Ко входуБиблиотека Якова КротоваПомощь
 

Яков Кротов

К ЕВАНГЕЛИЮ

Мф. 1, 12По переселении же в Вавилон, Иехония родил Салафииля; Салафииль родил Зоровавеля;

Лк 3, 28 Мелхиев, Аддиев, Косамов, Елмодамов, Иров,

№3 по согласованию.Фраза предыдущая - следующая.

См. оглавление истории до Христа.

Иехония был побежден и посажен в вавилонскую тюрьму в 598 году, его преемник Седекия - через двенадцать лет. Седекия приходился Иехонии дядей. Судьбы вроде бы похожие: оба пали жертвой натиска Вавилонской империи. Но Иехония с сыновьями прожили в плену почти сорок лет, а Седекию сразу после ареста заставили смотреть, как убивают его сыновей, после чего ослепили. Более того: Иехонии крупно повезло, потому что царь Авель-мардук (то есть, "Человек Божий") из какой-то царской прихоти его выпустил из тюрьмы и даже осыпал почестями - сравнительно с другими царьками завоеванных стран, которые содержались в Вавилоне на случай всяких политических осложнений, как заложники. Причем этот Божий человек пробыл на престоле всего ничего, полтора года, и был свергнут и убит собственным шурином. Для евреев имя "Авель" к тому времени стало означать именно "дурачок". Небось, убийцу Каина никто не посмеет назвать христосиком - и слава Богу. Язык напоминает о том, что евреи и вавилоняне - один регион, одна кровь, и вся священная история вращается в довольно ограниченном пространстве. Может быть, если бы Авель-Мардук приказал, к примеру, истребить все семейство Иехонии, Спаситель все равно бы воплотился, только родословие у Него шло бы иначе. Грех дело такое - его обойти всегда можно. Но вот доброта есть дело сугубо позитивное, если уж добрый поступок совершен, его не признаешь случайным или неизбежным (хотя цинизм пытается это делать). Помиловал человека - и проложил путь Спасителю, хотя чаще всего сам об этом не подозреваешь - и опять же слава Богу, чтобы не возгордиться. Поэтому прощение всегда - проявление царственной, благородной природы человека, а непрощение - всегда чушь собачья, и ничего более.

* * *

О Зоровавеле мы слишком много знаем из разных источников, и они все разноголосят между собой. Лука (3, 27) считает Салафииля сыном не Иехонии, а Нирия. 1 Пар. 3, 19 считает Зоровавеля сыном не Салафииля, а Федаии, брата Салафииля. Возможные объяснения сводятся к тому, что у Иехонии вообще не было сыновей, поэтому сработал обычай левирата - потомками Иехонии считались потомки его родичей. К несчастью, есть еще совсем редкий источник: четыре клинописные таблички из Вавилона, квитанции на выдачу масла плененному иерусалимскому царю Яукине и его пятерым сыновьям. Точно: " кто умножает познания, умножает скорбь" (Екк 1, 18). Поэтому многие ценят время за его способность уничтожать, стирать информацию. Однако, в жизни каждого отдельного человека время действует и обратным образом: накапливается память, опыт. И то, что опыт этот разный - в религиозном отношении очень смущает, потому что Бог изначально ощущается как нечто неизменное, но чем дольше с Богом, тем "страньше и страньше" Он. Чем больше Его узнаешь, тем меньше Его понимаешь. И насколько скучно и неинтересно раздумывать над проблемой Салафииля - потому что, даже если разгадку возможно найти, значения она не имеет никакого - настолько интересна загадка такого, казалось бы, понятного и ясного Иисуса. Потому что про Салафииля ясно: кто бы ни был его отец, он был всего лишь человек. Про Иисуса же ясно: скольких бы людей не записывали в Его предки, в точном смысле ни один из них не был Его Отец.

 

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова