Лже-учёные России: «религиовед» Андрей Дмитриевич Сухов
Определить религию означает определить причины религиозности. Во всяком случае, для определённой психологии. Познание есть познание причин.
Определение религии Андреем Суховым: «Фантастическим отражением … внешних сил, подчиняющих себе повседневную жизнь человека, и является религия. … [Р]елигия существует там, где производство сложно, не подкреплено достаточным опытом, сопряжено с опасностью, не сулит твёрдой уверенности в успехе. Если же производственный процесс даёт надёжный результат, религиозные представления отсутствуют, они не нужны».
Это написано в 2014 году человеком, родившимся в 1930 году. Однако, это определение, было устаревшим уже ко времени рождения автора. Тем не менее, оно вновь и вновь возрождается. В нём соблазнительны два пункта: простота объяснения (религия есть проявление интеллектуальной слабости) и, главное, скрытая аксиома, определяющая религию как иллюзию. Проблема не в том, чтобы доказать, что религия есть иллюзия, а в том, чтобы объяснить происхождение этой иллюзии.
Сухов родился в Иваново в 1930 году, окончил философский факультет МГУ в год смерти Сталина. В разгар хрущёвских гонений на религию защитил кандидатскую «Социальные и гносеологические корни религии», на заре брежневской эпохи докторскую: «Философские проблемы происхождения религии».
В 1982 году возглавил новообразованный сектор истории философии и атеизма в СССР. Входил в редколлегии «Вопросов научного атеизма» и «Научно-атеистической библиотеки».
В 1989 году слово «атеизм» из названия сектора изъяли, вместо «СССР» поставили «русской философии» (не российской!). Сухов остался руководителем сектора, позже ведущий научный сотрудник.
2014 год. Сухову 84 года. Статья «Марксистская трактовка религии» (Философия и общество. 2014. №3).
«В. И. Ленин ввёл в научный обиход термин «социальные корни религии», обозначив им совокупность причин и зависимостей, вызывающих к жизни эту форму общественного сознания. Фантастическим отражением этих внешних сил, подчиняющих себе повседневную жизнь человека, и является религия».
«Как показывают этнографические исследования, осуществляемые среди различных народностей, отставших в своём историческом развитии, не вышедших из стадии первобытности или во всяком случае недалеко ушедших от этой стадии, религия существует там, где производство сложно, не подкреплено достаточным опытом, сопряжено с опасностью, не сулит твёрдой уверенности в успехе. Если же производственный процесс даёт надёжный результат, религиозные представления отсутствуют, они не нужны».
Сухов оправдывается: мол, гонения на религию были, но «они были способны произвести эффект иного рода, чем тот, на который рассчитывали их организаторы. Ф. Энгельс писал, что «преследования — наилучшее средство укрепить нежелательные убеждения», что единственная услуга, которую могут оказать религии её оппоненты, — «это провозгласить атеизм принудительным символом веры».
КГБ, сажая отца Глеба Якунина — в те самые годы, когда Сухов возглавил сектор атеизма — оказывается, хотело помочь верующим!
Только сами верующие виноваты, что не использовали гонения себе на благо.
Из идеи, что религия это компенсация за неудачу в работе, следует заявление:
«Рост в нашей стране в течение последних десятилетий религиозности и клерикализация общественной жизни — следствие не какого-то «возрождения», а, напротив, социального кризиса, отхода от принципа социальной справедливости. Явление это не позитивного, а негативного свойства».
Чубайс ограбил народ народ ударился в религию. Ельцин в храме от нарушения принципа социальной справедливости.
Дело даже не в возрасте. Дело в том, что человек рассуждает ровно так же, как он «рассуждал» в 1953 году. Классический Шариков-Выбегалло. Получает зарплату от государства за рефераты (причём дурные) статей Маркса, Энгельса и Ленина.