Один из однокурсников нового Папы Римского по семинарии, священник Роберт Хейган сказал, что у Превоста есть чувство юмора.
Неожиданная характеристика. Кажется, единственная, по которой можно судить о личности этого Папы. При этом на фотографиях он либо не улыбается, либо улыбается сугубо деловой, дежурной улыбкой. Но великий американский комик Бастер Китон на экране вообще никогда не улыбался.
В отличие от героя недавнего сериала «Конклав» (как и более раннего «Молодой Папа») Превост не произносил на конклаве или после избрания горячей речи. На конклаве он в основном разговаривал в небольших группках. Там, возможно, он и нормально улыбался, шутил. Избран он был солидным большинством, более 100 голосов из 130.
Может быть, самое примечательное как раз то, чего Папа Лев XIV не сделал: он не использовал английский язык в своей первой речи. Еще он не закрыл свой аккаунт в Х. Правда, постил он редко и в основном перепечатки, но довольно однозначные, в защиту иммигрантов от трампизма. Как и все католики, он был возмущен выступлением вице-президента Вэнса про иерархию любви: мол, католик сперва любит семью, потом соседей, а уж дальних в последнюю очередь. Это типично баптистская идея, основывающаяся на своеобразном толковании одной фразы апостола Павла. Вэнс, видимо, слышал про католическое учение о «субсидиарности»: что в случае необходимости помочь, христианин прежде всего пытается помочь сам, а уже потом просит помощи у соседей, а государство и ООН вообще в конце очереди.
Трамп сразу заявил, что этот Папа – американский, но трудно придумать менее американского папу. Коллеги по Ватикану звали его латинским янки, и дело не только в том, что Превост провел много лет в Перу. Дело прежде всего во внешности – невероятный коктейль из итальянской, французской, испанской, но прежде всего креольской крови. Собственно «испанская» тут – вежливое обозначение мулатов, которыми были предки по матери. Трудно представить более решительного антипода Трампу и прочил «васпам» — американцам с тяжелой челюстью и кубическим черепом. Прямо хоть сейчас бери и высылай в сальвадорскую тюрьму как незаконного мигранта. Но он же сам себя выслал. Августинианцы – очень миссионерский орден, сравнительно малочисленный, их около 2 тысяч, а францисканцев — в пять раз больше. В США Превост как церковный лидер провел намного меньше времени, чем в Перу или в Ватикане. Более того, как генерал августинианцев он исколесил весь Третий Мир, и одна из редких (пока) его неформальных фотографий – он в резиновых сапогах посреди мутной воды, попал к индийским собратьям во время наводнения.
Комментаторы сразу отметили, что имя «Лев» — в честь папы Льва XIII, который в конце 19 столетия заложил основы католического учения о пролетариате – и, шире, о социальных проблемах современности. Только вот в этом не было ничего особенно «американского» — рабочий вопрос и в Европе стоял ничуть не менее остро. К тому же именно Лев XIII осудил как «ересь американизма» учение разделении религии и государства. Впрочем, осуждение было негромким и никакого влияния не имело – как и учение о рабочем вопросе.
Трамп сделал из избрания Превоста очередное свидетельство величия США, но трамписты уже окрестили его «марксистским папой с идеологией «вок» («вок» — это «отмена», а по сути это новое название для ненавистной расистам толерантности и терпимости). Близкая к Трампу публицистка Лора Лумер окрестила Превоста «маркистской марионеткой». «Марксист» в этой системе координат это и Рузвельт, и королева Виктория, наверное, и Вашингтон с Джефферсоном.
Перу – страна, мягко говоря, небогатая, и совершенно не случайно именно тут жил и преподавал священник Густаво Гутьеррес, один из создателей теологии освобождения, скончавшийся в октябре прошлого года. Превост приехал в Перу в 1985 году – именно в этом году все (все!) перуанские епископы были вызваны в Рим, где Иосиф Ратцингер несколько недель выкручивал им руки, добиваясь осуждения Гутьерреса. Епископы покивали главами своими, а вернувшись в Перу приняли решение, которое нимало Гутьерреса не осуждало. Так, погладили против шерсти, не более. Их можно понять – Рим далеко, а нищета – море, в котором они плавают. Епархия Превоста – одна из беднейших, в ней более миллиона человек, из которых формально 83% католики. На миллион католиков – 90 священников. Один на десять тысяч. А что делать? Если паства голодает, на что жить пастырю?
По той же причине – паства голодает, проблемы сытых второстепенны – Превост, видимо, прохладно относится к попыткам стереть с лица земли не только священников-педофилов, но и епископов, которые не стерли с лица земли священников-педофилов, и соседей священников-педофилов и т.д. и т.п. Эти ревнители чистоты сразу оповестили мировую общественность, что как минимум два раза Превост в качестве администратора не сжег, не повесил, не четвертовал уличенных священников, а просто – как было принято в то время – отправил их на покой. Один казус был в Чикаго, другой в Перу.
Обижены на Превоста и представители сексуальных меньшинств: в 2012 году он критиковал толерантное отношение к «гомосексуальному стилю жизни», к «альтернативным» семейным моделям. В Перу он призывал не рассказывать школьникам о гендере, потому что «гендерная идеология» «старается создать несуществующие гендеры». Он был председателям комиссии по образованию и культуре при епископской конференции Перу в 2019-2022 годах.
Важнее то, что в те же годы Перу буквально трясло от президентской чехарды – за три года пять президентов. Разгоны (с расстрелом) демонстраций протеста – а демонстранты были как раз паства, и епископы оказались на стороне паствы. Превост лично упрашивал в 2022 году президента Педро Кастильо найти «мирное решение в этот крайне сложный момент в жизни демократии Перу». Кастильо не захотел, пытался разогнать парламент и в итоге бежал в Мексику. Что ж, вполне мирные решения – он же не выкатывал против парламента танки. Да и ходил Кастильо в сандалетах из автомобильных покрышек. А может, и ходит.
На фоне своих предшественников Лев XIII кажется блеклым бюрократом. Вряд ли он будет, как Войтыла, использовать папство в интересах перуанской демократии. Точно он не будет, как Ратцингер, обличать ислам и ереси. Будет ли он демонстрировать простоту стиля, ездить на обычном, а не папском лифте в Ватикане? Его первое появление было в традиционной – пышной и дорогой – одежде, тогда как его предшественник появился в простом белом облачении. Но это само по себе ни о чем не говорит.
Один из лучших отзывов, который довелось слышать автору этих строк от римо-католика – автор которого пусть останется неизвестным – был: «Могло быть хуже». Действительно, епископы США имеют репутацию консерваторов, недовольных либерализмом епископов Германии. Но Превост – не «епископ США», и он – вполне в духе папы Франциска – одобрял «синодальный проект» немецких епископов, предусматривающий демократизацию церковной жизни. Одобрял, но ничего не сообщалось о том, чтобы он проявлял какой-то демократизм, будучи в Ватикане заведующим отделом кадров. Это и понятно – кадровик это всего лишь тень босса, которым был Бергольо. Но должность тени не означает, что занимающий эту должность человек – тень. Остается ждать первых решений.
Твердо, наверное, можно сказать одно: ожидать резкой смены курса в отношении Украины и России не приходится. Отношение к Израилю у римских пап традиционно прохладное, и теплее оно за последние полтора года не стало. В Святой Земле у Ватикана слишком много собственных интересов. В России – как и в Китае – особых интересов у Ватикана нет, как и охоты конфликтовать с диктаторскими режимами. Со времен Ивана Грозного римо-католическая Церковь придерживается принципа «не навреди» — имеется в виду, не навредить католикам России (или Китая) обличениями диктаторов и их злодейств.
Украинцы были очень разочарованы в папе Франциске, который имел неосторожность не просто призвать к мирным переговорам, но даже употребить выражения «поражение» и «белый флаг». Да, Франциск не отозвал нунция – своего посла – из России, но он хотя бы в лицо назвал патриарха Кирилла «марионеткой Путина» (употребив грубоватое итальянское слово, обозначающее мальчика, прислуживающего священнику). Это уже много, по ватиканским представлениям. Католиков в Украине очень мало; наверное, сейчас больше украинских мигрантов и беженцев в Италии, и Ватикан им помогает.
Что до споров либералов и консерваторов, левых и правых, то здесь Папы вполне разумно видят себя не лидерами, которые должны задавать тон, а арбитрами, которые лишь фиксируют нарушения на поле. Поправение Запада есть и поправение католиков. В Церкви все чаще ищут – и именно молодежь – не Неба, а твердой почвы под ногами. Порядка, стабильности, надежности, безопасности. Рабочий вопрос вроде бы решен – во всяком случае, пролетариат Италии, Перу или США не звенит цепями. Вопросы о презервативах, разводах, правах женщин и гендерах решаются явочным порядком, просто католик берет и покупает презервативы, а что учение то, учение сё, он игнорирует. Есть уже и сотни женщин-священников, называющих себя католичками; другое дело, что Ватикан считает их самозванками. Остается еще несколько мелких вопросов: есть ли Бог? Христос воскрес? И что из этого следует на практике? Новый Папа считает себя миссионером – интересны будут его ответы и на эти вопросы.
Превост в сапогах: https://cnewsliveenglish.com/news/31333/pope-leo-xivs-historic-ties-with-india-augustinian-roots-humble-visits-and-a-warm-welcome-from-cbci-tt
Скрытый марксист: https://www.theweek.in/news/world/2025/05/09/pope-leo-xiv-the-latino-yankee-who-could-redefine-power-in-the-church.html — тут же « “the promotion of gender ideology is confusing because it seeks to create genders that don’t exist.”