Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

Яков Кротов

СЛОВАРЬ СВЯТЫХ

Мелания Младшая и муж ее Валерий (ок. 383-439). Мелания родилась в христианской и патрицианской семье (род Антониев), когда христианство фактически стало государственной религией Римской империи. Но жизнь ее от этого легче не стала: скорее наоборот. Ее бабушка по отцу, св. Мелания Старшая - была женщина весьма благочестивая, но столь властная, что ближним нелегко было жить с нею. Отец, Публикола, несмотря на возражения дочери, мечтавшей о монашестве, выдал её, четырнадцатилетнюю, за семнадцатилетнего патриция Пиниана Валерия (православное предание помнит его просто как Апиниана). Характером Мелания выдалась, видимо, в бабушку: не она следовала за мужем, а муж - за нею. Отец, однако, не давал ей воли. Результат был печальный. Мелания не хотела иметь детей, но родила сперва девочку, умершую в младенчестве. В 399 г. отец не разрешил ей, беременной, пойти в церковь на ночную службу, и Мелания всю ночь молилась на коленях в своей комнате. Утром она причастилась, вечером родила мальчика, на следующий день умершего. Муж был готов дать ей полную волю, но отец до самой своей смерти в 304 г. требовал, чтобы Мелания вела жизнь, приличествующая римской матроне. Умирая, он попросил у нее прощения за то, что из тщеславия испортил ей жизнь. Супруги столь щедро раздавали милостыню и освобождали своих рабов (до восьми тысяч человек), что род Валериев официально пожаловался императору Гонорию; но тот защитил Меланию. А в 410 году все разрешилось само собой: варвары разграбили Рим, лишний раз доказав, что забота о прочном положении в обществе, суетная всегда, в эпохи кризиса еще и глупа. Одинаково разоренными оказались Мелания с мужем, потратившие деньги на помощь и радость людям, и богатые скряги. Супруги, спасаясь от готов, бежали сперва из Нолы, где они жили у своего друга св. Паулина (называвшего Меланию “блаженной крошкой” и “небесной радостью”), поселились на севере Африки в Тагасте и здесь подружились со св. Августином (он прозвал супругов величественно: “истинные светильники Церкви”). В 417 г. Мелания и Пиниан уехали в Иерусалим и тут приняли монашество (и подружились со св. Иеронимом, автором латинского перевода Библии и знаменитым богословом). В 432 г. Валерий умер, и Мелания из последних средств основала монастырь на Елеонской горе в Иерусалиме. Она прославилась своей добротой (в обители, в частности, была устроена баня, что тогдашним монахам казалось чуть ли не развратом). Рождество 439 года она встретила в Вифлееме и там же умерла спустя неделю, заметив перед смертью, что, хотя она и считает себя хуже других людей, но может сказать, что никогда в жизни не заснула, затаив в сердцу обиду на кого-либо. Её почитали (и почитают) святой на Востоке, а на Западе только после публикации в конце XIX века ее древнего жития возник интерес (но огромный) к Мелании, и в 1908 г. папа Пий X одобрил ее культ. Analecta Bollandiana, VIII (1889), 16-63, XXV (1906), 401-450; Santa Melania Guinore Senatrice Romana. 1905; PG, CXVI, 753-794; 1954, IV, 646. Память 31 декабря, 31 декабря/13 января (на Востоке почитают святой одну Меланию).

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова