Оглавление - English - Указатели именной - предметный - географический -

18 марта 2024 года, понедельник, Москва, 18:30 UTC.

 

Первый день Великого поста (см. подробнее).

 

15 марта 2024 года, пятница, Москва, 18:30 UTC.

 

Псевдо-дети

«Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом» (Лк 16:10)

«Дети Божии». Традиционнейшее выражение. Мы, мол, детишки… Ути-пуси…

У нас тут детсад.

Песочница.

Мы тут в дочки-матери играем.

Боженька, спасибо, что Ты к нашей игре присоединился, оторвался от Своих важных дел, пьешь из кукольной чашечки, где ничего не налито, делаешь вид, что жуешь песочный пирожок, и сам слепил нам песочный кулик, куколку Христа, очень милый-милый, и научил игре в умер-воскрес, радуйтесь, два притопа, три прихлопа.

Ну уж нет!

Жизнь — суета сует, но это суета не в песочнице.

Дети Божии? Ишь… Нам еще расти и расти, чтобы стать детьми Божьими! Мы даже в рабы Божьи не годимся, как пластилин не годится пломбировать зубы. А как кочевряжимся — я свободный человек, мы не рабы, не бары мы… Ну да, пластилиновые люди они такие все из себя свободные-свободные…

Мальки мы, а пыжимся, притворяемся бельками.

Как в анекдоте на заре венерологии. «Доктор, посмотрите, что у моего мальчика с писей». Осмотр. — «Мамаша, мальчика называем парнем, писю членом и лечим сифилис».

Мы вполне половозрелые, взрослые граждане города лжи и насилия. Кто к нам в песочницу попадет… Крест видели? Распятие видели?

Ну да, мы в малом. Мы только Землю изгадили, а сколько во вселенной планет, и до них мы не дотянулись! Пока.

В малом, но в этом малом мы такие, что…

Богу трудно было к нам пробиться не потому, что Он большой, а мы маленькие, а потому что Он Любовь, Слово, Творчество, а мы мелкие пакостники.

Нам еще расти и расти до высокого звания «рабы Божьи», «дети Божьи». Нам еще ползти и ползти из нашего кровавого месива в песочницу Рая. Наше детство впереди, и взрослость впереди, и наше счастье, что наше царство лжи и смерти «малое» в сравнении с чудесным Божьим творением, и что это творение тут, рядом, оно настоящее, и Бог настоящий, и Христос не кукла, и воскресение настоящее.

 

 

Между Богом и бардаком

Благословение — это наиболее древний, видимо, образец действия, в котором человек выступает послом Бога. Послом, почтальоном, посредником.

Кажется, что главный вопрос, не может ли Бог обойтись без посредника.

Только главный вопрос другой: бывают ли ложные благословения? Не настоящие, поддельные, фейковые? Крещение тоже форма благословения — оно бывает ненастоящее? Прощение грехов в таинстве исповеди? Приход Иисуса в хлеб и вино, таинство Евхаристии?

Почему это главный вопрос? Что Бог может обойтись без посредника, очевидно. Но очевидно и то, что Богу не запретишь пользоваться посредниками. В конце концов, Бог мог бы устроить так, что люди не рожали бы друг друга, а просто новые люди появлялись бы из ниоткуда, малышами или взрослыми, без гендеру или с кучей гендеров, с паспортами или/и в бронежилетах. Богу, видимо, как раз нужно, чтобы была эта сложная штука — человек как существо, одновременно способное жить только Богом и при этом именно в Боге обретающее потребность и умение жить со всеми людьми. Четырехмерная конструкция, живая и светящаяся невообразимыми переливами.

А вот с подлинностью у человека большие проблемы. Бывает ложная любовь, так что уж говорить о крещении, миропомазании, апостольском преемстве!

Нужно ли беспокоиться? Конечно, нужно. Человек должен стремиться к правде, подлинности, истинности и слов, и дел.

На протяжении большей — древней — истории люди больше беспокоились о том, кто имеет право получить благословение. Случались, знаете ли, обманы, начиная со знаменитого обмана Иакова, за чечевичную похлебку получившего благословение отца. Что отец передавал настоящую, подлинную силу Божию, сомнений не было.

В современном мире люди чаще беспокоятся о другом конце благословений разных сортов. Боятся контрафакта. Церковь не случайно сравнивали с аптекой, не с магазином. В аптеке подделка может быть смертельно опасной, если плацебо, это будет сравнительно неплохо.

В древности было, как правило, иначе. Религия была делом рода-племени, все друг друга отлично знали. Если возникал конфликт, разделение, то противоположную сторону просто вычеркивали из головы и сердца. Так произошло с разделением евреев на иудеев и самарян. Обе стороны просто считали друг друга собаками (сейчас немножко цивилизованнее, но совсем немножко). Друг на друге не женились, вот отличный критерий.

В современном мире семья и народ перестали контролировать личность. Конечно, кое-где очень даже контролируют, но тогда это не современный мир, а островки архаики в современности. И какой тогда будет механизм передачи, контроля, разоблачения?

Механизмы особенно важны там, где религия выполняет какие-то государственные функции, как в России или в Израиле (где неверующим негде зарегистрировать брак, ездят в Европу). Но даже и там, где религия сугубо частное дело, тоже нужен контроль, без этого будет хаос, бардак.

Минуточку, а чем плох бардак? «Вот у моего отца в Одессе был бардак, так там был порядок!»

Почему бы не объявить, что все субъективно, каждый решает сам, кто реально от Бога передает благодать, а кто нет? Или еще лучше: что «по вере вашей будет вам». Эти слова Евангелия абсолютно про другое, но вот же, приспособили. Бог-де Сам хочет, чтобы наши субъективные чувства и мнения определяли Его действительность.

Позиция ничем не хуже одесского бардака, но встает одна проблема: а сам-то человек при этом остается или превращается в калейдоскоп, в котором стекляшки никак не связаны друг с другом? В лотерейное колесо, из которого выскакивают разные цифры? Окружающим интересно, но с лотерейным колесом все-таки не разговаривают и в интимные отношения с ним не вступают. Оно и само себе, скорее всего, неинтересно.

На самом деле, все проще. Субъективность в некоторых вопросах уместна, а в некоторых нет. Уместна субъективность именно в сфере субъективного — назовем такую субъективность объективной. Мужчина и женщина решают, что их любовь исключает секс с третьими лицами — это их субъективное решение в очень субъективной сфере. Если теперь мужчина заявит, что, если переспал с другой, это его субъективное дело, он будет сволочью, потому что был уговор. Уговор — или завет, или конституция — превращает субъективное в объективное. Мы провели черту, и уже нельзя ссылаться на свое субъективное восприятие всяких черт. Развестись? Да, можно. Но алименты платить придется абсолютно объективными деньгами, не ссылаясь на то, что деньги это всего лишь условные единицы.

Другими словами, человек может не креститься, может креститься у католиков или у православных, — его выбор. Он может считать, что крещение действительно и у католиков, и у православных, или что оно действительно только у православных или только у католиков. Это все нормальная субъективность, объективная. Вот если человек определяет себя как члена православной Церкви, но полагает, что крещен он или нет, дело субъективное — это субъективность ненормальная. Субъективная субъективность. Минус на минус тут никакого плюса не дает. Просто бардак.

Откуда берется субъективная субъективность? Это рвотная реакция на ханжество. Если говорить о России, то даже не на ханжество, а на государственную церковность. В тоталитарном государстве государство берет на себя труд определять, какие религии с их таинствами правильные, а какие мошенничество, обман, вымогательство денег у населения ни за что, за имитацию благословения, крещения, венчания. Церковь оказывается еще одним государственным ведомством, которое одно полномочно выдавать настоящие справки. Все другие справки — фуфло.

Ситуация настолько омерзительная, бесчеловечная, что люди в государственные храмы ходят, даже священниками там становятся, но душа-то ёрзает. Уйти? Боязно, посадить могут, статус потеряется. А как проявить человечность? Объявить, что всё вообще субъективно!

Э нет, все субъективно, но все же ложь есть ложь, правда есть правда, и внутри субъективно отлично можно различить, где обман, а где ложь. Другое дело, что ложь часто бывает бессознательная. Еще большее дело, что Бог милостив. Ухх, как милостив! Если Бог может их воды сделать вино, из вина Себя, а из Себя — человека, то уж наверное он может превратить карася в порося, а заведомо фиктивное крещение — в полноценный ураган Своей Духа. Слава Богу!

Только вот Бог-то Бог, а сам не будь плох, говорила пословица, поскольку «Бог» произносилось (и произносится) с очень мягкой «г». Бог-то простит, но какого ч...рта жить, на это рассчитывая? Это все равно, что идти в публичный дом без денег, рассчитывая, что тебя пожалеют и дадут тебе даром. Или жениться, рассчитывая на то, что жена простит, если чё. То есть, жена-то, может, и простит, этим она и отличается от одесских проституток, но ты же не перестанешь быть козлом? Прощеный козел, но козел? Может, лучше все-таки начать быть человеком? Благословляется быть человеком! И по возможности, без перерывов, а то, знаете ли, бывает, что устраивают перерыв себе от своей человечности, от последовательности, от связности, и тогда... В общем, еще раз, теперь уже в совсем последний, отсылаем в одесский дом терпимости. Такую терпимость терпеть нельзя.

Разумеется, проблема контроля над качеством благодати, отсева заведомых мошенников и самозванцев, есть всюду, где люди объединяются, пусть даже и без государства. Тут католичество и православие используют два разных механизма.

У католиков теоретически так: если все обряды выполнены, то личные качества священника значения не имеют, благодать через него идет «автоматом», подлинная. Даже если он педофил или раскольник. Лишить его благодати священника (епископа) невозможно. Можно сжечь! И сжигали — вон, Савонаролу сожгли, так перед сожжением специальным ножичком кожу с пальцев сосребли, потому что пальцы прикасались к святыне и тем освятились. «О люди, порождения крокодилов...»

У православных посложнее, ближе к Одессе. С одной стороны, запросто лишают сана и объявляют недействительными и благословения от этого человека, и крещения, которые он совершает, и все-все-все. Даже подрясник ему нельзя носить — хотя подрясник нимало не церковная одежда. Ну, кремлевская дисциплина штука такая... С другой стороны, если начальство прикажет или просто если нельзя, но очень хочется, то задним числом объявят, что и таинства были действительны, и отлучение снимут, и, как говорили в старину, «вменят яко небывшее». То есть, вино в воду и наоборот превращают с легкостью необыкновенной.

Вот чего, пожалуй, нигде все-таки нет, так это такого гипер-субъективизма, он же цинизм, недостойный мыслящего существа: мол, благодать на все ваши дома. Не «если Бог захочет, восполнит благодатью и обманщика», а «вы сами восполняете, и только вы». Это уже вера, которая вполне равнодушна и к Богу, и к правде — результат шизофренической судьбы людей с совестью и умом, застрявших в государственной или любой другой принудительной религии.

 

Изменения в человеке: от действующего субъекта к объекту воздействия

Начало «современности», Модерна приходится на рубеж X и XI веков. Люди начали чуть иначе мыслить. Экономический подъём, «развитие капитализма», освобождение личности от внешнего принуждения, — всё это было следствием какого-то не очень понятного по сей день переворота. Следствия не все были позитивные, например, вырос уровень агрессии, нарушилось равновесие, характерное для предыдущих эпох. Начались еврейские погромы, крестовые походы, стали ограничивать права женщин (у многих народов до этого достаточно широкие).

Одно явление можно указать как критическое (хотя, скорее всего,не единственное, а может быть, и не главное). Отношение к человеку.

До XI столетия человек был активным существом. Человек философствовал, проповедовал, работал, любил, делая это как носитель самостоятельной воли. Человек был более, чем сейчас, включен в разнообразные коллективы, но при этом подразумевалось как самоочевидное, что решения человек принимает в конечном счете сам.

Первое проявление того, что нечто изменилось, видно в явлении схоластики. Очень быстро развилась целая сфера, которая не только обслуживала религию и право, государство и человека, но и претендовала указывать, почему человек должен делать то или другое. Религия — источник, фундамент, причина человеческого поведения, ума, идей. Религия не создается людьми из их опыта, оформляя опыт вечного, веру, надежды, а наоборот, религия создает людей.

Следующей на очереди оказалось государство, затем наука, потом философия. Они из порождений людей стали претендовать быть создателями людей.

Последним выдохом умирающей антропологии, для которой человек был самостоятельным существом в самостоятельном мире, стала философия Канта. Но будущее было не за Кантом, а за просвещением. Мир часы, люди детали часов. Молоточки и пружинки, стрелки и винтики.

XIX век увидел стремительный перебор вариантов этой философии, которую можно в целом обозначить как философию дегуманизации. Эта философия ставила своей целью поиск одной истины: что руководит человеком. Аксиомой для этой философии являлось, что человек сам вторичен. Он марионетка обстоятельств, но каких именно?

Гегель указал на государство. Человек — функция власти. Фейербах указал на материю, Штирнер на психологию, Конт на общество, Дарвин на биологию и, наконец, Маркс — на деньги.

Сегодня все эти взгляды живы, сосуществуют, хотя в очень «разбавленном» виде, но зато и распространены в культуре очень широко. Может быть, стоит выделить такое эхо Штирнера как вера в мозг, в нейрофизиологию человека как главный источник его взглядов и поведения. Отсюда и вера в то, что жизнь — конкуренция идей за доминирование. Человек сам не мыслит, он лишь предмет формирования через СМИ, интернет (впрочем, и деньги, и государство тоже входят в перечень). Следовательно, жизнь есть борьба за то, кто будет «творить» людей. Война за мозги прочно стала в один ряд с войнами совершенно обычного типа.

В этом контексте особое значение имеет гуманизм. Он бывает разный, но суть у него одна: убежденность в том, что человек сам себя определяет. Конечно, в «нормальных» обстоятельствах — не под гипнозом, не под пыткой, не в состоянии истерики. Определить «нормальные обстоятельства» невозможно, но они достаточно самоочевидны, чтобы люди ежедневно решали вопрос о вменяемости себя и других. «Вменяем», обладает собой, следовательно, существует, а религия, наука, философия, экономика, коммуникация — производные от человека.

 

Куда катится мир

Выступление Папы о белом флаге, конечно, бздура — так по-польски «вздор», но в «бздура» очень мило перекрытие с совсем другим словом, портмоне, говоря языком Льюиса. Прочел тут, что Папа правильно сказал, Церковь должна быть за мир. Но за мир — одно, а говорить, что потерпели поражение, слабы и должны первыми выкинуть белый флаг — это не за мир. Во-первых, это ложь. Украина не проиграла войну. Потеря части территории — еще не поражение. Разгром под Киевом — это огромная победа, это как битва под Москвой для Гитлера. Запад будет дергаться туда-сюда, но не даст России серьезно продвинуться. Ресурс для этого у него есть.  Во-вторых, нельзя призывать Украину к мирным переговорам, не призывая к тому же Россию. Как нельзя, обличая преступления Израиля в Газе, не упомянуть 7 октября. И наоборот.

Быть за мир означает быть против любой войны. Иначе вон — тут один православный сайт начал перепечатывать статьи о миротворчестве из «Журнала Московской Патриархии» 1949 года. Смех и грех! Видимо, это такая форма протеста против вторжения в Украину.

В том-то и главная проблема современности, что грехи диктатур — Китая и России — вторичны по отношению к грехам демократий. Сперва были викторианцы, потом большевики. Запрет тик-тока — да пожалуйста, но после этого какие разговоры о свободе слова? Значит, лицемерите, для вас безопасность выше свободы слова, а к тому же вы верите в зомбирование, что вообще иррационально. А туда же, за Жозефа де Местра себя выдавать!

Какие-то там «правозащитники» признали российского баптиста, получившего 2,5 года тюрьмы политическим заключенным? А в Украине и в Израиле разве есть альтернативка? Тю-тю... То-то... В Украине вроде даже приняли закон, запрещающий заикаться о возможности переговоров с Россией? Серьезно? И что, на Майдан вышли?Ах, не вышли... Но никто даже пальцем не погрозил? Значит, опять двойной стандарт.

Запад признал выборы недемократичными, потому что оппозицию уничтожили. Позвольте, а я кто?! Я вот, я жив, я на свободе!  А то, что вы объявили оппозицией, было мелкой бузой и сдулось по безыдейности. Выборы недемократичные совсем по другим причинам — и по этим причинам были недемократичны все российские выборы с 1918 года! Но вы прощали Путина недемократичность, когда это было вам выгодно, а теперь вдруг взъегорились! Так грош цена вашему взъегориванию.

Зато гнусное все-таки про Теткино. Это деревня где-то на границе с Украиной, куда якобы вторглись три батальона русских нео-власовцев. Легион Свобода, батальон бурят и якутов и еще что-то.  Белгород и Курск в огне! Они отложились от России! И это уже проникло в «Гардиан». Правда, без упоминания насчет отложившихся от России Белгородской и Курской республик — все-таки стыдно. Сообщения из России «Гардиан» сопровождает фразой: «Не удалось проверить по независимым источникам». Сообщения из Украины — про эти легионы свободы — такая фраза почему-то не сопровождает. И это было бы просто гадко, но ведь там, небось, одно-двух человек-то убили. А это уже реальная гибель вселенной. Вы думали, только если убивают еврея, погибает целый мир? Да нет, если мужика в Теткина зацепило пулей, это тоже конец мироздания...

Утешительное: Запад не гниет, демократии не в кризисе. Потому что это ложь, что Запад был очень демократичен. Как ложь, что Средневековье было христианским и что рыцари были рыцарственны. В демократическом мире всегда было демократии очень мало. Победные реляции конца ХХ века о торжестве света были всего лишь не очень умными и очень хорошо оплачивавшимися фантазиями чиновников и их повелителей. Это плохая новость? Нет, это хорошая новость, потому что она означает, что лопнула не демократия, а мыльный пузырь отчетов об успехах в построении демократии. Демократия же есть, хотя и не такая совершенная и повсеместная, как хотелось бы, и это неплохая база для дальнейшей жизни.

Онанизм или коитус?

Призыв устроить демонстрацию у избирательных участков в полдень — образец безответственности, теперь уже граничащей с подлостью. Аргументация старая: за это не накажут, зато мы увидим, как нас много и как мы сильны. А если накажут? Вопреки закону возьмут и внесут в базу, оштрафуют, отрежут язык? Что тогда будет Навальная делать? Ни-че-го. Точнее, она радостно начнет обличать Кремль, какой он беззаконный и кровавый. Кроме того, даже если не накажут — ну, придем. Сколько раз я приходил в разные точки по призывам и Навального, и других таких же. И видел, что нас мало и мы слабы. И что? Прекратить? Наоборот! Но вот само использование этой риторики — нас много, мы лучшие — оно ведь внедряет в головы очень вредную идею, что количество важнее качества. Ну и уже навязшее про Путина как мафиозного лидера. Глава тоталитарной диктатуры со столетней историей! Как и Ельцин, как и Горбачев! И задача не заменить коррумпированного фюрера на честного (или честную — Навальную), а искоренить фюрерство.

Кстати, обнаружил, что в немецком «Отче наш» «не веди в искушение» глагол ровно тот же, что в слове «фюрер». Боже, не фюрерствуй нас!


А что делать?

Иногда пространства для маневра нет. Сейчас - нет. Господа, идет война, вы что, ополоумели? В этой войне мы, российские демократы, лишились даже той ничтожной поддержки, которая была раньше, потому что Запад - от Украины до Америки - разбираться не будет, он желает уничтожить всех жителей России без различия. Ну, может, не физически, но поставить в такую позу, чтобы нас вообще не было. Как иранцев. Хотите выпендриться? Ну, выходите... Только не выдавайте это за политическое действие. Это политический онанизм, а не коитус. То есть, я ничего против онанизма не имею, как можно, толерантность наше усё, я только за то, чтобы не называть онанизм коитусом.

 

 

 

14 марта 2024 года, четверг, Москва, 7:00 UTC.

 

Я выпустил книгу "Евангелия": 500 страниц, мой перевод Евангелия от Марка и евангелия Фомы, а также четыре синодальных перевода евангелий, но с уникальным оформлением: без нумерации фраз и глав, как обычный художественный текст, читается намного легче, ближе. Не скажу, что заменяет благодать, но ослабляет барьер "уважительности" - "Многоуважаемый Шкаф". 800 рублей, с пересылкой по России около 1050. Продажа по себестоимости (печать и работа верстальщика), которая высока из-за небольшого (100) тиража. Пишите yakovkrotov@yandex.ru

На вопрос, переводил ли я евангелия с греческого — да, конечно. Тонкость, правда, в том, что евангелие Фомы сохранилось отчасти на греческом, отчасти на коптском, и там вообще все сложно с текстом, но я прямо скажу: я популяризатор и основывался на трудах специалистов, не сам изобретал. И не скрываю своей вторичности, когда некоторые скрывают, и даже ее подчеркиваю — моя «вторичность» страхует меня от ошибок. Как переводчик я силен не знанием греческого, а знанием русского. Это лишь кажется, что все русские знают русский... Издание «Евангелие» — второй тираж, первые сто экземпляров были в черной обложке. Там исправлений не очень много, а главное — совершенно другая верстка, я сам освоил и сделал, на мой взгляд, отлично. И печать намного лучше — в Чехове.

И второй вопрос мне задали, совсем другой: ведь и у Сахарова было не много сторонников, малый процент населения страны, как и у Навального. Верно! Но, во-первых, за Сахарова были интеллигенты и некоторая часть интеллектуалов, а за Навального — интеллектуалы, нэпманы и новые аппаратчики («менеджеры»). Во-вторых и главных, сторонники Сахарова не бросали понтов, не преувеличивали его и своего влияния, обладали добродетелью трезвения. Сторонники Навального и он сам изначально прибегли к главному приему рекламирования — колоссальной гиперболизации, на фоне которой даже библейские преувеличения кажутся комариным писком.

Впрочем, вот вчера мне на ютьюбе бросился в глазах заголовок... В общем, танки легиона «Свобода» совершают освободительный рейд по оккупированным Кремлем территории Белгородской и Курской республик. Видеофакт: из окошка, из-за занавесочки снят танк, который едет на расстоянии 500 метров незнакомо куда. Вот что я называю дуболомным военпропом. Это какой-то бред. Бррр...

Нечистота богочеловечности?

«Сие сказал Он, потому что говорили: в Нем нечистый дух» (Мк 3:30)

Один богослов заметил, что нечистота очень условное, динамичное понятие. Варенье в банке – чисто, варенье на поле – нечистота. Зло в человеке – нечистота, да… А Бог в человеке? Бог должен быть где-то там… А Бог в человеке – фу, какая гадость…

Это и есть сущность конфликта вокруг Иисуса. Это спор не о Боге, о человеке, и Евангелие – открытие не Бога, а человека как того, кто чист не в безупречной человечности, а в Боге и с Богом.

 

13 марта 2024 года, среда, Москва, 7:00 UTC.

Изнасилование или грабеж?

Война паразитирует на эмпатии. Живет дама в техасской глубинке, преподает физику или содержит гостиницу, но она считает себя девушкой, которую насилуют, и поэтому призывает посылать оружие и солдат за тысячи километров. Может быть, эта дама — потомок переселенцев из того края, может, она уехала из той далекой страны год назад, а может, тридцать лет назад. Это не принципиально. Принципиально, что точнее было бы сравнить происходящее не с изнасилованием, а с грабежом. Напавший вырвал из рук прохожей хозяйственную сумку. Сумка была старая, невелика потеря, но все же безобразие, так ведь? Но если призыть посочувствовать потере сумки, большой эмпатии не вызовешь. Вот изнасилование — это да, это будит большой эмоциональный отклик как у женщин, так и, особенно, у мужчин. Что у мужчин, важно. Женщина, если ей угрожают насилием, убежит (и убежала ведь за тысячи километров). Мужчина , если при нем женщине угрожают насилием, может и напасть — он защищает не женщину, а свое «мужское достоинство», он самец, охраняющий своих самок.

Этот образ может прикрывать оборонительную войну. В самом деле, именно оборонительную. Беда в том, что образ точно так же оправдывает и агрессию, изображая агрессию превентивной обороной от изнасилования или местью за изнасилования. Такой местью, чтобы никто впредь не! Посягать не смел на наших девушек, да!

А речь-то всего лишь о старой дырявой сумке. Но своей.

 

12 марта 2024 года, вторник, Москва, 7:00 UTC.

Два мира, одна болезнь: насилие

Американские реакционеры настаивают на замене выражений «политкорректность», «культура отмены» на выражение «культурный марксизм». Видимо, лучше переводить как «марксизм в культуре».
Вот есть марксизм в экономике, а есть в культуре. Кажется, слово «марксизм» должно заменить слово «коммунист». Стороонники политкорректности, ЛГБТ, борцы за равноправие чернокожих — марксисты. Байден марксист. Еще марксисты — курды, которые в Сирии единственные союзники США. Курды марксисты, потому что у них культ личности — лидер курдов в тюрьме. То есть, где культ личности, там марксизм.

На это путинизм отвечает возвращением слову «капитализм» бранного оттенка. Но и марксизмом путинизм себя не объявляет, он — патриотизм. Логично было бы объявить себя гуманизмом, потому что патриотизм не посылает войска за границу, а гуманизм посылает.С другой стороны, на Ближнем Востоке защищают не гуманистические ценности, а арказансского фермера, просто это очень превентивная такая защита.

Градус истеричности у американских консерваторов не ниже, чем у кремлевских агитаторов. В Тринити-колледж Оксфорда облили красной краской и порезали портрет Бальфура — очевидно, за его записку 1918 года о том, что пусть у евреев будет «национальный очаг» в Палестине. Сумантра Майтра — член британского Королевского исторического общества и старший редактор «Американского консерватора» призывает власть употребить, наконец силу, потому что люди скоты («Humans are, at their core, animals, responding to positive or negative incentives»), они реагируют лишь на позитивные и негативные команды. Он, правда, не уточняет — расстрелять надо «скота», который облил портрет, или пожизненное. Или публично выпороть. В общем, порядок, орднунг: «Это преступление против главной консервативной ценности — порядка» (It is also a crime against the most conservative virtue of all, order).

Порядок в том, чтобы англичане завоевали Иерусалим и, вместо турок, начали распоряжаться Святой Землей?

Вот почему Путин консерваторам ближе чем... Чем кто? Демократов в России не было никогда, Ельцин же не был демократ.

С птичьего полета. Полтора века назад мощный промышленный подъем дал Западу — прежде всего, Британской империи — колоссальное преимущество. Как оно было использовано? Для расправы с конкурентами — Австро-Венгерской империей, Российской, Турецкой, Китайской, и расширения своей империи. Расширение шло полвека, после чего британский лев был вынужден отступать в свою раковину, проливая крокодильи слезы. К счастью, у него нашелся достойный преемник и союзник — США.

Империи — за исключением Австро-Венгерской — устояли, хотя подсократились. И Турция на месте, и Россия, и Китай. Но в XVI веке было одинаковое количество англичан и японцев, но японской империи и экспансии положила конец атомная бомба, англичане же расселились по планете так, что их раза в четыре больше, чем японцев, а уж территорию занимают раз в 10 большую. Правда, под разными названиями, но язык и культура вполне одна.

А где же свобода с демократией? Ну какая свобода для животных? Мы ж скоты? «На что стадам дары свободы»? Нас надо упорядочивать. «И стричь».

При этом надо понимать, что мощный экономический рывок запада — не результат капитализма. Капитализм лишь оседлал науку и технику, которые были рождены не в банках, а в сердцах и умах людей, стремившихся к свободе, к истине, к человечности. Капитализм растратил ресурс науки на роскошь и самоутверждение. Мир насилия и несвободы никуда не делся, хотя словесное оформление несколько поменялось. Оба мира, хоть и по-разному, погрязли в лицемерии, самообмане и насилии. В разных словесных формулировках элиты насаждают «порядок», в котором свобода личности прямо пропорциональна месту личности в иерархии. «Четкая иерархия необходима, а она расшаталась за последние сто лет» — тот же Майтра, и добавляет: «С дикими животными не разговаривают языком разума» — «One cannot reason with feral animals». Ну да, «патронов не жалеть, пленных не брать».

Для успокоения нервов — о контексте. Римская фреска самых евангельских времен. Ну, из Помпей, видимо, но в музее Гетти в США. Тут трогательность появляется именно, когда оказывается, что девушка стоит на балконе, а мир-то вокруг рушится. уже обрушился, а она все вино из блюдечка пьет... С другой стороны, а что ей делать? Рвать на себе волосы? Бежать в храм? Отдаться патрицию?

Впрочем, это сценарии тех, у кого есть дворцы с золотыми перилами и тунички по сто тыщ сестерциев. У Петра и Павла совсем другие ресурсы, и, знаете, мне они как-то ближе. И когда меня спрашивают, от чего это Бог должен спасать людей, я пожимаю плечами... Ну да, чего скотов спасать, их надо к ногтю... Ну вот и меня к ногтю, причем сразу с двух сторон... Вот тут-то и появляется Он. Как воздух в душной вонючей комнате... Он приходит к заключенному, которого дисциплинируют, приучают к порядку, иерархии и лжи. И мир переворачивается. Все эти насадителя порядка оказываются такими маленькими и ничтожными. «Низложи сильныя со престол и вознесе смиренныя». Ну, «низложи» не в материальном плане. Но главное-то что? То, что я не скот, и материальный план для меня не первый. Мне правда нужна, и Бог — это живая правда. И поэтому я больше сержусь не на каких-нибудь держиморд, хоть кремлевских, хоть капиталистических, а на тех, кто внизу и бредит про антихриста, темные силы и пр. Вы не бойтесь демонов, вы Бога бойтесь, Он Существо такое — если Им не дышать, Он идет дальше... Со мной или без меня. Лучше со мной! Ну пожаалуйста...

Война и имя

Фильм «Ресторан без имени», 2022 год, режиссер Штефан Сарацин уже четвертый в ряду, который можно начать с «Кукушки» (2002, Алексей Рогожкин), затем «Визит оркестра» (2007, Эран Колирин), «Мандарины» (2013, Заза Урушадзе).

Все фильмы построены на одном сюжете: волей обстоятельств заклятые враги оказываются вынуждены быть вместе. Абхаз и грузин, бедуин и иудей, египтянин и израильтянин, финн и русский. Обстоятельства различаются (война в «Кукушке» и «Мандаринах»), мораль одна: все идеи — особенно национальная — ничто, обман граждан. Все люди скотины, им главное поесть, и вокруг еды (питья, лекарств) с них слетает всё наносное — убеждения, религиозные и патриотические идеи — и они кушают совместно, показывая, что такое мир и жизнь.

«Ресторан без имени» выделяется в этом ряду тем, что не только показывает животную сущность человека как единственно настоящее, но и на словах отрицает все слова. «Слово» в фильме обозначается как «имя» — причем, имя Божие. Но имя и есть слово, обозначающее живую личность, высший вид слова. В фильме иудей объясняет бедуину-мусульманину, египтянину, что Имя Божие нельзя произносить, поэтому восхвалять надо именно «Имя», «Шем» (с определенным артиклем — «Ха-Шем»). Бедуин вяло объясняет, что имен у Бога много. Интрига фильма в том, что бедуин помогает иудею (из США) добраться до иудейской общины, чтобы ту не прикрыли власти за малочисленностью. Но что случилось с общиной, зрителю не сообщают, это неважно, а важно, что бедуин и иудей организуют в пустыне процветающий ресторан «Без Имени», где бок о бок пируют мусульмане, иудеи, христиане, не обращая внимания на религиозные предписания относительно еды.

В позднюю античность был такой богословский термин «аномеи» — «безымянцы», так ругали людей, которые считали нежелательным рассуждения о Боге, считая эти рассуждения пустым спором о словах. Сегодня, наверное, сказали бы «агностицизм» — не вообще «не могу знать», а «не могу выразить через слово, не могу дать имя». В «Кукушке» та же мысль выражена тем, что плоду мирного сожительства дают имя «Пшёлты», да и главная героиня объясняет, почему свое настоящее имя никому не сообщит. Знаешь имя, владеешь носителем имени. Убогая и неверная философия доминирования.

Слабое место такой позиции не только в том, что она отрицает способность человека к общению через слова (имена). Эта позиция вовсе не способствует миру, вот в чем засада. Не будет никакого процветающего ресторана в пустыне. Нет и не будет, и не потому, что название неудачное, а потому что логистика не позволит. Война — будет, потому что война есть не результат богословских споров, неудачно произнесенных слов и т.п. Война есть итог неумения общаться, попыток обойтись без слов. «Молчи, за умного сойдешь» — это отражение «мол, ешь, и не будете ссориться». Будут! Именно потому, что молчание для человека есть состояние болезненное. Мы не коровы, не макаки мы. Рожденный говорить может молчать, но ему будет от этого плохо, и окружающим будет плохо. Нужно очень много говорить, очень много слушать, быть гением общения, чтобы научиться молчать по-настоящему, а не потому, что рот занят пережевыванием пищи.

 

*  *  *

 

Фотографии тут, если иного не указано, сделаны мной. Стараюсь каждый день фотографировать (телефоном).

Меня можно поддержать: сбер 903-67753597.

Комментарии отключены, но на вежливые письма (yakovkrotov@yandex.ru) всегда отвечаю письмом и/или на ютьюбе.

 

Я на ютьюбе стараюсь выходить в эфир ежедневно кроме вечера накануне субботы, в 20 часов: https://www.youtube.com/iakovkrotov.

Просьба человеку, с которым мы общались в Питере в сентябре (и он подарил мне чай) - написать мне на ykrotov@yahoo.com. Потерял координаты...

 

Предыдущие тексты

Я священник Православной Церкви Украины. Литургия у меня дома каждое воскресенье в 10 часов: Москва, Пресненский вал, д. 8, кор. 3, кв. 283, домофон по квартире, 8-903-677-53-59. Ближайшая литургия 3 марта в 10 часов.

Пишу я с 1976 года, сайт создан в 1997 году, тут более 6 тысяч страниц моих текстов, пополняю почти каждый день. В моей книге несколько тысяч глав (эссе, исторические этюды, публицистика), более 2 миллионов слов, из которой можно извлечь несколько десятков «обычных» книг. Их темы: история, человек, свобода, вера.

 

Мне можно перевести за рубежом деньги на пейпел: yakov.krotov.donations@gmail.com. Бывают оказии, могут передать, к тому же деньги нужны и на оплату хостинга сайта, который по ту сторону бугра.

Моя почта: ykrotov@yahoo.com.

Для поиска по сайту можно также в google в поисковой строке набрать http://krotov.info, а затем нужное слово.