происходит в единственном храме, угодном Отцу - в теле Христа воскресшего (Ин 2. 19-22). Здесь «рожденные от Духа» (Ин 3.8) присоединяют свое П. к тому единственному П., к-рое угодно Отцу (ср Мф 3.17): они взывают вслед за Сыном возлюбленным: «Авва, Отче!» (Гал 4.6). Наконец, в небесном граде не будет храма, ибо там - Бог и Агнец (Откр 21.22); ни днем, ни ночью не будет прекращаться П. (4.), воздающее честь и славу живущему вовеки (4.10; 15.3 сл).

JdV & JG

Ср.: благовония 2 - богохульство - идолы I - колено - культ - молитва - молчание 2 - служить II ВЗ 1 - сотворение ВЗ IV - страх Божий I

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова