«Яков

Оглавление

Вера. Афоризмы

14. Страдание

* * *

Бог даже камень болезни может превратить в хлеб веры. Когда это пытаются сделать люди, получается ханжество.

* * *

У Иова случилась импотенция, а смерть жены, детей, скота — это метафора.

* * *

Как любовь поверяется, когда любимые ссорятся, а не когда они вместе пиво пьют, так вера поверяется, когда человек с Богом ссорится.

* * *

Деньги — лекарство нищих. Болезнь — лекарство нищих духом.

* * *

Можно сострадать любому человеку, кроме того, кто требует сострадания.

Иов, что любопытно, не требовал у друзей сострадания или помощи. Он требовал объяснений, да не от друзей, а от Бога.

Выдуманный персонаж, скорее всего. Реально страдающий человек так себя не ведёт, а просто тихо мучается. Книгу Иова написал, скорее всего, один из друзей Иова и этим проявил своё сострадание Иову.

*  *  *

Наша жизнь не вечность, но вечность — наша жизнь. Насколько веруем, настолько вечность превращает нашу суету в дела. Болезнь для неверующего облом, для верующего дело.  Тюрьма без Христа могила, с верой скалолазание. Смерть для неверия конец, для верующего дивертисмент.

*  *  *

Нищий духом отдает кошелек нищему материально. Нищий душой отдает кошелек киллеру или солдату, чтобы тот убил врага.

* * *

Пошлость в религии — это наклейка на автомобиле в США: «Чувствуешь, что далеко от Бога? Угадай, кто от кого убежал?» Правда в том, что иногда убегает Бог. Правда Иова в том, чтобы прокричать Богу: «Постой! Вернись!!» Друзья Иова лгут, потому что пытаются доказать Иову, что он отдалился от Бога, тогда как отдалился всё-таки Бог.

* * *

Страдания сами по себе ничего не решают. Если меня, великого грешника, изобьют в переулке хулиганы, я буду избитым великим грешником, только и всего.

*  *  *

Иов был православный, а утешали его католик, кальвинист и баптист.

* * *

Иова можно было бы пытаться срезать не вопросом «а сам-то», а вопросом «неужели тебя ничего не радует». Тебе плохо — ты весь мир обесцениваешь? Глядишь через чёрные очки?

Да нет, отчего ж. Радует либо что-то очень маленькое, либо что-то очень большое. Очень маленькое — вроде красоты математических формул и изяществ снежинок — книга Иова опускает, а вот про «очень большое» подробно в конце излагает. Бог, Творение... Но ведь человек радуется человеку, а вот с этим и проблемы. Вообще нет «проблемы Иова». У Иова всё умерло, в чём проблема. Есть проблема утешителей Иова. Не сатана послан искушать Иова, Иов послан искушать друзей Иова. Людей серединки. Людей компромисса. Компромисса, который почему-то всегда за чужой счёт. И надо очень опуститься вниз, в мрак, пониже любого наива, ути-пуси и бычков с осликами, чтобы вполне понять, что же сделал Бог Рождеством. Рождество — это компромисс с людьми за счёт Бога.

См.: Страдание - Вера. - Христос - Свобода - На первую страницу (указатели).

Внимание: если кликнуть на картинку
в самом верху страницы со словами
«Яков Кротов. Опыты»,
то вы окажетесь в основном оглавлении,
которое одновременно является
именным и хронологическим
указателем.